Фетиш детства

Голь Перекатная
          В общем, боялись, оказывается, не того. И подкрался небезызвестный зверь отряда песцовых совсем с другой стороны. Причём накрыло одинаково и «казаков», и «разбойников», и «наших», и тех, что «за бугром» высоким.
     ... А что, собственно, происходит? Ну, как вам сказать... Если отоджедствить общество с живым организмом, то для начала очевиднее всего будет «синдром варёной лягушки». Питер Сенге в своей «Пятой дисциплине» использует эту фабулу, чтобы проиллюстрировать процессы, сопутствующие потере бдительности и невнимательному отношению к предупреждающим знакам: в качестве эксперимента некую лягушонку погружают в кастрюлю с водой и ставят на медленный огонь... Вот если её сразу кинуть в горячую воду, - то квакуша отреагирует оперативно: вылетит, что твоя птица. Если же нагревание происходит постепенно – чувствительность притупляется, инстинкт самосохранения не срабатывает... Так она там плавала сначала, кайф ловила, а потом её, сердешную, разморило совсем. И когда температура дошла до критической точки – лягушачий организм был уже не в состоянии  мобилизовать силы для спасения. К слову сказать, книга Сенге отнюдь не про братьев наших меньших, а про социально-производственные динамики. Про людей, объединённых в группы...
     ... Группы. Вот, к примеру, детишки у подъезда. Не тинейджеры, нет. Всё, что происходит с тинейджерами – это уже следствие того, о чём я хочу тут распространиться. Договоримся сразу, что «детишки» - это возрастной сегмент до двенадцати лет. С тринадцати в английском как раз добавляется этот «тин», в четырнадцать в России они уже получают паспорт, а в славной латиноамериканской стране Чили – начинают нести уголовную ответственность...
     Так вот, детишки... У моих ровесников – то есть, у тех, кому сейчас за тридцать - в десять-двенадцать лет голова была занята... как бы это поточнее выразиться... Освоением мира. Мир был огромен, но постижим. Мы чувствовали в нём себя «на своём месте» не только потому, что были частью «самого справедливого и счастливого государства в мире». Не только потому, что воспитание было атеистическим, и продвинутый «хомо сапиенс» провозглашался хозяином своей судьбы и царём природы. Не только потому, что первым в космос попал именно русский человек, и об этом знали с пелёнок все без исключения... Мы – дети, ещё не пережившие взрослых фрустраций, не набившие шишек – были уверены, что сила – в знании. «Знать» и «уметь» было престижно... Да, слова «у меня есть» нередко давали ощущение превосходства. Но куда больше гордились, когда действительно ЗНАЛИ или УМЕЛИ.  Причём, не в смысле -  плюнуть дальше или больше макулатуры принести. Престижно было читать книги, уметь починить дома проводку, выпилить лобзиком шхуну с раздутыми ветром парусами, ходить в театр... если уж совсем не нравилась классическая музыка – по крайней мере знать, кто такие Моцарт или Шуберт. Писать стихи и рассказы.  «Господи, да кто же из русских мальчиков не пишет стихов?..»  Писали, да. Большинство. И девочки тоже...
     И секса в СССР, как известно, «не было». Персонажи наших любимых фильмов, книг и радиоспектаклей были целомудренны. Не думаю, что из-за этого среди моих сверстников выше процент сексуальных расстройств... И мы успели ДОИГРАТЬ. Успели побыть детьми.
     «У них» : Место действия – южное полушарие, уже упомянутая страна Чили, жилкомплекс для «среднего класса». Еду в лифте. Со мною - семилетняя дочка соседки и ещё одна девочка такого же возраста, которую я раньше тут не видела. Обе пухленькие и розовощёкие. В руках - нафинтифлюженные барби. "Каталина, - спрашиваю соседкину дочку, - Это твоя подружка? - указываю при этом на другую девочку, - Как её зовут?" "Сильвия её зовут, - отвечает Каталина и с достоинством поясняет, - Мы подружки, сеньора Анна, но мы не лесбиянки. И барби наши тоже не лесбиянки".
     Сильвия энергично кивает. Занавес...
     «У нас» : Приходит мэйл от бывшей однокурсницы: она в шоке. Заглянула в историал сынкиного компьютера с выходом в интернет. Тихое домашнее дитя одиннадцати лет отроду оказалось завсегдатаем сразу нескольких порносайтов. В ответ на родительские вопли изумлённо хлопало глазами и никак не могло понять, за что ему, собственно, нагорело, если в школе на «основах полового воспитания» им уже всё давно объяснили, а то, что можно увидеть по телевизору – немногим отличается от видеороликов и фоток из сети...
     Нота бене: не уследила моя подруга за ребёнком потому, что вкалывают они с мужем день и ночь... Чтобы было чем за сетевое подключение и ту самую школу платить. Ну и за икру на бутерброд. Только лохи не работают и не делают карьеру... Ходовая, кстати, концепция – «лох». И «у нас», и «у них». Лох – это наивняк, существо доверчивое, нелепое, дольчеигабаны нету у него, и вообще он «не в теме». Лох может быть обаятельным и симпатичным - как Губка Боб из одноимённого мульта. Но от этого он только «лохастее».
     К слову сказать, тематика в саге о Губке Бобе – как и в большинстве нынешних мультяшек – совсем не детская: безработица, политкорректность, производственные отношения, социальный институт лузерства... Это вам не ёжик в тумане. Что говорить об убогой графике, которая и формирует нынче эстетические критерии наших детей, или обилии чёрного – совсем не детского – юмора.
     Однако, всё вышеупомянутое – только одна сторона медали. Другая – так называемый «синдром Питера Пэна». Помните такого? Отчаянный шалун и искатель приключений из волшебной повести Джеймса Барри, герой одноимённого диснеевского мультфильма... Добрый, кстати, мультфильм... Детский. О мальчике, который решил никогда не взрослеть, поселился на острове Нетинебудет и стал вожаком среди других потерявшихся или брошенных мальчишек... «Когда ребёночек вываливается из колясочки, он отправляется в страну Нетинебудет»... И там, конечно, клёво – можно дома на деревьях строить, сражаться с пиратами... Но зато и сказок на ночь никто не рассказывает... Сказки – прерогатива и обязанность взрослых.
     Вот такая интересная вещь происходит: с одной стороны - при нынешнем раскладе – детям детьми побыть в общем-то не удаётся. А с другой – и не взрослеют они толком. Повываливались из колясочек, бродят по острову, бьются с коварными пиратами и прочей нечистью из компьютерных игрушек, а сказочек некому им рассказать... И сами сказочки как-то всё больше повывелись, и сказочников рядом нет – родители или работают, или «любят себя». Модно это сейчас. Типа, чтобы научиться любить ближнего, надо сначала потренироваться на себе. Может оно и так, конечно, но электронная видеонянька не тянет, нет. Да и название у зачарованного острова подозрительное какое-то: Нетинебудет. «Нет и не будет»...
... Не будет..?
     Сначала посмотрим, что же всё-таки имеется в наличии. Поскольку воду в кастрюле нагревали постепенно, лягуха и не квакала... А к тем, кто пытался сигналить с суши, никто особенно не прислушивался. Тревогу, однако, забили многие и достаточно давно. Нейл Постман в начале своей книги «Развлекаться до смерти: общественное мнение в эпоху шоу-бизнеса», вышедшей в 1986-ом, подводит черту под комплексным прогнозом на наше настоящее, сравнивая пророчества Оруэлла и Олдоса Хаксли (перевод мой– А.Н.):
    «Оруэлл боялся, что запретят книги...
     Хаксли утверждал с усмешкой, что в этом не будет нужды, ибо переведутся желающие читать.
     Оруэлл боялся цензурных монстров и того, что нам недодадут информации...
     Хаксли боялся, что её будет столько, что мы превратимся в пассивно воспринимающую массу.
     Оруэлл боялся, что от нас будут скрывать правду...
     Хаксли же правда виделась утопающей в океане мелочей.
     Оруэлл боялся вторичности культуры.
     Хаксли боялся её тривиализации и вырождения.»
     А вот данные не более чем трёхлетней давности: в 2005 году только 31 процент выпускников американских школ были в состоянии понять письменный текст средней сложности, - сообщает газета Boston Globe, ссылаясь на цифры Национального центра образовательной статистики Америки.
     Или – бог с ними, с этими гринго. В 1999-ом году вышла в Буэнос-Айресе хорошая книжка Хайме Етчеверри – «Образовательная трагедия». И в аналогичном котексте цитирует он в ней весьма нелицеприятную статистику по Аргентине: 70% школьников, - способрых связывать буквы в слова и предложения,  - не понимают, что читают.  А дальше перечисляется ряд личностных трансформаций, которые могут быть как причиной, так и следствием данного явления:
• Отсутствие у многих детей и их родителей навыка чтения «для удовольствия».
• Снижение способности самостоятельно делать выводы.
• Отсутствие творческого и созидательного подхода к жизненным ситуациям.
• Отсутствие этических критериев и чёткой системы ценностей.
• Недостаточное осознание исторического контекста и своего места в нём.
• Неспособность установить причинно-следственные связи в рамках линейной и диалектической логики.
• Фрагментарное – в противовес целостному – видение мира.
     ... Понял ли ты, многоуважаемый читатель, что имеется ввиду..?
     «У нас» до подобной катастрофы дело ещё не дошло. Но достижение международных стандартов, видимо, не за горами, так как количество часов на русский язык и литературу из года в год катастрофически сокращается. Из программы выпали «Евгений Онегин», «Герой нашего времени», «Мертвые души», Жуковский, Гончаров, Некрасов. Рассматривается план отмены сочинений. Из закострюлья раздаётся встревоженное кваканье отдельных граждан, но его без труда заглушает хор поборников прогресса и всероссийской компьютеризации школ. Гласит же 17-ая статья Международной Конвенции по Правам Ребёнка от 1989-ого года: «Государства-участники признают важную роль средств массовой информации и обеспечивают, чтобы ребенок имел доступ к информации и материалам из различных национальных и международных источников». Так-то. Без интернета не моги. А вот ещё статья 16-ая родимого нашего Семейного Кодекса РФ: «1. Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции, или незаконного посягательства на его честь и репутацию. 2. Ребенок имеет право на защиту закона от такого вмешательства или посягательства.» Иными словами, чадо моей однокурсницы может обвинить её в «незаконном посягательстве», и суд будет долго разбираться, потому что никаких уточнений насчёт того, где «посягательство», а где «забота о физическом и психическом здоровье» - СК не даёт. Собственно, подобные казусы уже достаточно распространены во всём мире. Демократия ведь.
     Многие явления утрачивают чёткость в глазах распаренного социума. Они двоятся и расплываются. «У них», к примеру, совершенно не зазорно остаться в школе на второй год. «У нас» - это пока ещё нонсенс. А вот концепция «вечного студента» постепенно становится нормой. А что? «У них» вон по десять лет в ВУЗе сидят. Сначала никак не определятся, «Кем быть?» (Маяковского бы им...), переходят с факультета на факультет, потом сдают по паре предметов в год, добреют, матереют и к третьему десятку наконец получают вожделенный диплом. Живут тем временем с родителями, или отдельно – но на их деньги. А родители дают – конечно, «детям» ведь помогать надо. «Девочки» крепят к мобильникам плюшевых поросят и покупают очешники в стиле «хэлло, Китти!». «Мальчики» терзают компьютерных мышей и рубятся с пиратами. И те, и другие жутко боятся аффективных компромиссов, долговременных отношений и ответственности. И те, и другие ждут, что придёт мудрый психоаналитик и решит скопом все их проблемы. А если нет – то они впадут в депрессию, и тогда ими должен будет заниматься психиатр...
     А может, и не впадут. Может, решатся всё-таки на аффективный компромисс, закрепят его узами брака и даже наплодят детишек. Но поскольку полноценного детства у таких родителей не было, а созреть они толком не успели – детишки их тоже будут барахтаться в кастрюле с горячей водой и видеть расплывчатые очертания реалий этого мира сквозь клубы пара... Круг замыкается.
     И можно долго бегать вокруг плиты, пытаясь выключить горелку... Пока не устанешь. Или пока не шуганут. Потому, что всё это ужасно, конечно, но зато рентабельно. Спросите у фабриканта пластиковых цацок для мобильников и розовых ежедневников с сердцами. Реклама, экономика и шоу-бизнес процветают по большей части именно благодаря Детству (вот так, да, с большой буквы) и всему, что с ним связано. Детство превратилось в абстракцию, фетиш, который можно притянуть к чему угодно и трактовать по мере необходимости.
     ... «А был ли мальчик..?»
     Конечно! Его звали Питер Пэн. В качестве героя повести Барри и одноимённого диснеевского фильма он будет существовать вечно и никогда не состарится...