Блокаду прорвали и - мы - живем

Валентина Денисова
Мы впитали в себя этот город с детства.
     Мы – дети и внуки жителей блокадного Ленинграда, тружеников тыла и тех,
кто оборонял его с оружием в руках.
Двадцать лет, как нет на свете моего деда, Изотова Ивана Николаевича, прошедшего всю войну. Десять лет назад умерла моя бабушка, которую в 43 году, беременную, эвакуировали в Вологодскую область.
Бабушка до конца жизни не сметала крошки  со стола, а собирала их на пальцы. Блокадная привычка и спустя 50 лет не отпустила от себя.

Напоминания о тех страшных днях – кругом.
Табличка «Эта сторона улицы наиболее опасна при артобстреле» на Невском, 14.
Пискаревское кладбище, куда мама привезла меня семилетнюю. Здесь покоятся около полумиллиона ленинградцев. В братской могиле. Дневник Тани Савичевой : «Все умерли, осталась одна Таня».
Мои, детские впечатления,были настолько сильны, что : «Мама, пожалуйста, больше никогда меня сюда не привози!»

Парк Победы в трех остановках метро от моего дома. Мама всегда не любила его, повторяя, что это – бывший крематорий. Сейчас  – вполне милое место с аллеями героев, детскими площадками, аттракционами. Для семейного отдыха – и - нашей памяти.

Мы ходим по костям.
Вся Ленинградская область полита кровью.
Останки до сих пор достают…
Пулковские высоты – каждый, выезжая загород в направлении Пушкина, Павловска, Луги – проезжает их. Мама, когда я еще маленькая была, каждый раз говорила , что здесь каждый сантиметр пропитан кровью, шли суровые бои…
 Я думала, что мой дед здесь воевал, ведь на кладбище к нему – Южное – мы и ехали. Потом я узнала, что к защите Ленинграда дедушка отношения не имел. Он воевал во Втором Белорусском фронте, обороняли Сталинград, Кенигсберг…
Это обязательно нужно – сохранять в наших потомках историческую память!

Я уверена, что привезу своих детей и на Пискаревку, и в музей «Разорванное кольцо», и на Площадь Победы. И расскажу, как их прадед героически прошел всю войну. Как голодала их прабабка, но тем не менее – днем работала на заводе, шили и переделывали шинели. А ночью тушили зажигалки…

Так как я была совсем малышкой к моменту смерти дедушки, к сожалению, плохо его помню. И жаль, что он про войну ничего не рассказывал маме – не мог. Показывали военные фильмы – собирался и уходил. И органически не переваривал немецкую речь, что передалось маме – она в школе учила немецкий и люто его ненавидела.

 Кругом – названия улиц, напоминающие нам о подвигах наших дедов и прадедов: улица и площадь Победы, Площадь Мужества, проспекты Ветеранов, Непокоренных, Народного Ополчения, Маршала Жукова и др.

У нас есть именно этот город – блистательный в своем сером, хмуром северно-западном величии – благодаря тому, что сквозь силы, скрипя зубами, ЧЕРЕЗ СЕБЯ, его сохраняли  - КАК МОГЛИ.
Укутывали памятники конструкциями из ткани и досок. Некоторые – снимали с постаментов и закапывали. Те, что полегче.

Мы живем…
Мы в одно мгновение, в перестройку, так легко зачеркнули ценности нескольких предыдущих поколений… объявив их ложными.

Но сказать честно – в нынешнее время я с трудом представляю такое вот, всем миром, каждодневное, каждоминутное проявление героизма.

Спасибо!