Почти невероятная предвыборная история

Жанна Лабутина
Борис Громов. Фото с сайта "Эхо Москвы".

Наверное, следует сказать, что со времени написания этого материала взгляды мои на участников этой истории несколько изменились. Образы потускнели. Тем не менее, в жизни все было именно так, как описано в этой миниатюре. И мне представляется что рассказ заслуживает вашего внимания.

На самом деле эта история никак не связана с выборами, и только случайно совпала с ними по времени. В один из дней первой половины декабря 1999 года я получила редакционное задание сделать репортаж о встрече бойцов 21 бригады особого назначения, вернувшихся с войны. День был морозный. Столбик термометра опустился ниже 30 градусной отметки. Для перевозки бойцов из Округа пришли крытые грузовики, причем, какое-то время после прихода поезда, никто не знал, будут ли машины вообще. Руки примерзали к оружию, но ребята были счастливы, что вернулись, что остались живы, что скоро идти на “дембель”. На бойцах были бронежилеты, а с собой все: от ящиков с оружием, до дизельной электростанции.
По дороге в часть, старший офицер, сопровождавший вернувшихся солдат, подполковник Ю.Л. Рачило трудности с транспортом объяснил просто: большинство имеющихся в Округе машин находится на юге. А после подробного разговора о боевом пути, пройденном 21 бригадой, подполковник, то ли в шутку, то ли всерьез, обратился ко мне с просьбой помочь в организации двух автобусов для встречи приезжающих завтра спецназовцев в количестве 83 человек.
Глава нашего района помогает 21 бригаде особого назначения транспортом, средствами. Семьи погибших ребят получили в городе квартиры. Ничего необычного в просьбе не было, просто я была в этой ситуации человеком случайным. Случайным, но добросовестным.
Вернувшись в город около 17 часов вечера, я помчалась в редакцию, полагая, что нет для меня сейчас дела важнее, чем передать просьбу подполковника местной администрации. Я, конечно, представляла, как странно будет выглядеть эта просьба в моем изложении, но отказаться от попытки передать ее я не могла. Номер приемной главы района не отвечал - короткие гудки сменялись длинными, но трубку никто не брал. Потерянные минуты только усложняли задачу. Рабочий день стремительно приближался к концу. И тогда я начала искать другое решение.

Наивно полагая, что вернувшиеся с войны воины и слово “военкомат” понятия одного ряда, я набрала номер дежурного по военкомату. Дежурный выслушал, но предположил, что военкомат в данной ситуации помочь не сможет: Рабочий день кончается, да и Софринская бригада это ведомство Министерства Внутренних Дел, а городской военкомат - Министерства Обороны.
Мне вдруг стал понятен слышанный недавно рассказ майора - разведчика, о том, как во время Первой Чеченской войны, когда спецназ МВД вел тяжелый бой, неся большие потери, и запросил снарядов у воевавших рядом представителей Министерства Обороны, федералы предложили снаряды у них купить! Потому, что ведомства у них разные! Мне, человеку далекому от войны, акценты эти малопонятны. Вернее, я не хочу понимать их. Я считаю, что можно стать посредине дороги, остановить любую машину, и отвезти солдат в часть! Потому, что это мы посылали их на войну. Мы все!

Сегодня, когда прошло немало времени, я уже не могу точно сказать, какие телефонные номера набирала, но результат был везде один и тот же. Трубку либо не брали, либо отвечали, что рабочий день закончился и предлагали позвонить завтра.

К 19.00 часам ситуация не изменилась. Найти до утра эти автобусы, и успеть оплатить их? Кто это станет делать в нерабочее время? Да и с какой стати? Нужно было быть по крайней мере волшебником, что бы сделать что-то. Оставалась одна маленькая надежда: подключить к решению задачи главного редактора моей газеты. Чтобы найти его, я и отправилась в зал кинотеатра “Победа”. Предвыборная кампания была в разгаре и там проходила очередная встреча с кем-то из кандидатов. Выступал Владимир Винокур. Его плоские шутки не соответствовали настроению, в котором я пребывала. Внимательно осмотрев переполненный зал, нашего главного я не нашла и собралась было уже уходить, но тут... На сцену вышел генерал Громов. Крамольная мысль обратиться к генералу, воспользовавшись тем, что идет предвыборная компания, победила не сразу. Я не настолько наивна, чтобы верить политикам. Ну, в самом деле, кто я? Случайный человек!? Причем тут Громов? С какой радости генерал будет заниматься моими спецназовцами? Но времени на колебания не было, и я написала записку:

Уважаемый Генерал!
Завтра в 10.25 поездом Махачкала-Москва из командировки в Чечню, после 3-х месяцев боёв и зачисток, на Павелецкий вокзал возвращаются бойцы Софринской бригады особого назначения. В количестве 80 человек. Нужны два автобуса.

Как подписаться? Имя мое ничего не объяснит. С Громовым я не знакома. Да и к 21-й бригаде отношения не имею. А ведь, чтобы получить результат, нужна обратная связь.

Секунду, подумав, я написала домашний телефон подполковника, обратившегося ко мне.
И еще - сделала приписку, что только дефицит времени сделал простую задачу неразрешимой.

Генерал - человек дела(так я считала), говорил недолго. Сказав всего несколько слов, он быстро ушел за кулисы. Записку не успели передать! Она осталась лежать на краю сцены, а на сцену опять вышел Винокур... Концерт продолжился...
Последняя надежда быстро таяла. Нужно было срочно что-то предпринять! Но что? Пройти за кулисы на сцену? Нереально. Кто меня пустит, да и зал полон, жаждет зрелищ, проходы до самой сцены забиты людьми. Впрочем, вариантов нет. Сегодня я это вряд ли смогла бы сделать, но тогда на сомнения времени не было. Преодолевая себя, на глазах у переполненного зала, я встала, подняла руку, попросила Винокура передать лежащую на краю сцены записку генералу. Артист просьбу выполнил. С комментариями, конечно... Концерт продолжился.

Все! Теперь я сделала всё, что могла, и даже немного больше. Оставалось ждать. Из зала уходила в подавленном состоянии. Утром, из-за омены электричек на Павелецкий вокзал я не попала. Весь день, волнуясь, прибывала в неведении. О том , как развивались события дальше, узнала только вечером, позвонив домой подполковнику Ю.Л. Рачило... А еще через день, днем, в редакции случайно слышала рассказал нашего редактора, причем, рассказывая, он не знал, ни кто автор странного послания.

Итак, Громову передали записки. Генерал читал, откладывая. Одна из записок привлекла внимание. Содержание записки вы знаете. Генерал позвал помощников, попросил телефон. Тут же нашли номер местной автоколонны. И, под честное слово Громова,практически уже ночью, были заказаны два автобуса. Громов не спросил, кто и почему обратился именно к нему. Не стал выяснять, какому ведомству служат прибывшие солдаты...

То есть, понял и принял ситуацию только Громов! И пришли машины во время! Морозным солнечным днем, утомленным войной и дорогой бойцам не пришлось ехать электричкой.

Впрочем, история на этом не закончилась. Весь ноябрь наша газета печатала платные предвыборные материалы. Места для правдивой и необычной этой истории, за которую, как нетрудно догадаться, платить было некому, на страницах не нашлось. Статью эту, кстати, даже без моего ведома, опубликовали только в самый канун второго тура, когда иссяк запас платных материалов, - 8 декабря! И вскоре, по радио России статью уже цитировали, обвиняя «некую Лабутину» во лжи, корысти и бездействии. Да, меня обвинили в том, что я долго искала, на кого бы переложить свою работу, пока, наконец, не перевалила ее на генерала Громова. Чтобы потом использовать это событие в предвыборной агитации, и подзаработать. Я забыла, что в нынешней России добрые дела наказуемы.
Но невыдуманная моя история не закончилась и на этом. Много времени спустя, в бригаде уже, на праздновании дня Внутренних войск, один офицеров, возвращавшихся в декабре 1999 года в часть с непривычным комфортом, узнал случайно, что я и есть тот самый журналист, что приложил к этому руку и душу. Пробравшись через толпу, молодой человек стал передо мной на колено, и поцеловал руку.
И это была величайшая благодарность, полученная мною за долгую и в общем-то не простую жизнь!