Личный опыт. По следам Шмемана

Ника Близкая
Что такое Церковь? И какова вероятность того, что люди, ищущие смысл жизни (а другими словами, ищущие Бога, потому как только Бог может дать нам смысл) найдут его в Церкви? Почему так много духовных людей отворачиваются от Православия, теряя желание проникновения в его суть, едва с ним соприкоснувшись?
Любые вопросы имеют ответы. И моим толчком для их рассмотрения стала раскрытая на столе книга о. Александра Шмемана* «Евхаристия».

Каждый человек проживает свою неповторимую жизнь и приобретает свойственный только ему опыт. Я могу говорить о своём, может быть, и в нём есть какая-то доля ответов на заданные вопросы.
Будучи выросшей совершенно оторванной от Церкви с её Таинствами, хотя и принявшей Крещение в возрасте четырёх лет, к моменту вступления во «взрослую жизнь» я имела весьма скептическое отношение ко всем религиям, считая, что любая форма, загоняя человека в рамки, убивает в нём искреннее общение с Богом. Это очень распространённая и небезосновательная установка среди людей, которые, по крайней мере, признают, что Бог с нами рядом всегда и везде. Её «небезосновательность» мы рассмотрим ниже, а пока я расскажу о том, что составляло основу моего поиска, что было моей целью в жизни, ибо ничего, кроме пустоты вокруг, я тогда не видела. Я искала людей. Я искала людей, способных на Любовь, на ту самую Любовь, которая объединяет отдельных человеков в Единое Целое. Как было написано в моём дневнике: мне не хватает «настоящих отношений между людьми», «искренности в отношениях», «неограниченной взаимопроникаемости друг в друга»… «катастрофически не хватает всего этого». Я писала, что любовь для меня – «это наподобие перехода от одноклеточных организмов к многоклеточным. Сначала каждый сам за себя, все едят друг друга, "жажда власти и превосходства рулит", а потом (неизвестно каким образом) происходит объединение клеток в многоклеточный организм, в котором каждая отдельная клетка обладает определенной долей альтруизма – фактически - это для меня и есть любовь, так сказать». Я рассуждала так, более исходя из теории эволюции, преподаваемой в школе, но впоследствии, познакомившись с Православным видением смысла христианской жизни, жизни во Христе по Воле Божьей, выполнение которой происходит из Любви к Господу, я увидела, что это именно то, что я и ищу. Но мне по Промыслу Божию глобально повезло в том, что я сразу столкнулась с сутью Православия, с Евангелием и успела проникнуться им раньше внешнего церковного опыта, раньше столкновения с какими-то «неправдами», имеющими быть в церкви, оттого всё это меня уже не отталкивало и не пугало. Я не искала Бога в храмах, и для молитвы храм меня не звал, как сказано в Евангелии: наши тела – суть храм Его, но по благословлению начала искать работу при церкви.
В это время я писала стихи, я писала их каждый день, и мой первый опыт посещения церковных служб не прошел незаметно: в стихах отразилось многое. Для меня до сих пор удивительным кажется тот факт, что несмотря на то, что моё сердце в принципе полюбило почти сразу церковную службу, как единую цельную молитву, вливаясь в неё, как ручеёк в большую красивую реку, несмотря на эту вроде бы гармонию, дома я писала совершенно противоположные стихи, весьма резко и отрицательно отзывающиеся о любых внешних проявлениях службы. А точнее, о любых внешних проявлениях, не соответствующих внутреннему состоянию человека, в момент его якобы «общением с Богом». {Я приведу несколько разрозненных отрывков на эту тему:

***
Что такое богослужение?
В чём служения этого суть?
Это не только удел священников.
И не только избранных путь.

Служба Богу не в том заключается,
Чтобы простоять три часа
В церкви и Ему покланяться,
И приложить ко Кресту уста.

Служба Богу – предназначение
Каждого человека здесь!
Что такое богослужение?
Это самораскрытие есть.

Это самореализация,
Реализация Бога в себе…


***

Фанатичное богослужение
и притворный добренький взгляд
не заменят собой откровения,
что несут те, кто истинно свят,
не заменят собой Света Истины,
что лучится из самых глубин
Царства Неба в земное месиво,
сотворить чтоб из грязи... рубин...

Бог плевать хотел на поклонение,
чем здесь занят каждый второй,
наслаждаясь до упоения
этой в псевдобога игрой.
Нам так нужно всем понимание:
Бог – не нечто на Небесах…
Бог – есть Истинный Путь сознания.
Явим Бога! В своих глазах…

***

Бог не видит поклонов наших,
Бог не видит крестных знамений,
поцелуев причастной Чаши:
всё это внешние проявления...

Бог не смотрит на действия тела.
Он не слышит наш поток слов:
если речь никого не задела -
значит, её не услышал Бог.

Внешний мир не имеет значения:
Бог наблюдает нас всех изнутри.
Нашим душам даёт спасение
самоотдача Богу в Любви!


Вот примерно так это звучало.} А потом я начала постепенно вливаться, привыкать к тому, что происходит в церкви, так сказать, «воцерковляться» и, в какой-то момент, увидев эти свои старенькие стишки, мне вдруг стало очень стыдно, и я начала их удалять, вырезать, чтобы ненароком кто их не увидел, и я бы не послужила поводом-соблазном «хулы на Бога». К тому же я стала более серьёзно относиться ко «внешнему»: если раньше для меня существовало «внутреннее-истинное» и просто «внешнее», то теперь я уже понимала, что христианин – это тот, у кого «внутреннее» всегда соответствует «внешнему», и это всё соответствует Истинному. В этом и заключается исповедование и прославление в нашем мире Господа Иисуса Христа. А то, что на службе настоящих христиан гораздо меньше людей просто интересующихся церковной жизнью, это стало казаться нормальным явлением.

Однако, оказавшаяся в моих руках книга о. Александра Шмемана, как мне показалось, в один момент стёрла эту мою «воцерковлённость», заключающуюся в многомесячной «притирке» к современной Церкви, во имя которой я упорно работала над собой. Вся моя работа превратилась в прах: я вновь оказалась в состоянии понять свой первоначальный протест, относящийся к искажённости сути церковной жизни, которую сам о. Александр выявляет, как кризис Таинства Евхаристии, суть которого заключается в «несоответствии между совершаемым и восприятием этого совершаемого, его переживанием», и это несоответствие отравляет и «подкапывает саму основу церковной жизни».

Чтобы проникнуться глубиной этого кризиса, нужно очень подробно рассматривать каждую главу книги, и я надеюсь, что впоследствии получится осветить данный вопрос. О. Александр прослеживает изменение в восприятии сущности Таинства Евхаристии со времён раннего христианства до настоящего времени: от «Трапезы Господней», когда все причащающиеся в Таинстве соединялись со Христом и друг с другом в Единое Тело Христово, до того, что мы имеем сейчас  - Евхаристию, как Таинство индивидуального освящения, «попаления» своих грехов и очень часто не более того. Истинные христиане никогда не ждали Царствия Небесного где-то за гранью смерти, где Вселюбящий Бог помилует их и дарует им наслаждение вечное, они это Царствие являли собой на Земле своими жизнями, в своих сердцах пронося эту Вечность; через Таинство Евхаристии, образуя Единую Живую Церковь - свидетельство «Неба на Земле». Оттого то так быстро и распространялось христианство в ранние века, потому что встреча язычника с христианином была его встречей с самим Господом, и многие были способны узнать Его. А у нас в настоящее время и те, кто способен узнать Господа, встречаясь с называющим себя «христианином» и не находя в нём Бога, как то должно быть и христианство уже не хотят знать.

Что может найти человек, зайдя в современную церковь?
Каждый может ответить на этот вопрос. И чаще ответы будут не оптимистичны.
Я когда пришла впервые в церковь, чтобы работать в ней, один хороший человек (в сане), я уверена, что из лучших побуждений пробовал отговорить меня: «Бойся закваски фарисейской. Она здесь», - он говорил мне, что и в миру можно служить Богу, а вот в церкви это делать сложно, потому что «нельзя лишнего слова сказать» пусть было бы даже оно от Бога. Вот такой вот опыт. Кто-нибудь ещё поделится своим?

Реальная картина современной Церкви (не знала даже, как написать: то ли с маленькой буквы, то ли с большой, но в кавычках), как собрания людей в Единое Тело Христа для Его прославления очень далека от того, чем она должна быть по своей Божественной Природе, а потому и во многом отталкивающая многих-многих людей, находящихся в поиске, что могло бы заполнить эту внутреннюю пустоту, пропасть, которая зияет в душе практически каждого современного человека.
Человеку нужен смысл жизни, а смысл может дать только Любовь, настоящая истинная. И это единственное, что может человека вывести из Ада. Если человек находит место, где есть Истинная Любовь, а значит место, где Бог среди людей, и оказывается способен воспринять её, то ему ничего уже не страшно.

Почему меня затронула книга Шмемана?
Потому что в ней я впервые нашла то, что искала изначально, ещё до знакомства с современной Православной Церковью. Я искала людей, способных объединиться в Единое, в Истинной Любви, в Боге. Я искала этого, и в книге «Евхаристия» я увидела, что это не просто возможно, что это существовать на нашей земле не только может, но и ДОЛЖНО, потому как все истинные христиане должны являть собой это Единение в Боге, быть Единым Телом Христовым, осколком Рая. И каждая Божественная Литургия должна выявлять эту Церковь (с большой буквы), как единение людей, вместивших в свои сердца Небо.
Что такое Церковь?
Это Люди, свидетельствующие этому миру о том, что приблизилось Царствие Небесное!
И это свидетельство несли в себе ранние христиане, а Таинство Евхаристии было для них единственным источником жизни, как воздух необходимым, потому что только Христос может объединить людей в Себе, наполнив их сердца Любовью.

Если представить, что можно перенести в наше время несколько христиан первых веков, смогли бы они участвовать в Таинстве Евхаристии наших дней? Смогли бы они, так сказать, «воцерковиться»? Я уверена, что они, уже будучи Истинной Церковью, так и остались бы ею, а мы бы назвали их раскольниками и сектантами. Слишком большое различие в том, как воспринимается это Таинство тогда и теперь. Тогда даже предстоятель мог стать оглашенным и отлучался от Чаши, если имел на себе грехи. И время отлучения, предусмотренное для покаяния, люди действительно каялись, потому что отлучение от Причастия – самое страшное для любого христианина - он лишается Неба.

Почему так сложно найти Церковь в современном мире?
Жизнь Церкви, как пишет о. Александр, никогда не была идеальной, но со временем идеальность оказывается потерянной даже в теории и за нормативное состояние давно принимается нечто слишком далёкое от совершенства.
Только вот Небо остаётся идеальным в Вечности. И выбор только за нами искать ли этот идеал и приближаться к нему или довольствоваться прахом земным.
Слава Богу, мы не можем провести эксперимент по перенесению ранних христиан в наше время, да и не полезно бы это было. Однако у современной Церкви есть большая опасность оттолкнуть от себя людей, способных стать истинными христианами в наши дни и отправить их гулять по сектам.
А потому в заключении я хочу привести слова о. Александра Шмемана из его предисловия к книге, которая, я надеюсь, будет разобрана в нашей газете в ближайшее время:
«…я предлагаю обратить наше внимание… на Таинство Евхаристии, на Церковь, этим таинством живущую. Да, я верю, что именно тут, в этом святая святых Церкви – источник чаемого возрождения, в этом восхождение Церкви к Трапезе Господней, в Его Царствие. И я верю, как всегда верила Церковь, что начинается это восхождение с выхода из мира сего, прелюбодейного и грешного, с «отложения всякого попечения». Не идеологическая суета и шум, а – дар неба, вот призвание Церкви в мире, вот источник её служения.
Я верю, что, по милости Божьей, именно Православие сохранило и чрез все века пронесло это видение, это самопонимание Церкви, это знание, что «где Церковь, там и Дух Святой и вся полнота благодати» (Ириней Лионский, «Против ересей».4,18). Но именно потому, что это так, мы, православные, должны найти в себе силу погрузиться в это евхаристическое возрождение Церкви. Речь идёт не о «реформах», «приспособлениях», «модернизации» и т.д. Речь идёт, напротив, о возврате к тому видению, к тому опыту, которым изначально жила Церковь».