От продавца до Мадам

Карусель
Не зли других и сам не злись
Мы гости в этом бренном мире.
И, если что не так - смирись!
Будь поумней и улыбнись.
Холодной думай головой.
Ведь в мире все закономерно:
Зло, излученное тобой,
К тебе вернется непременно.

 
Стихотворение, принадлежащее перу персидского философа Омара Хайяма, не случайно было использовано в качестве эпиграфа к истории героини нашей рубрики. Оно как нельзя точно выражает жизненный принцип одной кировской бизнес-леди, и аккуратно обрамлено на табличке рядом с рабочим местом владелицы сети алкогольных салонов «Мадам Ши» - Веры Шиляевой.

«Я очень эмоциональный человек, но это касается только положительных эмоций, - с доброй улыбкой говорит Вера Васильевна. - К негативной энергии я закрыта, стараюсь сохранять спокойствие — не люблю конфликты. Думаю, всегда можно найти компромисс. Тем более в нашей работе все «завязано» на контакте – если ты относишься к людям искренне и тепло, в ответ получишь то же самое».
Но есть и другой закон энергии: человек добивается того, к чему стремится всей душой. И возможно, в завоевании статуса бизнес-леди не последнюю роль сыграли детские фантазии.

Точка отсчета - мечта

Перед будущей владелицей бизнеса никогда не было проблем с выбором профессии: с ранних лет ее излюбленной детской игрой был «магазин», в котором она с удовольствием исполняла роль продавца «конфет» из песка и известкового «молока».
«Мне это было интересно. Причем, я видела себя в качестве продавца именно продуктовых товаров, - вспоминает Вера Шиляеав. - В те годы сфера торговли считалась очень престижной, и поступить в учебные заведения на продавца было не легко. Моя первая попытка сдать экзамены в торговый техникум потерпела крах: сказали, что из трех вступительных испытаний я не выдержала только сочинение — не раскрыла тему. Времени оставалось мало, и я подала документы в нововятское техническое училище на продавца, где я отучилась десять месяцев. Думала: «Не буду терять время - начну работать, потом обязательно продолжу получать образование». У меня всегда было стремление к учебе. Но планы мои изменились: окончив училище и проработав полтора года в Нововятском ТОРГе, я ушла в декрет и на несколько лет посвятила себя семье и детям».
Прошло четыре года. Но жажда к знаниям не ослабела — хотелось развиваться, идти дальше. Придя в ТОРГ после отпуска, Вера Шиляева написала руководству направление, которое должно было стать «ключом» к обучению в техникуме. «Зачем тебе техникум?» - удивлялась начальница отдела кадров. Будущая ученица робко отвечала: «Восемь лет прошло с окончания школы, многое забылось... И к тому же, чтобы учиться в институте, нужно ехать в другой город, далеко от семьи». «Никуда от тебя техникум не денется, - отмахивалась начальница. - Мне для «галочки» нужно еще одного человека от предприятия отправить на учебу в ВУЗ. Ты съезди, попытайся. Не получится — тогда будешь учиться в техникуме».
Таким образом Вера Шиляева отправилась в Кострому сдавать вступительные испытания в филиал Санкт-Петербургского Торгово-экономического Института, а осенью ей пришла справка-вызов о зачислении. Диплом товароведа-инженера она получила через шесть лет.
«Сейчас я понимаю, насколько важна каждая дисциплина, пройденная в ВУЗе — это в первую очередь ценно для саморазвития, без которого невозможно достичь успехов. Но по окончании института у меня наступила апатия, - признается сегодня бизнес-леди. - Изменилось время: если раньше диплом мог помочь сделать хорошую карьеру в ТОРГах, то спустя шесть лет эти структуры стали расформировываться - происходила градация больший компаний на более мелкие. В это время стало формироваться частное предпринимательство, а я стала задумываться о собственном деле».

Первый бизнес-опыт

В 1997 году, незадолго до дефолта, подкосившего экономику, Вера Шиляева стала частным предпринимателем. «Это был бизнес производства мясных полуфабрикатов, - рассказывает Вера Васильевна. - Я арендовала помещение, нашла поставщиков сырья, наняла штат (он насчитывал порядка 16 человек — это, кстати, достаточно много для малого предприятия), и работа началась. Мы производили около сорока наименований продукции и обслуживали около двадцати пяти торговых точек города. Но через два года пришлось закрыть этот бизнес. И причина была не в сложной экономической ситуации, а в семейных обстоятельствах»...
Сменив места работы, должности (от заведующей магазином и руководителя кадрового отдела до бухгалтера и заместителя директора), накопив солидный багаж знаний и опыта, профессиональный путь Веры Васильевны пересекся с компанией «Русьимпорт Киров». Именно тогда, в 2003 году, будущая владелица сети винных бутиков столкнулась  сегментом продаж алкогольной продукции.
«У нас был очень хороший учитель — ее звали Влада. Она умела так интересно и аппетитно рассказывать о напитках, что у каждого слушателя от ее рассказов возбуждалось желание попробовать. Тогда я поняла, что мне интересна эта тема, - делится воспоминаниями Вера Шиляева. – Понимать отличие элитных напитков я стала после одного случая. В начале работы в фирме мне удалось побывать на дне рождения генерального директора «Русьимпорт Киров» Александра Васильевича Охапкина. Ему преподнесли в подарок две бутылки армянского коньяка десятилетней выдержки различных торговых марок, завязали глаза и дали продегустировать. Как ни странно, и по аромату, и по вкусу именинник отдал предпочтение коньяку, который реализовала его фирма. Лично я равнодушно относилась к алкоголю, тем более к коньякам, поскольку русские напитки приходилось закусывать лимоном, чтобы перебить кислый вкус. Так что мое отношение было негативным. Но в тот вечер на банкете по случаю торжества каждому гостю разлили бокал с армянским напитком. Я долга держала его в руках, коньяк нагрелся и источал такие восхитительные шоколадно-ванильные ароматы, что я не удержалась и попробовала глоток (не смотря на то, что мне предстояло ехать за рулем через пост ГИБДД). С тех пор коньяк стал моим любимым напитком».
Хотя, население в подавляющей массе все-таки предпочитало не элиту, а яркое оформление бутылки и привлекательную низкую цену. Таких и сейчас большинство, но по крайней мере уже треть потребителей стали ближе к званию «ценителей».
Шло время, благосостояние народа улучшалось и внушало уверенность в том, что с годами среднего класса будет становиться все больше, бедных людей — все меньше. Менялось отношение к алкоголю, росла культура винопития: богатые люди привозили из-за границы элитные вина — постепенно рынок стал испытывать потребность в появлении алкогольных бутиков в нашем городе. Спустя пару лет Вера Васильевна решилась на открытие собственного винного салона. Так летом 2005 года появилась фирма «Мадам Ши».

Мадам Вера Шиляева

В эти годы рынок в сегменте элитных вин, мягко говоря, был далек от насыщения: алкоголем в розницу торговали продуктовые сети и заведения общепита. Из организаций на звание бутика претендовал лишь небезызвестный «Мартини». Поэтому острая конкуренция не стала проблемой для новоиспеченного салона «напитков для души».
Вера Васильевна и сейчас с уверенностью признается: «Я всегда относилась к конкурентам лояльно. Не без гордости могу сказать, что к нам приходили люди от аналогичных предприятий, просили, например, рассказать об ассортименте – мы открыты. Нет смысла прятаться. Мы постоянно развиваемся, стараемся вводить что-то новое и не стоим на месте». 
Но тем не менее, ни одна бизнес-история не обходится без преодоления проблем.
Через год после открытия произошла смена акцизных марок. «Это было как обухом по голове для алкогольного бизнеса, - вспоминает Вера Шиляева. – Но я очень благодарна нашим партнерам — оптовым компаниям «Русьимпорт Киров», «Сантори», «Вятский трест», «Вина всего мира» (в те времена - «Пищевик»). Благодаря их отличной работе, мы даже не прочувствовали, что прошел процесс смены марок. У нас никогда не было такого, чтобы полки пустовали».
Однажды Вере Шиляевой сделали предложение в соучредительстве. Она отказала. «Я никогда не кичилась, не отказывалась от помощи. Но я целенаправленно сделала выбор вести бизнес в одиночку. Зачем, как говорится, на одной кухне две хозяйки? Просто когда ты один, за совершенные ошибки спрос только с одного человека. Когда учредителя два, вина валится, как правило, с одного на другого. Но если честно, сейчас я бы не отказалась от инициативного, опытного компаньона – дел очень много. Да, приятно решать проблемы – если умеешь находить выход, это воодушевляет. Но бывает, что я чувствую усталость. Случается, что приходится засиживаться до ночи в офисе даже по выходным. Кстати, я считаю для себя лучшим отдыхом сон и чтение. Книга для меня – это отдушина, я люблю хорошую литературу. Мне нравятся исторические романы, творчество Бальзака, произведения Чехова – в них есть место юмору. Когда мы с мужем вместе читали рассказы этого русского классика, мы хохотали взахлеб. Мне очень нравится театр, хотя жаль, что из-за нехватки времени я бываю в нем так редко. Последний раз мы ходили на спектакль «Орфей и Эвридика» - замечательная и трогательная постановка. Я люблю ездить на автомобиле, причем на дальнее расстояния. В последний раз мы ездили в Йошкар-Олу, меня очень впечатлил этот город. Планов много: например, хочется съездить в аквапарк в Казань».
 «Я по своей натуре человек очень неусидчивый. Не в том плане, что не могу спокойно сидеть, выслушать. Мне всегда хочется чего-то большего, новизны, эксперемента, импровизации! Моя мечта — появление Дома вина в нашем городе, где можно будет приобрести все от дешевых портвейнов до элитных вин, - воодушевленно продолжает Вера Шиляева. - Такого формата еще нет в нашем городе, но он способен привлечь в себе столько внимания, как ни один винный салон. Но, конечно, этот грандиозный проект требует соответствующих вложений, а в настоящее время говорить об этом не приходится. По неутешительным прогнозам, каждое пятое предприятие не выдержит кризиса и закроется. Не исключено и такое, что скоро люди будут заботиться о хлебе насущном, а не о бутылке элитного вина. Сейчас мы даже находимся на перепутье: переходить ли на продажу более дешевой продукции или ориентироваться на богатого клиента (которого, конечно, в Кирове не так много)? Но я верю в лучшее — даже мое имя заставляет меня быть оптимистично настроенной. Я верю, что мы преодолеем кризис. Верю, что однажды в нашем городе появится Дом Вина. И я верю в перспективы».