Это случилось однажды ночью 1934, США

Князь Процент
"Это случилось однажды ночью" (вариант перевода - "Одной счастливой ночью"), 1934, США.
Режиссер - Фрэнк Капра.
Автор сценария - Роберт Рискин.

В главных ролях:
Питер Варн - Кларк Гейбл.
Элли Эндрюс - Клодет Кольбер.
Кинг Вестли - Джеймсон Томас.
Александр Эндрюс - Уолтер Коннолли.

Грандиозный фильм, хорошее настроение после просмотра практически гарантировано. В этой киноленте очень многое в истории кинематографа показано впервые - в первый раз используется сюжет, в соответствии с которым капризная дочка убегает от богатого папы и путешествует с человеком несравненно более бедным, чем она (при этом у нее, конечно же, есть жених); впервые использованы сопутствующие такому сюжету мотивы и еще кое - что (по крайней мере я в более ранних фильмах этого не видел). А еще этот фильм впервые в истории получил целых пять "Оскаров", став абсолютно лучшим фильмом 1934 года (хотя конкуренция была более чем достойной - чего стоит одна "Клеопатра" Сесила ДеМиля, в которой, кстати, египетскую царицу сыграла все та же Клодет Кольбер. А ведь были еще "Тонкий человек" и другие номинированные фильмы).

Пересказывать фильм на сей раз большого смысла нет. Во - первых, некоторые сцены в кино с похожими сюжетами повторяются из раза в раз; во - вторых, фильм лучше все-таки посмотреть, чем читать пересказ; ну а в - третьих, более - менее толковый пересказ фильма есть на "Википедии" (только там страничка называется "Одной счастливой ночью") - поэтому тут я скажу кое о чем другом.

Я не очень большой знаток кино. Просто некоторые фильмы вызывают у меня интерес, вот я их и стараюсь посмотреть. Пожалуй, в литературе и живописи я понимаю немного больше, чем в кинематографе (хотя и там смыслю не очень много). Возможно, в силу такой ограниченности кругозора, а может, по причине исключительности этого фильма, до его просмотра мне никогда не приходила в голову мысль, что можно снять едва ли не эталонную романтическую комедию, не показав в ней ни одного поцелуя. И только посмотрев этот фильм, я понял, что это возможно. "Это случилось однажды ночью" лента лирическая, добрая, удивительно теплая, в ней нет не только ни одного поцелуя, но ни одной драки, экшна вообще минимум. Но смотрится фильм на одном дыхании. У меня на коробочке от диска не написано, сколько он идет, и поэтому по мере его просмотра я загадывал, чтобы он шел еще и еще.

Не могу не сказать несколько слов о своем любимом актере. Гейбл в этом фильме великолепен. Пожалуй, больше всего в старине Кларке вызывает восхищение его умение быть разным в разных фильмах. Казалось бы, имидж его не менялся после этого фильма еще двадцать пять лет: со вкусом одетый красавец с батлеровскими усиками, самодовольной улыбкой и лукавым взглядом, но в то же самое время он очень разный в каждой роли: строгий, забавный и пылкий в этом фильме; ироничный и эгоистичный в "Красной пыли"; сперва убежденный атеист и гордец, а потом преклонивший колени в молитве вновь обретший свою любовь влюбленный в "Сан - Франциско"; Ретт Батлер в "Унесенных ветром" (к этому нечего добавить, хи-хи); пронырливый журналист в "Любовь бегах" (несмотря на внешнюю схожесть сюжетов с описываемым фильмом, эти киноленты очень разные - в том числе благодаря Гейблу) и много, много кто еще. В "Это случилось однажды ночью" есть несколько особенно запоминающихся сцен с героем Кларка: когда он переодевается перед сном в дешевом отельчике; ловит машину; устраивает для своей спутницы постель из соломы; ведет ночную беседу с Элли; и, конечно же, общается с ее отцом. Эта последняя сцена просто великолепна, она звучит примерно так:

Александр Эндрюс (отец Элли): Вы не против, если я задам Вам один вопрос? Вы любите мою дочь?
Питер Варн: Тому, кто ее полюбит, не мешало бы провериться у психиатра.
АЭ: Вы уклоняетесь от ответа.
ПВ: Она прекрасно провела со мной время. Кинг Вестли - ее жених, а ей нужен муж, который будет с ней нянчиться. Если бы Вы были умнее, давно бы выбили из нее дурь.
АЭ: Так Вы ее любите?
ПВ: Нормальный человек не сможет прожить с ней под одной крышей. Она для меня ничто!
АЭ: Я Вас спрашиваю, Вы ее любите?!
ПВ: ДА! ( АЭ церемонно кланяется)Но не смейте меня задерживать, я опаздываю!

Любопытно, что этот фильм принес Гейблу его единственный "Оскар" за лучшую мужскую роль ( на мой взгляд, их могло бы быть и поболе). Еще дважды он номинировался на эту премию - в 1935 за роль в фильме "Мятеж на Баунти" и в 1939 за роль Ретта Батлера в "УВ", но оба раза жюри предпочло ему других актеров - Виктора Маклаглена ("Осведомитель") и Роберта Доната ("До свиданья, мистер Чипс") соответственно.

Так же небезынтересно, что спустя пару лет после успеха "Это случилось однажды ночью" Гейбл снялся в весьма похожем по основной идее сюжета фильме "Любовь в бегах". Однако, как это ни удивительно, тот фильм получился совсем другим - сценарий был написан таким образом, что внимание зрителя было сразу обращено на отличия нового фильма от "Это случилось однажды ночью"; кроме того, в новом фильме было гораздо больше плутовства, погонь, драк, был добавлен шпионский сюжет и т.д., так что лента получилась самостоятельная и интересная.

Ну и в заключении чуть подробнее о наградах. Как я уже отметил, фильм получил пять основных "Оскаров", а именно: лучший фильм, лучший режиссер, лучшая мужская роль, лучшая женская роль и лучший сценарий - адаптация. Помимо этого фильма только две картины удостаивались «большой пятерки»: «Пролетая над гнездом кукушки» (1975) и «Молчание ягнят» (1991).