Бутылочная почта Нептуна

Володя Морган Золотое Перо Руси
Что такое бутылочная, или, как иногда говорят, морская почта? Это явствует из самого названия: брошенная в море, тщательно закупоренная бутылка с письмом внутри.
С давних пор существует такой вид почты. С тех далеких времен, когда не существовало радиосвязи и единого международного сигнала с просьбой о помощи. Тогда моряки часто прибегали к бутылочному способу передачи важного сообщения, заключающему, как правило, последнее «прости» перед лицом неотвратимой гибели. Обыденность и доступность такого средства бесспорны. При этом следует вспомнить, что стеклянные бутылки известны человечеству на протяжении нескольких тысяч лет, и что первая в мире бутылочная фабрика появилась только в 1290 году. Значительно больший «стаж» у всевозможных керамических сосудов. Имея их под рукой в трудную минуту жизни, как не дать о себе знать коротким посланием, использовав свойство бутылки долго оставаться на плаву?!
Вот пример одного из таких печальных писем, обнаруженных в стеклянной посуде.

«Июль, 1750 год. «Бретрен оф Кост» горит в середине Атлантики. Напрасна надежда на спасение кого-либо из экипажа, кроме двенадцати, захвативших шлюпку. Моей матери Элизабет из Лондондери – не плачь обо мне. Моему отцу Томасу Драйдену – позаботься о матери и моих младших сестрах. Стыдно смотреть вокруг. Смелые оказались негодяями, и плач их, похожий на плачь младенцев, наполняет воздух. Чудовища морских глубин ожидают тех из нас, кто осмелится спасаться вплавь. Мы в сотнях миль от любого берега. Мой капитан безуспешно пытается поддержать порядок. Я ожидаю смерти молча. Всевышний да наградит нашедшего это письмо. Пожалуйста, передайте моей...» Нередко сообщения в бутылках являлись единственным свидетельством о судьбе корабля и экипажа. Не случайно в старой Англии, бывшей великой морской державой, под страхом смертной казни запрещалось самовольно вскрывать или разбивать выловленные в воде сосуды.

Заботясь о сохранности посланий с моря, королева Великобритании Елизавета Первая учредила уникальную должность – «королевский вскрыватель принесенных морем бутылок». Английский закон о смертной казни для всякого иного любителя таинственного утратил силу лишь в конце восемнадцатого века.

Об огромной значимости бутылочной почты в те давние времена говорит следующий факт. В 1845 году на двух испытанных кораблях «Эребус» и «Террор» отправилась в суровые широты - из Атлантики в море Беринга - экспедиция капитана Джона Франклина. Отважные моряки намеревались отыскать Северо-Западный ледовый проход вокруг Канады и всей Северной Америки, но ни один из ста тридцати восьми членов экипажа не вернулся домой. Тем не менее известно, что опытный Франклин доверил морской стихии несколько сотен посланий в стеклянных и бронзовых сосудах. В каждой своей записке, помимо других сведений, капитан указывал точные координаты и местонахождение экспедиционных кораблей.

Последнее свое письмо Франклин отправил 12 июля 1845 года с острова Диско. «Я надеюсь сегодня ночью выйти к Ланкастерскому проливу», сообщал мореплаватель. Что было потом – никому неизвестно.

Через три года, в 1848-м, на поиски пропавших в числе других спасателей отправился антарктический капитан Джеймс Росс, командовавший «Эребусом» и «Террором» во время его путешествия в моря Южного Ледовитого океана. Опытный полярник также верил в бутылочную почту и почти ежедневно бросал в море тщательно закупоренные сообщения о местонахождении...

К сожалению, не всегда бог морей Нептун с должной внимательностью и почтением относится к посланиям моряков. Немало предвзятого в том, как он руководит морскими течениями, и не счесть превратностей в судьбе бутылочной почты.

Отправленное в 1750 году послание с горящего «в середине Атлантики» «Бретен оф Коста» было обнаружено лишь в 1957 году. На северном берегу острова Ямайка. И за минувшие более чем 150 лет миру стало известно содержание лишь трех сосудов, брошенных в море экспедицией Джона Франклина.

Записку о гибели в 1841 году парусно-колесного парохода «Президент» подобрали в океане спустя восемь месяцев.

Вековой загадкой была судьба торгового судна «Альбатрос». Сообщение командовавшего им капитана Аллена Гранта с просьбой о помощи посчастливилось выловить морякам советского тунцелова «Обдорск». Но, увы! Помочь было уже нечем. Потому что, как оказалось, координаты необитаемого в свое время острова, на грозных скалах которого столетие назад потерпел крушение экипаж капитана Гранта, соответствовали координатам нынешнего острова Принсипи, где в настоящее время находится большой город и глубоководный порт.

Об особой изобретательности Нептуна можно судить и по морской депеше японца Ханасука Матусиями (по другой транскрипции «Матсуяма»). Жажда приключений и поиска сокровищ повлекла японца в открытое море, но в 1784 году в результате кораблекрушения Матусияма в числе других сорока четырех моряков оказался на необитаемом коралловом островке в Тихом океане. Умирающий от жажды и голода искатель приключений нацарапал на куске коры свою историю, запечатал в бутылку и доверил ее морю. Океан доставил послание с невероятной точностью: на берег близ деревни, где и родился Матусияма. Но спустя полтора века!

Пятьдесят долгих лет числился пропавшем без вести английский пароход «Брунсуик». Прямо на родину, к берегам туманного Альбиона, в Бристольский залив доставил Нептун стеклянный конверт гибнущих моряков. В нем сообщалось, что пароход «Брунсуик» затонул во время шторма у мыса Горн.

Знатоки морских историй с интересом отмечают своеобразные рекорды бутылочной почты. Рассказывают, как в декабре 1935 году один ничего не подозревавший человек, гуляя по берегу Тихого океана в гавани Ванкувер, нашел поросшую тиной бутылку и, разумеется, откупорил ее. В ней оказался номер английской «Таймс» от ноября 1899 года с припиской на полях: «Тому, кто заинтересуется: эту записку бросили с борта «Краунпринсес Сесил» 8 ноября 1899 года у берегов Швеции. Боже, храни королеву! Капитан Чарлз Уайришан».

Бутылка пробыла в пути 36 лет, и королева, которой желали благополучия, умерла за два года до нахождения послания, вероятно, умер и ее автор. Но самое главное заключается в том, что «почта» из Атлантики, от берегов Швеции, преодолев Магелланов пролив, (а, может, обогнув Огненную Землю в Южной Америке) благополучно приплыла в Тихий океан к восточным берегам Канады.

Зафиксированный рекорд по дальности путешествий, совершенных морскими посланиями, принадлежит бутылке, опущенной в воду Тихого океана 27 мая 1945 года. 3 декабря 1968 года ее подобрали на берегу острова Силт (Германия), и за это время она проделала путь длиной в земной экватор – сорок тысяч километров.

В два раза меньше – за 1271 сутки – проплыла бутылка, брошенная на юге Атлантического океана и обнаруженная у западного побережья Новой Зеландии. Зато, как подсчитано, среднесуточная скорость ее была поистине реактивной – восемь с половиной миль ежесуточно.

Другое достижение – на давность времени – достоверно установлено еще в 1856 году.

Все началось с довольно неудачного плавания брига «Грифен» в бурном Бикаскайском заливе. Потрёпанному штормом судну пришлось стать на ремонт в одной из бухт близ Гибралтара. На корабле начались авральные работы, а капитан решил съехать на берег поохотиться. Ко времени его возвращения стемнело, ветер засвежел и для шлюпки потребовался балласт.

По указанию капитана матросы наощупь выворотили и уложили на дно их плавающего средства несколько валунов. По счастью, моряки не выбросили дополнительный груз тотчас по прибытию на корабль. Зато утром они с удивлением обнаружили на дне шлюпки среди валунов небольшой бочонок, до неузнаваемости обросший ракушками.

Внутри бочонка оказался залитый смолой кокосовый орех, а в нем – пергамент с готическими буквами. Это было тревожное сообщение Христофора Колумба королю и королеве Испании о гибели «Санта Марии» и об отказе испанских кормчих с «Ниньи» повиноваться ему. Донесение отчаянного первопроходца проскиталось в океане и пролежало на берегу 358 лет!

Кстати, бочонок, как транспортное средство, гораздо надежнее бутылки.

Стеклянные пузыри могут разбиться о камни или затонуть в результате обрастания водорослями. Крупные морские животные постоянно норовят проглотить их. Особенно отличаются по этой части акулы, чья необычайная прожорливость хорошо известна. Так, давным-давно, по записке, обнаруженной в желудке выловленной морской хищницы, было неожиданно установлено, что богатый и всеми уважаемый плантатор с Ямайки Элиа Мак-Кормик является сообщником страшного морского разбойника Грэхема и что бесследное исчезновение некоторых торговых кораблей – плоды зловредного сотрудничества этих двух «почтенных» джентльменов. Таким же образом, уже в начале девятнадцатого века, моряки из экипажа английского военного корабля «Центурион» отыскали во внутренностях огромной акулы проглоченную ею где-то шкатулку с драгоценностями.

Словом, с бутылкой - из-за ее хрупкости и небольших размеров - могут происходить опасные перепетии. Поэтому, как уже и говорилось, для доставки корреспонденции через моря и океаны чаще всего использовали бочонки.

Помимо Колумба смоляные бочки сбрасывал в море и Джеймс Росс, отправившийся на поиски экспедиции Джона Франклина. А с некоторых пор в обиход океанической почты Нептуна вошли и деревянные буйки со специально высверленными отверстиями и запаянными патронами.

С целью изучения поверхностных течений двадцать таких сигнальных плавучих знаков были преднамеренно сброшены в 1935 году с борта ледокольного теплохода «Садко» в Гренландском море. Всего через пять месяцев большинство научных посланцев оказалась у берегов Исландии. И прежде, чем попасть туда, один из буйков продержался на плаву 174 дня.

До сих пор в научно-исследовательском институте Арктики и Антарктики в Санкт-Петербурге хранится буек-путешественник, опущенный учеными с борта ледокольного парохода «Челюскин» во время его знаменитого «сквозного» рейса по Северному Ледовитому океану.

Через 38 лет морского посланника нашли неподалеку от острова Врангеля. В деревянном футляре - в целости и сохранности - покоилась запаянная стеклянная ампула, внутри которой и находилась открытка ученых.

В конце концов, для того, чтобы дать о себе весточку людям, годится любой более или менее плавающий предмет, оказавшийся под рукой. Так поступил моряк с грузового парохода «Сэксилби» уже во времена существования радиосвязи и сигнала SOS.

Пароход исчез во время его следования из Америки в Иорданию с грузом железной руды. Но погиб ли он? Три года не было никакой возможности установить факт действительной гибели «Сэксилби». Только 23 апреля 1936 года на побережье Уэлльса в Англии нашли банку из-под какао, в которой оказалась записка, наспех написанная матросом первого класса Джо О Кейном: «Пароход «Сэксилби» тонет в районе ирландского побережья. Привет сестрам, братьям и Дине». Как бы в благодарнось за морскую смекалку течение вынесло эту банку из-под какао с последними словами моряка на берег неподалеку от городка Эбердови, где жили его родные.

Оригинален по изготовлению еще один морской свидетель трагедии, разыгравшейся уже в наше недавнее время на необъятных просторах Тихого океана.

Здесь, у Курильских островов, в самом начале 1960 года, жестоким штормом была сорвана с якоря самоходная баржа с четырьмя охранявшими ее советскими воинами. Вот их имена: А.Зиганшин, Ф.Поплавский, А.Крючковский, Ф.Федотов. Сорок девять дней и ночей самоотверженно боролись они с морской стихией, испытывая муки обезвоживания и почти полного отсутствия пищи.

Буквально за сутки до спасения их американскими авианосцами советские воины написали записку, которую поместили в запечатанную патронную гильзу. Капроновой ниткой они привязали гильзу к шесту, прикрепленному к стеклянному шару от рыболовных сетей, подобранному в океане. В довершение всего на шесте был установлен самодельный военно-морской флаг СССР.

Записка четверки, на долю которой выпали трагические приключения, прославившие их на весь мир, до сих пор никем не найдена. Кто станет ее получателем? От тех времен осталась только жизнеутверждающая песенка:

«Зиганшин – буги!

Поплавский – рок!..

Федотов съел второй сапог!»

Перебирая в памяти все, что известно о почте Нептуна, можно вспомнить и о том, как она помогла обнаружить затонувшие корабли с золотом, как после Второй мировой войны с помощью бутылок, брошенных в Тихий океан, удалось установить, в каком направлении дрейфовали сорвавшиеся с якорей японские мины. А если обратиться к науке?

Находки морской почты давно подали ученым хорошую мысль. Во всех концах земли они сбросили в море тысячи и тысячи тщательно закупоренных и запечатанных бутылок с указанием места, времени и цели предполагаемого эксперимента. Тем, кто найдет и возвратит, было назначено вознаграждение. И бесчисленное множество бутылок науки вскоре вновь попало в руки ученых, пролив свет на тайны морских течений, их пути, скорость и взаимодействие с другими течениями.

Одну из таких бутылок исследователи бросили у южной оконечности Австралии. Снаряд ученых пробыл в пути шесть лет и восемь месяцев.

Сначала бутылку прибило к западному побережью Южной Америки. Здесь ее пять раз вылавливали и по просьбе ученых, отпечатанной так, что ее можно было увидеть через стекло, снова отправляли в путь. Затем бутылка обогнула мыс Горн. Ее находили в Атлантике, вылавливали в Индийском океане. Пока, наконец,, обойдя окольными путями весь земной шар, она не вернулась в Австралию и не закончила свое существование на западном побережье, в портовом городе Банбери.

Первые такие исследования на Черном море русские ученые провели в 1864 году. А в 1955 году на берегу речки Курдичиной колхозник-якут нашел бутылку, сброшенную также в досоветскую эпоху 15 августа 1913 года гидрографической экспедицией Северного Ледовитого океана с транспорта «Таймыр». На обороте листка был адрес, по которому следовало отослать находку: «Россия, Санкт-Петербург, Главное гидрографическое управление». Якут долго оставался в недоумении. Санкт-Петербурга в то время уже не существовало, а был Ленинград, но якут ничего такого не знал об этом.

В настоящее время функция бутылочной почты, как слезной просьбы о помощи гибнущим, практически сведена к нулю. Сегодня это просто средство человеческого общения, сопряженного с приятной неожиданностью... Известны случаи, когда моряки, благодаря бутылочной почте, благополучно разрешали свои личные дела.

Один такой произошел в 1979 году. Отец восемнадцатилетней Винценты Парасси, рыбак из итальянской деревни в Калабрии, выловил в море закупоренную бутылку и принес домой, чтобы показать дочери. В бутылке оказалось письмо 26-летнего моряка Карла Христиана из Норвегии. В письме загрустивший моряк предлагал – случись найти его послание девушке – свою руку и сердце. Когда текст письма был тщательно переведен, девушка без долгих раздумий отписала свое согласие по указанному адресу.

Более двадцати лет насчитывает история добрых взаимоотношений тружеников Мурманского тралового флота и жителей норвежского острова Финней, начавшаяся столь редкостным способом. Встречая Новый год, радостные советские рыбаки отправили морем коротенькую записку: «Всем гражданам земного шара! Мы, моряки БМРТ-251 «Гоголь», поздравляем всех людей земного шара с праздником! Желаем в новом году мира во всем мире, большого человеческого счастья!»

Через два года бутылка, в которой отправилось по морям–по волнам это обращение -- на удивление благополучно -- выбросилась на берег, где ее нашел двенадцатилетний финнейский островитянин Одд Туре. Об находке узнал изучавший русский язык связист из города Осло Гуннар Раббос. Так образом завязалась оживленная переписка между мурманскими рыбаками, норвежским связистом и островитянами из провинции Финмарк.

А не так давно веселых бутылок-почтальонов прибавилось. И совершенно точно: на две тысячи. Именно столько их сбросили в море моряки Португалии в те дни, когда их страна готовилась торжественно отметить праздник национальной культуры – день общин. В каждой бутылке – поздравительное послание, адресованное португальцам, проживающим за границей. А в 20-ти склянках – дополнительный сюрприз: бесплатная туристическая путевка в Португалию.

Справедливо в данном случае изречение: моря и океаны объединяют людей разных континентов. Но планета Земля это всего лишь одна искорка среди 250 миллиардов звезд, входящих в систему Млечного пути. На заре космической эры межзвездные пространства представляются человеку необозримым океаном и встают, казалось бы, неразрешимые вопросы.

Например, как связаться с разумными существами других планет, других миров. По радио? Но ученые в наши дни – как моряки в пору древнего мореплавания. А космический корабль (не правда ли?) после выполнения задачи очень похож на пустую стеклянную бутылку, путешествующую по воле гравитационных волн и ветров.

Первым посланием людей в космос, разработанном на основе современных достижений науки и техники, был металлический вымпел, помещенный на советской автоматической межпланетной станции «Луна-1», начавшей путешествие в космосе 2 января 1959 года.

На борту своих пионеров американские ученые разместили металлические пластинки, содержащие минимальные сведения о Земле и о солнечной системе. Два «Вояджера», прошедшие вблизи Юпитера и Сатурна, несут на себе более сложное письмо.

На борту каждого из «Вояджеров», как в бутылке, закупорена и брошена в океан космоса видеопластинка со специальным устройством, преобразующим звуковой сигнал в телевизионное изображение. 118 фотографий рассказывают о нас, о нашей планете и цивилизации; 90 минут посвящены музыке. Чтобы рассказ получился более полным, в послание включено двенадцатиминутное звуковое обозрение. С пластинки звучат вулканы, землетрясения, грозы, завывает ветер, стучат по крыше капли дождя, трещат сверчки и квакают лягушки, поют птицы, кричат гиены, трубят слоны, идущие на водопой, звучат шаги человека, его смех, стучит его неутомимое сердце.

Не забыто и море. Инопланетяне – если случится это – услышат, как шумит океанский прибой и как возвращаются в гавань корабли. И среди пятидесяти пяти приветствий соседям по космосу, записанных на различных языках народов мира, прозвучит и по-русски: «Здравствуйте, приветствую Вас!».

                *******

Опубликовано:
  Газета "Запад-Восток", Монреальский выпуск №44, 2011.