Интервью со сказочником, 2006 г

Анна Щёкина
ПРО РАСТЕРЯННОГО МИНИСТРА, СОРОКОНОЖКУ,
 ОЖИДАНИЕ ЧУДА И НЕ ТОЛЬКО

Есть на свете совершенно особенные люди, люди, в душе которых нет места злобе. Они закрашивают серую скуку и повседневность яркими красками творчества. Они живут и верят в чудеса. Эти люди - сказочники.
Артур Гиваргизов пишет абсурдистские истории. Из-под его пера вышли такие сборники юмористических миниатюр, как «Со шкафом на велосипеде», «Записки выдающегося двоечника».  По секрету могу сказать, что Артур Гиваргизов – обладатель премии «Алые паруса» и  диплома Дома детской книги «Синяя птица».
Мне удалось встретиться с писателем на Всероссийской выставке-ярмарке и побеседовать.
И вот… наш разговор начался так:

- Расскажите, пожалуйста, как так получилось, что музыкант по образованию, Вы вдруг обратились к литературе?
- Мы собирались с друзьями, и та атмосфера, которая была в нашей компании, и вызвала во мне желание писать. Да, я начал писать для друзей, чтобы поделиться с ними своим настроением. А потом, когда набралось большое количество рассказов, я их отнес в редакцию.

- А какие ощущения связаны с появлением Вашей первой публикации?
- Наверное, это можно сравнить с поступлением в институт. Вы прыгали от радости, когда узнали, что поступили? Вот и я прыгал, когда увидел свою первую публикацию. Просто стало очень приятно и легко. Я тогда целый день мечтал: вот сейчас, в этот момент кто-то читает мой рассказ и смеётся, ну или хотя бы улыбается.

- А сейчас литература – это Ваше основное занятие? Или это хобби, а есть еще и работа?
- Есть музыкальная школа, в которой я два раза в неделю преподаю классическую гитару. В остальные пять дней можно сидеть с блокнотом и что-нибудь придумывать. Или читать, если не пишется. И я даже не могу выбрать, что из этого основное, а что нет.

- Сегодня на выставке представлена Ваша новая книга «Про королей и вообще». Где и когда она писалась?
- Почти все эти сказки я написал в Крыму, гуляя по горам. За письменным столом у меня не очень получается. Может быть, поэтому и истории такие маленькие. Трудно ведь долго писать на ходу. Особенно с тяжеленным рюкзаком (улыбается).

- А если вдруг придет вдохновение, можете ли Вы начать писать в метро, например?
- Конечно, могу. Если в голову придет что-то неожиданное. Или если увижу что-нибудь «СКАЗОЧНОЕ». Однажды в метро я увидел маленькую девочку с тремя жирафами. Да, она прижимала к груди трёх огромных плюшевых жирафов. Почему трёх?! Наверное, в магазине эти жирафы стояли рядышком на полке, и девочка подумала, что они неразлучные друзья.   Все сидели серьёзные, а мне стало весело. Я достал блокнот и написал сказку «Дракон из жирафов».
А иногда достаточно одной замечательной фразы. Например, мой восьмилетний ученик пришёл домой из школы и пожаловался своей маме: «Я каждый день прихожу с синяками и шишками! Сегодня я шёл с портфелем, а Молоток крутил Лёшу, и стукнул меня Лёшей. И я упал вместе с портфелем. А я шёл как раз этого Молотка побить, потому что он тупой». А мама мне пожаловалась. А я вам, немножко досочинив. Так получилась сказка «Нехорошее слово». Вот, пожалуйста.

НЕХОРОШЕЕ СЛОВО
Однажды к королю Филиппу пришёл его маленький сын Артемий и сказал:
- Я каждый день прихожу с синяками и шишками! Сегодня я шел с
портфелем, а Молоток крутил Лешу, и стукнул меня Лешей. И я упал
вместе с портфелем. А я шел как раз этого Молотка побить, потому что
он тупой.
- Нельзя говорить «тупой», - улыбнулся Филипп. – Надо говорить «он ножик, которым невозможно отрезать даже кусок сыра».
- Но ты же называешь министра обороны «тупым»? Почему тебе можно? – спросил Артемий.
- Хорошо, я больше не буду, - пообещал Филипп.
В этот момент в зал вошёл министр обороны.
- Ваше Величество, давайте нападём на соседнее королевство.
- Но ведь мы уже пять раз нападали и всё время проигрывали! - сказал Филипп. – У Барадаха армия в три раза больше!
- Ну давайте нападём, - стал просить министр. - Мне сегодня приснились солёные огурцы, а это к победе.
- Ты, министр, ножик, которым невозможно отрезать даже кусочек сыра, - сказал король.
- Кто? – не понял министр.
- Это значит, что вы тупой, - шепнул на ушко министру Артемий.
- А, - сказал министр.
- Ты иголка, которой невозможно проколоть даже тонкую шёлковую занавеску, - увлёкся король.
- Опять ничего не понимаю, - растерялся министр.
- Ну это то же самое, - стал объяснять Артемий. – То есть иголка такая тупая, что даже не может проткнуть шёлковую занавеску. А вы такой же как эта иголка.
- Всё равно непонятно, - сказал министр. – Зачем мной протыкать занавеску?
- Ты… - задумался король. – Ты…
- Стрела, - подсказал принц, - которая не может воткнуться даже в сливочное масло.
- Отлично! – воскликнул король. – Или можно копьё, которое не втыкается в песок!
- То есть нельзя напасть на соседнее королевство? – спросил министр.
- Топор, которым невозможно разрубить соломинку! - сказал король.
- Нельзя так нельзя, - сказал министр.
И тихо вышел из зала.

- Когда Вы пишете, задумываетесь о каких-либо литературных теориях?
- Нет. Пишу и всё. Потом, через некоторое время, когда отлежится, редактирую. Боюсь, начну думать о теориях, получится как с сороконожкой, которая разучилась ходить.

- А кто занимался оформлением книги? Чьи иллюстрации в книге «Про королей и вообще»?
- Иллюстрации Алены Микоры. Почему именно эта художница? Потому что, на мой взгляд, она почувствовала настроение моих сказок и дополнила их своими рисунками. Алёна разносторонний человек, она не только художник, но и писатель.

- А как вы думаете, есть ли вообще в современной быстрой, сложной, индустриальной жизни место сказке?
 - Для меня есть, раз я написал книжку про королей. Если скучно, страшно, лучше всего написать или прочитать какую-нибудь добрую, весёлую сказку. Отличное средство. В сто раз лучше, чем «Негрустин». Это на тему: «Реальная жизнь влияет на литературу, литература на реальную жизнь?» Но вот ведь дети живут же не в такой сложной, жестокой, индустриальной… и т. д. и т. п.? Сказки им помогают, или халва с шоколадными конфетами?.. Но у них получается. Надо брать пример с детей.

- Сейчас очень часто от людей можно услышать, что они разучились мечтать. Что с этим делать?
- Может быть, сегодня им не мечтается, вчера не мечталось, вот они и говорят, что разучились. А послезавтра влюбятся, например, и опять начнут мечтать. Сядут где-нибудь в «Нескучном саду» на скамеечку и начнут: «Вот поедем летом на море…».

- Мечты очень тесно связаны со сказкой, а вот сказочник сегодня – это кто?
- И сегодня, и вчера – это человек добрый. Может быть, мои сказки на привычные сказки и не очень похожи, но я не злой, не умею сильно злиться. Этим, наверное, и похож на сказочника.

- Считаете ли Вы, что детство – самая прекрасная пора в жизни? А если бы была такая возможность, то вернулись ли бы Вы в детство?
- Такие возможности предоставляются очень часто. Ведь родители с удовольствием, с увлечением играют с детьми. По-настоящему. И детские книжки читают и сами увлекаются. Сидит папа у детской кровати, сын уже два часа назад уснул, а папа дочитывает Айболита, оторваться не может.

- А Вы долго верили в Деда Мороза, фей и других волшебников? Верите сейчас, хоть иногда?
- В детстве верил... Да и сейчас: надеваю плюшевую шубу, приклеиваю ватную бороду, смотрю на себя в зеркало - настоящий Дед Мороз. Главное, долго в этой шубе не ходить, а то потом обратно превратиться не сможешь (смеется).

- Как Вы думаете, меняются ли из поколения в поколение дети?
- Внешне меняются, а так - остаются такими же, как были. Я в своих учениках узнаю себя и своих школьных друзей.

- Представляете ли Вы своего читателя? Он озорной и маленький или, наоборот, взрослый и серьезный? Или это не имеет значения?
- Маленький и озорной? Я бы не отказался от такого читателя. А взрослый и серьёзный, он что, всегда серьёзный? Если всегда, то у нас с ним, наверное, ничего не получится.

- Я вот знаю, что взрослые очень любят Ваши книжки. Как это можно объяснить?
- Взрослым иногда приходится быть взрослыми. Но в свободное от этой тяжёлой необходимости время они играют в игрушки.
Я и сам иногда читаю детскую литературу. Важно, чтобы книжка была написана искренне. Тогда, безусловно, она будет интересна всем: и взрослым, и детям.  Думаю, что мне не раз ещё захочется  перечитать Виктора Галявкина или Радия Погодина…

- А у Вас есть любимые авторы?
- Да, у меня их много. Мне даже трудно кого-нибудь назвать, хочется всех перечислить. Но раз мы говорим о «Королях», которые вышли в издательстве «Гаятри», то в этом же издательстве вышли книжки Марины Москвиной и Сергея Седова, писателей, которые мне очень нравятся.

- Что для Вас творчество? Какого оно цвета?
- Не знаю, всех цветов … Могу сказать, что такое «нетворчество»: это когда уже всё видел, всё слышал и всё знаешь…

- А что Вы могли бы пожелать детям и их родителям, современному читателю?
- Хотел бы пожелать научиться получать удовольствие от чтения и найти свои любимые книжки. Вы спрашивали о творчестве, чтение тоже творчество. Я бы даже своих читателей назвал соавторами.   

- Есть ли творческие задумки на будущее? Если не секрет, чем собираетесь порадовать читателя?
- Хочется написать что-нибудь длинное, повесть, например! А вот, кстати, что такое чудо! Это когда то, что ты задумал, начинает получаться. Я много чего задумал… И вот теперь жду чуда. 

Для альманаха "Отечество", 2006 г.