Психология ненависти

Михаил Богачёв
 
Япония всегда вызывает ощущение праздника.

Гармония жизни воспитываемая   с детства,сад камней возможен только здесь и нигде больше.Поэзия слова,одного,единственного в котором вечность.Безупречность вкуса,тонкая паутинка линии в которой воплощена красота.

Для меня всегда волнительно прилетать сюда и грустно прощаться с этой безукоризненностью вежливости и пунктуальностью ведения дел.

Мы давние партнёры и наши отношения давно перосли из сферы делового бизнеса в дружеские и где-то уже семейные.И я начинаю подумывать о том,что когда подрастёт моя внучка может быть она вырастит здесь,впитав весь этот мир.


Утром, подписав документы и выпив традиционную чашечку сакэ,мы начали прощаться,когда мой ноутбук запищал о полученной порции информации.

Мимолётом взглянув на заголовки,среди которых было большинство биржевых котировок и коммерческой информации я увидел:
«Тема:
" Капитан 1 ранга.»

Пробежав глазами и не вникая в смысл написанного,я машинально улыбался
моему другу.

Японцы великие психологи,в экономических дисциплинах присутствует обязательный курс-деловые переговоры.

Психология занимает основное время,так что скрыть мои эмоции от прочитанного мне не удалось.
«Что-то случилось,Миша-сан?»

«Нет,нет,так комариные уколы.»

«Комары могут больно кусать,иногда до смерти, особенно когда их много»-вежливая улыбка друга.

Мы попрощались,я уехал в аэропорт и вот сейчас в самолёте вновь вернулся к этой фразе моего японского друга,который не зная того,что огорчило меня,так точно выразил то,что мне давно хотелось сказать:
«Комары могут больно кусать,иногда до смерти...»


Я включил ноутбук и прочитал,автор мой давний злопыхатель из тех реликтовых
пород ортодоксов партийной кормушки,считающих себя святее папы римского.

Он,походя не выбирая слов давал мне характеристику,как в те далёкие и счастливые для него времена,когда такая бумажка иногда решала многое в жизни офицера,человека и его семьи.


Вот так просто и в духе партийной характеристики,только ей присущими оборотами и духом ненависти.
Очаровательная стюардесса,которая давно привыкла к моим пристрастиям в полёте,так как мы не один раз за  прошедших полгода общались в эти длинные
часы, принесла бокал красного чилийского вина и ломтик бри.

Моя просьба её обескуражила-бутылку водки и бутерброды с икрой.Выпив  большой глоток водки,вернулся в то далёкое время,когда моя карьера и всё будущее висело на волоске партийного приговора.


Ни для кого не секрет,что места на югах,особенно такие,как полигон,где нет личного состава и всё,что требовалось от многих-выполнение распорядка дня.

Утреннее построение,форма одежды,причёска,обед целых два часа и в 18.15 море на замок,при этом два дня воскресных-синекура,особенно после корабляцкой жизни.               

Результат-должности были на особом контроле и заполнены,как правило ребятами с длинной протекцией,случайных людей было не много.Но даже те, кто сортировал,а часто  торговал этими местами понимали,что кто-то должен и дело делать.               

На таких которые дело делали часто ополчались все по одной простой причине-они были белыми воронами,они понимали свою весомость и знали не только себе цену,но и тем которые радостно кричали -ату.

»Идёт охота на волков,идёт охота....»Так было всегда и везде в те давние, заповедные времена-кодло жило психологией партийной,  общаковской стаи. И чем больше ценились люди теми кто создавал оружие,тем не минуемо приходила расплата- не высовывайся.

Доходило до анекдотов,когда на заседании комиссии кто-нибудь из промышленности мог остановить такого начальника фразой:
«Бестолочь,иди документы читай»,на это никто не обижался,просто старались все спорные вопросы,доклады поручать этим белым воронам,копя злость.


Мне было трудно входить в такой коллектив,начав с лодочного прозрения учиться у матроса,который протаскивал тебя по всем шхерам,давая азбучные истины практики-впитывал науку у слесарей,собирающих ракеты,у конструкторов,ответственных за блок,узел постигал искусство испытаний не вылазя из бесконечных командировок в конструкторские бюро.


Считалось нормальным,если в день приезда из командировки,ты не выходил на службу.Часто отмечая командировку в КБ ещё на один день позже и взяв билеты у проводника,позволяли себе разгрести домашние дела и помочь жене,на всё это закрывали глаза.

За один командировочный день оплачивали не то 2рубля 50 копеек,не то 3р.50 к.
Мой поезд из Москвы пришёл по расписанию в 7 часов 30 минут,по всем правилам, должен прибыть на службу,но родившаяся дочка,которой исполнилось полгодика и куча домашних дел,накопившихся за почти месячное
отсутствие,да и человеческое соскучился-решили иначе.


На следующий день,после построения я в финчасти сдал билеты и командировочное предписание в котором значилось,что прибыл я сегодня.
Через час секретарь партийной комиссии пригласил меня в кабинет.На его столе
разложенные веером лежали мои командировочные документы,в блокноте красными чернилами была сделана запись:
«В КБ Института теплотехники подтвердили дату отъезда-18.05»-блокнот был положен так,чтобы я видел эту запись.


«Михаил Михайлович»-голос секретаря был внимательно участлив-»Вы приехали из командировки сегодня?»
Смотря в глаза партийного секретаря и понимая,что нужно сказать -вчера,я сказал:
«Да,сегодня.»


Боже сколько радости было в его лице-поймали,поймали негодяя.


«Ну что ж, мы связались с КБ они подтвердили,что уехали 18.05,следовательно
прибыли вы вчера.Да и в городе вас видели коммунисты.Так что будем выносить на собрание,как коммунисты посмотрят на подделку финансовых документов и прогул так и поступим.»


На следующий день было собрано открытое партийное собрание с обязательным присутствием всех,рассматривалось персональное дело коммуниста Богачёва.

Выступили штатные ораторы,которые требовали исключения и примерного наказания финансового махинатора и прогульщика.
Можно было рассказать им сколько раз они сами таким образом растрачивали аж три рубля государственных денег,но я молчал.

Меня охватило,какое-то безразличие,мне было всё равно и дело шло к исключению из партии.Собрание проходило быстро и организовано,рабочий день заканчивался пора было домой.


Из задних рядов поднялся слесарь,обслуживающий компрессор в моём цехе.
Старый летун,воевавший в Корее и сбивший не один американский самолёт не просил слова он шол к трибуне.

Ни слова не говоря он посмотрел в зал,потом
повернулся к президиуму:

«Я не собираюсь оправдывать Михаила,он виноват где-то по  вашим законам.Но
то что вы делаете ломая человеку жизнь-безнравственно.

Вдвойне безнравственно то,что вы судите человека не за его ничтожный проступок,а за то что он дело делает в отличие от многих из вас.Кто-нибудь из сидящих здесь в зале может говорить с промышленниками на одном языке,вот то-то и оно...»


Потом дали слово мне,ожидая покаяния и унижения.

Я встал и вышел.


Утром мне был объявлен строгий выговор,так как партийная и строевая жизнь
едины.Моё партийное дело вызвало резкий резонанс -наплевал на мнение товарищей,подделал документы и партийная комиссия центра,решила рассмотреть его на отдельном заседании.


На удивление всё проходило быстро и на следующей неделе я стоял перед элитой партии в отдельно взятой части.Коммунистам было всё ясно и они требовали одного-покаяться и признать финансовые махинации с командировочными документами.
 

Посыпая голову пеплом,по совету председателя собрания,который предварительно рассматривал моё дело и беседовал со мной:

«Сынок,честно сказать дело твоё дрянь.Крови жаждут,я такого за все годы работы не видел.А я уже здесь не один десяток лет,всякое было и воровство тоннами спирта,мордобой,вообщем человеческая жизнь со всем дерьмом и калом.

Но такого,чтобы всех собак спустить и за три копейки партбилет положить..Кайся и признавай все грехи мира,авось пронесёт»-  я признался в финансовых ухищрениях на три рубля 50 копеек и поскольку цель была достигнута-то решили ограничиться выговором с занесением.


До сих пор храню учётную карточку,где записано:
«Строгий выговор-за финансовую подделку командировочных документов»


Вспомнил всю эту грустную историю и решил,что нужно бы повесить учётную карточку среди множества дипломов с мировых выставок,как начало моего бизнеса.
Через полгода,несмотря на не снятое партийное взыскание я был назначен начальником отдела испытаний противолодочного оружия.


Но это не главное.
Главное в другом и это главное лежит в плоскости той нравственности,которая
определяет сознание таких людей,которые так легко жестикулируя словами ненависти калечили судьбы,а сейчас память целого прожитого поколения.
 

Люди без Родины,совести,сознания того дела,которое сделано честно и достойно,вдруг почувствовали,что жизнь давно прожита и ничего,ничего кроме ненависти нет в душе-страшно!

«Комары могут больно кусать,иногда до смерти...»-говорил мой японский друг
внимательно смотря мне в глаза и не улыбаясь.