Часть 5. Прикоснуться к большой музыке

Носкова Елена
Для любого начинающего музыканта важно побывать в настоящем концертном зале, послушать «живую» музыку в исполнении известного симфонического оркестра. Это дает представление о вершинах исполнительского искусства, не говоря уже о том, что побывать на таком концерте – величайшее наслаждение для тех, кто ценит классическую музыку.


В больших концертных залах исполняются обычно крупные музыкальные произведения: симфонии, концерты для фортепиано с оркестром. В курсе музыкальной школы такие вещи изучаются лишь в ознакомительном плане на уроках музыкальной литературы, иногда лишь отрывками. Но Альбина Алексеевна приучала своих учеников слушать музыку с первого года обучения. У нее была большая коллекция пластинок с записями произведений самых известных композиторов в исполнении знаменитых оркестров и пианистов. Сонаты и симфонии Бетховена, концерты и пьесы Чайковского, Рахманинова и многое другое – мы слушали эти произведения на небольшом, но хорошего качества стереопроигрывателе на уроках и в свободное время.


Сначала Альбина Алексеевна сама предлагала что-то послушать, позже у каждого появились свои пристрастия в музыке, и мы выбирали пластинку по собственному вкусу. Полюбив музыку, мы  стали стремиться чаще слушать ее. Выбирали время, когда кабинет был свободен или брали пластинки, чтобы включить их в свободном кабинете сольфеджио. Иногда Альбина Алексеевна давала нам пластинки домой. А в более старшем возрасте у меня появилась и своя коллекция. Некоторые пластинки я получила в награду за призовые места в конкурсах, а большую часть приобрела со временем сама.


Все это я упомянула, чтобы подчеркнуть, что мы были довольно опытными слушателями. Поэтому посещение филармонии было для нас не меньшим праздником, чем для нашей преподавательницы.


Впервые я побывала на настоящем концерте классической музыки в Кировской филармонии. Исполнялся Второй концерт Рахманинова.

Это произведение, мощное и величественное, поразило меня с первого прослушивания, еще в записи на пластинке. Думаю, что для Альбины Алексеевны это было если не самое любимое, то одно из любимых произведений. Она его часто включала, и рассказывала о нем, сравнивая эту музыку с рекой в половодье – бурной и сильной, разламывающей своими волнами лед и уносящей его и все, что попадется на пути в своем потоке.


То, что именно это произведение предстояло услышать мне в мое первое посещение филармонии, обещало сделать эту поездку незабываемой. Я никогда до этого не бывала в больших концертных залах, и Второй концерт Рахманинова как нельзя более кстати подходил для первого знакомства с «живой» симфонической музыкой.


То, что я увидела и услышала в филармонии, превзошло все мои ожидания. Во-первых, для ребенка из небольшого поселка вся обстановка, начиная с фойе и заканчивая самим зрительным залом, казалась верхом великолепия. Роскошные портьеры и занавеси, огромные зеркала, колонны и лепнина, зал с балконами и ложами – все это было из другого мира, мира дворцов из сказок и исторических книг.


И люди, которые пришли сюда, тоже отличались от привычного окружения. Они были красиво и в то же время строго одеты, женщины поправляли изысканные прически, переодевали туфли. Разговаривали здесь      негромко и сдержанно. В походке и жестах людей была неторопливость и значительность. Это не была разрозненная масса людей. Это было общество.


Не могу сейчас сказать по какой причине, но меня и еще нескольких ребят из нашей музыкальной школы, провели в ложу. Она была пуста и оттуда прекрасно просматривалась и сцена и весь зрительный зал. На сцене уже расположился оркестр, в центре стоял большой концертный рояль, раза в два больше тех, что мы видели в нашей школе. Духовики и струнники настраивались – слышались отдельные ноты, трели – подготовительная музыка, так хорошо знакомая постоянным посетителям подобных концертов. Уже по этим первым звукам чувствовалось, что акустика зала была прекрасной! Каждый звук был слышен очень отчетливо, и этому не мешали ни разговоры в еще не затихшем зале, ни то, что каждый инструмент пока вступал вразнобой, пробуя «на вкус» свой звук.


В моей душе занималось нетерпение. Все было очень интересно, но хотелось скорее услышать, как же это будет звучать по-настоящему.

И вот освещение стало меняться: в зале свет затухал, зато сцена осветилась ярче дополнительными прожекторами. Музыканты уселись удобнее. На сцену вышли пианист и дирижер. Зал приветствовал их аплодисментами. Затем вышла конферансье и торжественно объявила начало концерта, полностью назвав исполняемое произведение, все регалии симфонического оркестра, пианиста и дирижера. Ее слова завершились новыми аплодисментами, затем все стихло, и в наступившей тишине дирижер взмахом рук дал знак начинать.


Как передать то, что я услышала? Казалось бы, давно знакомая мелодия предстала передо мной совсем иною. Только сейчас, когда она до краев заполнила огромный зал, резонансом отозвалась в каждом уголке моего существа, я по-настоящему смогла оценить красоту этого произведения.


Широту и глубину звука, воплощенную в громовых раскатах аккордов и бескрайних разливах арпеджио, можно было почувствовать, только слыша живой голос каждого инструмента.
 
Было в этом столько могучей, неукротимой стихии, что я ощущала, как захватывает дух с каждой новой волной звука. Душа моя испытывала тот восторг, какой чувствуешь во время сильной грозы, когда каждый новый раскат грома заставляет тебя трепетать, ощущая свою ничтожность перед силами природы. И в то же время желаешь, чтобы в следующий момент прогремело еще мощнее, потому что это величественное буйство стихии необычайно прекрасно!


Когда гроза заканчивается, остается свежесть и яркость красок. Когда закончилась музыка, окружающий мир для меня тоже стал ярче. Умытая и обновленная душа почувствовала нечто огромное и прекрасное, составляющее сущность жизни, как будто бурный поток звуков унес все мелкое и незначительное, ее заслонявшее. Хотелось сделать что-то необыкновенное, жить по-новому. Очень хотелось прямо с этого же дня заниматься вдвое, втрое больше, чтобы когда-нибудь вот так же исполнять с большой сцены прекрасную музыку.


За годы своей учебы я еще неоднократно посещала филармонию, снова и снова восхищаясь этим особым миром, где соединяются красота музыки, архитектуры и людей. Альбина Алексеевна возила своих учеников на концерты симфонической музыки, духовых инструментов, хоровой музыки. А в более старшем возрасте моя учительница взяла меня с собой в Москву, где я смогла послушать известных пианистов Элисо Варсаладзе, Евгения Кисина в Большом Зале Московской консерватории, а так же впервые в жизни услыхала орган и клавесин.