Отсроченная свадьба

Владимир Бунимович
В начале семидесятых одно время я работал в стационаре Областного тубдиспансера. Об этом периоде я писал в рассказах Рискованное лечение., Трудные больные. История 4. Быстрая диагностика... и других.

Однажды ко мне в палату поступила молодая учительница из Червеньского района, где когда-то и я начинал свою практику.

Всего год Юля поработала в школе после окончания Пединститута. И вот, при очередной флюорографии у нее был выявлен свежий туберкулезный инфильтрат с распадом и бацилловыделением.
В свои 22 года Юля была незамужем, очень хороша собой и по виду - типичная блондинка, какими их описывают сейчас. Среднего роста, прямые льняные волосы до плеч, голубые глаза, пухлые губы и хорошая фигура. Она была из тех девушек, что если увидишь в толпе - тянет оглянуться, независимо от пола и возраста.

Но в противовес тем блондинкам, о которых пишут в разделах сатиры и юмора, она хорошо закончила институт по специальности - учитель математики и физики. Она могла объяснить как происходят лунные и солнечные затмения, показать созвездие Кассиопеи, знала, какие звезды образуют Пояс Ориона и что такое бином Ньютона .
Юля умела водить машину и ее любили дети.
Неизвестно, как она могла парковаться, поскольку машины у нее не было...

Для учителей диагноз открытого туберкулеза - это всегда событие драматическое.На определенный срок или навсегда они лишаются профессии и вынуждены изменить свою жизнь.

У Юли отец умер от болезни легких, когда она была школьницей, возможно, это был туберкулез. Мама уехала на целину, там вышла замуж и домой не вернулась. С одиннадцати лет Юлю воспитывала тетя, бездетная учительница из соседнего Пуховичского района.
В Червень Юля приехала по распределению и не имела здесь ни одного знакомого.

Червень маленький городок. Немногочисленные спивающиеся механизаторы сельского хозяйства в женихи не годились, институтские друзья разъехались... И когда Юлей заинтересовался Петя, инструктор райкома комсомола, она благосклонно приняла его ухаживания.

Петя был местный уроженец, закончил техникум механизации , но работать по специальности не стал. Коренастый, ниже ее ростом , белобрысый и слегка конопатый - звезд с неба не хватал.
Когда-то в детстве Петя зимой пошел с мальчишками в лес, там потерял рукавицы и обморозил руки.
С тех пор у него осталась довольно редкая для Белоруссии болезнь - ознобление. При малейшем переохлаждении его ладони краснели, кончики пальцев синели и появлялся сильный зуд. Это производило неприятное впечатление на окружающих и почти все время Петя ходил в перчатках.
В остальном - парень как парень.
Когда он обнимал Юлю своими холодными влажными ладонями, ей было немного неприятно, но можно мириться...
Тем не менее, перед другими женихами у Пети было два неоспоримых преимущества. Первое - он не мог напиваться как все - от спиртного ему быстро становилось плохо. И второе - Петя был из богатой и знатной семьи.

Отец Пети, Федор Семенович, был не кто-нибудь, а Председатель Райпотребсоюза.
Нужно было жить в то время в сельском районе, чтобы понять, что такое Председатель РПС. Когда я услышал его фамилию, я вспомнил, что он был начальником и благодетелем еще в то время, когда я работал в Червене после окончания института, но не имел чести знать его лично...
Этот мелкий начальник непосредственно участвовал в процессе, для которого
существовала Коммунистическая партия СС - распределение материальных благ среди своих функционеров, прихлебателей и обслуги. Правда, у Великой Партии была и более широкая задача - подбор и расстановка нужных кадров, которые могли бы способствовать получению этих благ...
От оборотистости Федора Семеновича зависело выбивание дефицитных товаров, их распределение и обеспечение ими руководства райкома, исполкома и даже некоторых товарищей из области, которым не хватало для своих нужд областных возможностей.

В магазинах районного центра в то время было хоть шаром покати. Очередь за хлебом и молоком выстраивалась с шести утра, а в витринах стояли только засиженные мухами консервные банки - килька в томатном соусе и зеленые помидоры в трехлитровых банках, так называемая "закусь"...

Но когда прибывали дефицитные продукты или промтовары - по телефонному звонку приезжали жены районного начальства по старшинству, а за ними начальнички поменьше..
Прочим потребителям было все, как в древнем латинском изречении - "Tarde venientidus ossa" - "Опоздавшим - кости"...
О такой практике без тени смущения рассказывала племянница второго секретаря райкома, она работала в канцелярии больницы. Да и все знали без нее...

Юля постепенно привыкла к Пете, его ледяным ладоням, его рассказам о райкомовских интригах... Через полгода ухаживания и нескольких подарков дефицитными промтоварами Петя сделал предложение. После короткого раздумья и совета с тетей предложение было принято и стали готовиться к свадьбе. Юля на правах невесты приходила помогать будущей свекрови на огороде и по домашнему хозяйству, чем заслужила явное одобрение будущего свекра.

Свадьба в семье такого высокопоставленного деятеля, стоящего у кормушки -
нешуточное событие районного масштаба.
Заблаговременно пригласили все руководство райкома партии и комсомола, руководящую тройку крошечного райисполкома и некоторых подчиненных из райпотребсоюза. Должны были прибыть важные гости из Минска - работники обкома партии, комсомола и облпотребсоюза. Юле приглашать было некого - только тетю и нескольких учительниц...

Петин папа заранее договорился с передовой свинофермой, что в нужный момент там безжалостно перебьют ножки нескольким молочным поросятам, выбракуют их, спишут и за символическую плату (все по закону!) отдадут в качестве главного блюда и украшения праздничного стола. Такую же операцию обещали проделать на молочно-товарной ферме с парой упитанных телят. Заготовили несколько ящиков коньяка и Столичной водки для высоких гостей.
А для гостей попроще заказали бочонок лучшего самогона в Стародорожском районе - признанном центре прозводства солнечного напитка в Минской области...
И вдруг за два месяца до свадьбы с Юлей случается такая неприятность, и она попадает на свободную койку в моей палате...

Чрез неделю будущий свекр посетил нашего главврача и, видимо, не с пустыми руками. Дмитрий Иванович вызвал меня по телефону.
В кабинете держался устойчивый запах коньяка. Я был представлен мужику
в сапогах, пиджаке и галстуке.
-Это Владимир ИзраИлевич, лечащий врач вашей родственницы - после чего был строго предупрежден:
-Окажите молодой учительнице все возможное внимание, чтобы в ближайшие два месяца она излечилась от туберкулеза и была готова к свадьбе!

...Дмитрий Иванович по специальности был ортопед-травматолог и в детали фтизиатрии не входил, что не мешало ему быть главврачом оплота борьбы с туберкулезом в Минской области...

Через полчаса ко мне зашли Юля с Петей. Она представила жениха и ушла на процедуры, а между мной и Петей состоялся разговор.
-Скажите, доктор, ее болезнь опасная?
-Любая болезнь опасна, но в данном случае мы надеемся на хороший результат. Юля молода, у нее нет других болезней. Процесс свежий, лекарства она переносит хорошо.
-А я мог заразиться?
-Вас уже проверяли на рентгене?
-Да, сказали все в порядке.
-Так что пока нечего беспокоиться.
-Мы можем встречаться? Я не наберусь туберкулезу? Он же заразный...
-Можете ее посещать,только на время воздержитесь от близкого контакта.
-Скажите доктор, через сколько времени она будет здорова?
-Сейчас никто не может сказать. Может быть, через 8-10 месяцев, но лекарства принимать нужно будет до двух лет.
Его лицо изменилось.
-Так долго? Ваш главврач сказал, что она поправится быстро! Нам нельзя так долго, нам нужно раньше!
-Мы все этого хотим...
-Нам нужно через два месяца!
-Чего такая спешка?
-Доктор, вы не понимаете. У нас назначена свадьба, позвали важных людей!
-Ну и что?- легкомысленно ответил я. Перенесете свадьбу на несколько месяцев поздже! Юля поправится, а вы лучше подготовитесь!
-Доктор, вы не поняли. Райком партии будет недоволен. Отклад не идет в лад. У нас не любят всяких переносов. Отца могут не рекомендовать на должность председателя. Под него давно подкапываются, а тут туберкулез...Скажут, сына женил на туберкулезной...
-Но вы же любите Юлю?
-Да, люблю, конечно. Но... Доктор, вот она, может быть, поправится. Когда выйдет из больницы, она сумеет на огороде работать, корову доить, корм свиньям давать? Мама моя старая уже, а брат с семьей отдельно живут.
Без хозяйства никуда, а что, если Юля не сможет ей помочь?..
...Ах ты жлоб!- подумал я...
-Конечно, первое время Юле нельзя будет физически работать. Но она же учительница, с высшим образованием. Если отстранят работы в школе, найдет другую работу. А для огорода и в свинарника наймешь кого-нибудь!
-Так это сколько денег надо... Доктор, а сейчас я могу здесь болезни набраться? Я пришел сюда, здесь все больные ходят...
-Я работаю много лет и не набрался.
-Так может вы привыкши...
-К этому не привыкают, опасность для всех одинаковая, но не такая большая.
-Да... Вот как вышло... Я с ней начал гулять, думал она здоровая...А если дети пойдут, они будут здоровые? Ей можно рожать детей?
-Если все пойдет хорошо, через год сможет рожать и дети будут здоровы.Ты так беспокоишься, что, она уже беременная? Это важно знать для ее лечения.
-Нет, я не знаю, не спрашивал, это ее забота...
-Что с кем будет - никто не знает. Вот Юля была здорова и раз! - заболела. Ты сейчас молодой и здоровый, к свадьбе готовишься - а завтра взял и заболел чем-нибудь, потом поправился...
-Да-а, свадьба... Это еще нужно подумать... Я гулял, думал она здоровая...

Юле я не стал передавать разговор. Лечение у нее пошло хорошо. Она была легкой больной. Не нарушала режим. Через два месяца полость резко уменьшилась, палочки Коха перестали определяться еще раньше.
Однажды в субботу на моем дежурстве Юля постучала в дверь ординаторской.
-Доктор, можно с вами поговорить?
-Заходи.
-Владимир Израилевич, соседки по палате говорят, что вы можете хорошо посоветовать по жизни.
-Если кто спросит, могу и посоветовать.
-Доктор, мы собирались пожениться с Петей, он заходил к вам...
-Да, помню, вы были вместе в начале твоего лечения.
-После того он приехал ко мне только один раз. В глаза не смотрит, полчаса побыл и уехал. А сейчас знакомая учительница письмо прислала. Пишет, что Петя собирается свадьбу играть, да только не со мной...

Юля тихо заплакала. Вытерла слезы и продолжала.
-Я ему позавчера позвонила и спрашиваю: "Это правда? Про тебя рассказывают,что ты нашел другую невесту и скоро свадьба?" Он как будто растерялся и говорит: "Это не телефонный разговор, завтра приеду,поговорим"...А сегодня приехал и сказал -
-Все, Юля. Ты прости меня, не судьба нам пожениться. Твой доктор сказал, что ты будешь долго болеть,что от тебя можно набраться туберкулезу. Если появятся дети, то тоже будут больные. И работу ты потеряешь, и по хозяйству и на огороде ничего тебе делать нельзя...
Мы гуляли с тобой, я думал ты здоровая, а оно вон как вышло...

Я ему говорю:
-Кого ж ты мне на замену нашел так быстро?
-Это моя бывшая, Галя. Мы с ней гуляли, пока ты не приехала.Она не такая красивая и без высшего образования, но здоровая и до сих пор меня любит.И по хозяйству матери помочь сможет...
-А, это та что в швейной мастерской работает! Показывали мне ее. Ни кожи ни рожи! Тощая, как селедка и злая-презлая! Ну и женись на своей плоскодонке! Обнимай ее своими холодными руками, губошлеп слюнявый, иди, чтоб я тебя больше не видела!
Прогнала я его, а сама думаю - неужели вы ,доктор, вправду ему обо мне такое сказали!

-Юля, конечно, я ему так не говорил. Наоборот , я сказал, что все у тебя будет хорошо, ты поправишься, и для будуших детей опасности нет...
Но он все переделал, как ему было нужно... Его больше интересовало сможешь ли ты работать на огороде, кормить свиней и не заразится ли он сам.
А теперь, если хочешь, ответь мне на вопрос - ты очень его любишь?
-Как сказать? Парень он неплохой, простой. Не слишком соображает, хоть и инструктор в райкоме, без образования. Ну и папа его тянет...Вы знаете, я без родителей, жила у тетки. Думала, за ним буду как за стеной, хоть и не за каменной. Муж, дети, как у всех... В районе все равно выбирать не из кого, а ждать - так и молодость пройдет, останусь старой девкой. А сейчас еще туберкулез...
И Юля снова собралась заплакать.

Я не выношу женских слез.
-Я не очень люблю давать советы, но на этот раз скажу.
Вряд ли он любил тебя. Человек, который отказывается от невесты в ее трудную минуту - вряд ли будет хорошим мужем. Я понял, что ему нужна рабочая сила на огороде, ну и женщина под рукой, чтобы было удобно...
Ты молодая, красивая девушка, скоро поправишься. Найдешь работу, встретишь нормального человека и будешь счастлива. А он пусть женится на своей бывшей. Он еще приползет к тебе на коленях и будет просить к нему вернуться!
Юля повеселела. Наверное, представила себе эту картину - изменник Петя ползет на коленях - заулыбалась, поблагодарила и вышла.

Прошло еще несколько месяцев. Юля успешно лечилась. Когда я приходил на обход, я не видел на ее лице ни слез ни печали. Она прибавила в весе и похорошела. Иногда она забегала ко мне - поговорить. Не всегда это было во-время, тогда я советовал ей придти поздже.
Но женщины так любят поговорить..
Я попросил ее позаниматься всеми предметами с девочкой Леночкой из этой же палаты. Дочь алкоголиков,в свои 11 лет та была совершенно неграмотной. Я писал об этом в рассказе "Рискованное лечение".
Юля с удовольствием согласилась - она соскучилась по работе...

Как-то Юля зашла ко мне в конце рабочего дня.
-Владимир Израилевич, у вас есть время поговорить?
-Заходи.
-Доктор,все случилось так, как вы мне говорили. Сегодня приходил Петя. мой бывший жених. Просил, умолял простить его и вернуться. Его бывшая Галя оказалась настоящей ведьмой и они будут разводиться.
Сразу после свадьбы у них не заладилось. Все время попрекает его мной. На огороде работать и свиней кормить отказалась. Со свекровью не ужилась, а его, моего женишка, все время ругает матом и даже бьет!
Так ему и надо, изменщику! А я давно выбросила его из головы. Вылечусь, все равно из Червеня уеду...
*******************
В это время в хирургическую пульмонологию нашего стационара из другой области по распоряжению Министерства Здравоохранения перевели нового больного. По тем временам это был большой начальник - зав.административным отделом Обл.исполкома.

Николай Петрович, так звали нового больного, был высокий представительный мужчина лет сорока с военной выправкой, спокойный и очень вежливый. Много лет он служил в армии политработником и был уволен при очередном сокращении. После демобилизации партия подобрала ему соответствующую должность и он успешно с ней справлялся.
Года два тому назад его жена и дочь-подросток погибли в автокатастрофе.
Николай Петрович тяжело переживал гибель семьи. Он пробовал лечить горе извечным русским способом - качественной водкой, но вовремя сумел остановиться и продолжал работать.

В конце лета во главе большой комиссии он поехал проверять подготовку к битве за урожай: правильно ли осеменяют, а потом доят коров, в какую сторону крутят хвосты быкам, хорошо ли собирают навоз, как ремонтируют сельхозтехнику после прошлогоднего снега и многое другое, о чем без приезда проверяющих могли забыть непосредственные исполнители...

Хотя роль Николая Петровича сводилась к проверке многочисленных статистических данных, планов, докладных и сведению их в общий отчет, все-таки он прибыл в один из совхозов, чтобы лично убедиться как цветет картофель и колосятся колосовые культуры.

На краю поля он сорвал один колосок и машинально зажал зубами стебелек.
Отвечая на какой-то вопрос,он вдохнул воздух. Колосок соскользнул в трахею стеблем вниз, а колючими остиями вверх.Начался сильный кашель. С каждым новым вдохом колосок продвигался глубже, а выйти наружу ему мешали растопыренные острые остия...
Кашель вскоре утих, и Николай Петрович забыл об этом случае.
Но через несколько дней кашель возобновился, затем поднялась температура.Терапевт из областного отделения Лечкомиссии послал на рентген. Установили пневмонию, назначили антибиотики, через неделю стало легче... Через 3-4 недели все повторилось опять, снова антибиотики, но в легких осталась тень. Кашель не утихал, периодически подымалась температура. Наконец, с подозрением на абсцесс средней доли правого легкого и для возможной операции больного направили к нам.

Не знаю, кто кого заметил первым, но вскоре женщины из моей палаты по секрету рассказали, что у Юли роман с Николаем Петровичем. Меня это мало интересовало, но за Юлю я порадовался...
Вскоре Николая оперировали. Ему удалили измененную правую среднюю долю с абсцессом и на разрезе обнаружили почти сгнивший колосок! Только тогда он вспомнил случай в совхозе...
Хотя сама операция прошла удачно ,вскоре начались осложнения - вначале
экссудат (жидкость в полости плевры), потом нагноение, эмпиема (гнойный плеврит) и повторная операция.
Все это время Юля сидела у постели Николая и преданно за ним ухаживала.
Выздоровление шло медленно, но наконец, все испытания остались позади.

В стационаре я уже не работал и как-то Юля забежала ко мне в кабинет ЭКГ.
Сияя улыбкой, она объявила что Николай сделал ей предложение и она его приняла.. После его выписки они уезжают к нему и долечиваться она будет в другом городе.
-Владимир Израилевич, какой он оказался хороший человек! Выдержаный, надежный...Настоящий мужчина! А как меня любит! И должость у него подходящая, и квартира, и машина! Вот уже погоняю на черной "Волге"!
Коля говорит, когда подъезжает к Исполкому на работу, милиционеры вытягиваются и отдают честь...
Это вы мне такую судьбу предсказали...
Я пришлю вам приглашение на свадьбу!

На свадьбу я не поехал.
Через полтора года Николай приезжал на контроль к нашим хирургам.
По просьбе Юли он зашел ко мне и передал привет. Он рассказал, что Юля родила близнецов и теперь у них в доме мальчик и мальчик...