Дверью по лбу или особенности российского сервиса

Иван Подколодный
        Когда живешь в определенной обстановке, привыкаешь ко многим проблемам и не обращаешь на них внимания. Мы ходим по лужам и относимся к этому с пониманием, машины проваливаются в ямы на дорогах, водители чертыхаются, но к этому все привыкли. Так мы живем.
Но когда в Россию приезжают иностранцы, и даже пытаются оторваться от оберегающих их от всяческих неожиданностей гидов, тогда уж возникает множество вопросов.
   - А для чего у вас водосточные трубы,- спрашивал меня чех, явно желающий продемонстрировать свое превосходство над большой и глупой страной.- У вас вода из водосточных труб выливается на землю. Для чего же тогда они нужны?
    Вопрос застал меня врасплох.
- А разве у вас не так?
- Водосточные трубы врезаются в канализацию, так во всем мире, поэтому у нас чисто, а у вас грязно,- учил меня чех.
   Надо сказать, что этот гость столицы все-таки не был ненавистником России, он подчеркивал величие исторических памятников, восхищался русскими художниками, но качал головой, видя, что все так неухожено.
     Конечно, у нас не все так красиво и чисто,- и это естественно, у нас более 100 лет не было уважения к частной собственности, а если все общее, то зачем беречь? Все равно ничье… Квартиры советских людей наполнялись дефицитным шиком, а подъезды и дома выглядели как после нашествия варваров.
     Странно, но меня, привыкшего к московскому метро, до их пор раздражают двери, бьющие по голове. Все сталкивались с дверями, которые надо силой отжать и постараться удержать, чтобы не ударить, идущего сзади. Кто придумал такую невероятную конструкцию, неизвестно, но этого человека явно родила советская система с полным неуважением к людям, которые как-нибудь да управятся. Зачем создавать комфорт, слишком хорошо жить вредно.  Молодое поколение еще меньше заботится о других, нигилизм, помноженный на цинизм нового времени, не позволяет повернуть голову назад. Молодежь чаще всего с силой отталкивает дверь, и, не придерживая ее, ныряет в метро. Кто находится сзади, их не волнует, поэтому старушкам и детям лучше держаться подальше. И держатся, зная об этой особенности. Кстати для особо вежливых. Не стоит долго держать дверь для идущих за вами, вас может ударить соседняя дверь.
     Но сложности отечественного метро, почти полное отсутствие съездов для колясок
( или инвалидов) в домах, на вокзалах и других общественных местах, ничто по сравнению с нашим сервисом. Я уже писал о некоторых известных ресторанах. Но то, что происходит в магазинах или многих фирмах, просто поражает.
    Если хамство советских продавцов объяснялось огрехами социализма, то теперь вроде бы социализм разрушен. За окном капитализм с жаждой наживы, но где же тогда сервис или хотя бы заинтересованность.
    Я несколько дней подряд пытался купить стеллажи и проанализировав веб сайт потенциального подавца, направился по указанному адресу. Каково же было мое возмущение, когда, потратив 2 часа на дорогу, я столкнулся с тем, что фирма давно переехала. Зажав все свои эмоции, я решил туда позвонить. Оказалось, что фирма переехала на кольцевую автодорогу ( еще 2 часа пути).
  Я не стал спрашивать, почему на сайте ошибочная информация, в конце концов покупателей теряют они.
- А зачем вам приезжать?- поспешил заверить меня молодой человек,- вы можете сделать заказ через Интернет.
    На самом деле, эту возможность я отмел, думая, что лучше все-таки посмотреть товар живьем, чтобы выбрать то, что мне действительно подходит. Я снова вышел на их сайт и сделал заказ. Ну, сами знаете как, положил  в «корзину» и получил уведомление от робота, что заказ получен. Прошло еще три дня. Я стал искать другую фирму. Естественно, нашел и даже обрадовался, поскольку фирма оказалось по словам администратора «всего в двух километрах» от моего дома. Но, прождав полчаса под мокрым снегом маршрутное такси, и, проехав два километра,  я столкнулся с отсутствием даже следов стеллажей в радиусе двух километров. Теперь телефон молчал, он был вне зоны досягаемости. И я понял, теперь мои стеллажи вместе с фирмой тоже улетели в недосягаемую зону. В ближайшем магазине мне объяснили, что указанный мной адрес, возможно, находится километрах в двадцати, где-нибудь за железнодорожным переездом, за какими-то складами. Рисковать я не стал, а просто поехал в ОБИ.
      Когда магазины или супермаркеты открывают иностранцы, то хочется надеяться на более качественный сервис. Тем более с ОБИ я сталкивался и в Германии и в Голландии и даже в Италии, и всюду сервис был великолепным.
В этом огромном магазине на кольцевой дороге можно найти все что угодно. Естественно, стеллажи я нашел. Но радость была омрачена отсутствием продавцов. Все продавцы-консультанты, к которым я обращался, отсылали меня дальше по кругу. В результате, обойдя весь ОБИ два раза , я вернулся к выходу и обратился в сервис-центр.
     - Попробуйте обратиться в отдел электрики,- выплюнула фразу девушка. Мне показалось, что у нее от рождения атрофированы все эмоции. Я не стал уточнять  и направился в «электрику»
    Молодой человек с табличкой «Александр» оказался очень любезным. Сначала он посмеялся над  тем, что меня направили в их отдел за стеллажами, потом любезно вызвался поискать нужного менеджера.
   - Иногда мы подшучиваем над клиентами,- объяснил он. – Так бывает.
- Как подшучиваете?- удивился я. – Посылаете бегать по кругу.
   Видимо на моем лице было написано возмущение, поэтому Александр поспешил исправиться.
   - Ну, может, не подшучиваем, а так сказать «лечим». Ведь если у него над головой висит лампочка, а он спрашивает, где ее найти, то грех не послать его на другой конец зала.
    Я промолчал, не желая обидеть человека, который любезно вел меня по магазину уже в третий раз. Мы проделали тот путь в очередной раз, спрашивая у всех стоек ответственного «по стеллажам», в итоге подошли к стойке, где меня уже «отфутболили.»
    - Здесь надо подождать Валеру, но он сейчас пошел перекусить.
   Я оперся о стойку, решив стоять до победного конца. Беременная девушка-администратор  с огромным животом, осведомилась, что мне нужно. Когда я объяснил, мне сухо заметили, что здесь стоять не надо, и я мешаю. Я не стал нервировать беременную женщину и отошел на два шага. Валеры не было. Прошло еще двадцать минут. При огромном количестве компьютеров, было странно, что именно неуловимый Валера отвечает за мои стеллажи. Когда он наконец появился, я постарался взять себя в руки. Навстречу плыл хорошо «принявший» за обедом мужчина с бородой «а ля бомж», и только табличка фирмы ОБИ выдавала его причастность к фирме.
  - Стеллажей нет,- отпарировал Валера тоном, не терпящим возражений.
 - Есть,- настаивал я.- Я могу показать.
 - Это другие стеллажи,- упирался Валера. Ему явно хотелось лечь на шезлонг под пальмами и обнять одну из девушек. Во всяком случае, желания работать я у него не заметил.
  - Значит, покажите, какие стеллажи есть,- не сдавался я.
   После долгой перепалки стеллажи мне все таки выписали, хотя попытались ошибиться в расчете рублей этак на 800.
- Что теперь? – спросил я.
- Забирайте и на кассу.
   Предложение было более чем любопытным, учитывая, что каждый стеллаж весил килограммов 50. В итоге я все таки оформил доставку и благополучно покинул ОБИ.
  Но осталась горечь разочарования. Неужели у нас все так бесполезно. Бесполезно открывать огромные супермаркеты для удобства людей, бесполезно давать рекламу в прессе, все равно вы упретесь в недалекого консультанта, которому абсолютно все равно сколько нервов вы потратите на покупку. Все равно вы будете вынуждены ездить на маршрутном такси, грязном, раздолбанном, с грубым водителем, огрызающимся на пассажиров.
- Чего варежку разинул?- скажет очередной водила, не услышав сквозь громкую музыку просьбу пассажира остановить. – Раньше надо было предупреждать.
   Нам все равно придется платить огромные деньги за собственные приватизированные квартиры, бешеные деньги за проезд, нам придется, придется, придется , потому что у нас нет выбора.
   Мне пришлось присутствовать при разговоре одного из директоров Альфа банка с иностранным коллегой.
   - В России очень трудно работать,- объяснял он.- Мало того, что нам приходится все время кому-то платить взятки, но самое главное, что мы не можем найти квалифицированных сотрудников. Нами разработаны великолепные программы учета и защиты, но когда сталкиваешься с тем, как работают сотрудники, просто не знаешь что делать. И самое главное, что заменить их некем. В последнее время мы нанимаем для работы в России выходцев из восточной Европы.
    Я не знаю тонкостей работы банков, но лично мне действительно приходилось сталкиваться с откровенным неумением пользоваться компьютером, в том же Юниаструм банке, Альфа банке и многих других. Особенно шокировала сотрудница Юниаструма в Бутово, которая полчаса разговаривала по телефону, не обращая на меня внимания, а когда все таки занялась мной, каждую минуту спрашивала у коллеги на какую кнопочку нажать. В итоге этот банк лишился потенциального вкладчика.
    Что же происходит? Неужели россияне никогда не научатся работать? Или мы так и останемся на ступени «недоразвитых государств» . Множество провозглашенных правительством программ так и не работает. В поликлиниках те же очереди, то же убожество и то же хамство, в образовании опять продолжаются поборы, и «платное» образование никуда не исчезло, а «зловредные» казино как бы напоказ наплевав на все решения правительства, пестреют рекламой в самом центре Москвы.
     Кто же мы такие? Потомки «быдла», как считают некоторые на западе, или просто брошенные на произвол судьбы несчастные люди?
        Если говорить о хамстве, то этим отличаются две страны в мире: Россия и США. В Америке, куда в свое время хлынули те, кому не жилось в Европе ( преступники, беднота, евреи, стремящиеся оторваться от притеснения) хамство проявляется в генетической памяти этих людей, убивавших друг друга во времена Дикого Запада, и проявляющих до сих пор агрессию ко всему миру. В России советской большая часть работящих людей была  исстреблена или  эмигрировала. Но кто-то же все таки остался, пережил репрессии и даже пытается выживать… Но баланс сил слишком неравен. В таких случаях бывает нужна поддержка или даже сила государства. Но ее нет, есть только провозглашаемые программы и крики о патриотизме.
    Недавно в электричке я увидел мужчину, торгующего российскими флагами.
   Интеллигентная пара, сидящая напротив тихо удивилась, а мужчина, понизив голос, сказал
  - Это что для патриотизма носят? Лично у меня никакой гордости за страну нет, так что и патриотизма не может быть.
    Жена шикнула на него и парочка замолчала. Возможно, в силу своего возраста они еще помнили о репрессиях.
     И все же, несмотря на негатив , описанный мной, здоровые ростки культуры и «культурного» бизнеса уже появляются. В основном, это частники столь не любимые милицией и всевозможными проверяющими структурами. Они спокойно делают свое дело, стараясь не привлекать внимание. Выживут ли эти ростки, или они тоже погибнут в бурях кризисов, постановлений и проверок, покажет время.

23.01.2009