Стихи всем и сразу

Графиня Горивицина
Кристине

*** 
Открою с картинками книжку,
Сама себе вслух прочту...
 Как ты живешь, малышка,
Кто верит в твою звезду?
Ты так своенравна, упряма,
Породы одной со мной.
Кого сейчас просишь: "Мама,
 давай пошалим с тобой!"?
Все стало теперь иначе,
Теперь ты в другой семье...
В углу не подаренный мячик
Тихонько грустит о тебе.
 
И платьица с явным упреком
Мне говорят: "Как же так?"
Каким без тебя одиноким
Кажется этот закат!
 
Ночью, как вор, неслышно
К кроватке твоей подойду:
"Как ты живешь, малышка?
Кто верит в твою звезду?"
 
В глаза тебя поцелую,
Уйду... - Позови меня!
Я так никого не ревную
И так не люблю, как тебя!

***
Полночь доченьку качает,
Колыбельную поет:
"Мамы многое прощают,
Мамы часто и не знают,
Как их дитятко живет..."»
Как похожа я с кукушкой:
На двоих одна беда -
Мокрая от слез подушка,
Выпитая на ночь кружка
Кофе черного - для сна.
Это - знаю - удар в спину:
Обещать и не успеть.
Этой ночью ястребиной
Пожалей меня, Кристина,
Не гони в пустую степь.
***
Ангел мой, меня забывший,
Кто тебе ночами снится?
Книжки кто тебе читает?
Кто тебя благословляет
Еженощно, ежечасно?
Лебеденок мой прекрасный,
Как зимуешь в своем лете?
Посмотри на руки эти,
Что тебя так обнимали!
Неужель моей печали
Никогда не будет места
В твоем сердце?

***
Я вспоминаю: твой задорный смех,
Две тоненьких руки обвили шею...
Ты теребишь на куртке моей мех
И шепчешь: "Я скучала всю неделю!"
Ах, если бы такой, как год назад,
Была бы встреча: искренней и нежной!
Шепчу себе: "Никто не виноват!"
А в сердце теплится еще надежда,
Что детские ладошки помнят мои руки,
Что голос мой еще не позабыт.
Кристина, даже сотни лет разлуки
Не победят моей к тебе любви!


***
Я помню твою ладошку,
Тот полдень с июньским дождем...
Малыш, подожди немножко,
Мы снова будем вдвоем.
Опять будут нашими луны
И знойное солнце дня.
Ты будешь, как зорька - юной,
А я - чуть старше тебя.
Что было мечтой когда-то,
Явью вернется к нам:
Мы будем гулять по Арбату
И вслед смотреть кораблям.
Я тайны тебе открою,
Улыбок, взглядов секрет.
Самой яркой звездой
Ты станешь среди планет!
Пусть мне это только снится,
Но верю, придет тот день:
Ты будешь взмахом ресниц
Пленять молодых королей.
  Поверишь ли в эту сказку?
  Подаришь ли мне еще шанс?
  Знай, я не напрасно
  Бодрствую в поздний час.


***
Облако туманное надежды,
Пыль дорог или обман теней? –
Что в твоих глазах? – Лишь нежность.
Все – и слабости, и сила – в ней.
Сердце к сердцу прилипает быстро:
Мне было достаточно взглянуть,
Чтоб из тысячи летящих искр
Ту словить, что запожарит грудь.
Ты прости, что много обещала,
Слабой оказалась на дела.
Ты – мое великое начало,
Мера пропасти моей: добра и зла.

Если утро не вернет покоя,
Если день повергнет в суету,
Знай, что нас на свете двое:
Позови меня, и я приду.



Мне осень в косы ленты заплетала:
Дурман-траву да печаль-тоску.
Тем вечером с далекого причала
Молодую ты увез жену.
Ах, красива твоя чужестраночка:
В глазах притаилась мгла,
И улыбка, как сон - загадочна,
И кожа, как сахар, бела;
Гибкий стан, лишь для танца сложенный,
И в каждом движенье - полет -
Ох, прохожий, поосторожнее,
Она любое сердце разобьет!
Мне ль сравниться с царевной заморскою? -
Загорели морщинки у губ,
И солнцем выбелены волосы,
И мозоли не сходят с рук...
Только все ж мои песни нежнее,
И сердце мое - горячей!
Ты забудешь свою Лорелею
Среди русских лесов и полей.
 
****
Целуй меня, да так, чтоб губы треснули! -
Я не ко всякому добра!
Нас ночь укроет занавескою
От постороннего тепла.
Пусть завтра кто-то скажет: "Шалая!"
Я даже глаз не отведу.
Не замостят мне путь уставами,
Я ночь в заступницы возьму!
 

***
Прости меня, я сразу не узнала,
Где счастья и любви последний дом.
Искала в подворотнях, на вокзалах,
С бродягами сидела за столом...
И открывалась всем - ах, лишь бы слушал! -
А кто - богач иль мытарь - мне равно!
Но в слушателях родственую душу
Я не могу найти уже давно.
Они как будто знают и не знают,
Как режет горло воздух пред дождем,
Как ивы косы в озере купают,
Застилая воду серебром...
Они не помнят вкуса земляники,
Той - с косогоров солнечных - лесной!
И редко-редко журавлиным криком
Тревожится их городской покой.
И в Петербурге, и в Москве престольной,
Где золото церквей - лишь радость воронью,
Как будто звон забыли колокольный...
И тишину полей... И родину свою...
Но там, где по обрывам бродит ветер,
Лаская волосы молодушек-берез,
Там, где еще в лапту играют дети,
И всей гурьбой идут на сенокос -
Там, там, в деревне будущность и сила!
Что грохот городов? Ведь мы других кровей!
Там наше сердце, наша Русь, Россия...
Ты за руку меня водила к ней!
Кому еще понять, как не тебе - ах, мама!-
Что мне постыла городская суета?!
Душа тоскует о прохладе храма,
А губы - о руке соборного попа.
 
 
***
Как странно пахнут здесь октябрьские ночи...

Так пахнет нежность, горечь и болезнь.

Мне кажется теперь, что путь окончен,

А я еще не научилась петь.

А я прощения еще не получила

У той, что ангелом стояла за спиной,

Но тошнотворно-едкий дым кадила

Уже клубится над остывшей головой.

Простите все за то, что не умела

Любить и ждать. Кк нынче воздух синь!

Все замолчало. Тихо и несмело

Мать первая промлвила: "Аминь*".

(* Аминь - "Да будет так")


***
Покроются поляны травами,
Простившись с болью холодов.
Слишком сладкою отраваю
Для меня была любовь.
Незаметно иглы жалили,
Кровь сочилась по вискам...
Ты играл со мной по правилам
Казановы,  Дон Жуан.




***
Ах, как беспечен май,
Как смел в своих желаньях!
Скажу ему: "Прощай",
А он мне: "До свиданья!"
В сентябрьскую ночь
Стучит ко мне в окошко:
"Я был у темных рощ
И вот собрал лукошко
Малины для тебя!
(Малина средь берез!)
Мне не хватило дня,
Я ночью и занес."
Или зимой лицо
Обдаст мне снежной пылью:
"Не любишь серебро? -
Я золотом осыплю!"
И бросит ожерелье
Из звезд к моим ногам:
"Я родственник апрелю,
Он день уступит нам!"
И часа мне не нужно,
А он пророчит день!
- Пойми, ведь я за мужем!
Мы порознь теперь!
А он в ответ смеется,
Шлет поцелуй с дождем:
"Король твой не дождется
Жены сегодня днем."
Мальчишка сумасбродный!
Но оказался прав:
Я днем шагнула в волны,
Два сердца растоптав.

***
Играй, шарманщик, а я - поплачу,
Что толку верить каким-то снам?
Была надежда, была удача,
Но осень приходит за летом к нам.
И эти законы - природы ли, Бога -
Глупо оспаривать криком в ночи.
Ты вот сейчас у чужого порога,
А кто-то от дома забыл ключи.
Иль потерялся в шуме столетий,
Или случайно свернул не туда...
Только в душе мы по-прежнему дети,
По-прежнему верим - тайком - в чудеса:
Что двери откроют, дороги сойдутся,
Что руку однажды найдет рука.
Шарманщик, поверь мне, сыны вернуться,
Вспомнив святую любовь Отца!
Что же я плачу? Ни домом, ни хлебом
Никто не обидел. Тебе не солгу:
То слезы блудной души перед небом,
Расплата за выбор, за шаг в пустоту.



Зима - читай: тоска и одиночество.
Все математику свожу на нет.
Ты - точка, запятая, многоточие?
Три стороны - и всюду красный свет.
Как жить? - Теперь не манит даже небо,
Наверно, жизнь ушла под воду навсегда.

В той глубине, где ты со мною не был,
Я буду счастлива одна.

   ***
 Опять весь вечер будет дождь...
   Останемся вдвоем в каминной,
   Мы будем вслух читать былины
   И вспоминать, как пахнет рожь...
   И вспаминать, как целовались
   На сеновале до утра!
   И мне слова твои казались
   Таинственнее, чем строка
   Любая Пушкина иль Гете,
   И я забыл, что сам поэт.
   Но выльются однажды ноты
   Ночей тех в радужный сонет.
   А нынче душный громкий вечер,
   Ты здесь, ты рядом... К черту пьесу!
   Пусть от изгнания излечит
   Твой поцелуй, моя принцесса!
 
             ***
   Все было так же: звезды, ночь, луна
   И перезревшие на солнце вишни.
   И шепот твой: "Ты мне, как свет, нужна!"
   А свет тогда как раз-таки был лишним.
   Ты был и слишком юн, и слишком смел,
   И мне хотелось верить без оглядки,
   Что ты и есть тот ветер перемен,
   С которым до сих пор играла в прятки.
   Но ты уехал. И я вспоминала
   Букет из камышей, дешевое вино.
   Ту ночь, когда Принцессой Карнавала
   Ты окрестил меня, девчонкам всем на зло.
   Как звезды падали, и мы, им подражая,
   С небес катились во земную страсть.
   Ты ножки целовал мне, обещая
   Нам вечность на двоих у Господа украсть.
   
   Мы встретились чрез год, и я узнала
   На безымянном золотую сталь:
   "Не отводи глаза, любимец карнавала,
   И нашу ночь, как сказку, вспоминай!"


***
Как поживаешь в тереме без окон и дверей?
- Вход в этот терем для меня закрыт давно! -
Все так же кормишь хлебом журавлей
И пьешь по вечерам дешевое вино?
Кто расстилает перед сном тебе постель?
Не отвечай, я знаю: ее нет...
А помнишь: танцы до утра, весенняя капель,
Костер в лесу, подснежников букет,
И жалобы соседей, и звонки 
Мои
Сквозь километры и часы: "Поговорим?"?
Мы так давно с тобой не говорили!
Я так давно тебя не видела "живым"!
Я не прошу, чтоб было все, как прежде,
А Господа молю лишь об одном:
"Его ранимую, неистовую нежность
Согрей своим вселюбящим лучом!"


***
Я нынче говорила с ветром...
Он был нелеп, он был чертовски пьян!
Он рассказал мне все свои секреты
И требовал мои, полночный хулиган!
Он сетовал, что засыпать без песен
Труднее, чем построить за ночь дом!
Но был при этом так красив и весел,
Что жалобам его я верила с трудом.
Бродяга ворошил мои альбомы,
Засунул три письма себе в карман,
Воскликнув: "Ты и с осенью знакома?
Тогда я точно забегу на карнавал!
Он, кажется, в субботу, или.. Впрочем,
Когда бы ни был, я не пропущу..."
Часы пробили между тем два ночи,
А я зажгла последнюю свечу.
Он мерил комнату беззвучными шагами,
Невольно задевая все углы.
И если бы мы не были друзьями,
Я выгнала б его до темноты.

Он сам ушел, едва запели птицы...
А напоследок из-за елей прокричал:
"Прости мне эту ночь и небылицы!"
Я поняла: он не придет на карнавал.


***
Отстаю от прохожих,
Непохожих, чужих…
Есть на свете дороже
Даже самых родных!
И на то семихолмье,
Где озера из слез,
Черноглазый поклонник
Мое сердце унес.
У подножия храма
Есть веселья купель,
Среди смеха и срама –
Там моя колыбель.
 
***
Оглядываюсь. Заглядываю в будущее,
А бабочкой слыву в кругу друзей.
Я помню все. Я знаю лучшее,
Но мне не верят – молодость сильней.
 
И ты не веришь и не хочешь видеть,
Обвиняешь – свет слепит глаза.
Восемнадцать – время ненавидеть
Жизнь и верить в чудеса.
 
***
Калейдоскоп зимы в природе
От тебя - ко мне.
И лжет душа, что не находит
Места на земле.
И лгут глаза, что мало лета,
Много суеты.
Лето там, где много света,
Свет мой - это ты.
 
***
Глупость дней моих,
Нежность снов моих,
Как украсть тебя
В этой пустоши?
Как без глаз твоих
Да без рук твоих
Царевать - стареть
В этой роскоши?
Как с другим ходить,
Как чужих хвалить,
Как страдать- мечтать,
С кем-то маяться,
Если где-то ты-
Боль моей мечты,
Без меня один
Просыпаешься?
 
***
Мы с тобой убежим этим летом
Ото всех кто обманется сам.
И от тех, кто когда-то нас предал,
И от тех, кто когда-то спасал.
Мы откроем с тобой землю вольности,
Где нет страха и нет потерь.
Где не будет запретов совести,
Где вся жизнь состоит из страстей.
Мы вдвоем убежим!- Хватит боли,
Хватит горечи и разлук.
В той земле не бывает крови,
Не бывает протянутых рук!
Мы с тобой убежим за пределы,
За границы мирской суеты.
Я там буду твоей королевой,
И моим королем будешь ты.
 
***
Из одного мы сделаны теста:
Ты - не жених, я - не невеста.
Вечные двое в гостях у мира,
Туман в глазах, ветер в жилах.
Ничего не просящие взаймы,
Кроме страсти. Две суеты,
Две мороки, две нежности,
Созданные из грусти и поспешности.
Два - целиком - нет надобности
Искать кого-то. Из жалости
Смеемся мы с кем-то - солон тот смех!
Тянут нас двое: святость и грех.
Неважно - из двух кто - перетянет,
Так и иначе - нас потеряет
Мир.
 
 
***
Полувздох, полувзгляд, полупесня -
Ничего до конца без тебя.
Перепутье имен. Полусердце.
Горечь сладости, холод огня.
Бред, горячка, открытые вены -
Только боль одной за двоих.
Где ты, где ты, мой центр вселенной?
Ревность долгих ночей моих?!
 

***
Не туманами, не широтами
Спрятан ты, заколдован ты.
А вопросами и заботами
За подолом чужой судьбы.
 
Да чужими свечами ты венчанный,
Да чужими слезами ты выплакан.
Не завидую я той женщине,
Что из лжи тебе саван выткала.
 
***
Так мир поделен: твое, мое;
Тебе и мне: вранье, былье...
Повсюду белая черта:
"Нельзя тебе! Нельзя сюда!"
И солнце - общее - ничье:
И не твое, и не мое.
И счастье - тоже пополам:
Тебе и мне - ни нам, ни вам.
И чей-то голос говорит:
"Не трожь ее! Сгорит! Сгорит!"
И кто-то шепчет мне с утра:
"Не трожь его! Гори одна!"
И мы кричим: "Зачем мне все?
Раз нет его? - Раз нет ее?"
И мы кричим: "Зачем мне жить?"
"Когда - молчать?!" "Когда - забыть?!"
 
Не знаем мы: Тот нас хранил,
Кто нас друг другом обделил.
 
***
Белою мукою
Скрадена дорога,
Милый мой, к тебе.
Ты - моей мечтою
У ее порога
Мерзнешь при луне.
Я тебя сокрою
От себя для Бога
В светотени дня.
Жесткою землею
С шапкой из сугроба
Колыбель моя.
Приходи с женою
Постоять у гроба
В предрассветный час.
Там, за той чертою
Все-таки дорога
Общая у нас.



А. П.
Расскажи ему, дождь, как мне больно,
Как мне плохо сейчас одной!
Все глаза засыпь ему солью,
Душу всю разорви тоской!
Истерзай его сердце сомнением,
Пусть он тоже не спит по ночам!
Если все это было забвением,
Значит все в этой жизни – обман!
Урони его в бездну отчаянья,
Положи в его руку нож,
Пусть живое ему будет раненым!
Умали, уничтожь его, дождь!

***
День клонится ко сну. Почти стемнело.
Луна уже давно целует волны.
Луне, наверно, небо надоело,
Ей хочется печали и свободы.
Мне звезды улыбнулись виновато,
Мол, ты сегодня погрусти одна.
А на губах застыла поцелуем мята,
И ночь оправдывает слезы до утра...

***
Оставь упреки, мама, на потом,
Сегодня мне достаточно дождя.
Но он простит мне слезы перед сном
И оправдает нежность сентября.
Прошу тебя, родная, не сердись,
Когда-нибудь я все тебе открою:
Свой первый - в клеточку - тетрадный лист,
Исписанный несмелою рукою.
И все секреты - сколько их, сочти,
И все мечты об Эйфелевой башне,
Я прочитаю все свои стихи!
Когда-нибудь... как стану старше.


***
Обучена любить и верить,
И ждать, зубами впившись в лед.
Такой тоской разлуку мерить,
Что даже время не спасет!

Бессилен Бог - закрыты двери,
Ключи - на дне морских песков.
И ищут оправданья тени,
И слезы ищут новых слов.

Леночке
-1-
Мне бы среди звезд на небе
Отыскать свою одну,
Чтоб вела - не обманула
В дальнюю страну.
Чтобы знала все дороги,
Из любой беды
Да за мной чтоб сразу же
Посожгла мосты.
Мне бы звездочку такую,
Чтобы с ней одной
Было бы прохладно летом
И тепло зимой.
Чтоб светила - не забыла
До назначенного дня,
Чтоб с последним моим вздохом
Умерла сама.

Я бы ту звезду Святую
Отдала тебе,
Чтобы знать, что кто-то светит
И твоей судьбе.


***
Под сенью вековых дубов
Я поняла, что нет запретов,
Что нет у юности оков,
И нет у молодости вета.
Не знаем боли мы и лжи,
Не знаем грусти и печали...
Мы лишь семнадцать весен жили,
Когда нас с счастьем повенчали!
Поэтому мы так нежны,
Так веселы и так беспечны.
А холод будущей зимы
Еще отяготит нам плечи...


***
Я - твое обетованье,
Твой удел из роз и слез,
Исполнение желаний,
Твой алмазный камнетес.

Ты - моя скала и омут,
Глубина моих морей.
Все не свергнутые горы
У твоих роятся дней.

Ты - подножие всех храмов,
Не отдам тебя судьбе!
Все открывшиеся раны
Предназначены тебе!

Видишь нежность горизонтов
И рассветов благодать?
Не проси другого солнца,
Я не перестану ждать!!!


***
Не стучи, я тебя не услышу,
В моей жизни нет места страстям.
Я живу с голубями под крышей
И читаю сонеты гостям.
Мой корабль разбился о скалы,
Те же скалы согрели меня.
Я искала любви или славы,
А нашла только дым без огня.
Хочешь честности? - Да, я любила
И рыданья дуреющих волн,
И широкую нитку заливов,
Крики чаек над кораблем.
Только мне одного моря мало,
А тебе не нужна семья.
Тебя лодка ждет у причала.
Не стучи. Я не слышу тебя.


***
Солнце спряталось за серыми туманами,
Лето бросило: "До скорого" в упрек.
И, кошачьей прихотью затравленный,
Мечется в груди моей зверек.

***
Уходи, я хочу быть одна…
Мне цыганка сегодня гадала:
Меня ждут поезда и вокзалы,
Чьи-то судьбы и города.

Уходи, что теперь говорить?
Что могли, все сказали – и будет…
Наше прошлое нас не осудит,
Я еще не умею любить.

Уходи, я не буду одна,
Осень в гости заходит без стука…
Была встреча – вот и разлука.
Уходи, тебя ждут у огня.


***
Рядом с парком та же школа,
Тот же двор без фонаря…
Здесь все близко, все знакомо,
Только все – не для меня.
Будто я была здесь раньше,
До того, как стать собой.
Этот город – чье-то счастье,
Чей-то город, но не мой.
Чьи-то яркие фонтаны,
Чьи-то парки и дома,
Чьи-то в розах тротуары,
Чей-то замок из песка.
Чье-то маленькое детство,
Чей-то двор без фонаря…
Чьи-то слезы, чье-то бегство,
Чья-то жизнь, но не моя!

***
Прошепчу тебе - а ты услышишь,
Сотни километров – это бред.
Полночь, звезды, голуби под крышей…
Слушай небо – в нем одном ответ.

Я тебя случайно поцелую,
Ты почувствуешь, как губы жжет.
Я тебя за тысячи времен ревную,
Мной не собранный, не пригубленный мед!


***
Лето, помнишь, звезды и огонь,
Я сидела у его колен.
Я смирялась – на мгновенье мой!
Я смеялась – вечность не у дел!
Время, вороти коня гнедого!
Он забыл меня среди степей!
Лето, верни юность Казанове,
Пусть я буду первой из страстей!
Он был молод и до крика нежен,
Этот вечер и рассвет за ним.
Свет моей негаснущей надежде,
Лето, я прошу тебя, верни!

***
Нарисовать тебя? – таких и красок нет!
Рука бы вспомнила волшебные часы:
Как заходился маревом рассвет,
Как были мысли откровенны и чисты.

Сейчас зима, но август еще греет,
Я слышу музыку, летящую с Невы…
И свято верю: молодость сумеет
Все пережить до будущей весны.


***
Пеленает холодом столицу
Зимушка-зима.
Я похожа на израненную птицу
Без крыла.
Далеко-далеко улетела стая-
Прочь от холодов.
Я лежу под снегом, замерзая
От вчерашних снов.
А Зима – совсем и не злодейка,
Ласковая мать.
У меня теперь из снега телогрейка,
Снежная кровать.
Залечила мне морозом раны
На крыле.
Мне б теперь лететь в другие страны,
Только мне там будет холодно
В тепле.


***
Опять! Опять покой нарушен –
От шепота оглохла ночь
И от сегодняшнего: «Нужен!»
- Вчера еще кричала: «Прочь!»

Опять знакомые приметы
Бессонницы, тоски и слез.
Опять ненужные запреты
На то, что уж давно сбылось.
Все повторяется, от фразы:
«Я не люблю», до крика: «Мой!»
И даже розы в тех же вазах,
И тот же поцелуй.
– Чужой.


***
Свободное, беззаботное,
Лето, возьми назад!
В детство мое босоногое,
Где каждый каждому рад!

Лето, ты заблуждаешься,
Лето, мне только восемь!
-  Надцать? Ах, ошибаешься!
Когда ж прошло столько весен?

Значит, просить не стоит?
Что ж, заходи иногда…
Скажи, а там еще строят
Кукольные города?

Все так же спасают планету
И тоже летают на Марс?
И нарушают запреты,
И не понимают нас:

Старших-родителей-взрослых.
Все хочется сделать самим…
Проверить, а правда, что звезды
Видны, лишь когда мы спим?

(А если в колодец забраться,
То можно увидеть и днем…)
Все так же там – ночью с пастой
И босиком под дождем?

Играют ли с солнцем в прятки
И в догонялки  с ветром?

- Все то же там, те же порядки…
Тогда... поспеши к ним, Лето!


***
Вспоминать тебя...
В белых сумерках город лег спать,
Только мне - пустая кровать.
 Забывать тебя...
В тихой заводи белой ночи
Всеурочное мне - молчи!

Целовать других,
Белой пылью слепить глаза,
Чтоб однажды из-под ножа
Отголоском средь шума - жена.


***
Укутываясь в холод неуютный,
Как в пуховый бабушкин платок,
К нам зима зашла на пять минуток,
А сидит уж не один часок.
Что случится дальше - нам не важно,
И сопротивляться нету сил.
Холодом пронизанный однажды,
Ты забудешь, что меня любил.

***
Был вечер нежен и раним,
И обжигающе спокоен.
Как будто страсти господин
Сегодня чем-то был расстроен.
И ветер золотые струи
Волос лениво расплетал,
Как будто больше поцелуя
Он не попросит никогда!
Плакал первый дождь украдкой
О будущем и о былом.
А я сидела над тетрадкой
Весь вечер за чужим столом.
И звуки вальса доносились
С небес (а может быть из спальни),
И нежно-нежно выводились
Моей рукой чужие тайны.


***
Вы были принцами, героями,
Симфонией мечты.
Вы из песка мне замки строили,
Из щепок - корабли.
Вы жемчуга вплетали в волосы
И шили из цветов.
И до сих пор волшебным голосом
Вы шепчите из снов:
"Твой стан прекраснее богини,
Твои глаза мудрее звезд,
Была ты первой и единой,
Кто до небес нас превознес.
Твой голос песнею Орфея
Нам колдовал, нас чаровал.
Но ты, прекраснейшая фея,
Не ровня нам.
Не ровня нам".

***
Чужая квартира. Открытая дверь.
Я - первая, кто заглянул.
Там за порогом бушует метель,
Здесь - лето, наверно, июнь.
"Есть кто-нибудь дома ?" - в ответ тишина.
И жутко, и сил нет уйти.
"В твой дом точно также входила война", -
Шепчет мне кто-то внутри.
"Да нет же! Все просто ушли погулять,
Гляди, - подошла я к столу, -
И чай недопит, и остался лежать
Открытым журнал на полу.
Герань полыхает как! - ярче зари,
И вещи на  месте, лишь плюшевый мишка
В углу, будто брошен большими людьми.
Наверно ..."
"Погиб тот мальчишка."

***
Разбуди меня на рассвете,
Я хочу спугнуть с фиалок сон.
Я хочу дышать, как дышат дети,
На алеющий взирая небосклон.
Я хочу смеяться звонко, смело,
Удивляться я хочу и удивлять.
Написать, как в детстве, на асфальте мелом
Мой девиз: "Идти и побеждать!"
Я хочу спокойно спать ночами,
Засыпать под хохот, не под плач!
И смотреть счастливыми глазами
В час, когда придется умирать.


***
Так, Господи, и я устану
От пыли и дорог.
И я, как многие, отстану,
И сяду у ворот.

Покорно руки опущу,
Но, стоя на коленях,
Прощения не попрошу
За прошлое веселье.


***
Мне снились небо и роса,
И чей-то яркий свет меж ними...
И в старой бухте - паруса,
Как символ веры и любви.

Я видела чужой рассвет,
И свой закат, и чьи-то тени...
И одинокий пустоцвет
Благоухающей сирени.

Мне снился рай. И рай рыдал,
Сердца не вынесли разлуки.
Мне снился ты. И Бог молчал,
Соединяя наши руки.


***
А глаза смотрят в ночь, в пустоту.
Я не прошу у неба слов и слез.
Уходишь - уходи, я украду
Последний вздох заплаканных берез.
Я буду сильной, как ты этого хотел,
Я заплету растрепанные косы.
Уходишь - нет, уводишь на расстрел,
И ночь победоносно гасит звезды.
Обречена, развенчана, разбита! -
Но я тебя ни в чем не упрекну...
Уходишь? Уходи... моя молитва
Сквозь сотни лет тебя разбудит по утру.


***
Наверно осень, раз опять не сплю,
Пою весну и тихо умираю.
Раз забываю просигналить кораблю
И журавлей без боли отпускаю.
Обыденно: погасли утром звезды,
И гордость просит потеплее плед.
И дерзко-алые рябиновые гроздья
Без сожаленья падают в холодный грязный снег.

***
Спокойствие - не мой конек
И не мое призвание.
Мне ветер душу пересек,
И ветер дал название
Моим мечтам, что делят правды,
Моим глазам, что смотрят в ночь.
Из всех судеб - беда по нраву,
Из всех дорог - одна мне: прочь.



Русалочка.
-1-
Все равно в твоих руках,
Все равно у твоих ног:
Волнами снимаю страх,
Пеною лижу песок.
Хочет отомстить отец,
Дочь из глубины: "Не тронь!
Ревность девичьих сердец
Пусть останется живой".

-2-
Кто спас тебя от той скалы,
Кто был тебе верней жены,
Кто для тебя стал пеной волн,
И кто сейчас несет твой челн,
Ты не узнаешь никогда.
Не разомкнуть ее уста.
Скорее на берег, скорей!
Отец не пощадит людей!
Он отомстит за свою дочь,
Никто не сможет вам помочь!
Забудь о море, Принц, забудь,
Не укорачивай свой путь,
Не обезличивай любви,
Ее молитвы пощади!

-3-
Сотни скал - и в пропасть волн:
Я была одной из них.
Имя пропасти - любовь.
Помолитесь за иных,
Что не знали этой бури,
Что стояли на своем.
А ведь это я волную
Твой корабль своим сном.
Те, другие, тебя ждали,
Я одна плыла к тебе.
Чем так сильно опечален?
Что проснулся на заре
С белой пеной вместо девы?
Милый, так любовь слепа:
Я тебя спасти успела,
А себя не сберегла.
Не печалься! Что мне море,
Сонный поцелуй зари?
Я в последнем своем вздохе:
- Папочка, ему не мсти!



Иришке
Мы с тобой - два лучика
У одной звезды.
Мы с тобой - два берега
У одной реки.
Мы с тобой – две искорки
Одного костра,
Мы с тобой – два птенчика
Одного гнезда.
Но луча два, улетая
От звезды своей,
Как бы им ни захотелось,
Не вернуться к ней.
Две искры, мелькнув, погаснут
Без родимого костра.
Два птенца гнездо покинут
Раз и навсегда.


***
М.Ц.
 Вы - раздаватели судеб,
Вы - раздарители снов,
К жизни фальшивых прелюдий
 И настоящих оков,
Что ж вы меня не сковали,
Не запретили летать?
Не насовали печали
В карманы тяжелую кладь?
Не прочитали инструкций.
Что делать и как мне жить?
Что ж пожалели мне унции
Соли для слез положить?

Что? - Не из вашего теста
И не для ваших печей?
То-то же! Знайте место,
Тушители огней!



Маме
До боли виски сжимала,
До крови кусала губы
И все про себя повторяла:
"Мама, прости меня!"
Прости, что не доверяла,
Прости, что все по подругам
Секреты свои растеряла,
Не оставив - одного - для тебя.
Прости, притворившись тенью,
Ушла, не спросив совета,
В ночь, нарушая запреты,
Ушла, не забрав ключа.
И все это - равнодушно,
Спокойно и беспощадно...
Прости меня, очень сложно
Мне объяснить - так надо.

***
Незачем плакать,
И ничего не жаль:
Что не втоптано в слякоть -
Заметет февраль.
То, что я пожалела,
Кто-то выкинул вон.
То, что я не допела,
То допелось само.
Раньше плакала с вами -
Теперь плачьте одни!
Были толстыми сваи,
Да сломались они.

***
Сердце опять пополам -
Разрушенный храм.
Детская книга у ног -
Потерянный бог.
Рука утонула в руке -
Разум в замке.
Солнце в твоих волосах,
Нежность в глазах,
Голос твой в тишине -

Все было во сне.

***
Город спит в серебряном тумане,
Тише речи, радужней мечты...
Пыль духов волнующих в кармане
Ты унес с собой за полцены.

Одиноко я брожу по дому,
Спит сестра, безмолвствует словарь...
И вселяет в душу мне тревогу
Одиноко гаснущий фонарь.

***
Расскажи мне, Марина,
Про любовь без подлога,
Про мечту - едче дыма,
Про судьбу - тяжче стона;
Про глаза - шире неба,
Про сердца - меньше вздоха,
Про картонные стены
Да про храмы без Бога;
Про вольготные земли,
Про широкие степи...
Наши силы - не дремлют,
Нас - не выдержат цепи!
И над нами не властны
Ни дворцы, ни сугробы:
Никакой другой паствы,
Никакой другой робы! -
Пусть в лохмотья одеты,
Пусть объедками сыты,
Наша песня - не спета!


***
Знаешь, как сходят с ума?
Знаешь, как это бывает,
Когда жестче удара рука,
Та, что тебя ласкает?
И слова - точно соль в нарыв,
Когда в прошлом вся жизнь и счастье;
Когда мысли с горы - в обрыв,
И все таинство в одночасье
Будет снято с темного лба
Одним беспечным "пока!"?
- Вот так, милый, сходят с ума.

***
Очарованное сердце, околдованные очи...
Хочешь, солнце подарю? Океан в пустыне - хочешь?
Зачарую, околдую, белым пламенем согрею!
Ты забыл со мной другую, златовласку, Лорелею?
Нет? Тогда зачем же медлишь? Твой корабль по Рейну плачет.
Не хочу чужого солнца! Уходи к другой, мой мальчик.

***
Когда на душе темно от боли,
Взгляни, как земля широка,
Как гаснут на западе летние зори,
Как дышит в овраге река.
На миг позабудь о своих неудачах,
Все так, все сбылось, как должно.
Нам в кассе рождения дали на сдачу
Тележку печали и счастья вагон.

***
Раз, два, три, четыре, пять –
Крестики в календаре.
А вот сколько еще ждать –
Неизвестно мне.
Сколько сердцу тосковать –
Час, неделю, год?
Сколько зорек мне встречать
У кривых ворот?
Сколько книжек прочитать
За ночи без сна?
Да и стоит ли мне ждать,
Если есть она?


***
И багровеют небеса,
И звуки тише, звезды ближе,
Когда рождается роса
И омывает наши жизни.
Я знаю, есть святые дни,
Когда душа полна покоя,
Когда пленительные сны
Смиряются у аналоя.


***
Сегодня ветер был теплее,
Добрее, может быть, ко мне.
Я шла по липовой аллее,
Мечтать не смея о тебе.
А он смеялся мне вдогонку,
Не намекнув даже: «Забудь!»,
Ночь загрустила  втихомолку,
Дочку провожая в путь.
Слез сребристых не жалея,
Дождик мне умыл лицо.
Я шла по липовой аллее.
Мне руку жгло твое кольцо.


М..
-1-
Как быстро ветер тучи гнал,
Туман бледнел, день наступал.
Ты собирался уходить,
И не решилась я спросить:
«Возьмешь меня с собой?»

-2-
Целуешь в висок – так целуют мужья,
А ты – только гость полуночный.
Зачем тебе, странник, радость моя?
Богатство такое непрочно.
Лучше уйди, если можешь уйти!
Останешься, гнать не стану.
Только любви у меня не проси,
Она мне не по карману.


Ч.К.

Опять от нежности схожу с ума,
Листая памяти забытые страницы…
А лето сочиняет небылицы
Голосом Чеширского Кота…

-1-
Снова стихи писать на вокзалах,
С болью смотреть вслед поездам.
Ты не поверил бы, если б сказала,
Что целый год нашей встречи ждала!
Год для чего? – Для скучных свиданий,
Мыслей: «Возьмет с собой или нет?»?
Как это пусто все без обещаний,
Без оправданий и слез в ответ!
Год впереди, точно картинка
Календаря он отлетит.
Мне от тебя осталась улыбка,
Она через год меня победит.

-3-
А у нас в фонтанах солнце расплескалось,
И соленый ветер треплет гладь Невы…
И от нежности какая-то усталость
В юном сердце, как от страсти без любви.
В старых парках томно млеет вечер,
Музыкой тоска крадется в душу…
Город сжалился и мне на плечи
Шаль накинул из воздушных
Поцелуев.
          Приезжай!

-4-

 Ноябрь. Полночь. Ветер гонит тучи.
Вот-вот начнется дождь. Мне хочется гулять.
Я знаю: эта полночь не получит
Моих истерик. Не раскроет память
Моих обид, моих надежд на время.
И под дождем гуляя без зонта,
Я буду вспоминать московские метели
И хитрую улыбку Чеширского Кота.

*
Красивые цветы –
Залог мечты.
Протянутые руки –
Все ж к разлуке.
Отравленные дни –
К концу любви
В чужих глазах ответ
На твой запрет.


Дороги, поезда, вокзалы…

-1-
Дороги, поезда, вокзалы,
А дома не было и нет.
И я тебе не подсказала
Загадки правильный ответ.
Вновь тусклый свет струится в окна,
Мерцают фонари в ночи.
С кольца слетела позолота,
В пыли валяются ключи.
А ты где, на какой дороге
Забыл во мне свою мечту?
Мой странник, праведный и строгий,
Прости мне молодость мою.

-2-
Лишь дети так: прильнув к окну,
Смотрят на перрон без слез.
Навстречу ветру одному
Несутся радугою грез.
Мы ж убегаем в путь, как в дом,
Теряемся среди прохожих,
Бросая в пропасть день за днем,
Становимся на всех похожи.
Мы забываем о мечтах,
Живем угрюмо и убого.
И только детство в наших снах
Нам улыбается с перрона.

-3-
Вновь дорога: поезда, вокзалы,
За окном – туманы и дожди.
Странно, что об этом я мечтала:
Спрятаться…
         Ах, спрятаться б во ржи!
Без отчаянья смотреть на звезды,
Не мечтать и никого не звать.
И забыть те бархатные розы,
Что ты бросил мне однажды на кровать!
Вспомнить детство, мамину улыбку,
Первый луч сентябрьской зари…
Дорого ж мы платим за ошибки
Чужие и, тем более, свои.

-4-
Так и жить всю жизнь на вокзале,
Так и ждать всю жизнь поездов,
Скитаться между мечтами
В пыли часовых поясов.
И дом, и судьба – казенные,
И радость – с чужого плеча.
О, ночи мои бессонные,
Для вас ли юность была?!
Для вас ли зрели желания,
И в сердце кипела кровь?
От вас одни расставания,
Вам не по силам любовь!
Кто б выбрал безумное время:
Нежности средь скоростей?
Какое нелегкое бремя
Быть гостем среди людей!


*
Ах, как беспечен Май,
Как смел в своих желаньях!
Скажу ему: «Прощай!»
А он мне: «До свиданья!»
В сентябрьскую ночь
Стучит в мое окошко:
«Я был у темных рощ
И вот собрал лукошко
Малины для тебя!
(Малина средь берез!)
Мне не хватило дня,
Я ночью и занес».
Или зимой лицо
Обдаст мне снежной пылью:
«Не любишь серебро? –
Я золотом осыплю!»
И бросит ожерелье
Из звезд к моим ногам:
«Я родственник Апрелю,
Он день уступит нам!»
И часа мне не нужно,
А он пророчит день!
«Пойми, ведь я за мужем!
Мы порознь теперь!»
А он в ответ смеется,
Шлет поцелуй с дождем:
«Король твой не дождется
Жены сегодня днем!»
Мальчишка сумасбродный!
Но оказался прав:
Я днем шагнула в волны,
Два сердца растоптав.

*
Оставь меня в покое, радужный туман,
Я больше не хочу пускаться в плаванье,
Искать мечты у побережий дальних стран,
Надеждою томиться в каждой гавани.
Хочу спокойствия и тишины. И красоты.
Чтоб, созерцая листьев плавное круженье,
С тоской не думать о мгновеньях до весны,
А ждать с надеждой зимнее уединение.
И чтоб к столу не мчаться, встретив  взор,
Немного ласковый, но все-таки притворный,
И никогда не слышать этих слов:
«Как кошка – одинока и свободна!».



*
Безнадежна. Талантлива. Царапаю руки тупой иглой.
Душа бесконечно отравлена. Шепчет тихо: «Домой! Домой!
Там мама не спит за книгами, тот город помнит тебя!
Украшенная веригами, ты просишь еще огня…
Оставь все, вернись на родину, где дом покосился от бурь,
Где под окном смородина цветет, где цветет июнь!
Где бабушкиными рассказами прелестны все уголки…
Вернись, там еще не названы именем твоим грехи!»