сборник Ловец жемчуга

Николай Райвич
               
                Белка собирает орехи и прячет, готовясь к зиме.
                Она не видит, что кругом все ветки усыпаны удивительными орехами,
                и что так будет всегда.
               


* * *

Восемьдесят
Десять тысяч
Пятнадцать
Шесть

Четыре
Семь
Одиннадцать
Тридцать два

Тридцать два
Одиннадцать
Семь
Четыре

Восемьдесят
Десять тысяч
Пятнадцать
Шесть.


* * *

Гринго в красных трусах собирает ракушки
Эй, гринго, на хрен тебе ракушки?
Не слышит, собирает ракушки на берегу океана.


* * *

Под водой плывёт рыба и видит черноту и серебряные искры.
Потом она выныривает и смотрит вверх.
Так получается вселенная.


* * *

Узоры веток
на сером небе
острые листья сирени


* * *

Все деревья остались на своём месте
Мы вырастем, родим детей и умрём.


* * *

Отражение в зеркале
Оглядываюсь встревоженно:
Никогда не знаешь ...


* * *

Женщина, умершая ужасной смертью,
склонившись надо мной говорила
Я открою тебе великую тайну
 Я открою тебе великую тайну
  Я открою тебе великую тайну


* * *

Какая разница между человеком до смерти и после смерти?
Казалось бы никакой. Точно также он смеётся, пьёт пиво, смотрит на
витрины и на проходящих женщин.


* * *

Один волшебник хотел превратить скалу в апельсин, но ошибся, и сам
стал скалою.
Так они и стоят рядом. Иногда они разговаривают, но больше молчат.


ХРУСТАЛЬНЫЕ ГЛАЗА

Плач кошек на холмах
Плач кошек сдавленных
между землёй и небом
Плач кошек смотрящих на облака
Плач дымчатых кошек
Плач облачных кошек
уплывающих вдаль



                СТУДЕНТ .

                ...Вчера был у гадалки. Она предсказала
                мне жизнь в бедности и лютую смерть ...
                (Из письма).


То, что я принял за гостиницу, оказалось жилым домом.
- Нет здесь гостиницы, - сказала старуха, сидящая на крыльце. - Была,
говорят, да сгорела. Сто лет назад.
На крыльцо вышла женщина средних лет.
- Вот он, - сказала ей старуха,- тот самый студент. Каждые пятьдесят
лет приходит. Ещё бабка моя его знала. Гостиницу ищет. И в прошлый
раз тоже искал.
- Очень приятно, - сказала женщина.
- Мне тоже очень приятно, - сказал я.
Я уже понял, что старуха была не в своём уме, но что-то мешало мне
уйти.
- Ты ему воды принеси, - сказала старуха. - Он должен воды попить. И
в прошлый раз воду пил. И дальше так будет.
Женщина принесла мне воды из колодца. Я выпил полную кружку,
хотя дрожал от холода и пить не хотел.
- Совсем не изменился, - сказала старуха. - Такой и остался: нищий
студент. В тот-то раз, мы ещё с ним на берегу тогда, помню, сидели -
так он через год вернуться обещал. Говорил - вот денег в городе
заработаю и вернусь.
- Что ж вы не вернулись? - спросила меня женщина. Я с удивлением
посмотрел на неё, а потом мы вместе - на старуху.
- Его на Свистухе мужики убили, - объяснила она. - За то что он
ихнюю конюшню сжёг.
Какое-то время все молчали. Потом женщина предложила:
- Может, пусть он у нас переночует?
- Нет, - сказала старуха. - Пущай в сельсовет идёт, там переночует у
сторожа.
Солнце уже зашло, я шёл по тёмной пустынной улице, и дующий с
реки ветер шумел у меня в ушах. И мне казалось, что когда-то я уже
шёл по такой-же улице, так же шумел в моих ушах ветер, и всё так же я
не мог разобрать, что он мне шепчет.


* * *

Ах, судьба! Ты как богатая тётя, что прилетев оделяет родных
дорогими подарками. А мне говорит:
- Ты мой самый любимый племянник! - и хлоп рюмку водки, а потом
ещё и ещё... А с утра у неё самолёт.


СВАДЬБА БУБЫ.

Я почувствовал подвох, когда Буба представлял меня своей невесте: его
дядя, капитан второго ранга, уставился на нас и опрокинул
шампанское. А главное, как раз в этот момент, часы торжественно
пробили восемь. Потому-то я и сказал весело:
- Ба! Да мы, кажется, знакомы!
Невеста конечно ждала другой реакции. Она смотрела на меня молча и
без улыбки, а Буба даже забыл удивиться. Он был бледен и смотрел
отрешённо.
Но окончательно всё провалил опять же его дядя. Он подошёл ко мне и
сказал:
- Вот, к племяннику приехал... Капитан второго ранга... Хотите
посмотреть кортик?
Мне стало совсем смешно.
- Потом посмотрю, попозже, - сказал я, подмигнув, и он понимающе
закивал.
Когда часы пробили девять, дверь распахнулась, и вошёл маленький
усатый человек в клетчатой кепке.
- Итак, совершено убийство ... - начал он с порога.
- Идиот, у нас свадьба! - заорал Буба, и тот убежал.
Гости танцевали, и их лица становились всё более бессмысленными.
- Ну, и что вы теперь будете делать? - спросил я Бубу.
- Это всё из-за дяди, - сказал Буба равнодушно.
Дядя к этому времени уже почти растаял в воздухе.
- А может быть начнём всё сначала? - сказала невеста. - Ведь это же всё
для тебя ...
И мы переставили часы на без пяти восемь и начали всё сначала.


СМЕРТЬ МЯСНИКА.

Ангел Смерти в чёрном плаще и маске входит в мясную лавку.
Усталый мясник склонился над окороком.
Ангел Смерти. - Эй, мясник!
Мясник (поднимая голову). - Чего тебе?
Ангел Смерти снимает маску. Мясник хватается за сердце и умирает.


У РАЙСКИХ ВРАТ.

У райских врат Архангел Гавриил лежит под деревом и грызёт
травинку.
Появляется человек.
Арх. Гавриил. - Ты кто такой?
Человек (тихо). - Мясник.
Архангел Гавриил грызёт травинку, смотрит на человека, человек
смотрит в землю.
Арх. Гавриил. - Ну заходи.
Человек подходит к воротам, оборачивается.
Арх. Гавриил. - Заходи, заходи ...
Мясник скрывается за воротами. Архангел Гавриил лежит, грызёт
травинку. Слышится пенье кукушки.


* * *

Ветер уносит брошенную на крыльцо газету.
- Мудак, - говорит старушка уходящему почтальону.


* * *

Не спрашивай у собаки, куда она бежит по весне: она не сможет тебе
ответить.


* * *

Один бедуин заблудился в пустыне. Он умирал от жажды и роптал на
Аллаха.
- Чего ты хочешь? - спросил его Аллах.
- Воды.
И Аллах принёс ему воды.
- Тебе ещё что-нибудь нужно?
- Нет.
Вечером он развёл костёр и долго сидел у огня. Потом он умер, и Аллах
взял его к себе на небо.


МОЛДАВСКАЯ ПОХОРОННАЯ ПЕСНЯ.

- Похороните меня на высоком берегу!
Парни: - Опа! Опа! Опа! Опа!
Девки: - Ая-яй-яй-яй-яй!
- На высоком берегу Дуная!
Парни: - Опа! Опа! Опа! Опа!
Девки: - Ая-яй-яй-яй-яй!
-Заройте меня поглубже!
Девки: -Ая-яй-яй-яй-яй!
Парни: - Опа! Опа! Опа! Опа!
Барабан: Бух! Бух! Бух! Бух!


ПАСТУХ.

На берегу озера сидел пастух и играл на свирели. Мы подошли
поближе и похвалили его игру.
- Тут как я никто не играет, - сказал он. - Даже русалки вылазят из
воды, чтобы послушать.
И действительно, тут только мы заметили лежащих вокруг него на
траве русалок.


ЛУКИНИЧНА.

Старуха Лукинична была ведьма. Отец Никифор, как увидит её, так
бывало и говорил:
- Ведьма ты, Лукинична, старая ведьма.
- Да и ты ведь не молод уже, отец Никифор, - отвечала Лукинична.
- И то правда.
И, вздохнув, шли они каждый своей дорогой.


ЛОВЕЦ ЖЕМЧУГА.

- Ну как? - спросил я ловца жемчуга, когда он вынырнул.
- Так себе, - сказал он. - Тут ведь чего? То бывает нырнёшь разок и
нормально, а то ныряешь-ныряешь и ни хрена.
И он опять нырнул.


ЛЁТЧИКИ.

Лётчики сидели в землянке и играли в шахматы.
- Чего ж вы не летаете? - спросил я.
- Погода нелётная, - объяснили лётчики. - Когда можно летать, мы
летаем, а когда погода нелётная, мы играем в шахматы.
- А я ещё хожу на курсы Красного Креста, - сказал самый молодой из
них, - чтобы заботиться о младшем брате: он от рождения ничего не
видит и не слышит.
- Вот ведь какая ***ня, - подумал я.


ЗИМНИЙ ЛЕС.

Зима. Все деревья покрыты снегом. Кроме одного: на нём прыгает
птица и стряхивает снег на землю.
О, глупая птица! Бесполезны твои дурацкие усилия! Улетай, вредная
птица, не мешай мне любоваться зимним лесом!


ПРИНЦ.

- Ну что за ***ня! Все люди как люди, работают, веселятся, а я - то у
меня руки болят, то ноги, то живот.
- Это потому, что ты принц. Королевской крови. Просто тебя в
роддоме с кем-то перепутали. Спи, не бери в голову.
Но принц долго ещё не мог заснуть, всё ворочался с боку на бок и
матерился.


ПОЛНОЛУНИЕ.

Я стою перед окном. Я стою посреди комнаты. Я стою перед окном
посреди комнаты и говорю.
Я говорю, говорю, а лунный свет льётся в моё окно, а сам я стою
посреди комнаты, на ковре, возле разобранной кровати, и губы мои
что-то бормочут, бормочут беззвучно, а свет луны, льющийся в
комнату через раскрытое окно пронизывает меня насквозь и
беспрепятственно проходит через моё тело, заливая голубоватым
светом ковёр и разобранную кровать, возле которой я стою и говорю,
говорю, говорю совершенно беззвучно в лунном свете,
беспрепятственно проходящем через моё тело и пронизывающем мои
беззвучно что-то шепчущие губы голубоватым светом луны, льющимся
через открытое окно на ковёр и на разобранную кровать, возле которой
я стою посреди комнаты и бормочу, бормочу, бормочу что-то
беззвучное, как лунный свет, льющийся и. т. д.


НОЧЬ.

Я проснулся ночью от шума ветра. По небу бегут облака, дерево перед
моим окном качается и на стене пляшут тени: в доме напротив горит
лампа, из тех, что зажигаются сами, как только стемнеет. Лампа горит,
по стене мечутся тени, дерево качается, шумит ветер, по небу бегут
облака, горит лампа, и так каждую ночь.


* * *

- Я помню тебя весёлой маленькой девочкой, а теперь ты совсем
взрослая женщина, работаешь официанткой в ресторане большого
отеля и даже, говорят, спишь за деньги с туристами. По ночам ветер
качает деревья, а звёзды падают днём и их тоже никто не видит. Когда
я думаю об этом, у меня обрывается сердце.
- Ветер качает деревья, и мы качаемся вместе с деревьями, и я ничего
не понимаю из того, что ты говоришь. Ни одного слова, ни одного
звука.


ЗАТМЕНИЕ СОЛНЦА.

Я хотел купить тёмное стекло, чтобы посмотреть на затмение солнца,
но в магазине его не было.
- Ты можешь купить стакан и масляную краску, - сказал продавец. -
Правда, тогда ты ничего не увидишь. Или ты можешь купить
стаканчик мороженого. Но если ты его съешь, то сразу заболеешь.
Однажды я купил своему другу стаканчик мороженого, он его съел и
сразу заболел.
Я купил стаканчик мороженого и дал своему другу. Он съел его и сразу
заболел.
- Все вещи, - сказал продавец, - взаимозаменяемы.


ПУТЕШЕСТВЕННИК ВО ВРЕМЕНИ.

Однажды я проснулся, и был полумрак.
- Это утро? - спросил я.
- Нет, - сказала моя сестра, - это вчерашний вечер. Видишь - идёт
дождь, И вчера шёл дождь. Значит, это вчера. Не может же дождь идти
каждый день.
Я заснул и проснулся ещё через сутки.
- Ну вот, - сказал я, - теперь это сегодня.
- Нет, - сказала сестра. - Сегодня ты проспал, это завтра.
Я встал, и всё было странным вокруг меня.
С тех пор я живу отчуждённо, как путешественник, и ничего не
принимаю близко к сердцу.


* * *
Один человек любил собирать красивые камни на пляжах.
Он умер, оставив
целые пляжи красивых камней.