Невозмутимость-1

Марк Олдворчун
 
 

                НЕВОЗМУТИМОСТЬ -1

      Судьба распорядилась так, что, проведя юные годы в столице Советского ещё Азербайджана, я впоследствии оказался  единственным обитателем однокомнатной квартиры на первом этаже девятиэтажной «хрущёвки» в тихом переулке Марьиной Рощи в Москве. А в прекрасном городе Баку,  вместе с ностальгическими воспоминаниями, нефтяным ароматом Каспия, инжиром и виноградом такой нежности, что отведать их возможно только там, (они не переносят транспортировки),  ещё оставались  друзья. Русские, армяне, азербайджанцы, евреи, –  Баку был тогда по-настоящему интернациональным городом; такое, во всяком случае, проявлялось там в личных отношениях между людьми. Чего нельзя сказать о государственной политике, – «дружба народов» присутствовала  лишь  в Государственном гимне. На деле же в республиках руководящие должности и наиболее «хлебные» места и тогда отдавались «национальным кадрам». Но это – так, к слову.

      Однажды один мой Бакинский друг, школьный учитель, шахматист и альпинист Илья Канторович, решил перебраться на «историческую родину», в Израиль, и подал документы в ОВИР.

       Никто из родившихся позже и представить себе не может, что это значило в те благословенные времена, о возвращении которых кое-кто вздыхает и поныне. Дело в том, что тогда подача документов для  обмена социалистического рая на капиталистический ад приравнивалось к предательству Родины.
      Этот взгляд господствовал и в официальных кругах, и среди обывателей: трудно сказать, чего там было больше – открытой пропаганды или скрытой зависти к счастливчикам-евреям, поскольку такая возможность предоставлялась только этим  «гражданам второго сорта», как бы  в порядке компенсации.  Потому, что не зря у известной песни «Широка страна моя родная» был  в ходу такой перифраз: «От Москвы до самых до окраин, с южных гор до северных морей, человек проходит,  как хозяин, если он, конечно, не еврей!».  (Теперь, кстати, эту мелкую подробность  равенства  и братства всех народов СССР уже не пытаются опровергать ни добросовестные историки, ни честные журналисты).

       Никто из родившихся позже и не поверит, какие лишения и унижения приходилось претерпеть «подавшим». Это была «гражданская смерть». Их, невзирая на любые заслуги, увольняли с работы, (редкий начальник решался оставить на службе врага Советского строя); они становились изгоями, поскольку сразу попадали «под колпак» КГБ,  да и не только они, но и все те, кто продолжал с ними общаться. А это было опасно: тогда уже не расстреливали и почти не сажали, но для карьеры и вообще хотя бы относительного благоденствия существовала реальная угроза. По крайней мере, такое представление в обществе поддерживалось активно.
       Причём в таком «подвешенном» состоянии можно было находиться не год и не два, а потом получить отказ без объяснения причин. Был даже такой термин: «отказники».  Как дальше жили они – непонятно. И уж, конечно, уехавшие должны были утратить всякую надежду когда-нибудь повидаться с оставшимися родными, так что в этом плане отъезд тоже был равносилен смерти. Ситуация изменилась много позже описываемых событий.
Интересно, что СССР была единственной страной в мире, где разрешение нужно было получить не на въезд, а на выезд.
 
 Но из республик «выпускали» чаще, чем из Центра, и моему Илюшке повезло, и он получил «разрешение», и он звонит мне по «межгороду»,  и он спрашивает, нельзя ли будет остановиться у меня дня на два-три, поскольку самолёты «СССР-Вена-Израиль-далее везде» летают только из Москвы. К тому же, только в столице можно пройти последние необходимые унизительные формальности, а на это требуется время.
     Не скажу, чтобы я очень испугался – я был в ужасе! Я ведь не был героем. Но в «сопромате» – науке о сопротивлении материалов, для характеристики прочности металла есть такие термины: «предел упругости», «предел текучести»,… наверное, и для человеческого материала существуют – «предел  сгибаемости», «предел подлости». 
      Я ответил согласием.
       Вместе с Ильёй страну покидали: его жена, двое их  детей пяти и семи лет от роду, и три старика – его слепая мама и двое родителей его жены. Плюс «имущество», которое дозволялось взять с собой, не помню уже, по сколько кэгэ, кажется, 50,  на каждый отбывающий нос, включая детский. И вся эта «мишпуха», (семья на «идиш»), разместилась на двадцати метрах моей комнаты. (Кстати, Антуан-де-сент-Экзюпери в «Маленьком Принце» утверждает, что, если бы всё население Земли встало плечом к плечу, ему бы хватило одного небольшого острова).
    Я же в тот период  пробовал покорять заснеженные склоны подмосковных оврагов,  и был озабочен проблемой растяжки новых горнолыжных ботинок, которые кое-где жали. Не то, чтобы были тесны, но, по-видимому, их форма не вполне соответствовала анатомии моей персоны.
      Те, кто знаком с этим видом обуви, знают, что с таким же успехом можно пытаться растянуть танк. Однако я не терял надежды, и после каждой неудачи изобретал всё новые технологические приёмы. Последний был самым отчаянным: я решил изваять в качестве колодки модель собственной ноги, вначале одной, а потом, если опыт будет успешным, и второй.
         Итак, я смазал ступню солидолом, натянул мокрый носок, а поверх намотал, как бинт, полоски  ткани от старой рубашки, синего, как сейчас помню, цвета, пропитанные эпоксидкой.  О том,  что будет, если, несмотря на предосторожности, клей прихватит  волосики ноги, я старался  не думать, как и про другие возможные сюрпризы моей авантюры.
        Пока-что всё шло по плану, часа через три смола  затвердела. Далее предстояло снять «изделие». Я понимал, что стянуть его, как сапог, не удастся, и предполагал распилить полученную скорлупу  прямо «по живой ноге», надеясь, что мелкий и не очень острый зуб ножовки по металлу, грызя пластмассу, не поранит кожу – ведь я буду держать процесс под контролем! Ну, а потом я бы склеил половинки. Так что, казалось, всё было предусмотрено!

       Относительно свободное место нашлось на кухне. И, только я  приступил к делу, раздался звонок.  Для ясности дальнейшего повествования  важно отметить, что входная дверь находилась как раз напротив кухонной, а замок имел по  рукоятке  как изнутри, так и снаружи, запирался же только на «защёлку».  А на ключ  – лишь, когда я уходил из дому, или на ночь. 
     – «Войдите, не заперто», – крикнул я.  Дверь открылась, и я увидел милиционера!  Он был высок и статен, он был молод и румян, на нём была фуражка и новая, с иголочки, форма. Стоя в дверном проёме, как в картинной раме,  он напоминал  плакат: «Моя милиция меня бережёт».

        Что же увидел он? А вот что: посреди кухни, на табурете, в классической позе «мальчика, вынимающего из ноги занозу», сидит  полуголый тип в  шортах и при бороде, и большой пилой-ножовкой  пилит свою пятку, – ярко-синюю, в белую и розовую клетку!
      Легко понять, почему  сердце моё стремительно подпрыгнуло к горлу, а потом начало медленно падать, пока не долетело до той самой пятки, да там и осталось. Но я, как заведённая механическая кукла, продолжал двигать пилой.
      – Здравствуйте, –  произнёс он, – я ваш новый участковый. У вас телефон есть? У нас тут… мероприятие, надо срочно позвонить.  Можно? 
      – Пппожаллуйстта, вон там, ппрохходите – лепечут мои непослушные губы.   Не вставая со своего табурета, (а как бы я мог это сделать?),  я  машу свободной от пилы рукой.  И он входит в комнату.

       А там.  Весь пол, как и все  горизонтальные поверхности, включая диван и кресло,  сплошь покрыты чемоданами в несколько этажей. На чемоданах сидят разнообразные люди. А оставшееся свободным пространство между ними и потолком  занято трассирующими детьми, которые непрерывно верещат.

      Перешагивая через чемоданы, лавируя между сидящими  и летящими, он добирается до телефона на столике у дивана, набирает номер.  Весь разговор, насколько я мог слышать, длился минуты полторы и состоял из одних кратких междометий. Закончив, он таким же образом возвращается, вежливо благодарит и уходит, аккуратно закрывши  за собой дверь.

      Вот и вся история. До сих пор теряюсь в догадках, что это было на самом деле. Вот, например: зачем понадобился мой телефон – тогда ещё не было мобильников, но на  вооружении у милиции уже имелись портативные рации. Но что меня поразило, когда я вновь обрёл способность ощущать  и размышлять, – так это полная невозмутимость гостя! Как пишут в романах, «ни один мускул  не дрогнул на его лице», – как будто каждый день на его глазах люди пилят ножовкой собственные синие ноги. Да и последующая «экспозиция»  смахивала на фантастический фильм, снятый режиссёром-авангардистом.

      Крутые, значит,  ребятки встречались в милиции тогда. Иногда.

      Каков же финал? Илюшка в полном составе отбыл без всяких эксцессов. Потом пару раз написал «оттуда». Читать было интересно – тогда ещё по ТВ не показывали  «Непутёвые заметки» Дмитрия Крылова.  А главное – мне за всё это ничего не было:  то ли повезло, то ли политика уже изменилась, то ли страхи вообще были преувеличены.
Через 2 дня после отъезда раздался междугородний звонок: старики сообщали из Вены, что у них всё в порядке. (!!!!!) Успели обезуметь от свободы и забыть, куда они звонят! Но и здесь всё обошлось.

      Испытав своё приспособление, я понял, что в очередной раз потерпел фиаско. Ботинки,  в конце концов, пришлось просто обменять через знакомого тренера. А в текстолитовую модель моей  левой ноги в натуральную величину,  потом ставили,  как в синюю вазу, букеты живых цветов. Вода не вытекала, значит – работа была сделана  «на совесть». Получалось прикольно.   
      На том и стоим.

Послесловие.
Потом в моём социальном статусе произошли изменения: во-первых, я в третий раз женился. Во- вторых, – мы «подали». Был 1970 год.
  Ждали три года, находясь в подвешенном состоянии, Правда, нам повезло: меня не уволили с работы. Мало того: одна из унизительных глупостей состояла в то что в ОВИР, как и в любую из советских контор, надо было подать по перечню справки с места работы, в в том числе, –  характеристику (??) Директор СКБ ИОАН, П.А. Боровиков  что-то такое сказал зав. отделом кадров, после чего необходимые справки мне выдали, и никто из коллег ничего не узнал. Поэтому никто не «настучал». До сих пор не знаю, что было сказано, и не ведаю, какие мотивы были у Павла Андреевича, но благодарен ему «по гроб жизни», – с его стороны это был  Поступок! Он многим рисковал.
 Жена перебивалась случайными заработками, даже в церкви на клиросе пела. Но, в общем, по сравнению с другими «отщепенцами», жили сносно.
 Наконец, «оттуда» пришёл ответ: – «Выезд нецелесообразен». (!?!)
После чего мы уехали из Москвы; – возможно, по причине «двухступенчатого» стресса нам понадобилось «сменить обстановку». http://www.proza.ru/2009/01/23/866
А когда, наконец, стало «можно», притом, – почти всем желающим, у нас уже не было сил на столь радикальные изменения жизни.
Селяви.
Но, может быть, на самом деле Бог-промыслитель всё обустроил наилучшим для нас образом?   
  Надо верить, что именно так всё и обстоит…