О Говарде Фасте и др

Валерий Космиади
Американский фильм "Спартак" с Кирком Дугласом в главной роли видели многие. Но сколько я ни спрашивал зрителей, знают ли они, чей сценарий этого фильма, никто не мог ответить. И не мудрено. Фильм настолько буквально по тексту воспроизводит роман Говарда Фаста "Спартак", что услуг сценариста не требовалось. Почему же в титрах нет Говарда Фаста? Впору подавать в суд не  на предмет плагиата, а на случай наглого воровства.

Немного личной истории. Году в 1956-57 моих деда и бабушку по отцовской линии переселили с улицы Герцена на Хорошевку, в связи с тем, что дом, где они жили, был отдан под арабское посольство. На Герцена они жили в одной комнате в коммунальной квартире с середины 20-х годов. Как-то, в один из приездов с родителями, в 1952 году, бабушка дала мне почитать несколько журналов "Огонек". В нескольких номерах был роман Говарда Фаста "Спартак". После него роман Джованьоли вызвал у меня презрение и отвращение, настолько разителен был контраст между глубоким реализмом, пониманием справедливости  у Говарда Фаста, и слащавым, намакияженным, бутафорским воплощением Спартака у Джованьоли.

Потом прочитал роман Фаста "Дорогой свободы" о дискриминации негров в США. Из газет знал, что Фаст - член компартии США. О том, что власти воюют с коммунистами. В наших газетах Фаста хвалили. Потом, не помню, с какого года, имя писателя пропало из прессы. Уже в зрелые годы, поняв некоторые механизмы, используемые властями для манипулирования людьми, я понял, почему Говард Фаст выпал из печатающихся авторов и в США и в СССР. Он слишком правдив и чересчур независим. Такие люди неудобны для властей, ярлык какой бы государственной системы они не использовали, поскольку главная цель стремящихся к власти - обогащение и подавление инакомыслия.

Аналогичные мысли навевает имя Бертольда Брехта. Я очень мало видел его пьес по ТВ, но запомнились слова то ли автора, то ли персонажа - банкир и бандит - синонимы. Одного этого высказывания достаточно, чтобы понять позицию драматурга. И отсюда же понятно, почему в СССР в репертуарах театров был Б.Брехт, а в РФ - молчок. Не дай бог в зрительном зале, наполненном банкирами и бандитами, прозвучит какая-нибудь крамола, они же сожгут или перекроют финансирование. На Западе Брехта тоже не слышно по тем же мотивам.

Пока что зеленая улица создана для женских детективов и телесериалов. Эта интеллигентская жвачка разрушает мораль и нравственность населения так же, как американская резиновая жвачка разрушает зубы. В рекламе твердят о пользе, а стоматолог по ТВ как-то призналась, что жвачка очень успешно извлекает из зубов пломбы. Какая же тогда может быть польза? А для стоматологов польза несомненна - как в фильме Чаплина "Новые времена", впереди стекольщика бежит мальчишка и бьет стекла. Наши стоматологи от власти на место разрушенных нравственных устоев вставят протезы прибыли и толерантности под наркозом "демократии".