Золотишко 2

Николай Шурик
 
          Прошло еще несколько лет после моего «старательства»,  вроде, по этой (золотой) части все было тихо. За это время колхоз выделил всем жителям земельные наделы, чуть ли, не по гектару. Кто-то стал сам обрабатывать «свое поле» и превратился в фермера, другие стали сдавать свою землю тому ТОО, что образовался на месте развалившегося колхоза. А, что, для стариков, -  самое то, оформил сдачу участка  в аренду (вернее, даже за них оформили, осталось только подписать), и осенью получает по два центнера зерна, да муку, да сахар, да подсолнух, либо сразу растительное масло, ещё и жмых для скотины. Уже  можно и прожить без бед. Всем хорошо, и им, и ТОО.

                Gold dream

            А тут, в очередной приезд, – “жареная новость”. Оказывается, действительно, буровики тут были, не выдумал я, и анализы оказались столь хороши, что в пойме реки запланировано закладывать шахту. И все, у кого там земельные наделы, получат такую компенсацию!  Это еще не все, предусмотрено на этом конце деревни от поймы до перевоза в длину и от реки до асфальтовой дороги в ширину, оформить  полосу отчуждения. Дома, что здесь  находятся, будут сноситься, а хозяевам будут бесплатно предоставляться коттеджи в проектируемом недалеко поселке. Ну, поскольку мы здесь в колхозе не работали, то надела у нас нет, так что миллионерами стать нам не грозит. Наделы выделялись на голову, у нас их было 5 штук (на Крыкса – нашего рыжего кота, приезжавшего сюда на лето, все равно надела не положено). Но, относительно дома вопрос остается открытый, если и не коттеджик  за глинобитную мазанку, то, все равно, компенсация будет, да еще и за фруктовые деревья, а у нас уже садик аккуратный, тут и персик,  и абрикосы, яблони, груши, сливы, вишни, черешни.

           А, если еще эти 18 соток, что с домом закреплены… Признаюсь, “от радости в зобу дыхание сперло”. На работе у меня зарплата была такая смешная, что на вопросы о ней всегда предпочитал отшучиваться. Один раз где-то в командировке проговорился, так мне только из уважения не крутили пальцем у виска. Дочке бы надо ее комнатку на однокомнатную квартирку поменять, да только как? Тут, сколько, ни сколько, а за 18 соток уже что-то ощутимое получается. Я - быстренько в сельсовет,  так, мол, и так, что делать прикажете? Да, говорят, у нас уже двое приезжих оформили все, что надо. Подсказали мне, какие бумаги надо иметь. Зашел еще к председателю сельской рады, сейчас, после развала колхоза, он стал первым человеком на селе. И юридическая, и нотариальная служба (наследство и раздел имущества), социальная поддержка (пенсии, помощь при ударах судьбы), справочное бюро о том, «Что? Где? Когда?», начиная от времени и места получения ячменя, до поставки газовых баллонов и порядка торговли на местном рынке, который еженедельно по вторникам проходит на площади перед Домом культуры. Конечно, и у него есть недостаток, - отсутствие «железной руки». Впрочем, это тоже дар божий, и далеко не всем это дается, но руководителю это необходимо.
 
          Невысокий, моложавый, приятный в общении мужчина встретил меня приветливо. Мы и ранее были с ним в хороших отношениях, похоже, никто не  был  с ним в плохих отношениях. Да я, собственно, не за помощью к нему обратился, а так, поздороваться, пообщаться. Поговорить «за жизнь», о погоде, о политике, об экономике. Не прошли и «золотую тему». Показал он мне экспликацию (карту – схему) деревни и прилегающих земель. Там были нанесены все земельные участки и граница планируемых разработок  вдоль реки  - двойной красной линией, а граница отчуждения – одинарной красной линией. Ну, прямо, как  на воинских генштабовских картах с планируемыми операциями, только красных стрелок нет. А когда я стал выяснять, что это за три зеленых квадратика без номеров в пойме реки, он, запнувшись, признался, в своей слабости. Месяца за три до начала этой золотой лихорадки пришло из района письмо с просьбой выделить несколько участков, ну, фамилии не будем называть, ни к чему это. На обороте письма схематично было показано, где желательно расположение этих участков, почти у самой реки. Что делать, пришлось «взять под козырек» и выполнить руководящее ц.у. Для этого пришлось кого-то из своих перекидывать к черту на кулички, ну, что поделаешь? Честно говоря, постеснялся я тогда говорить с ним о своих шкурных интересах, а он как–то не заикнулся на мой счет, так я и уехал, полный надежд и сомнений.

                « ..а получилось, как всегда»

              Через  два  месяца приезжаю с дипломатом, а не с раздолбанной “кравчучкой” (сумка-тележка). А в этом дипломате, – не хухры-мухры, а нотариально заверенные ксерокопии свидетельств о рождении на всех членов семьи (не считая Крыкса), свидетельства о браке, и прочее, а главное - подлинник договора купли - продажи дома, протокол закрепления земли за домом и все справки и квитанции оплаты за дом, землю и электроэнергию. (Честно говоря, суммы были совсем смешные). Прихожу к секретарю сельсовета, от которой в прошлый раз улетал, как на крыльях. На мне рубашечка с галстуком, побрился, надушился. Начинаю выкладывать документы, а она затуманилась, извиняйте, говорит, вы уехали, а я навела справки. Если кто из вас здесь родился или жил, все можно было оформить, а так, извините еще раз, такое дело у нас впервые, даже в районе никто ничего толком не знает, как все делать надо. Оптимизма мне это не прибавило, да и жена, узнав от меня о таких шансах, очень сомневалась. Ну, да что поделаешь?  В лотереях Госзаймов тоже бывали выигрыши в пять тысяч, один на всю таблицу, да только ни я, ни мои знакомые, ни разу больше 100 рублей не выигрывали. Единственный выигрыш, который многие видели, был в фильме «Зигзаг удачи». На то он и фильм. Понятно, что «Эльдорадов» на всех не напасешься. А относительно фруктовых деревьев подтвердили, что компенсация будет точно, однако, неизвестно пока, какая.  Надобно сказать, что я быстро смирился с тем, что яблоко упало на Ньютона, а не на меня. Наши  яблоки, груши, абрикосы  и орехи продолжали радовать всех нас, порою падая прямо на голову.
 
            Осенью селян предупредили, чтобы они участки, что в пойме реки расположены, не засевали, чтобы не остаться без урожая. В следующем году выяснилось, что почти  две трети потенциальных буржуев все-таки засеяли свои участки в расчете на то, что компенсация будет не только за землю, но и за потерянный урожай. Конечно, они рисковали, что затраченный труд и деньги за зерно, вспашку, посадку и обработку могут пропасть даром. Но не зря говорят: «Риск – благородное дело», в том году отчуждение не было проведено, и законопослушные, что выполнили распоряжение, теперь кусали локти, глядя, какой урожай собирают «неслухи».

             А там опять пошли крупные политические игры, опять с деньгами в государстве были «напряги», вроде, всем стало уже не до золотых шахт, что начнут работать по хорошему только лет через семь. Вспомните Ходжу Насреддина, который пообещал шаху (небезвозмездно, конечно) за 7 лет выучить своего осла читать и говорить. Он здраво рассудил, что за такое время «или шах помрет, или осел, или я». На этом вся золотая лихорадка и кончилась, никто уже о ней и не вспоминает.  Легче стало тем жителям деревни, что живут по другую сторону асфальтовой дороги.  Представляете, каково знать и видеть, что твой сосед (пьянь и никудышный хозяин) за просто так получит новенький коттедж с водопроводом, канализацией и отоплением, да еще купит приличную машину (УзДЭУ, например), и еще о-го-го, сколько останется. А все только потому, что его халупа на 30 метров ближе к речке. Да он уже столько лет дом не красил, и углы все обваливаются, и во дворе черт ногу сломит, и свиньи в загоне вечно в навозе по брюхо. Так что, в этом плане «социальная справедливость» восторжествовала. Если кому-то ничего, а кому-то, - все, пусть, лучше всем будет ничего (шиш, то-есть). Ну, коль скоро, даже несостоявшиеся миллионеры смирились с таким ударом судьбы, то уж мне и подавно нечего расстраиваться. Если бы домик наш снесли, нового жилья не дали (а кто мы такие, и что нам здесь надо?), а компенсации и на обратную дорогу до Москвы не хватило бы, вот это – проблема. А так, купание на речке по-прежнему, фрукты-ягоды ешь – не хочу. Орехи  - только успей собрать, всякие календулы, чистотелы,  ромашки – не забывай сушить. Что, спрашивается, еще человеку надо?

Украина – Андреевка   лето-осень 2007