сборник Удивительный полёт

Николай Райвич
УДИВИТЕЛЬНЫЙ ПОЛЁТ.

Подошла стюардесса. Она спросила:
- Хотите чаю?
- Нет, спасибо, - сказал я.
- А кофе?
- Нет.
- А шампанского?
- Нет, спасибо.
- Бренди?
- Нет.
- Может быть пива, или лимонада?
- Нет, не надо.
- Хотите шоколадных конфет? Очень вкусные!
- Нет, я ничего не хочу.
- Я могу поджарить вам яичницу ...
- Спасибо, я совсем не голодный.
Она задумалась, а потом предложила:
- А хотите, я вам спою?
- Да, - сказал я.
Тогда она засмеялась, села мне на колени и стала петь. И так она пела всю дорогу, до самой посадки.


ВСПЛЫВАЮЩИЕ ТРУПЫ.

Юноша и девушка жили одни на острове посреди океана. Они купались, ели фрукты и любовались закатом.
Но однажды со дна океана стали всплывать трупы. Они всплывали по ночам,
и прибой выбрасывал их на берег. Юноше и девушке пришлось уйти
вглубь острова, но и оттуда они видели лежащих на берегу мертвецов.
Вечером они сидели у костра, и девушка говорила:
- Какими бы мы могли быть счастливыми, если бы не эти трупы, которые
всё время всплывают возле нашего острова!
- Да, - отвечал юноша, обнимая её, - мы бы были самыми счастливыми
людьми на свете!


ДЕЗЕРТИР.

- Доброе утро. Вы в больнице Святой Селестины в пятидесяти милях от Лондона.
 Вас привезли десять дней назад. Вы попали в аварию и потеряли память.
 Мы так пока и не знаем, кто вы...
- При мне не было документов?
- При вас были документы! .. Простите. Мне приходится рассказывать
 вам одно и то же каждое утро, и поэтому я ... Да, самое интересное,
что вы не просто потеряли память. Каждую ночь вы забываете всё, что
произошло с вами за день ... При вас были следующие документы:
водительские права на имя Джона Хопкинса, социальный номер Томаса Марлоу
 и паспорт гражданина Аргентины Хосе Хуареса. Кстати, у вас есть акцент,
 но не испанский.Вы не говорите по- испански. Так вот, самое удивительное,
 что все документы подлинные, на каждом ваша фотография. В то же время
никто, ни британское министерство внутренних дел, ни консульство Аргентины,
 не располагают о вас никакой информацией.
- Как это может быть?
- Не знаю. Они тоже не знают ... Никто не знает. У вас также была
кредитная карточка на имя ... не помню, какой-то женщины, рецепт на
восемь упаковок лекарства, транквилизатора, выписанный одним моим
знакомым врачом какому-то ... судя по имени, китайцу (кстати, рецепта
этого он не выписывал, и никакого китайца не знает), и письмо Луиз
Пуарье из Леона, адресованное некоему Майклу Смиту. Луиз Пуарье
пишет - я вынужден был прочитать письмо, вы понимаете, - что она
категорически отказывается сесть на диету и просит Майкла прислать
ей счётчик Гейгера... Из Леона сообщили, что никакая Луиз Пуарье по
указанному в письме адресу не проживает.
- А банк? Кредитная карточка ...
- Банк отказался сотрудничать. Но у меня такое подозрение, что они
тоже ... Впрочем, всем этим занимается полиция. Моя задача - вернуть
вам память. И я верну вам память. Но вы должны мне помочь.
- Да, конечно, я ...
- Вот ваши документы. Точнее, их копии: оригиналы в полиции. Вы
должны внимательно, очень внимательно, один за другим их изучить и
постараться попробовать как бы отождествить себя с каждым из
этих людей. Конечно, кроме обладательницы кредитной карточки,
хотя может быть вы её и знали ...В-общем... Ах, да! В первую очередь
вот что: посмотрите, пожалуйста, в окно. Видите?
- Что? Мост?
- Да нет, ближе, в саду. Вы видите женщину?
- Да.
- Вы её узнаёте? Ну, хоть немного?
- Нет...Совсем. Кто она?
- Ваша жена. То есть, это она так говорит. Она пришла дня три назад,
увидев вашу фотографию в газете.
- А вы думаете ...
- Нет, я не верю, что она ваша жена. Но документам вашим я тоже не верю.
- Как её зовут?
- Дейзи. Позже я разрешу ей войти к вам ... Каждый день всё
повторяется. Даже ваши вопросы! Слово в слово. Я говорю вам всё что
знаю о вас, потом вы разглядываете документы, читаете письмо,
рецепт, потом я знакомлю вас с вашей женой, часами она рассказывает
вам о себе и о вас. И всё! Вы ложитесь спать, а когда просыпаетесь, то
опять ничего не помните. Как будто во сне вы ...
- Я видел сон ...
- Сон? Говорите! Так вы видите сны?!
- Да. То есть сейчас я понимаю, что это был сон ... Я шёл по какому-то
мосту ...
- Ну, ну... Вы шли по мосту...
- Это, кажется, всё, что я помню.
- Я помогу вам. Вы шли по мосту. По какому? Деревянному?
- Нет, он был каменный. Да, я знаю, потому-что я был босой.
- Так-так, вы были босой ...А что вы видели?
- Ничего. Была ночь.
- Вы были один?
- Нет. Был ещё кто-то. Были люди. Но я их не видел. Была ночь...
- Люди разговаривали?
- Не знаю...Нет, больше ничего не помню...
- Ну что ж, это прекрасно! Да, это ниточка! Сны! Подсознание!
Знаете? Я, кажется, что-то придумал.
- Что?
- Я решил изменить тактику. С завтрашнего дня я не буду больше
просиживать с вами часами, пытаясь найти какую-нибудь зацепку. Вы
будете один. То есть недолго со мной, какое-то время с Дейзи, но в
основном один. И вы будете писать, записывать всё, что случилось за
день, всё, что вы вспомните, а главное - сны. Потому что... Впрочем,
зачем я это вам говорю? Вы всё равно забудете. Завтра я скажу вам,
что делать. Завтра с утра. А сейчас я позову Дейзи, Поговорите с ней.
Только спокойно, лучше сегодня не напрягайтесь, отдохните.
Я забираю эти документы. Сейчас придёт Дейзи.

5 сентября.

Я шёл по мосту. Я был босиком, и мои ноги скользили по мокрому
камню. Потому что шёл небольшой дождь. Мне было трудно идти. И
у меня очень болело плечо. А сзади что-то твёрдое иногда ударяло
меня в спину. Впереди меня шёл человек. Я плохо видел его в темноте.
Были и ещё люди. Я слышал их шаги и дыхание. Это всё, что я помню.

Я нахожусь в больнице. Как только я проснулся, пришел доктор и
сказал, что я потерял память, и чтобы вернуть её, я должен записать,
что мне снилось. Когда я закончил писать, опять вошёл доктор,
прочитал мой сон и сказал, что это очень хорошо и что скоро я уже всё
буду помнить. И он сказал, чтобы я записывал всё, что буду видеть,
думать и делать в течение дня. Я хотел его расспросить подробнее, что
со мной произошло, и кто я вообще, но он сказал, что я должен сам
вспомнить, оставил мне эти листы и ушел. Я думаю, мне лет 30 - 35.
Я долго смотрел на себя в зеркало, но так ничего и не вспомнил.
Я довольно сутулый, через всю грудь - глубокий белый шрам. На левой
щеке большая родинка. Я не очень-то красивый. Жаль. Потом я
подумал, что не знаю, как меня зовут. Это странно, потому что я
помню названия вещей. Когда я писал это, в комнату вошла женщина.
Она спросила, узнаю ли я её. Я сказал, что нет, и что я даже себя не
узнаю, но что доктор сказал, что скоро я всё вспомню. Женщина
засмеялась и сказала, что её зовут Дейзи и что она моя жена, а меня
зовут Чарли. Она рассказала, как мы жили на ферме и были очень
счастливы вдвоём, а потом я исчез, и она искала меня и не могла
найти, а потом увидела однажды фотографию в газете, и сразу меня
узнала, но я ничего не помню. Дейзи очень красивая, я рад, что у меня
такая красивая и любящая жена. Мне показалось, что я вот-вот уже
вспомню, но тут пришел доктор и увёл Дейзи, а мне сказал, чтобы я
записывал всё, что вспомню. Когда я остался один, я стал вспоминать.
Вот я возвращаюсь домой. Я купил щенка для Дейзи. Я знал, что
Дейзи любит маленьких собак, поэтому я купил ей самого маленького
щенка. Калитка скрипнула, и Дейзи услышала. Она меня ждала. Она
выбегает на улицу в одном халате. Я говорю - скорее пойдём в дом, на
улице мороз. Я обнимаю её, и мы идём к камину. На столе ужин и
бутылка вина. Я достаю из-за пазухи щенка. Дейзи в восторге. Она
целует меня и щенка и наливает ему молоко в блюдечко. Щенок очень
маленький и смешной. Он хочет бегать и всё время падает ...
Я вспоминаю это и начинаю плакать. Приходит доктор. Уже поздно.
Он дал мне лекарство. Я ложусь спать.

6 сентября.

Мне снилось, что я шёл по мосту. То есть, меня вели. Человек,
идущий сзади, всё время подталкивал меня в спину. Я не мог
обернуться, я устал, и у меня очень болело плечо, я даже не мог
поднять руку. Мне было трудно идти, ноги скользили по холодным
камням. Тот, кто шёл впереди, тоже не оглядывался. Я плохо видел
его: было темно, и к тому же, казалось, что-то застилало мне глаза.
На мосту было много людей. Они спешили. Я не видел их, но слышал
их шаги и дыхание.

Дурацкое имя. Джон Хопкинс. Но что поделаешь, это моё имя.
И фотография моя. Какое ещё может быть имя у человека с таким
лицом? Немудрено, что эти права - всё, что у меня осталось. Я даже
не хочу, чтобы ко мне вернулась память. Может, я специально её
потерял? Но она возвращается. И мне грустно. Мне почти сорок лет.
Волосы на висках уже поседели. Я так и не женился. У других к этому
возрасту уже по нескольку детей ... С моей работой ... При чём тут
работа? Я сам выбрал эту работу. По девять часов каждый день
считать чужие деньги ... Когда я уставал считать чужие деньги, я
считал свои, и это было приятно. Ведь я их почти не тратил. На что?
Зачем-то я купил машину ... Ах да, чтобы ездить в город. По вечерам.
В кино. Чтобы не быть дома. Я хотел...Я ничего не хотел. Я боялся.
Да, вот именно, я боялся. Чего я боялся? О боже! Что это? Шрам?! Да,
у меня шрам, и довольно глубокий. На груди. В этом всё дело. Это тогда,
в детстве, всё казалось так легко, и я хотел перепрыгнуть с крыши на
крышу, как мои друзья. Я хотел быть таким же, как они ... я хочу всё
забыть опять. У меня прерывистое дыхание, и дрожат руки.
Пришёл доктор. Я скажу ему, что я хочу всё...
Доктор дал мне лекарство, и я уже засыпал, когда в мою палату вошла
женщина. Её зовут Дейзи, я решил записать это, потому что Дейзи -
очень милая женщина, и она произвела на меня хорошее впечатление.

7 сентября.

Мне снилось, что я иду по мосту. Я почти ничего не вижу из-за крови,
стекающей со лба. Мелкий дождь не может смыть её. Наверно, у меня
сломана ключица. Очень болит плечо. Передний стражник не оборачивается.
Он мог бы идти медленней. Я устал, ноги скользят, я боюсь упасть.
Задний всё время толкает меня в спину. Краем щита.
Я слышу шаги и дыхание многих людей. Они куда-то спешат.

Странно. Просыпаюсь я - передо мной доктор. Сказал, чтобы я
немедленно записал свой сон. Дал мне бумагу и карандаш. Я стал
писать, хотя ещё ничего не соображал. Наверно, он гипнотизёр. Потом
он мне объяснил, что я попал в аварию, и мне отшибло память, и что
память вернётся, если я буду писать всё подряд. Я и правда потерял
память. Я даже не мог вспомнить собственное имя, пока не увидел
свой социальный номер - единственное, что нашли при мне после
аварии. Но теперь, кажется, дело пошло на лад. Теперь я вспомнил, что
меня зовут Том Марлоу. Странно. Заходит женщина. Я в одной пижаме.
Спрашиваю, что ей нужно. Она молчит, смотрит на меня.
Потом сказала, что её зовут Дейзи, и что она зашла просто посмотреть
на меня. Я обалдел, но тоже представился и сказал, что я ещё красивей,
если она подождёт, и я переоденусь. Тут она вдруг отвернулась и
выбежала из палаты. Надо будет спросить доктора, что это такое было.
Однако, симпатичная.
Итак, имя у меня ничего, звучное. Выгляжу я молодо, мне нет и
тридцати. Лицо мужественное. На щеке, правда, родинка. Но она не
портит меня. Наоборот. Женщины любят эту родинку. И шрам.
Я старый боец. Как приятно всё вспомнить на досуге! Машины, женщины ...
Но мозги шевелятся с трудом. Мне надо ещё поспать.
Привет, доктор. Проснусь - допишу.

7 сентября.

Я иду по мосту. Кровь заливает мне глаза, я почти ослеп. Задний
стражник толкает меня ребром щита, и я спотыкаюсь. Дикая боль в плече.
Я на секунду потерял сознание. Он снова бьёт меня в спину. Я оборачиваюсь.
Он окликает переднего стражника. Тот подходит, хватает меня за волосы
и опрокидывает мою голову назад. Другой рукой он достаёт меч.
- Ты не смеешь! - хриплю я. - Я римский гражданин!
- Ты дезертир! - говорит стражник и бьёт меня рукоятью в висок.
Я падаю, ударяясь плечом о перила моста. Я больше ничего не вижу,
и уже не чувствую боли. Мимо идут люди, много людей.
Я слышу их дыхание. Они спешат...

Жуткий сон. Странный доктор. Зачем ему это надо? Я и так всё
вспомню. Уже вспомнил. Да, я Хосе Хуарес. Но если хочешь выслать
меня в Аргентину, то лучше сначала убей меня. Я живу здесь легально,
и никому не мешаю. Я напишу тебе всё, что ты хочешь, всё, что было
со мной здесь, в Мексике, в Германии, но только не в Аргентине.
Это тебя не касается. Это никого не касается. Ты видел шрам у меня на
груди?.. Я отвлёкся, потому что вдруг заметил, что в дверях стоит женщина
и смотрит на меня. Она была очень печальна, и я пригласил её войти.
Она сказала, что её зовут Дейзи ...


ИЗ ВОСТОЧНОЙ МУДРОСТИ.

Однажды три философа забрались на вершину горы, и один сказал:
- Самая совершенная фигура - шар. Так как положенный на ровную
плоскость, его можно катать в любую сторону.
- Ты не прав, - возразил ему другой философ. - Самая совершенная
фигура есть куб. Ибо в отличие от шара он не укатится, а будет
пребывать в неподвижности, куда его ни положь!
- Вы оба заблуждаетесь, - сказал тогда третий философ. - Совершенны
не шар и не куб, но шар со штырьками, приклеенный к кривому кубу.
Поскольку фигура сия и не покатится, как шар, и не станет покоиться
подобно кубу, а будет вечно лишь болтаться, дёргаясь туда-сюда под
порывами горного ветра.


СВЕТЛЫЕ ПОЛЯНКИ.

Уже стемнело, когда Борис Петрович подъехал к постоялому двору.
На пороге встретила его хозяйка, полная женщина лет пятидесяти.
Она усадила его за столик в углу и спросила, чего подать.
- Селёдка есть? - спросил Борис Петрович.
- А как же, есть, Борис Петрович, - ответила хозяйка.
- Откуда вы знаете, как меня зовут? - удивился Борис Петрович и
внимательнее посмотрел на хозяйку. - Ой, господи!.. Нет, не может
быть!.. Неужели...Дарья Васильевна?!...
- Ну вот, узнали наконец. А я-то вас сразу узнала, Борис Петрович.
- Это же сколько лет прошло?! ...
- Тридцать пять лет, Борис Петрович. Тридцать пять лет, восемь
месяцев и ещё неделя.
- Боже мой, боже мой! ..
- Да, Борис Петрович ... Ну и как вы живёте, голубчик?
- Ох, и не спрашивайте, Дарья Васильевна! Хреново живу. Никакой
радости. А вы?
- Да я не жалуюсь. Ничего живу. Трёх сыновей вырастила ...
- Неужели мои?
- А то чьи же, Борис Петрович?
- Боже мой, боже мой! Вся жизнь прошла ...
- А помните, мы гуляли с вами, а вы ещё напевали: "Светлые полянки,
светлые полянки ..."?
- Нет, Дарья Васильевна, не помню, что-то вы наверно путаете.
- Ну как же: "Светлые полянки,
              Светлые полянки ..."
- Да нет, Дарья Васильевна, я и песни-то такой не знаю: "Светлые
полянки ...". Может, вам кто другой напевал?
- Вы, вы, Борис Петрович. Экая память у вас!
- Память у меня хорошая, а песни я такой не знаю, и не знал никогда:
"Светлые полянки ...", тоже мне ...
- Ну и бог с вами тогда, Борис Петрович! Вот ваша селёдка. - И хозяйка
пошла на кухню.
- Тоже мне, выдумала! "Светлые полянки..."! Тьфу! Ещё чего не хватало,-
 - ворчал Борис Петрович, принимаясь за селёдку, - я и песни  такой не знаю:
 "Светлые полянки..."!


ВЕНЕЦИЯ.

Ступени лестницы спускались прямо в канал. Это было странно и
немного жутко, особенно ночью. Ночь была безлунная, и только по
слабому плеску можно было угадать где-то внизу границу воды. Я
сидел на ступенях и курил, наслаждаясь грустью и одиночеством.
Вдруг я увидел девушку. В белом платье, чрезвычайно бледная, она
будто бы светилась изнутри. Девушка медленно шла вниз по лестнице.
Я окликнул её, и она обернулась. В глазах её был ужас.
- Куда вы идёте? - спросил я.
Она показала вниз.
- Мне страшно.
Я подошёл и взял её за руку. Её рука была холодной, как лёд.
- Ну вот, - сказал я, - всё хорошо, всё прошло, вам не надо никуда идти.
- Я должна, - сказала девушка.
- Почему?
- Двести лет назад, в отчаянии, я впервые спустилась по этой
лестнице, и с тех пор мне суждено навечно, раз в семнадцать лет,
повторять этот путь. Мне страшно ...
Мне тоже вдруг сделалось страшно, и я попытался освободить руку,
но она сжала её так сильно, что я с трудом удержался, чтобы не
застонать.
- Пойдём со мной, - прошептала она. - Мы пойдем вместе, и нам не
будет так страшно. Пойдем! Ты будешь моим женихом...- И она потянула меня вниз.
В ужасе я пытался сопротивляться, тщётно упираясь и хватаясь
свободной рукою за скользкие мраморные ступени. Она неумолимо
влекла меня вниз.
- Жених мой! Возлюбленный! - шептала она.
Ноги мои по щиколотку уже погрузились в холодную воду. Отчаяние
придало мне силы, и изловчившись, я лягнул её в бок. От удивления
она на секунду выпустила мою руку, но тут же схватила меня за
шиворот. Тогда я со всей силой ударил её по уху. Продолжая держать
меня за шиворот, она больно била меня в солнечное сплетение. Но я
ударил её ногой по колену, она вскрикнула и отпустила меня. Не успел
я, однако, повернуться, чтобы бежать, как почувствовал страшный
удар по шее. Я еле удержался на ногах и попытался ударить её локтем
с разворота, но промахнулся и получил сокрушительный удар головой
в переносицу, от которого чуть не потерял сознание. Падая, я успел
схватить её за волосы, и мы покатились, сцепившись, по мокрой
лестнице.
- Возлюбленный мой! - шептала она, пытаясь выцарапать мне глаз.
Чудом мне удалось укусить её за палец. Хрустнули кости. Она
вскрикнула и немного ослабила хватку. Я намотал на кулак её длинные
волосы и стал бить её головой о мрамор. Казалось, победа была близка,
и я даже отпустил её волосы, собираясь ударом ноги спихнуть её в
воду, но она, будто ожидая этого, мгновенно впилась острыми зубами
мне в ляжку и стала пятиться, увлекая меня за собой. И тогда, когда
надежда уже почти оставила меня, и я бессильно барахтался в чёрной
воде, я вдруг вспомнил про свой старый верный кривой кинжал,
подарок арабского друга, что всё время носил в кармане. Я выхватил
его и с трудом, несколькими ударами, перерезал ей горло. Зубы её
разжались, и тело её бесшумно ушло под воду. Обливаясь кровью, я
заполз на набережную и лишился чувств... Теперь, годы спустя,
вспоминая этот случай, я думаю, что если бы не кинжал, она бы меня
точно утопила.


ДОЖДЕВАЯ ВЕДЬМА.

Когда я был маленький, бабушка рассказывала мне про Дождевую Ведьму.
Это ведьма, которая приходит к маленьким детям, когда идёт дождь.
И им становится страшно. Если ребёнок плохо себя ведёт или
капризничает, она забирает его к себе, под дождь, и он уже не
возвращается. Иногда, правда, она уносит и хороших детей, особенно
когда они спят. И взрослых тоже ... Её нельзя увидеть. Но если кто-то
всё-таки увидит её, он ослепнет и не сможет ничего нарисовать.
А главное - нельзя ей отвечать, если она заговорит с тобой.
Но теперь я знаю, что это только сказка.
Я видел Дождевую Ведьму, говорил с ней, и со мной ничего не случилось.


ПОГРЕМУШКА.

"Вот это погремушка! - думал младенец, разглядывая погремушку. -
Ничего себе! Первый раз вижу такую погремушку. Вроде не очень-то
и отличается от других погремушек, а всё-таки... Всё-таки какая-то она...
приятная, что-ли. Да, вот именно. Очень как-то приятно на неё смотреть ..."
- Посмотри, - сказала мама, - он улыбается!
- Ещё бы, - сказал папа, - такая погремушка ...


НЕСКАЗАННЫЙ ВОСТОРГ БЫТИЯ.

Степан проснулся поутру с ощущением, что вот-вот подхватит его и
закружит в безумном вихре несказанный восторг бытия.
Он ждал довольно долго, но несказанного восторга всё не было.
Степан перевернулся на бок и снова заснул.


ХРЕНЬ В ЛАБИРИНТЕ.
(виртуальная сказка).

- Что это такое?
- Замок.
- Что-то не похоже на замок.
- Похоже - не похоже, а это замок. И очень красивый к тому же. А это - дерево.
- Ничего себе дерево!
- Да, вот такое дерево.
- А кто живет В замке?
- А вот, например, свинья. Видишь?
- Ну, вижу, свинья. Только странно, что она живет в замке.
- А ещё в замке есть подвал. Квадратное отверстие и длинный-длинный
вертикальный коридор, иногда он извивается, как лабиринт.
По нему можно лететь много часов. Может быть, он даже бесконечный.
- А это что?
- Это такая хрень, она живёт в лабиринте и жрет всех, кто падает в подвал.
- А кто падает в подвал?
- Никто. Слава богу, никто туда не падает.
- А свинья?
- И свинья. Она гуляет себе по замку и не лезет в подвал.
- Но когда-нибудь она...
- Никогда. Она всегда будет спокойно гулять по замку. И хрень в
лабиринте так и будет напрасно ждать её. Всегда. Вечно.


КРАТКИЙ САМОУЧИТЕЛЬ
ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА.

Урок 1.

(именные предложения, вопросы).


Стол. Лампа. Комната.
- Где стол?
- Стол в комнате.
- Что в комнате?
- В комнате стол.
- Где лампа?
- Лампа на столе.
- На столе лампа. Лампа и стол в комнате. Лампа на столе.
- Что ещё в комнате?
- Ничего.

Урок 2.

(личные ипритяжательные местоимения; члены семьи).


СВЕТЛАНА. Здравствуйте. Меня зовут Светлана. А это мой муж. Его зовут Василий.
ВАСИЛИЙ. Здравствуйте. Я её муж.
СВЕТЛАНА. Я жена Василия.
ВАСИЛИЙ. Светлана моя жена.
СВЕТЛАНА. У нас двое детей, мальчик и девочка. Девочку зовут Лиза.
ЛИЗА. Меня зовут Лиза.
СВЕТЛАНА. Кто я?
ЛИЗА. Ты моя мама, Светлана.
ВАСИЛИЙ. Кто я?
СВЕТЛАНА. А мальчика зовут Костя.
КОСТЯ. Меня зовут Костя.
ВАСИЛИЙ. Кто я?
СВЕТЛАНА. Ты его папа, Василий.
КОСТЯ. Ты мой папа, Василий.
СВЕТЛАНА. А ты его сын. Костя - сын Василия.
ЛИЗА. Ты, Костя, мой брат.
КОСТЯ. А ты моя сестра.
СВЕТЛАНА. Костя и Лиза - брат и сестра.
ВАСИЛИЙ. Кто я?

Урок 3.

(имена прилагательные, наречия; описание жилища)


СВЕТЛАНА. Это наш дом.
ЛИЗА. Он большой и красивый.
СВЕТЛАНА. Гостиная большая и светлая. Рядом с гостиной кухня.
КОСТЯ. На кухне есть холодильник. А в гостиной диван и зелёное кресло.
ЛИЗА. И ковёр.
СВЕТЛАНА. А это детская комната. Она не очень большая.
КОСТЯ. Это моя комната. Лиза спит в гостиной.
СВЕТЛАНА. Да, это Костина комната. Лиза уже большая.
КОСТЯ. Я тоже большой!
ЛИЗА. Нет, ты маленький. Иди спать.
СВЕТЛАНА. А это наша спальня. Она очень уютная и чистая.
КОСТЯ. Ещё у нас есть туалет с унитазом!
СВЕТЛАНА. Костя, иди в свою комнату. А вот ванная.
КОСТЯ. у нас ещё есть одна комната! Там только стол и лампа.
ЛИЗА и СВЕТЛАНА. Иди спать, Костя!!
ЛИЗА. Наш дом очень хороший.
СВЕТЛАНА. И у нас довольно много мебели.
АГЕНТ. Да, у вас хороший дом и много мебели. До свидания.
ЛИЗА и СВЕТЛАНА. До свидания.

Урок 4.

(настоящее время, повелительное наклонение; разговор по телефону)


СВЕТЛАНА. Звонит телефон.
ВАСИЛИЙ. Возьми трубку. Меня нет дома.
ЛИЗА. Меня тоже.
КОСТЯ. Меня тоже нет дома!
СВЕТЛАНА. Замолчи! - Алё. - Алё! - Я не слышу! - Перезвоните, пожалуйста!
ВАСИЛИЙ. Молчат?
СВЕТЛАНА. Да. Вот опять звонят. - Алё! - Костю?! - Костя, тебя к телефону!
КОСТЯ. Меня нет дома.
СВЕТЛАНА. Костя, это Гриша.
КОСТЯ. Меня нет дома.
СВЕТЛАНА. - Простите, его нет дома. - До свидания. Костя, как ты
себя ведёшь?! Почему я должна врать?
ЛИЗА. Телефон. Я подойду сама. - Алё. - Нет, его нет. - Не знаю, может
быть, завтра. - Не за что.
ВАСИЛИЙ. Меня?
ЛИЗА. Да.
КОСТЯ. Опять телефон! Меня нет дома!
ЛИЗА. Заткнись! - Алё. - Алё! - Алё! ! - Ничего не слышно! -
Перезвоните ! - Опять молчат.

Урок 5.

(настоящее время - продолжение)


ЛИЗА. Где папа?
СВЕТЛАНА. На кухне.
ЛИЗА. Что он там делает?
СВЕТЛАНА. Сидит.
ЛИЗА. А Костя?
СВЕТЛАНА. Играет в своей комнате.
ЛИЗА. Мама, мне кажется, я беременна.
КОСТЯ. Это большая радость!
СВЕТЛАНА. Костя, иди погуляй.
КОСТЯ. Не хочу. Вот Лиза много гуляла, и теперь ...
ЛИЗА. Заткнись!!
ВАСИЛИЙ. Что случилось?
СВЕТЛАНА. Ничего.
ЛИЗА. Ничего.
КОСТЯ. Ничего не случилось.

Урок 6.

(будущее время; описание города)


ВАСИЛИЙ. Привет.
СВЕТЛАНА. Привет. Хочешь есть?
ВАСИЛИЙ. Нет.
СВЕТЛАНА. Устал?
ВАСИЛИЙ. Да. Дети спят?
СВЕТЛАНА. Костя спит, а Лизы ещё нет.
ВАСИЛИЙ. Хочешь поехать с детьми в город N.?
СВЕТЛАНА. Зачем?
ВАСИЛИЙ. N. - очень красивый город. Он расположен на берегу моря.
Там много музеев, театров и концертных залов.
СВЕТЛАНА. И там много зелени. И очень дешёвые овощи.
ВАСИЛИЙ. И прекрасные рестораны.
ЛИЗА. Добрый вечер.
СВЕТЛАНА. Лиза, мы поедем в город N.
ЛИЗА. Ой, как здорово! Мы будем ходить на пляж!
ВАСИЛИЙ. Да, днём вы будете загорать на пляже, а вечером ходить в
музеи и рестораны.
ЛИЗА. И ещё я буду ходить на танцы!
СВЕТЛАНА. А я - готовить вкусные салаты из овощей.
ЛИЗА. И мы купим много всякой красивой одежды, и будем ездить на
открытой машине!
ВАСИЛИЙ. А потом мы купим дом на берегу моря.
ЛИЗА. И яхту ...
СВЕТЛАНА. И вертолёт. Когда мы должны ехать?
ВАСИЛИЙ. Завтра. Ночным поезом.


Упражнение.

Переписать следующие предложения в будущем времени.

1. Василий сидит на кухне.
2. Лиза красит губы.
3. Костя надевает ботинок.
4. Светлана закрывает чемодан.
5. Она плачет.
6. Лампа стоит на столе.


Урок 7.

(прошедшее время)


ВАСИЛИЙ. Привет.
СВЕТЛАНА. Привет.
ВАСИЛИЙ. Дети спят?
СВЕТЛАНА. Костя недавно заснул. Он опять кашлял. А Лиза ещё не пришла. Будешь чай?
ВАСИЛИЙ. Да, и включи, пожалуйста, телевизор.
СВЕТЛАНА. Лиза? Ну наконец-то. Мы уже волнуемся.
ЛИЗА. Не волнуйтесь.
СВЕТЛАНА. Что с тобой?
ЛИЗА. Ничего. Что ты смотришь?
ВАСИЛИЙ. Сначала был фильм, а теперь новости.
ЛИЗА. Интересно?
ВАСИЛИЙ. Нет.
ЛИЗА. Мам, дай чаю.
СВЕТЛАНА. На. И возьми печенье.
ЛИЗА. Я сделаю погромче.
ТЕЛЕВИЗОР .... озабочены обеспечением безопасности ...
СВЕТЛАНА. Я сделала такой прекрасный салат, и никто не ест.
ЛИЗА. Ну вот! Я облилась! Чёрт! Моё платье!
ТЕЛЕВИЗОР....состоялось совещание, посвящённое проблемам безопасности ...
ЛИЗА. И **** их эта безопасность!
СВЕТЛАНА. Лиза!
ЛИЗА. Что?
ВАСИЛИЙ. Пора собираться. Разбуди Костю.


Упражнение.

Переписать следующие предложения в прошедшем времени.

1. Лампа стоит на столе.
2. Мама готовит салат.
3. Папа читает газету.
4. Лиза смотрит телевизор.
5. Я играю в игрушки в моей комнате.



ОШИБОЧНАЯ ГИПОТЕЗА.

- Во всех индо-европейских языках абсолютивные конструкции
появились достаточно поздно. И санскрит в этом смысле не
исключение. Обратите внимание: все рассмотренные нами примеры
абсолютива взяты из классического санскрита. А что же мы находим
в Ведах? В Ведах мы находим ... Кстати, я хочу вам кое-что показать, -
профессор достал небольшую коробку и положил её на кафедру. -
Подойдите ближе.
Мы подошли, и он открыл крышку:
- Что это по-вашему?
Все молчали. Потом кто-то спросил неуверенно:
- Утюг?
- Нет, не утюг!
- Может, эпилятор?
- Нет, не эпилятор!
- Парасака? - предположил я. Профессор на секунду задумался, но тут
же покачал головой:
- Нет, и не парасака !
- А что же это тогда?
- Понятия не имею. Это я в коридоре нашёл, - профессор закрыл
коробку и бросил её в урну. - Ну ладно, продолжим. Итак, в Ведах мы
практически не встречаем абсолютива. Более того, почти все случаи
абсолютива в ведийском санскрите спорны. Часть я бы объяснил
поздними вставками, часть же - результат ошибочного прочтения,
например, инструментальный падеж отглагольных существительных
и так далее. И вообще, вся эта гипотеза о существовании в прото-
индоевропейском языке некоего примитивного синтаксиса не
выдерживает никакой критики ...


СНАЙПЕР НА КРЫШЕ.

Мне снилось, что кругом весеннее утро, и я гуляю по крыше. 
И вдруг вижу снайпера. Снайпер стоял на одном колене возле трубы и целился
куда-то вниз. Я подождал, пока он выстрелит, и поздоровался с ним.
- Здравствуйте, - сказал я. - Ну как, попали?
- Конечно, - улыбнулся снайпер. - Я ведь профессионал. Я всегда попадаю.
- Наверно, трудно так метко стрелять?
- Проще, чем вы думаете. Главное - опыт. К тому же у меня прекрасная
винтовка. Если бы вы знали, сколько я за неё заплатил! Зато стрелять
из неё одно удовольствие. Хотите попробовать?
- Ой, а можно? Я вообще-то раньше никогда не стрелял ...
- Ничего, ничего, я вас научу.
Снайпер показал мне, как держать винтовку и как целиться. Потом он
взял бинокль и сказал:
- Теперь вы должны выбрать цель.
Я стал смотреть вниз через прицел и увидел толпу людей, не спеша
куда-то идущих. Я видел их очень ясно. В основном это были
мужчины лет 40-50, прилично одетые, в очках, в шляпах и без.
- Куда это они? - спросил я.
- Не знаю. Думаю, на Васильевекий. Я предложил бы вам вон того
господина, в чёрном пальто, видите?
- Да.
Этот мужчина был крупнее других и лысый. Лучшую мишень трудно было найти.
- Цельтесь в лысину, - посоветовал снайпер. - И не забудьте задержать
дыхание, когда будете спускать курок.
Я задержал дяхание, услышав как громко бьётся от волнения моё
сердце, и плавно нажал на спуск.
Раздался выстрел, винтовка дрогнула в моих руках, и я потерял цель из
виду.
- Прекрасно! - воскликнул в ту же секунду снайпер. - Правда вы взяли
чуть-чуть ниже чем следовало, но для первого раза - очень, очень
недурно! Поздравляю!
- О! Я так волновался! - сказал я.
- Ничего, это только поначалу. Потом вы почувствуете себя уверенней.
А теперь понаблюдайте, как буду стрелять я.
Он отдал мне бинокль, взял винтовку и снова прицелился ...
К сожалению, от звука его выстрела я проснулся. Но я не сомневаюсь,
что он попал. Потому что у него хорошая винтовка.
А главное - он профессиональный снайпер!


ДВА ПАНА.

- Ах, женщины, женщины... Если бы вы знали, пан Збышек, до чего
довели меня женщины! До чёрного дела, до убийства - вот до чего довели меня женщины!
- О! Расскажите, пан Забарский!
- Да если я вам это расскажу, то вы, пожалуй, возьмёте меня за седую
бороду и плюнете мне в очи!
- Бросьте, пан Забарский, расскажите!
- Ну ладно. Слушайте.
Случилось это давно. Был я тогда молод и горд. Но беден. И влюбился
в богатую паночку. Замуж за меня её бы никогда не отдали, и я
решился её похитить. Ночью, как вор, проник я в богатый дом. Долго
блуждал я по тёмным коридорам со свечою в одной руке и ятаганом в
другой, пока не добрался до опочивальни. Но когда я подходил уже к
спящей паночке, передо мной, как тень, вдруг возникла испуганная
служанка. Она завизжала, и ударом ятагана я обезглавил её. Паночка
проснулась и тут же упала без чувств. Я подхватил её на руки и
бросился прочь из опочивальни. Но тут дорогу мне преградил её
престарелый отец. Чудовищным ударом я раскроил ему череп и
продолжил свой путь с паночкой на руках. Поднялся шум, из комнат
выбегали полуодетые люди. Ятаганом я прокладывал себе дорогу,
кровь заливала меня с головы до ног, и вид мой был страшен. Во дворе
я бросил паночку поперёк седла, вскочил на коня и помчался во весь
опор. Братья паночки с ружьями выскочили из дому и, тоже оседлав
коней, устремились в погоню. Я свернул в лесок и притаился в овраге.
Когда братья её были совсем близко, паночка вдруг очнулась. Я
испугался, что она криком выдаст нас, и зажал ей рот мощной дланью.
Так держал я её, пока братья, покружив возле леса, не промчались
дальше. Когда же я отнял руку, паночка уже не дышала ...
Ну, и что вы скажете теперь, пан Збышек? Не хочется ли вам взять меня за седую ...
- Бросьте, пан Забарский, Я тоже в молодости любил одну паночку и
не мог на ней жениться из-за бедности... В-общем, я поджёг дом,
чтобы спасти её из огня ...
- Ну, ну ...
- Пламя было настолько сильное... Я даже не смог приблизиться к дому ...
- Бедный, бедный пан Збышек!
- Бросьте, пан Забарский, Налейте мне лучше ещё пива.


* * *

Теперь я знаю, что было.
Я родился в 90-м году, В 4-й год революции. Я знал, что должен быть
смысл, и я искал этот смысл. Шли годы, я старел, блуждая по
пустынным улицам. Я был болен и слаб, и меня решили убить.
Мне стреляли в спину, но я продолжал идти. Я понял: я должен был дойти
до столба. И я дошёл до столба, хотя пули прошивали моё тело
насквозь, и в глазах было темно. Я дошёл до столба и, обхватив его,
медленно сполз на землю. И теперь я знаю, что будет. Я рожусь в 90-м
году, В 4-й год революции ...


НОЧНОЙ ПОЛЁТ.

- Эй, стажёр, курить будешь? - позвал механик.
- Нет, спасибо, я не курю.
- Странный ты какой-то: не пьёшь, не куришь, молчишь, как не
родной.
- Ну и молодец, - сказал пилот. - Значит, воля есть.
- А мой-то, зараза, и пьёт и курит, как сволочь. Школу не успел
закончить - уже дома не ночует, мать расстраивает, - вздохнул механик.
Где-то внизу, в полной темноте, замигал вдруг тусклый, еле заметный
огонёк и тут же исчез.
- Люди, - почему-то шёпотом сказал стажёр.
- Горное селение, - объяснил пилот.
- Я вот как раз думал, - продолжал стажёр, всё так же задумчиво глядя
вниз, - как всё-таки мало заселена наша планета! Летим уже целый час
- и ни одного огонька!
- Дубина, мы же над морем летели! - удивился механик.
- Сам дубина, - сказал пилот. - Давно уже летим вдоль побережья.
- Какая разница? Тут ведь одни скалы. Кто тут будет жить? Ни дорог, ничего.
- Так и скажи, - пилот обернулся к стажёру. - На самом деле, в горах
есть небольшие деревни. Горцы живут, как тысячу лет назад. Многие даже без электричества.
- Совсем дикие, - подтвердил механик. - У них там до сих пор кровная месть.
Они помолчали.
- Горы здесь красивые, - сказал механик. - Днем, то есть.
- Зато город ночью даже лучше, - сказал пилот.
- О, да! - согласился механик. - Город - сказка!
- А скоро он? - спросил стажёр.
- Сейчас уже будет. Ещё минут пять.
Вскоре впереди показались огни. Они густели, спускаясь со склонов:
город располагался в долине.
- Возьми пониже, - попросил механик.
Стали видны освещённые ленты дорог и едущие по ним машины.
- Большой город! - сказал стажёр.
- Три миллиона жителей, - сказал механик. - А вон, видишь, - порт.
- А что это за крестики?
- Церкви. Они сверху всегда такие. Здесь много церквей. А вон - главная площадь.
- Я даже вижу людей ...
- Субботний вечер. Все гуляют.
- Ну всё, пора, - сказал пилот.
- Набираем высоту? - спросил стажёр.
- Конечно, стажёр, ты должен знать: три тысячи метров, как минимум,
если не хочешь облучиться. И целься ближе к порту.
Так мы накроем целиком всю долину - по вечерам
 ветер здесь дует с моря.