Другими глазами

Граффита
Джей и Вел Декер не виделись уже около восьми лет. Так уж вышло, что после окончания университета судьба, как это часто бывает, забросила их в разные концы света. Джей много путешествовал и за эти годы познал и нищету, и болезни, и причуды стихии. Это был человек с сильной волей и золотым сердцем – такими мы изображаем великих людей. Джей много пережил во время своих добровольных скитаний и теперь знал цену уюту, благополучию и…человеческой жизни. В университете они с Велом были лучшими друзьями, хотя тот придерживался другого стиля жизни, живя в свое удовольствие.

На улице стояла прекрасная тихая осень, настолько чудесная, насколько это возможно при современном уровне урбанизации. На часах кафе “Фарватер” стрелки показывали ровно семь часов вечера. Здесь, как и всегда, было людно и душно. Субботний вечер выдался каким-то неторопливым, как будто и природа, и люди уже ощущали, что за осенью придет зимнее оцепенение. Кто-то пил кофе, кто-то – пиво, кто-то звал официанта. За одним из столиков, лицом к входу в кафе, сидел Вел Декер со своими соратниками. После университета он построил довольно успешную карьеру политика и теперь активно взбирался по проклятой бюрократической лестнице, готовясь к следующим выборам и чувствуя себя обязательной составляющей частью этого мира.

Стрелки на циферблате показали пятнадцать минут восьмого, входная дверь отворилась, и в кафе вошел Джей, уставший и изможденный странствиями. Вел поднялся из-за стола и пошел ему навстречу.

-Джей, старина, вот уж не ожидали! – воскликнул Вел, тепло пожимая руку друга.

-Я сегодня приехал. Решил на некоторое время вернуться в родной город. Я устал. И соскучился по семье и друзьям.

Джей сел за столик вместе с Велом и его приятелями. К всеобщему удивлению он заказал только кофе, хотя Вел и предлагал отметить эту встречу.

- Я слишком много узнал за эти годы и начал ненавидеть алкоголь. – ответил Джей. – В нашей жизни столько грязи…Мы пьем, когда что-то празднуем, мы пьем, когда кто-то умирает. Или же топим в водке свои неудачи и недовольство жизнью. А где же тогда логика? Вот ты, Вел, известный политик, ты доволен нашим миром?

- Всегда. - Вел снисходительно улыбнулся как человек, привыкший получать от жизни все. - А почему бы и нет? Мы живем в относительно спокойное время, у нас есть свобода выбора, да и вообще – прогресс не …

- Да, мир в стиле хай-тек. – перебил его Джей. – Цивилизация равно благо и остальное бла-бла-бла!

- А почему бы и нет? Ты ведь тоже вернулся в эту цивилизацию после стольких лет странствий, ведь вернулся же! – Вел рассуждал спокойно, как человек, для которого привычно ощущение собственной правоты, даже если оно мнимое. – Не будь пессимистом, старик! Право, ты должен быть благодарен цивилизации за все, что она дает тебе.

- Пессимистом?!

В глазах Джея сверкнула тень какой-то давней потери и тотчас погасла. Он спокойно откинулся на спинку стула и окинул взглядом всю компанию, что собралась за столом.

- Я расскажу тебе об одном человеке, Вел. А ты потом скажешь, кто он.

Это было год назад. Мой маршрут пролегал через один очень современный город. Я не называю его, да в этом и нет необходимости – сейчас таких городов-хай-тек уже немало, а в будущем будет несметное количество. Так вот, я оказался на центральной улице этого города. Я и сейчас как-будто опять вижу это – вижу ясно, ощущая то же отвращение. В центре этого мегаполиса были тысячи людей, все куда-то спешили – час пик. Эта толпа  бежала, материлась, толкаясь, пыталась втиснуться в городской транспорт, и небрежно пинала ногами жестянки и другой мусор, покрывающий улицу. Вообще сложно было что-то разглядеть в этой кутерьме – на улицах висел густой едкий смог. Но первое впечатление – это много вывесок, людей, разбитых машин, мусор, повсюду потасовки и скандалы.

И среди этой огромной гурьбы очень спокойно и исподволь шагал молодой мужчина с собакой. В то время, когда все толкались, кричали и ругались, он не ускорял шаг и даже слегка улыбался. Он был так не похож на других своим поведением, что я решил познакомиться с ним и выяснить причину. Он был приветлив и остроумен, он получил блестящее образование. И скоро из отличного собеседника он превратился для меня в друга.

Через пару дней он пригласил меня к себе в гости. Я и представить себе не мог, что в этом грязном, полуразвалившемся доме на окраине города находится его квартира. Убранство комнат поразило меня еще больше. Точнее, его отсутствие. Там были голые стены, одна батарея, кровать, крохотный столик, на котором лежали кисти и краски, и мольберт. На нем была одна из его последних картин.

Он нарисовал утопию. Цветы, улыбающиеся люди, играющие здоровые деты. Но главное то, как он изобразил сам город. В этом городе зеленая трава, его не покинули птицы, которые не могут жить в смоге, в нем нет бродячих животных и разрушенных зданий. Там нет автомобильных аварий, проституции, убийств и наркотиков, нет нищих, умирающих на морозе. Город залит ярким солнечным светом и создает разительную противоположность тем пейзажам, о которых я рассказал в начале…

- Вот видите! - торжествующе воскликнул Вел Декер. – Этот человек – оптимист, он смотрит на окружающий мир другими глазами!

-Когда мы встретились, было уже четыре года, как он ослеп. - Джей поднялся, заплатил за кофе и вышел из кафе, мгновенно растворившись в густом городском смоге.