сборник Ночь с обезьянами

Николай Райвич
               
                НОЧЬ С ОБЕЗЬЯНАМИ.
               
                Всю ночь снились мне только одни обезьяны ...
                Ф. М. Достоевский.


ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ.

Я очень люблю людей. И жалею их, когда они умирают. "Ну вот!" - думаю я
тогда.
Одна дама, узнав, что я люблю людей, очень обрадовалась:
- Моп cher, - говорит, - вы любите людей? С'est vrai? Какая прелесть! Charmant!
Как я вас понимаю!
- Ошибаетесь, сударыня, - отвечал я, - любить людей - не прелесть и уж тем
более не charmant, а тяжёлый каждодневный труд!
Недавно меня спросили, если я так люблю людей, армян, что ли, тоже?! Мне
смешно, господа, слышать такие вопросы. Я одно время даже жил среди
евреев! Все люди одинаковые! Все! Совершенно одинаковые!
Один профессор, наслышанный о моей любви к людям, пишет мне:
"...А известно ли вам, что люди - суть толпа обожравшихся зловонных
ленивых тварей, презревших божественный дар разума, кровожадных, тупых и
похотливых, отличаюхся от прочих скотов злословием и жадностью,
пожирающих друг друга, размножающихся, как тараканы, и угрожающих
экологии нашей планеты?!. "
Известно, уважаемый! Всё это мне известно. Но я люблю людей и ничего не
могу с собой поделать!


ИМЕНА.

Аминодав родил Якова. Яков родил Екусиила. Екусиил родил Льва и Йону. Лев
убил Екусиила. Йона убил Льва. Йона родил Махмута и Петровича. Махмут
подарил Софье ящик с конфетами. Софья съела конфеты и умерла. Петрович
убил Махмута. Он отрезал ему голову и принёс Йоне. Йона убил Петровича.
Махмут родил Евстигнея. Марфа отрезала ему голову и принесла Йоне. Йона
задушил Марфу. Улумбек родил Алексея и умер. Алексей задушил Йону и
отрезал ему голову. Алексей родил восемь сыновей и ушёл в пустыню. Дарья
отравила сыновей и отрезала им головы. Иван отрезал ей голову и принёс
Алексею. Алексей родил Евдокию. Евдокия задушила Матвея, Петра,
Станислава, Марка и Авдотью. Алексей отравился. Авдотья родила Акулину и
отрезала ей голову. Марк родил Аврелия, задушил Авдотью и отрезал себе
голову. Аврелий ушёл в пустыню и родил Германа и Ваську. Васька убил
Германа. Герман убил Аврелия. Васька родил Добермана и Кузю. Кузя поимел
Добермана. Доберман поимел Ваську. Кузя родил Пелагею и назвал её Анной.
Анна родила Шульца и научила его взрывать мосты. Сигизмунд убил
Зигфрида. Зигфрид убил Германа. Герман убил Бальтасара. Уильям родил
Михаила, Брюса и Иосифа. Арнольд отрезал голову Иосифу, Брюсу и Михаилу,
задушил Уильяма и принёс Пелагее. Пелагея задушила Арнольда и родила
Аминодава.


КАРНАВАЛ.

Рассказывая о Бразилии, нельзя не упомянуть о таком явлении, как карнавал.
Это удивительное зрелище издавна привлекало внимание европейских
исследователей. Хотя происходит карнавал весною, подготовка к нему
начинается уже осенью, когда земледельцы, отдохнув от предыдущего
карнавала и собрав урожай, обеспечены пищей на всю долгую зиму.
С приходом весны города и деревни украшаются флагами, цветами и
лозунгами: "Все - на карнавал!". Люди надевают яркие праздничные одежды и
выходят на улицы. Многие, даже большинство, появляются в масках.
Начинается карнавал.
Под звуки барабанов и других музыкальных инструментов люди
передвигаются, ритмично подпрыгивая. Они машут цветами, флагами и
другими предметами. К исходу следующего дня некоторые уже не
выдерживают напряжённого ритма карнавала. Эти рискуют быть
затоптанными толпой. Измождённые люди срывают с себя одежду. Кое-кто
пытается выбраться из людской массы. Тогда в ход идёт холодное оружие.
В последующие дни только наиболее стойким и тренированным участникам
карнавала удаётся продолжать танец. Но и таких остаётся всё меньше и
меньше.
К концу праздничной недели карнавал представляет собой слабо колышащееся
кровавое месиво.


ПЕДРО РОДРИГЕС.

в Испании есть небольшой и, в общем-то, ничем не примечательный городок,
название которого я не стану здесь приводить, ибо по-русски звучит оно
двусмысленно, а изменить его, значило бы погрешить против истины. В этом
городке родился, жил, да и по сей день, если только не умер, живет некий
Педро Родригес. Я ничем не рискую, называя его настоящее имя, поскольку
людей с таким именем в Испании хватает, да к тому же наш герой совершенно
и не отличается от большинства своих тёзок. Более того, человек этот
настолько зауряден, туп и не стоит нашего внимания, что и заговорил-то я о
нём только для того, чтобы сообщить, что большинство, увы, громадное
большинство людей, встреченных мною за годы моих странствий, были такими
же ублюдками, как и упомянутый Педро Родригес.


КУТЬ-ЧЬЯНЬ.

Эта игра называется Куть- Чьянь. Возможно это самая древняя игра в истории
человечества. Она простая и нескучная, в ней нет ни выигравших, ни
проигравших. Играют двое. Первый играющий приходит ко второму (который в
это время ест, спит, читает газету или курит - по своему выбору) и говорит:
"Пойдем, я тебе что-то покажу". В дверях он пропускает второго играющего
вперёд и стреляет ему в затылок.


МЕЧТА.

У каждого человека есть мечта ...
Один мечтает прославиться, другой разбогатеть, кто-то мечтает освободить
угнетённых, кто-то - накормить голодных, кто-то - защитить отечество, кто-то
- посвятить жизнь науке или искусству, или путешествовать, или совершить
подвиг.
Но о чём бы вы ни мечтали, к чему бы вы ни стремились -
 - знайте, что у вас никогда ничего не получится!


НАБЛЮДЕНИЯ.

Ч е л о в е к.
Удивительное всё-таки создание - человек!
Ведь вот как родится, так и живет до самой смерти. Как заводной, ей-богу!

А б о р и г е н ы.
Интересно, куда бы я ни приехал, везде преобладает местное население. Со
своими обычаями, понимаете, нравами, укладом жизни. Иной раз смотришь -
вроде и ничего, но по мне - так лучше б его и не было совсем.

Т у р и с т ы.
В больших красивых автобусах приезжают туристы, обычно американцы.
Ездят они себе по городу в этих своих автобусах и на аборигенов смотрят. А те,
наоборот, остановятся и на туристов глазеют. Ну чистый зоопарк!


ПОДВИГ ВОЖДЯ.

Умирая, последний из жрецов Тецкальтипока, верховного божества ацтеков,
знаменитый Хнтлаврынса, велел позвать своего внука, и вот что он поведал
ему:
- Ты, наверное, слышал, Хрмамарти, легенду о Хмиридумпти, или Дикой
Пантере, как её называли, дочери вождя Ястребиный Коготь. Перед смертью
Ястребиный Коготь поручил ей спрятать от бледнолицых священные
сокровища ацтеков. Мне и ещё двум жрецам было приказано сопровождать её.
Мы взяли трёх, нет, четырёх волов и столько же лошадей и отправились в
сторону Великих Гор. Хмиридумпти, чьи Глаза, должен тебе сказать, кхе ...
напомина ... кхе, кхе ...
Старик закашлялся и схватился руками за грудь. Немного погодя, он
продолжал:
- Глаза её... Впрочем, мне надо успеть сказать тебе самое главное. Ведь я
последний, кто знает, где спрятаны сокровища ацтеков.
- Как, о Хнтлаврынса! - воскликнул юноша. - Неужели это правда, и наши
сокровища не достались испанцам?!
- Это так! Слушай же. Сначала мы хотели спрятать их у истоков Красной Реки,
но Хмиридумпти, или Дикая Пантера, как ... кхе, кхе ... не важно ... сказала, при
этом глаза её... кхе ... кхе ...
Старик опять закашлялся. Затем, собравшись с силами, снова заговорил:
- На следующий день неожиданно поднялся ветер, что нередок в тех краях,
особенно в конце весны, когда наконец расцветают кактусы той редкой
породы, что носит название Хртл ... кхе, кхе ... Впрочем, перехожу к самому
главному. Дикая Пантера решила, что сокровища мы спрячем ... Да, она так и
сказала: "Сокровища мы спрячем ", и при этом глаза её... кхе ... кхе ... кхе ...
- Ну, дедушка, ну где же вы их... - И тут юноша увидел, как тело старика,
содрогнувшись в последний раз, вдруг вытянулось и обмякло, руки его
безжизненно упали, и глаза его ... В-общем, он ушёл в страну предков, унеся с
собой тайну сокровищ ацтеков.


ДЖАЗ.

Разреши дать тебе добрый совет: если хочешь вполне насладиться моим
нехитрым, но милым рассказом, не поленись, открой бутылочку старого
доброго пива, поджарь парочку старых добрых сосисок, и я буду беседовать с
тобой на "ты", как со старым добрым братом, а ты будешь пить пиво, а я буду
думать о тебе и радоваться, а ты тоже будешь радоваться и есть сосиски,
слушая мою нехитрую повесть, как слушаешь ты старый добрый джаз ...
Поразительно! Оказывается, сны людям снятся всего какую-то долю секунды,
перед самым пробуждением, а не все восемь часов, как мы думали. Да, брат,
стареем ... А наука идёт вперёд, и искусство идёт вперёд, и жизнь идёт вперёд, и
медицина идёт вперёд вместе с наукой. А нам остаётся только помахать им
рукой...
Мне часто снятся такие удивительные сны, что я просыпаюсь в слезах...
Расскажу тебе ... А вообще-то нет, брат, не буду. Пей своё пиво, жри свои
сосиски ...


НЕОКОНЧЕННЫЙ РАССКАЗ.
                (Посвящается О.C.)
" -...и скажу вам честно, -закончила Люда свой рассказ, - таких ***в я ещё
никогда не видела!"
Все молчали, поражённые.
Первым прервал молчание Константин Фёдорович, доктор филологии.
- Да, - сказал он, - никогда нельзя предсказать поведение человека в
экстремальной ситуации ... Помню, как-то в Мюнхене, сидел я в небольшом
кабачке на Цангермейстерштрассе. Была осень, накрапывал дождь, и других
посетителей не было. Я смотрел в окно. Ветер раскачивал дерево, и ветви его в
опускающихся сумерках напоминали сражающихся рыцарей.
И вдруг словно какая-то тень заслонила окно, казалось, беззвучно упали чёрные
шторы. В то же мгновение пламя свечи, стоявшей передо мной на столе,
вздрогнуло, и она погасла, будто от резкого порыва ветра. Так же внезапно
оборвалась негромкая музыка. Я оказался в полной, кромешной темноте. Я
вскрикнул, но не услышал собственного голоса, попробовал встать, но не смог
пошевелиться.
И тут я увидел серебристое сияние, которое всё сильнее разливалось на
неопределённом расстоянии от меня. Чуть позже я осознал, что сияние не
усиливалось, оно приближалось. Ко мне. Вот оно уже совсем близко, и я
начинаю различать в самом центре его сменяющие друг друга чёрные и
красные знаки, равномерно вспыхивающие острые и прямые линии,
направленные в меня, в мои зрачки, в мой мозг, моё сердце.
Темнота вокруг стала наливаться таинственным багровым светом. И тогда я
услышал звук. Тихий вначале, напоминающий шипение змеи, он постепенно
набирал силу. Это было похоже... Попробуйте представить себе тоскливый,
пронзительный крик чайки, но только нарастающий, бесконечно нарастающий
и как бы ввинчивающийся в сознание, сверлящий, лишающий разума ...
Но в тот момент, когда я думал, что вот-вот умру, и кошмар этот исчезнет, что-
то подобное молнии сверкнуло из мрака, сталью прозвенело по стеклам окон,
брызнувших багровыми осколками, впуская свежий осенний ветер. Вспыхнули
скатерти, в баре посыпались бутылки, и фонтаны вина вырвались из
разбившихся в щепки бочек. И тогда предо мною ..."


Эх, Ольга Семёновна, Ольга Семёновна! Вечно вы со своей свёклой! В самый
неподходящий момент! И далась вам эта свёкла! "А что, свёклу, мол, тоже
жрать можно!"  Додумалась !
Ну, и как я теперь могу писать? Откуда я теперь возьму вдохновение?
Естественно, я уже не могу писать, простите ...


ПАРАДОКСЫ ТВОРЧЕСТВА,
или почему я не написал роман о маркизе де Саде.

Тогда я решил написать историко-эротический роман о маркизе де Саде. Я
объездил все крупнейшие европейские библиотеки, собирая необходимый
материал, и даже побывал в библиотеке Конгресса.
Наконец мне показалось, что я достаточно разобрался как в сложной личности
самого маркиза, так и в современной ему исторической обстановке. И я
принялся за свой труд. Начал я так:
"Той хмурой осенней ночью, когда лишь редкие газовые фонари освещали кое-
как мокрые парижские улицы, а усталые горожане мирно спали под кровлями
своих домов, маркиз де Сад в башне своего замка **** сразу трёх графинь ..."
И вот ведь как бывает: с одной стороны, сама муза водила моим пером, когда я
писал эти строки, и ни за что на свете я не согласился бы изменить ни единого
слова, а с другой стороны, как честный художник и историк, я не мог вполне
представить себе описываемого мною же события!
Вот почему я был вынужден отказаться от своего по меньшей мере
многообещающего замысла.


МОРДА ВО ТЬМЕ.
(Поэма).

Морда во тьме, морда во тьме ...
С детсва вижу я эту морду, особенно во тьме. Днём не так, а вечером, стоит
выключить свет - и вот она, пожалуйста.
Как описать её? Не знаю. И к тому же темно, ни черта почти не видно. Морда
как морда. Да и привык я к ней.
Иногда думаю, а вдруг вот сейчас выключу свет, а морды нет? Даже как-то не
по себе становится. Но нет, вот она, во тьме.
Да и что мне эта морда? Мало ли что там может быть, во тьме? Никогда не
знаешь, темно потому что.
И всё-таки что-то в этом есть. Таинственное что-то: морда - во тьме! ..


СОБАКА.

С детства запечатлелся в моей памяти один сон: собака, скользящая над
зеркальной поверхностью воды, почти касаясь её короткими своими лапами.
Уши её были непомерной длины, и порою, когда она улыбалась, мне казалось,
что это и не собака даже, но свинья. Ей было видимо трудно лететь, и каждую
секунду она рисковала сорваться в бездну. Но берег был уже близко, и я с
замиранием сердца следил за её бесшумным полётом. И вот, уже совсем у
берега, силы оставили её. Она вздохнула и канула в пучину ...
Удивительные, чудесные образы рождает порою девственное наше
подсознание !..


* * *

Хочу рассказать о человеке исключительной судьбы, гинекологе, Аароне
Исаевиче Зельцмане.
Однажды он залез на одинокостоящее дерево, а была гроза, и в это дерево
ударила молния.
Так оборвалсь жизнь этого удивительного человека, гинеколога.


НЕПРИЯТНОЕ ПРОБУЖДЕНИЕ
ИНЖЕНЕРА ЗУЕВА.

Пробуждение инженера Зуева было неприятным.
- Зуев! - осторожно позвал его Кирюхин.
Но Зуев не слышал, он спал.
- Зуев! - позвал его Кирюхин громче.
Но Зуев продолжал спать, обратив лицо к небесам.
- Зуев!! - заорал тогда Кирюхин. Но Зуев спал, и ему снилось, что он катает
барышню на лодке.
Тогда Кирюхин взял весло и ударил им Зуева плашмя по морде.


ФЕЛИСИЯ.

- Каким спортом? Волейболом. О!.. Как я любила волейбол! Я занималась
волейболом каждый день. Как я играла! А мой парень - как он играл! Что? Нет.
Он бегал. И я тоже бегала. Сколько я получила медалей! Но он бегал ещё
быстрее. Он всё делал так быстро ... И у нас всё так быстро кончилось...
 На, ешь конфету... Я бегала в Гане, Заире, Зимбабве ... Это был мой первый парень.
Это он устроил меня в министерство иностранных дел. Да, я работала на таможне,
я обыскивала женщин. О! Сколько у них было наркотиков! Гашиш, героин,
кокаин, о, сколько кокаина! А ещё, не знаю как по-французски ... Боже! Какой
язык! Но я его не учила в Париже ... Я работала, я не учила французский. Боже,
сколько я работала! Но в Париже можно жить, не то что в Ивудживике. Там
нет ночи, всё время день, как сейчас. Что там? О, там канадская военно-
воздушная база. Боже, как там холодно, сорок градусов, пятьдесят, обычно -
шестьдесят градусов. Что я там делала? О! Я работала. Поваром. Боже! Какие
они были худые! Как ты. Зато потом - какие они были толстые! Как было
весело! Только всё время ночь, как сейчас, ещё темнее. Ничего, это конфета от
насморка ... У меня была такая книга, чтобы учить французский! Боже, какая
книга! Где она теперь? Если я увижу такую книгу, я её сразу куплю. А это сок
мзизи-квенза, вот, понюхай. Правда он замёрз. Я добавила мёда, потому что нет
ничего лучше для зимы, особенно с супом. Когда я сюда прилетела, я стала
учиться фотографировать. Чтобы заработать много денег. Боже! Сколько
стоит аппаратура! Я бросила съёмки и пошла учить французский. Я так хотела
выйти замуж за какого-нибудь американского парня, но, боже! Как я их не
люблю! У меня дома есть пачка американских сигарет. Я тебе завтра принесу.
Ужасно крепкие! Я их положила в холодильник - лучше всего держать
сигареты в холодильнике. Тогда содержание никотина понижается, куришь - и
ничего не чувствуешь! .. Нет, сейчас я не бегаю. Даже за автобусом. Как я могу
бегать в таких туфлях?! ..

А пустыня уже переходила в полярную ночь, эскимосы кутались в газеты,
один билет - две тысячи долларов, никто не поверит, но - боже! - она бы
заплатила и больше ...


ПЕРУАНКА.
(ПОДАРОК.)

- Ой, я забыла, о чём я должна говорить?
- Вообще-то, о подарке, наша тема - "Мой самый лучший подарок", но если
хочешь, то ...
- Ах да, подарок! Вспомнила. Мне было тогда шестнадцать лет, и мы с
подругами поехали в деревню, к моей бабушке. Мы хотели вернуться к вечеру,
но... А, мы опоздали на автобус. Поэтому мы остались у бабушки ещё на пять
дней. А мои родители очень волновались, они обошли все больницы, морги ...
- Почему же ты им не позвонила?
- Я забыла. Так вот, у бабушки, однажды ночью, когда я спала, кто-то
подкрался и пощекотал меня за пятку. Я страшно испугалась! Я чуть не умерла
от страха, до сих пор вздрагиваю, когда вспоминаю. А когда я вернулась домой,
родители ужасно ругались, и папа сказал, чтобы я принесла справку от врача,
что я всё ещё девушка. Потому что раньше я всегда ночевала дома ...
- А ты ...
- Нет, я же говорю, я ездила к бабушке! Это уже потом я как-то пришла домой
беременная. О, это был ужас, папа избил меня до полусмерти!
- Нет, я хотел спросить, пошла ли ты тогда к врачу за справкой?
- Ой, нет. Я забыла.
- А в ту ночь, у бабушки, кто же это всё-таки пощекотал тебе пятку?
- Пятку? Ах, да... Ой, не знаю ... Может ... нет, даже не представляю, кто бы это
мог быть ...


 ШОППИНГ.

- Когда делаешь шоппинг, твои глаза - это твой мозг, поэтому надо покупать
что-нибудь.
- Нет, я так не считаю, - возразила Рита, - я езжу по всем магазинам, когда мне
надо что-то купить, выбираю, смотрю где дешевле, сравниваю, но никогда
ничего не покупаю.
Фелисия пожала плечами и сказала философски:
- Все люди разные ... Вот здесь мы сядем на 35-й автобус.
- Здесь только 34-Й.
- Да ... Давай обойдём метро и поищем.
Они обошли метро.
- Лучше спросить у кого-нибудь, - предложила Рита.
На автобусной остановке женщина читала толстую книгу. Вместе с ней они
ещё раз обошли метро. Её автобус ушёл.
- Ничего, - сказала толстая женщина, - я вообще не жду автобуса, я жду мужа.
- Поедем на 34-м, нет никакой разницы, - сказала Фелисия, - 34, 35...
- Ты думаешь, она жцёт мужа? - кивнула Рита на толстую женщину, снова
стоящую на остановке.
- Вряд ли. Я думаю, она - детектив.
- Да, скорее всего ... Из какой ты страны?
- Я? О!.. Из восточной Африки.
- Я не спрашиваю, с какого континента! Из какой страны?
- Одна женщина меня тоже спросила, из какой страны? Я ей сказала. А она мне
не сказала, из какой она страны. Но я сама догадалась и сказала ей. "О, -
воскликнула она, - ты читаешь мои мысли?!" И тогда я ей сказала: "Да провались ты со своими мыслями! ...

Обратно ехали на метро. Фелисия рассказывала:
- Однажды в метро мужчина столкнул с платформы женщину с ребёнком.
После оказалось, что он сумасшедший. Я его видела потом ... В парке. Боже!
Одна половина лица белая, другая красная, а в центре - чёрная полоса! - Фелисия рассмеялась. - К счастью поездов не было, и женщина с ребёнком
залезли обратно на платформу!
Фелисия купила вязаные тапочки, мягкие рейтузы, книгу и пол-кило куриных
жопок.
Рита ничего не купила.


СЕВЕРНОЕ СИЯНИЕ.

... Потому что северное сияние - это души мёртвых. Твоя бабушка рассказывала
мне, когда я была ещё маленькая, что она не слушалась старших и однажды,
когда увидела северное сияние, стала смеяться, свистеть и вот так потирать
ногтями. И северное сияние тут же исчезло. Она так испугалась, что даже
заболела.
Маленькая, я никогда не смеялась, видя северное сияние. Но потом я стала
ходить в школу и верить в Иисуса Христа и думала, что ничего не случится с
северным сиянием, если одна небольшая девочка будет смеяться, свистеть или
потирать ногтями.
Но как только я это сделала, северное сияние упало ... Я заплакала, побежала
домой и долго потом не выходила на улицу.
Поэтому, когда видишь северное сияние, ни в коем случае не смейся, не свисти
и не потирай ногтями, вот так ...


ПОЗДНЯЯ ТРАПЕЗА
АУРЕЛИО О' ПАРРА.

Аурелио О'Парра ел чилес-рэйенос и верещал.
Вы спросите, кто такой Аурелио О'Парра?
- Художественный образ, герой этого произведения.
Вы спросите, почему трапеза его названа поздней?
- Потому что время было заполночь.
Вы спросите, почему он верещал?
- От восторга: Аурелио О'Парра очень любил чилес-рэйенос.


КАК ХОРЯ УЧИЛ ЛЯЛЮ НЕ БОЯТЬСЯ СОБАК.

- Ни одна собака тебя не укусит, если ты её не боишься, - говорил Хоря. - Но
даже самая безобидная собака опасна, если чувствует в тебе страх. А любая
собака сразу его чувствует, от собаки это не скроешь. Тогда она может
внезапно броситься на тебя и вцепиться в горло своими острыми зубами, а
если ты закроешь горло, то в живот или в сердце.
Поэтому, проходя мимо собаки, ничего никогда не бойся.


ОПЫТ.

Однажды Хоря спросил Лялю, не хочет ли она засунуть голову в батарею, чтобы посмотреть, влезет она туда или нет. Ляля отказалась. Тогда Хоря решил позвать в гости своего друга Гришу. Но Гриши не было дома. Хоря вздохнул и сел делать уроки.


ТРАКТОРА.

- Восемьдесят тысяч ... - сказал папа с безумными глазами.
- Бедный! - причитала мама. - Он копил эти деньги всю жизнь!
- Восемьдесят тысяч ... - сказал папа.
- Он отказывал себе во всём. Он мечтал купить себе ...
- Восемьдесят тысяч ... - сказал папа с каменным лицом.
- Ну что ты заладил?! Может быть, даже больше. Может, девяносто тысяч.
- Девяносто тысяч ... - сказал папа, и рот его остался открытым.
- Ведь кроме нас у него никого не было. О! Как он был одинок! Он всю жизнь
трудился и откладывал деньги. И вот, не успел выйти на пенсию, как ...
- Девяносто тысяч ... - сказал папа уже твёрже.
На пороге комнаты появился заспанный Хоря.
- Вы мешаете мне спать, - сказал он.
- Хоречка, ласточка, - сказала мама. - Мы получили письмо ... Умер дедушка
Йозеф ...
- Кто это?
- Это твой двоюродный дедушка, он был очень хороший и...
- Девяносто тысяч ... - сказал папа.
- Да замолчишь ты или нет?!
- Папа, ты купишь мне трактор, такой же, как у Гриши?
- Хоречка, солнышко, - сказала мама. - Иди спать, пожалуйста, ты же видишь, у
нас ...
- Девяносто тысяч, - сказал папа.
- О, боже!
- Папа, ты купишь мне трактор, такой же, как ...
- Трактор? - папа встал, налил себе стакан воды и выпил его большими
глотками. - Трактор? - он неспеша промокнул салфеткой губы. Потом щёлкнул
зубами, расправил плечи, потрепал Хорю по затылку и сказал гордо:
- Я куплю тебе три трактора!


УБИТЬ ЧЕЛОВЕКА.

- Не так -то это просто - убить человека, - сказал дедушка, укладывая Хорю
спать.
- Это точно, - вздохнул папа.
- Одному человеку отрезали ноги ... - продолжал дедушка.
- Прекрати сейчас же! - воскликнула мама. - На ночь рассказывать ребёнку
всякие глупости!
- Расскажи, дедушка! - попросил Хоря.
- Одному человеку отрезали ноги ...
- По-моему, ноги - потом, - перебил папа.
- Нет-нет, сначала ноги ...
- Ты что-то путаешь, - сказал папа.
- Сами вы всё путаете! Вообще не буду рассказывать! - рассердился дедушка. -
 Спи, Хоря. - И он ушёл на кухню.


ХОМЯЧКИ.

- Дедушка!
- Чего тебе? Чего не спишь?
- Я вот думаю. Другие люди - они что, все такие же как я?
- Не такие, не волнуйся, спи.
- А какие?
- Какие-какие! Другие.
- Какие - другие?
- Ой, ну их вроде как взяли и посадили в такие, что ли, коробочки ... Как этих,
ну, .. мы видели же с тобой ...
- Хомячков?
- Во-во, хомячков, точно. Хомячков. Понял теперь?
- Ага.
- Ну и всё, спи!


СТАРЫЙ ТОПОЛЬ.

Возле моего дома есть небольшой сад. Там растут рябины, лиственницы,
яблони, сосны, ели, дикая черешня, маслины, кедры и один старый тополь.
Этому тополю более четырёхсот лет, он толще и выше всех других деревьев. На
его ветвях весною поют соловьи, иволги, перепела, стрижи, ласточки, зяблики,
совы и токующие глухари, а тополиный пух покрывает весь сад, словно снег.
Дятлы стучат по его твёрдой коре. В образовавшихся дуплах поселяются грачи
и белки.
Потом прилетают кукушки и выгоняют грачей или подкладывают им свои
яйца. Грачи думают, что это их яйца и высиживают их. А белки не знают, что
им делать с яйцами. Они скачут по ветвям с удивлёнными криками.
Осенью листья желтеют и падают на землю. Птицы улетают на юг. В
опустевшие гнёзда залезают медведи и устраиваются там на зимнюю спячку. В
ясный погожий зимний день можно насчитать до пятидесяти медведей.
Иногда один из них просыпается и начинает петь. Тогда и другие просыпаются
и подхватывают его песню. Так они часто поют долгими зимними ночами, и
кажется, будто это поёт само дерево.
В ненастную погоду, когда на дворе метель, и неистовый ветер раскачивает
деревья, можно услышать приглушённые удары, будто какой-то великан в
мягких валенках бродит по саду: это медведи падают на землю.


КАБАНЫ.

За садом находится луг. Каждое лето я кошу там траву для скотины. Я встаю
до зари и иду через тёмный сад. По обеим сторонам тропинки слышатся возня
и хрюканье - это кабаны. Часто они перебегают тропинку прямо передо мной.
Я их не боюсь: свиньи и есть свиньи.
А днём их не увидишь, днём они ищут жёлуди. Только приглядевшись,
различишь иной раз торчащий из-под земли хвостик.
К осени весь сад изрыт кабаньими подземными ходами.
Но поиски их напрасны: в саду нет желудей.


ДИКОБРАЗЫ.

К двум часам ночи у меня устали глаза, и я уже не мог читать. Тогда я
выключил свет и негромко включил радио. Шёл дождь. Огромная автостоянка
лоснилась в лучах прожекторов. Перед моей будкой медленно прошёл дикобраз.
Я проследил глазами, как он пересёк освещённую площадку и скрылся среди
машин. Я вглядьвался ещё какое-то время в темноту, пока не увидел, как он
возвращается. Я вышел из будки. Дикобраз, всё так же не спеша, прошёл мимо
меня. "Странно, - подумал я. - Дикобразы не водятся на этой широте, их нет
даже в зоопарке."
Я вернулся в будку. Дождь усиливался. Вскоре мимо будки опять прошёл
дикобраз. Я хотел выйти, чтобы погладить его, но тут увидел, что следом за
ним идут ещё два дикобраза. Они были меньше размером и смешно
переваливались при ходьбе. От удивления я остался сидеть на месте и тогда
увидел ещё двух дикобразов, вполне взрослых. Я вышел на улицу, но дождь
был таким сильным, что мне пришлось вернуться. Следом за этими двумя
пробежала целая стайка молодых дикобразов, а за ними прошёл ещё один,
причём очень крупный.
Я не знал, что думать. Я ничего не понимал. Мне было жаль дикобразов, что
они мокнут под дождём, но что Я мог сделать? .. Я ничего не мог сделать.
Шёл дождь, радио играло Баха, а за окном, один за другим, нескончаемой
вереницей шли дикобразы ...


БАБОЧКИ.
(ВЕСЕННЯЯ НОЧЬ)

Приезжал проверяющий. Я сказал ему, что эти бабочки меня достали. Они
лезут изо всех щелей, садятся на книги, и я не могу читать, мне противно. Я их
бью газетой. Уже две газеты растрепал, весь пол усыпан дохлыми бабочками.
Он сказал - это души мёртвых, летят на свет. Я сказал - я не могу выключить
свет. Какая-нибудь из них может сесть на меня, так я хоть их вижу. Он сказал
- евреи, даже ортодоксы, считают, что бабочки - это души умерших людей, и
вот они летят на огонь... Я сказал, это они набрались у греков. Интересно, на
костёр они полетят? Я бы развёл костёр. Он сказал - нельзя, на автостоянке ...
Только он уехал, как прибежал румын, сторож со стройки. Стал что-то
кричать. По-румынски. Надоел страшно. Пробовал говорить с ним на латыни,
прочитал любимый отрывок из "Энеиды". Он внимательно выслушал, развёл
руками и убежал.
Я закурил (пришлось выключить свет и открыть окно). Но тут прибежал ещё
один придурок и заорал, что у него в машине разбили стекло и спёрли радио. Я
молча поставил перед ним на подоконник телефон. Но он почему-то не стал
звонить и ушёл, ругаясь.
Потом опять приехал проверяющий: забыл расписаться в журнале. Мне
пришлось включить свет, и бабочки влетели стаей. Я сказал - ещё одна такая
ночь с бабочками, и я увольняюсь к чёрту. Он сказал - нет, это только один раз
в году ...
Светало, бабочки постепенно пропадали. Я добил оставшихся в будке и стал
подметать пол ...


ОБЕЗЬЯНЫ.
(НАДЕЖДА).

- Мадам, - сказал я, - вот мой билет.
- А где ваша квитанция о сдаче багажа? - спросила она.
- У меня нет квитанции, поскольку у меня нет багажа, - объяснил я.
- Извините, но вы должны мне предъявить квитанцию, таковы правила.
- Мадам, я не имею возможности предъявить вам квитанцию, так как не сдавал
багажа. У меня нет багажа.
- Месье, поймите, без квитанции о сдаче багажа я не могу зарегистрировать
ваш билет.
- Мадам, - сказал я, - у меня был багаж, но его украли, и теперь у меня его нет.
Поэтому мне нечего сдать в багаж. И, следовательно, я не могу предъявить вам
квитанцию о сдаче багажа.
- Если у вас украден багаж, вам следует обратиться в полицию.
- Я обращался в полицию, мне не смогли помочь. В любом случае, с багажом
или без, я хотел бы улететь этим рейсом.
- Но я тем более не могу вам помочь, вы же понимаете ...
- Мадам, - сказал я, - я не прошу вас о помощи. Мне не нужен мой багаж, я уже
забыл о нём. Я хочу улететь своим рейсом, это всё.
- Но, месье, вы ведь не предъявили мне квитанцию о...
- Мадам, - сказал я, - у меня нет квитанции. Раньше, понимаете, раньше, у меня
был багаж. У меня были два чемодана. Я их поставил под свой столик, когда
сидел в ресторане. Потом я отошёл на минуту, а вернувшись, обнаружил, что
чемоданы исчезли. Официантка не видела, кто взял мои чемоданы. В полиции
мне сказали, что постараются их найти. Но как бы то ни было, в настоящий
момент у меня нет багажа, и следовательно, не может быть квитанции.
- Месье, - сказала она и улыбнулась, - я думаю, вы понимаете, что я не брала
ваших чемоданов. Они мне не нужны. Всё, что мне от вас нужно - это
квитанция о сдаче багажа, таковы правила, извините.
- Мадам, - сказал я, - я прилетел сюда неделю назад. Прежде чем ехать в отель,
я решил выпить кофе в ресторане "Доброе утро", находящемся на втором
этаже здания аэропорта.
- Разумеется, я знаю этот ресторан.
- Прекрасно! Так вот, я вошёл в ресторан и сел за столик возле окна, оттуда
видно взлётное поле. Было пять утра, солнце ещё не взошло. Я пил кофе, курил
и смотрел на самолёты. Чемоданы я поставил под столик. Кроме меня в
ресторане было всего два человека, судя по всему, итальянцы. Они пили вермут
и громко о чём-то спорили. Официантка дремала за стойкой бара. Я тоже,
несмотря на выпитый кофе, чувствовал себя усталым. Чтобы взбодриться, я
решил умыться в туалете этого же ресторана и затем уже ехать в отель, чтобы
оставить там вещи - мне предстоял трудный день. Итак, я умылся и вернулся
за свой столик, чтобы взять чемоданы, но чемоданов не было. Итальянцев
тоже не было. Официантка продолжала дремать за стойкой ...
- Месье, - перебила она меня, - я хотела бы видеть вашу квитанцию о сдаче
багажа.
- У меня нет багажа, - сказал я. Была ночь. В огромном зале мы были почти
одни.
- Вы хотите сказать, что летите на другой континент без багажа? - Она улыбнулась.
- Да, - сказал я тихо.
- Простите, месье, но я должна попросить у вас квитанцию, таковы правила,
извините.
- Мадам, - сказал я мягко. В огромном ночном зале аэропорта мы были
совершенно одни. Я и она. Слова наши отдавались эхом. Мягкий свет освещал
наши удивлённые лица.
- Мадам, - произнёс я вкрадчиво. - Мадам, - повторил я почти шёпотом.
- Мадам, - сказал я. - Я родился в городе Сухуми, который на Чёрном море. Там
же прошло моё детство. Мой дедушка работал сторожем в обезьяньем
питомнике. Обезьяний питомник - главная достопримечательность города
Сухуми, который на Чёрном море. Конечно же, я часто бывал в этом
питомнике. Я очень любил наблюдать за обезьянами и смеялся над их
забавными проделками. Дедушка смотрел на меня и тоже смеялся, как
смеются люди, вышедшие из тюрьмы или из больницы, или проигравшие
миллион. По вечерам мы любили вдвоём сидеть в кафе на набережной и
смотреть на уходящие в море корабли. Дедушка при этом пил водку, и я тоже
рано пристрастился к этому напитку. Так мы сидели, пили водку и смотрели на
корабли.
Я смотрел на корабли, и неясная смутная тоска просыпалась в моём сердце. И я говорил дедушке:
- Дедушка! Я чувствую смутную тоску в моём сердце от вида отплывающих куда-то кораблей ...
А дедушка наливал мне и говорил:
- На, выпей лучше водки, и пойдём смотреть на обезьян. И тоска твоя
рассеется, как туман. Мы будем смотреть на обезьян и смеяться, и ты
забудешь о кораблях, плывущих в неведомые дальние страны.
- Нет, - отвечал я. - Нет, - говорил я ему. - Даже глядя на обезьян, не забуду я о
своей тоске. И смеясь над ними, буду думать я в глубине души о неведомых
дальних странах, куда плывут корабли. Ибо, может, в тех землях и есть родина
многих обезьян, и обезьяны видом своим будут мне живым напоминанием об
этих странах.
- Глупец, - отвечал мне дедушка, наливая водку. - Зачем мечтать тебе о
неведомых дальних странах, родине многих обезьян, если и здесь ты можешь
наблюдать представителей даже наиболее редких пород?
- Нет, дедушка, - говорил я. - Не понять тебе моей тоски и возвышенного
парения моей души. Мне интересно наблюдение жизни обезьян, но сколько же
ещё удивительных вещей укрыто от моего взора!
- На, выпей водки, - отвечал мне дедушка и качал головой.
Но однажды дедушка устал от моих жалоб и сказал:
- Хорошо, я куплю тебе билет на большой пароход, и он отвезёт тебя в дальние
неведомые страны, ибо глупость твоя не поддаётся излечению. Но сначала я
хочу, чтобы ты в последний раз посмотрел на обезьян.
И мы пошли к обезьянам. Была уже ночь, в питомнике было совсем темно, и
все обезьяны спали. Дедушка открыл одну клетку, и мы вошли в неё.
- Стой здесь, - сказал дедушка.
Я услышал, как захлопнулась сзади меня дверца, и дедушка запер её на ключ. Я
остался один в кромешной темноте среди спящих обезьян. Мне стало страшно,
и я позвал: "Дедушка!", но он не отзывался. Он стоял возле клетки и курил.
Зато я своим криком разбудил обезьян. Ко мне приближалась огромная
горилла. Я чуть не умер от страха и решил притвориться обезьяной, чтобы
горилла меня не съела. Я на четвереньках дополз до дерева и повис на ветке,
зацепившись за неё руками и ногами. Горилла ещё немного посмотрела на меня
и отошла. Тогда я потихоньку спустился с дерева, но обезьяна это заметила и
опять подошла ко мне. Мне снова пришлось взобраться на ветку. Но я не мог
долго висеть: у меня затекли руки и ноги, я пыхтел, обезьяны не спали и
смотрели на меня с подозрением. Я не мог больше висеть и спрыгнул на землю.
Обезьяны встали и обступили меня кольцом. В ужасе я закричал:
- Дедушка, дедушка, мне страшно!
Дедушка вошёл, отогнал обезьян и выпустил меня из клетки.
Он сдержал своё обещание. Он купил мне билет на пароход. Прощаясь со мной,
он сказал:
- Я прожил долгую жизнь, но не знаю ничего лучше, чем пить водку и смеяться
над обезьянами. И ты, если узнаешь, что есть что-то лучше, напиши мне,
пожалуйста.
С тех пор прошло двадцать лет. Я ни разу так и не написал ему. Не знаю, жив
ли ещё мой дедушка. Мне часто становится страшно, и тогда я кричу про себя:
"Дедушка, дедушка, мне страшно!" и плачу про себя. Но иногда, иногда, мадам ...

- Иногда, мадам, - сказал я ей. - Иногда, мадам, - сказал я, - иногда во мне всё
ещё вспыхивает надежда ...