О парадоксах Природы и познания

Александр Бутюгин
Сразу хочу сказать, что  понятие Природа в данном случае понимается в самом широком смысле (Природа=Материя). Человек есть частичка Природы, но, почему-то считает себя вершиной развития. И поэтому позволяет себе «очеловечивать» Природу, пытаясь найти или приписать ей некие общечеловеческие, гуманные ценности. Однако такое «очеловечивание» Природы часто ограничивает процесс познания и, главное, процесс понимания Природы.

В Природе отсутствует понятия логики, причинности, добра и зла, хорошего и плохого, гуманизма, паразитизма и т.п. Все элементы Природы – это ее составные части, которые выполняют свои функции, пусть и не всегда понятные нам. Ученым сегодня понятно, что многообразие Природы – это основа  ее стабильности и развития. Нам известны два краеугольных Принципа или Закона Природы, которые мы называем Законом единства противоположностей и Законом перехода количества в качество. Большинство людей окончивших школу слышали об этих законах и даже знают примитивные примеры их проявления. Ученым же по статусу положено не только знать об их существовании, но видеть и понимать проявление этих Законов в тех областях, которыми ученые занимаются, а также в целом в Природе и обществе. К сожалению, большинство ученых  очень редко вспоминают об этих Законах и еще реже как-то пытаются увязывать с ними постановку опытов и полученные результаты своих исследований.

Природа, в общем-то, практически совершенно не скрывает свои законы (не только краеугольные, хотя все остальные законы и закономерности, открываемые учеными, есть производными этих краеугольных). Более того, Законы Природы буквально записаны на «генетическом» уровне всех ее элементов. И проблема познания Законов лежит более не области фактического познавания массы экспериментальных результатов и фактов, а в области понимания получаемых результатов.

Можно условно выделить три способа познания Природы: чувственный, логический и чувственно-логический. Первый способ познания присущ детям, людям, стоящим ближе к Природе и в какой-то степени художникам (в широком смысле этого слова). Вторым способом пользуются люди науки. Отдельные выдающиеся личности как науки, так и  не науки способны к сочетанию этих способов. При этом одни к этому приходят от логического способа, а другие - от чувствительного. Парадокс или не парадокс, но конечный результат (для тех, кто наконец-то понял) – один и тот же.

Одним из главных парадоксов, к которому непременно приходит упорный ученый – это парадокс типа «яйца-курицы». Ученый не может на этой стадии сказать, что первично – «яйцо» или «курица». Нарушается логичность и причинно-следственная связь, что приводит к растерянности. В результате одни просто плюют на это и продолжают автоматически свои работы из чисто научного интереса, другие – бросают науку, третьи – решают этот парадокс. А, решив его, часто поступают неадекватно (есть немало примеров этому среди выдающихся ученых).

Одно из конкретных решений непосредственно парадокса первичности яйца или курицы достаточно простое. Для этого надо просто нарисовать реальную схему этой системы. А реальная схема этой системы такова: одно яйцо дает одну курицу, которая дает не одно яйцо, а много яиц, которые в свою очередь дают много куриц и т.д. Если мы нарисуем эту схему, то сразу заметим, что она практически мало отличается от принципиальной схемы цепной ядерной реакции или цепной реакции горения (открытой физико-химиком Н.Н.Семеновым). При этом в  схеме реально проявляется и Закон перехода количества в новое качество: яйцо превращается в цыпленка, который растет (растет масса данного элемента) до определенной массы, после чего наступает стадия «деления» (курица вступает в период яйцекладки). Наличие петухов никак не нарушает этой схемы. Петух выполняет ту же роль, что и  нейтрон в ядерной реакции. Без петуха не будет яиц, дающих новых кур. А что происходит с курицей после окончания ее жизненного цикла? Курица, как и все живые организмы, распадается до «первокирпичиков» второго уровня (атомов и молекул). «Первокирпичики» первого уровня – это элементарные частицы, которые образую «первокирпичики» второго уровня – атомы и молекулы. «Первокирпичики» третьего уровня – это клетки и простейшие микроорганизмы. И здесь возникает новый парадокс: почему все живые системы образуется из «первокирпичиков» третьего уровня, а распадаются до «первокирпичиков» второго уровня?

И такая схема справедлива для всей живой природы – от микробов до человека и растений. Везде мы видим схему цепной реакции расширенного воспроизводства, а по окончании жизненного цикла организма –  распад до атомов и молекул.  Как на примере одного вида, так  и в целом всей «живой» материи. Каждый элемент Природы живет в своей системе координат, что обеспечивает внешнюю индивидуальность его. Но внутренние процессы общие, если смотреть на все явления более просто и широко. Единство или общность процессов, очевидно, связаны тем, что любой элемент природы, какой бы сложности он не был, содержит в себе практически все более простые (чем он) элементы. Этот вывод был сделан еще гениальным К.Э. Циолковским.

Гениальная формула А. Эйнштейна – Е= мс2 – универсальна по своей сути. В ней отражена не только взаимосвязь энергии, массы и скорости (что в принципе объясняет возможности синтеза практически любых новых элементов), но и отражен закон сохранения энергии. Если считать с2 не только квадратом скорости света, а вообще неким коэффициентом пропорциональности. Мы знаем, что целое есть нечто большее, чем сумма составляющих его частей. Поэтому полная энергия, например, любого органического вещества, которую традиционно считают суммой энергий образования элементов ее составляющих, на самом деле больше как раз в с2  раз:  Еполная= с2•;Еэлементов. Понятно, что в данном случае с2 имеет некую другую размерность.

20.03. – 4.05.2006 г.                Бутюгин А.В.