Евангелие от Матфея. Глава 27

Вера Солодова
Евангелие в стихах

----------------------------
Когда же утро наступило,
Первосвященники имели
Об Иисусе совещанье,
Чтоб смертии Его предать.

Связав, вели они Иисуса,
Предали Понтию Пилату*:
Он был правителем тогда.

Иуда, предавший Иисуса,
Увидев, что Он осужден,
Раскаялся тогда сердечно
И среберники** те вернул
Превосвященникам. Все тридцать.

Сказал Иуда: «Согрешил я
И кровь невинную предал».
Они ответили: «Так что?
Что нам до этого сейчас?
Ты сам смотри». Иуда бросил
Все тридцать сребреников в храм,
И вышел вон – и удавился.

Первосвященники сказали
Те тридцать сребреников взяв:
«Нельзя серебреники класть
В сокровищницу, что при церкви –
Все потому, что деньги эти
Ценою крови стали ныне ».

И сделав тут же совещанье,
Они купили на них землю,
Ту, что горшечник продавал,
Чтоб странников в ней хоронить.
С тех пор зовется та земля
«Землею крови» и доныне.

Итак, реченное сбылось
Через пророка Иеремию***:
«И тридцать сребреников взяли,
Как Оцененного цену,
Которого так оценили
Сыны Израиля, и дали
Их все горшечнику за землю,
Как мне о том сказал Господь».

Перед правителем предстал
Иисус. Пред Понтием Пилатом.
Спросил Его тогда правитель:
«Так Ты и есть царь Иудейский?»
Иисус сказал: «Ты говоришь».

Его старейшины винили.
Он ничего не отвечал.
И говорит Ему Пилат:
«Не слышишь Ты, как говорят,
Свидетельствуя на Тебя?
И все свидетельствуют против».

Иисус ему не отвечал
Ни на одно такое слово.
Правитель же весьма дивился.

Пилат тогда имел обычай
На праздник Пасхи отпускать
Народу узника любого,
Какого тот народ захочет.

И был тогда известный узник –
Варавва****. И сказал Пилат:
«Кого хотите отпустить?
Варавву или же Христа?»
Ведь знал Пилат, что предан был
Из зависти Иисус Христос.

И вот, пока Пилат сидел
На месте, на судейском том,
Жена к нему сказать послала,
Чтоб он не делал ничего
Плохого Праведнику. Сон
Приснился ей про Иисуса,
Что пострадала за Него
Она  во сне – и очень много.

Но возбудили весь народ
Старейшины – просить Варавву,
А Иисуса – погубить.

Тогда правитель их спросил:
«Кого их двух хотите вы,
Чтоб отпустил я?» И сказали
Они: «Варавву». А Пилат
Им говорит: «И что же я,
Что сделаю теперь  Иисусу,
Которого зовут Христом?»
Сказали: «Будет Он распят!».

Тогда спросил правитель их:
«Какое зло Он сделал вам?»
Они ж сильнее закричали:
«Да будет, будет Он распят!»

Пилат увидел, что ничто
Не помогает, но смятенье
Становится сильней в народе.
Он взял воды и пред народом
Умыл он руки и сказал:

«Смотрите вы – я невиновен
В крови Сего Христа Иисуса.
Он Праведник. Я так считаю.
Смотрите вы». Народ сказал:
«И кровь Его падет на нас
И на детей на наших тоже».

Пилат им отпустил Варавву,
А Иисуса – на распятье.

И воины тогда Иисуса
В преторию***** поспешно взяли,
В судилище. И вмиг собрали
На Иисуса – целый полк.
Раздев, багряницу надели
На Иисуса и сплели
Венец из терна. Возложили
Ему на голову венец
И дали в праву руку трость.

И становились на колена
Пред Ним они и насмехались:
«Так радуйся, Царь Иудейский!»
Плевали на Него и, взявши
Ту трость, они нещадно били
Иисуса – всё по голове.

Когда премного насмеялись
То, сняв багряницу с Него,
Одели старые одежды
И на распятье повели.

И выходя, они встречают
Киринеянина Симона.
Его заставили они
Нести тяжелый крест Христа.

Пришли с Иисусом на Голгофу,
Что «лобно место» означало.

И дали уксус пить Ему,
Что с желчью ранее смешали.
Отведав, не хотел Он пить.

Распявшие Его, делили
Его одежды меж собою.
И жребий для того бросали
И, сидя, стерегли Его.

Над головою написали:
«Сей есть Иисус, Царь Иудейский».

И два разбойника распяты
С ним были. С правой стороны
Один, другой же – с левой.

И люди мимо шли, злословя:
«Ты храм разрушил и в три дня
Создал его! Спаси ж Себя!
Сойди с креста, коль Сын ты Божий!»

И насмехались фарисеи,
С первосвященниками вместе:
«Других спасал, а Самого
Себя спасти никак не может!

Так если Он – тот Царь и есть,
Как Царь Израилев для нас,
Так пусть сойдет с креста сейчас,
Тогда – уверуем в Него!

Ведь Он на Бога уповал,
Так пусть теперь тот Бог избавит
Его от мук, коль Он угоден
Ему, как Божий Сын любимый».

Разбойники, что с Ним распяты,
Его вот также поносили.

И тьма настала по земле
С шестого часа по девятый.
И возопил Иисус Христос
В девятый час своих мучений:
«Или! Лама савахфани?»
Что означало: «Боже Мой!
Ты для чего Меня оставил?»

И те, что там в тот час стояли,
Сказали: «Илию зовет Он».

И тотчас побежал один,
Взял губку, уксусом наполнил,
Поднял на трость, ему давал,
Чтоб пил тот уксус Он в мученьи.

Ну, а другие говорили:
«Постой, теперь посмотрим мы,
Придет ли Илия спасать!»

Иисус, опять же возопив,
Дух испустил в минуту эту.

Разодралась завеса в храме,
Надвое – сверху и до низу,
И потряслась земля при этом,
Распались камни, а затем
Гробы отверзлись и тела
Святых усопших тут воскресли
И, вышед из гробов, они
Вошли во святый град,
Являясь многим в этот миг.

А сотник же и те, кто с ним
Христа Иисуса стерегли,
Землетрясение увидев
И всё, что было – устрашились
И говорили: «Он – Сын Божий».

И женщины там также были,
Что следовали за Иисусом
Из Галилеи и служили
Ему в пути. И между ними
Была Мария Магдалина,
Была еще одна Мария –
То мать Иакова с Иосей,
И мать сынов от Зеведея.
Издалека они смотрели.

Когда же вечер наступил,
Пришел богач из Аримфеи
(По имени он был Иосиф –
Учился он у Иисуса).
К Пилату он тогда пришел,
Просил дать тело Иисуса.
И приказал тогда Пилат
Отдать ему Иисуса тело.

И тело взяв, обвил его
Иосиф чистой плащаницей
И положил Его в свой гроб,
Который высек он в скале,
И к двери гроба привалил
Громадный камень. И ушел.

И вот, Мария Магдалина
С другой Марией там сидели,
Напротив гроба во скале.

За пятницей была суббота.
Первосвященники пришли
Тогда к Пилату и сказали:
«О, господин! Обманщик тот,
Покуда был еще в живых,
Сказал, как будто он воскреснет
На третий день. Так прикажи
Гроб охранять три дня, чтоб ночью
Его никто бы не украл.

А то Его ученики
Гроб украдут, народу скажут,
Что Он из мертвых де воскрес.
И сей обман последний будет
Похуже первого, пожалуй».

Пилат сказал: «У вас есть стража,
Так охраняйте вы Его,
Как знаете». Они пошли
Поставили у гроба стражу,
И к каменной плите огромной
Печать исправно приложили.
------------------------------------

*) Понтий Пилат (лат. Pontius Pilatus) – римский правитель Иудеи c 26 по 36 годы н. э; римский всадник. Иосиф Флавий и Тацит называют его прокуратором, однако найденная в 1961 году в Кейсарии надпись, датируемая периодом правления Пилата, показывает, что он, как и другие римские правители Иудеи с 6 по 41 годы, носил, по всей видимости, титул префекта.
Правление Понтия Пилата ознаменовалось насилиями и казнями. Налоговый и политический гнёт, провокационные действия Понтия Пилата, оскорблявшие религиозные верования и обычаи иудеев, вызывали массовые народные выступления, беспощадно подавлявшиеся. По словам философа Филона Александрийского, жившего в I веке, Пилат был ответственен за бесчисленные жестокости и казни, совершённые без всякого суда.
**) Сребреник – монета, обыкновенно принимаемая за сикль; еврейское слово сикль, семьдесят толковников, большей частью переводят словом сребреник. Равняется 4 драхмам. Древняя мелкая серебряная монета.
***) Иеремия (ивр. "да возвысит Господь") – второй из четырёх великих пророков Ветхого Завета. Согласно Библии, родился, видимо, в 645 г. до н. э. – умер в начале 6 века до н. э.), еврейский пророк. Книга Иеремии является второй в разделе поздних пророков Библии.
Иеремия родился в левитском городе Анатоте в 7 км от Иерусалима, в семье, принадлежавшей к жреческой династии Эвиатара, отстраненной царем Соломоном от служения в Иерусалимском храме. Пророческая деятельность Иеремии приходится на самый бурный период истории Иудейского царства и относится к 13-му году царствования Иосии.
Благочестивый царь Иосия порешил очистить свою землю от всякого языческого нечестия, истреблял капища Ваала и Астарты и заботился о возвышении религиозно-нравственного смысла в народе. Иеремия в это время был ещё молодым человеком (Иер. 1:6), но, призванный на высшее пророческое служение, он своим словом энергично поддерживал преобразовательное движение. После смерти Иосии опять начались религиозно-нравственные нестроения и политические смуты. Иудейские цари, вздумавшие заводить политические интриги с фараонами, чтобы найти у них защиту против месопотамских завоевателей, навлекли на себя гнев последних, и участь царства была решена. Народ не верил пророчествам Иеремии, и сам пророк, как нарушитель общественного порядка, подвергался даже насилиям и темничному заключению. Нашествие вавилонян открыло народу глаза, но было уже поздно. При царе Седекии Иерусалим был разрушен и народ уведён в плен, а пророку осталось только оплакать пепелище священного города, что он и сделал в глубоко трогательных песнях. Сам пророк остался в родной земле под управлением вавилонского наместника Годолии; но после мятежа, во время которого убит был Годолия, Иеремия был уведён мятежниками в Египет, где и скончался, побитый камнями от иудеев, которых он и там не переставал обличать за нечестие. Память Иеремии чтилась высоко: он считался одним из предтечей Мессии (Матф. XVI, 14). История его жизни и деятельности изложена в его книге, под заглавием «Книга пророка Иеремии». Слог её несколько уступает классическому изяществу стиля Исайи; местами встречаются вульгаризмы, но это придает его речи яркий колорит современности. Пророк обличал как царей, так и толпу; отсюда резкие переходы в его стиле.
****) Варавва был преступником, отвечал за мятежи, убийства и грабежи. Он был убийцей. Так называет его Петр в книге Деяний апостолов 3:14. Наказанием за его деяния была смерть. Имя Варавва состоит из «вар», что означает сын и «авва», что означает отец. Он был сыном отца, т.е. сыном кого-то. Он был сиротой. Мы видим его здесь вместе с Христом перед Пилатом. С одной стороны, невинный человек Иисус Христос, сын Божий. Не причинил он зла никому. Он вершил добро и исцелял людей. И все же он стоит в очереди на смерть. С другой стороны, преступник Варавва, приговоренный к смерти.
*****) Преторий (лат. praetorium) — в римской армии место в лагере, отведенное для палатки главнокомандующего. Позднее, преториями стали называть резиденции правителей римских провинций. В преториях также располагались казармы. Так, в Евангелиях преторией называется место, куда Иисус Христос был уведён после суда Пилата.