Дочери Элены

Наталия Май
                Дочери Элены

Мануэль Карлос в своих теленовеллах любит развивать тему невольного соперничества матери и выросшей дочери. Элена – некий идеал современной женщины в представлении автора: зрелая соблазнительная женщина, лучшая жена, любовница, мать, подруга, соседка на планете, при этом добившаяся успеха и социально востребованная. Ее дочь должна находиться в тени блистательной матери и невольно бунтовать против сравнений с главной героиней и вечной музой Карлоса.
Очень ярко проявилось это в «Семейных узах», где Камилла и Элена должны были стать настоящими соперницами и делить одного лирического героя. Менее яркая, уверенная, хрупкая и болезненная Камилла по замыслу автора должна была победить в этой борьбе только потому, что Элена проявила великодушие и просто ей «подарила» Эду. Но, как бы ни издевались противники Элены в сериале над их с Эду разницей в возрасте, выяснилось, что Камилла, несмотря на молодость, после выкидыша ребенка родить вряд ли сможет (тогда как Элена стала матерью дважды). У нее лейкемия – и кто выступает в роли спасителя? Ну, конечно, Элена, которая стала матерью в третий раз. Это невольный укор сценариста тем персонажам, которые сомневались в том, что Эду мог бы с Эленой быть гораздо счастливее, чем с ее дочкой. Новорожденную назвали Викторией – кто знает, как сложились бы отношения этой дочери с матерью?  Но тему Карлос не стал развивать и переносить действие сериала еще на 20 лет вперед. Хотя, возможно, Элена и тогда производила бы невероятное впечатление и затмила бы так же и эту дочь, но все же сделала бы и ей тоже очередной «подарок».
В сериале «Во имя любви» Элена ради Марии Эдуарды жертвует новорожденным ребенком, подменяя своего живого младенца на ее мертвого, совершая подвиг материнской любви, по сравнению с которым меркнут даже жертвоприношения из «Семейных уз». Но Эдуарда с Эленой не «делят» больше ничего – и так подвига с криминальной подоплекой более чем достаточно. В отличие от Элены Эдуарда, как и Камилла, болезненная, ей архисложно стать матерью – не то, что Элене, готовой родить хоть десять детей (но уже ради дочери – ей, не себе). Эдуарда менее уравновешенная, чем ее мать, она не так уверена в себе и срывается на крики, истерики. Все окружающие говорят, что, только благодаря Элене, ее брак с Марселу состоялся  изначально – потому что мать приложила массу дипломатических усилий, чтобы, возможно, сгладить «промахи» Эдуарды. И закрепился потом, потому что Элена пожертвовала своим ребенком и даже очередным браком. Разоблачение в финале не привело к расторжению союза Марселу с Эдуардой. Это знак того, что все-таки жертва Элены была не напрасна, хотя и подарок в виде ребенка придется когда-то обратно вернуть.
«История любви», более раннее творение Карлоса, кажется несколько мутноватой, хотя и неоднозначной. Элена и Джойс слегка соперничают в начале, им обеим импонирует Карлос. Но очевидно, что он относится к Джойс по-отечески и быстро переключает внимание на Элену. Так что этот конфликт был пресечен в зародыше. Джойс, уже беременная от своего ровесника Кайу, на протяжении всего сериала выясняет с ним отношения. Она не кажется менее уверенной в себе, чем мать, характер у Джойс довольно дерзкий упрямый и независимый. Да и Элена здесь не так совершенна – она не работает, живет за счет бывшего мужа Ассунсона, и все свое время посвящает болтовне с подружками, «упустив», по мнению сурового супруга, единственного ребенка и будучи не в курсе подробностей ее жизни. Для других элен это невероятно. Казалось бы – рождение ребенка не естественным путем, о чем так ратовала воплощение Идеального Природного Материнства Элена, а с помощью кесарева сечения – говорит о том, что Джойс все же в чем-то матери уступает. Но правда, открывшаяся в конце, ошеломила зрителей: Элена – вообще не мать Джойс, а тетя. Значит, ЭТА Элена матерью не является, у нее нет детей. С одной стороны, преимущество на стороне Джойс, а с другой, - благородство Элены по отношению к удочеренной племяннице кажется невероятным: на протяжении стольких серий терпеть все выходки той, которую не родила! И  в результате стать приемной бабушкой младенца еще неизвестно с каким характером. Как отмечали критики, «История любви» «не получилась», хотя сериал куда более динамичный и реалистичный, чем более поздние, просто логика от начала к концу слабо прослеживается, много противоречий. Саму мысль о том, что «нормальные матери не соперничают с дочерьми» высказала именно Джойс, но как раз по этому пути в дальнейшем решил идти Карлос.