О цыганах

Виктория Леонтьева
О цыганах

Цыгане – народность индийского происхождения, живущая преимущественно кочевыми и  полукочевыми группами в разных странах мира. С. И. Ожегов.


Дедушка работал на железной дороге дежурным по станции, поэтому во время войны его не забрали на фронт. Каждый год в день Победы дедушке приходила поздравительная открытка с благодарностью за самоотверженный труд в тылу. Всю войну дедушки и бабушка, как и другие жители станции, грузили в вагоны хлеб, и сами жили тогда голодно. За труд во время войны дедушку наградили медалью.
Из деревни, которая стояла в полях в сказочном лесу, дедушка переехали на станцию в тридцать восьмом году, потому что на станции было лучше с работой. Свой дом заново дедушка построил сам, ему помогала вся его большая семья.
Семья у дедушки была очень большая, в одном доме жило несколько поколений, и пока свои дети были маленькими, дедушка и бабушка держали в доме работницу. Работница в доме была потом и  на станции.
Вокзал на станции был коричневого цвета, деревянный, с большим самоваром внутри, в котором всегда был горячий кипяток. Кипяток можно было наливать бесплатно всем, кто хочет, пол в вокзале был выложен светлым кафелем, там было тепло и чисто.
Между вокзалом и дедушкиным домом был луг. Прежде на лугу была только трава и привязь для лошадей, на которых приезжали к вокзалу. Справа от вокзала был маленький зеленый сквер. В нем по кругу росли деревья и кусты с красными волчьими ягодами, а в центре была огороженная клумба с золотыми шарами и цветами помельче. Затем на лугу посадили декоративные клены, на которых в большом количестве вырастали красивые сережки, и разбили дорожки. По дорожкам, среди красивых кленов было приятно кататься на велосипеде. За платформами росли акации, за акациями были небольшие луга и кусты, а дальше – дома с квартирами для железнодорожников.  Когда мимо станции проходили поезда, дома качались, а в сервантах позвякивала посуда. Особенно сильно это сказывалось на домах с квартирами железнодорожников, так как их одноэтажные, с тонкими стенами дома стояли всегда почти у самых путей.
Несколько раз в год на станцию с поезда высаживался табор цыган. Их постоянным местом был луг за вокзалом, и из дедушкиного дома было хорошо видно, как табор устраивался: цыгане разворачивали свои палатки и заполняли ими весь луг. Цыганские палатки были серыми, очень маленькие, очень низенькие, с длинными и узкими дымовыми трубами; из этих труб зимой шел дым, когда табор грел свои палатки. Табор жил в палатках около недели, потом сворачивался, цыгане садились на поезд и ехали дальше.
Табор и дедушкин дом разделяла сельская дорога. Цыганки ходили по станции с огромными тряпичными узлами и предлагали жителям что-нибудь купить. Обычно жители не впускали цыганок, но те все равно каждый день снова обходили все дома. Так было до тех пор, пока табор не уезжал. Цыганки ходили со своими узлами и в дальние деревни. Летом цыганки ходили без обуви, и так же без обуви они приходили в магазин и стояли вместе со всеми в очереди за хлебом. Цыганки были смуглыми с длинными черными волосами, плохо прибранными. Детям говорили, что цыгане крадут детей в табор и увозят с собой, поэтому из табора никого нельзя впускать в дом.
Пока табор стоял на лугу перед вокзалом, дедушка не отпускал свою собаку, она все время была привязана у дома на цепь, и как только цыганки появлялись в проулке, собака натягивала цепь и злобно лаяла. Цыганки останавливались у забора и начинали кричать, чтобы вышел хозяин, и они кричали до тех пор, пока дедушка не выходил. Дедушка не подходил близко к цыганкам, а издалека махал им, чтобы они уходили. Вскоре цыганки переставали предлагать покупки и убирались.
Оставаясь одни, дети боялись цыган, и услышав лай собаки, прятались в доме. Однажды собака сорвалась с цепи и убежала, и цыганки стали звонить в дверь. Из окна террасы было видно, что цыганки были в длинных цветных юбках, больших ярких платках, как-то хитро подвязанных и с огромными узлами в руках. Дедушка, не открывая им, с трудом отправил цыганок восвояси.
Зимой вечером цыгане грели свои палатки, и из их труб шел дым. Так же было и утром. Своих детей цыгане возили с собой. О цыганах ходила легенда, что когда у них родится ребенок, они бросают его в снег и держат там, ожидая, умрет он или нет, потому что цыганам нужны только здоровые и крепкие дети, слабый ребенок не может жить в таборе. За эту жестокость все боялись и осуждали цыган. Как же было на самом деле, никто не знал. Никто никогда не трогал цыган.
Скоро табор сворачивал палатки, цыгане оставляли луг за собой чистым; огромный табор садился на товарный поезд и ехал дальше. На лугу за вокзалом снова было тихо и спокойно до следующего приезда цыган. И многие посматривали в окна: не приехали ли снова цыгане?


Цыгане (самоназв. – рома; возможно, связано с индийской кастой дом) – народ, живущий во многих странах мира. В различных языках сложились разные обозначения цыган: англ.  Gypsies («египтяне»), исп. Cigany – Pharao nepek («фараоново племя») и другие.
Общая численность цыган точно не установлена.
Говорят на диалектах цыганского языка индоарийской группы индоевропейской семьи, а также на языках народов, среди которых они проживают. В процессе расселения сложились многочисленные субэтнические группы цыган: кэлдэрари, ловари, сэрвы, синти, романичал, влахи и другие.
Верующие цыгане в Румынии, Болгарии, России в основном православные, в балканских странах встречаются мусульмане (сунниты), в западноевропейских – католики. В повседневной религиозной культуре широко распространены традиционные верования. Родственные цыганам народы Индии – банджара и ламбада – имеют много общего с ними в общественной организации, занятиях, костюме и обычаях.
Предки цыган покинули северо-западные области Южной Азии, по-видимому, в 11 – 12 веках и, продвигаясь на запад, частично осели в Передней Азии (на территории Ирана), Египте и на восточных окраинах Византийской империи. В 13 – 14 веках цыгане появились на Балканском полуострове, особенно много их осело на территории Румынии; а в 15 – 16 веках они появляются в Испании, Португалии, Франции (где считаются выходцами из Египта), затем в Северной Африке, а в 19 веке – в Северной и Южной Америке и Австралии. В странах Восточной Европы цыгане довольно четко выделяются на фоне местного населения ( и их выделяют); в Англии, Канаде, США – стремятся к растворению. В Европе сформировалось довольно негативное отношение к цыганам; их преследовали как бродяг, промышляющих гаданием и попрошайничеством. В некоторых странах Европы (в частности, в немецких землях) их разрешалось убивать для спортивного развлечения, на них могли охотиться. Цыган объявляли вне закона, высылали за пределы государств. Во время второй мировой войны в Европе было уничтожено около пятисот тысяч цыган. Во второй половине двадцатого века в странах Восточной Европы (Чехия, 1958; Польша 1964) принимались законы, преследующие бродяжничество. Многие цыгане перешли к оседлости. В 20 веке начала складываться цыганская интеллигенция, развивается цыганское движение, в 1971 году при ООН создан Всемирный союз цыган, объединяющий представителей цыганских организаций Европы.
Среди цыган наиболее распространенными занятиями у мужчин были торговля лошадьми, кузнечное дело, изготовление и лужение котлов, резьба по дереву, ювелирное дело. Другая область традиционных занятий цыган – исполнительское искусство; цыгане известны как музыканты, танцоры, певцы. Традиционное занятие женщин – гадание. Работа мужчин была, как правило, сезонной, ежедневный доход в семью приносила женщина.
В костюме, искусстве и бытовой культуре цыгане заимствовали элементы у народов, среди которых жили, но и сами внесли существенный вклад в культуру этих народов. В мелодиях румынских и венгерских скрипачей, испанском танце фламенко  сказалось значительное влияние цыганского фольклора.
Традиционно цыгане объединялись в кочевые таборы от пяти до двадцати палаток; члены табора не обязательно связаны кровным родством, в любой момент каждая семья могла отделиться. Труд был коллективным, заработанные деньги делились на всех членов табора, включая нетрудоспособных. Табор возглавлял вожак, обычно представитель старшего поколения, хорошо владевший языком окружающего населения. Поселения цыган располагались обычно на окраинах городов и деревень. С весны до глубокой осени цыгане кочевали, в это время они жили в шатрах или палатках.  Внутреннее убранство шатра строго регламентировано. «Чистые» предметы – икона, сбруя, кнут, зеркало, самовар – обычно помещались в углу, противоположном от входа. В зимний период цыгане снимали жилье у местного населения.
У кочующих цыган 19 – начала 20 веков была простая (малая) семья, обычно многодетная, но сохранялась и сложная (большая) семья. Уклад семьи был патриархальным. Мужчина пользовался непререкаемым авторитетом. Отношения между старшими и младшими членами семьи были подчеркнуто почтительными. Замужняя молодая женщина должна была соблюдать множество запретов в общении с окружающими. В пределах семьи и табора девушки были относительно свободны; от них требовалось соблюдение девичьей чести. Обычной формой заключения брака было сватовство по сговору родителей. Существовал обычай обмена дочерьми: отдавая дочь замуж, брали сестру жениха в жены своему сыну. У некоторых групп цыган за невесту платили выкуп. Был распространен брак через похищение. Старых женщин глубоко почитали.
При расселении цыган их чувство принадлежности к семье укреплялось. Для семей цыган характерны экономическое сотрудничество, отсутствие конкуренции, равенство между людьми одного поколения и иерархическое первенство представителей старшего поколения. Стойко сохраняются обычаи взаимопомощи, гостеприимства.
Одежда шилась из покупных тканей. Женщины носили несшитые юбки с оборкой внизу, сильно присборенные фартуки, кофты, как правило с широкими рукавами и глубоким вырезом. Обязательный атрибут костюма замужней женщины – платок, который повязывался особым образом (концы закручивались вверх и завязывались сзади), а также украшения, как правило из золота, реже из серебра. Замужние женщины вплетали в косы золотые и серебряные монеты, ленточки, на шее носили монисто, на голове – платок, обшитый мелкими золотыми монетами. Мужской костюм – шаровары, сапоги, пиджак, жилетки, яркие шелковые рубашки. В семье ели обычно вечером, когда мать возвращалась из деревни или города с тем, что заработала. При этом к столу приглашались остальные члены табора. Совместная еда у цыган – знак взаимного уважения и дружбы. Отказаться от угощения означало нанести оскорбление. На больших праздниках женщины и мужчины сидели отдельно.
Традиционные праздничные блюда: солянка из капусты, риса и мяса, заправленная мукой (шах ттулярдо); густой суп с мясом, перцем, помидорами, картошкой (паприкаш); голубцы (сарми); сладкое блюдо – рулет из пресного теста с творогом и изюмом (савияко).
«Расы и народы». Иллюстрированная энциклопедия. М., 2007.