Пир. духа. Сенека, или как воспитать Нерона

Слоня
Сенека – он писал на золотом пюпитре.
Г. Флобер. Лексикон прописных истин.


Сенека Луций Анней (Lucius Annaeus Seneka) (ок. 4—65 н. э.) — древнеримский философ, поэт и государственный деятель, представитель стоического платонизма; талантливейший оратор  своего времени. Принадлежал к высшему сенаторскому сословию. Расцвет славы Сенеки как философа и государственного мужа пришелся на время правления самого поразительного (в смысле небывалой порочности) императора Рима – Гая Калигулы, который ввел Сенеку в число членов сената. Одновременно официальным сенатором стал и императорский конь. Так что философу и мудрецу приходилось в то время числить в своих коллегах лошадь.
При Калигуле Сенека впервые столкнулся с римским правосудием. Сначала одна из речей настолько разозлила самодура императора, что тот приказал убить Сенеку. Спасла его одна из наложниц Калигулы, к которой, по-видимому, философ был тоже вхож. Она убедила разгневанного властителя Рима, что Сенека и без того слаб здоровьем, и скоро умрет сам. По каким соображениям «постельная» девушка это решила – гадать мы не будем.
Вскоре, впрочем, слабый здоровьем Сенека был обвинен известной куртизанкой Мессалиной снова в прелюбодеянии. Тут Сенеке отвертеться не удалось, и он был сослан на остров Корсика.
Философ вернулся в Рим только через семь лет - после того, как развратная Мессалина была убита. Сенеке поручили воспитание будущего императора Нерона.
Можно было надеяться, что воспитанный столь замечательным педагогом, император станет образцом правителя на долгие годы… Сам философ-моралист тоже надеялся воспитать правителя-мудреца и воплотить в жизнь идею «вселенского» града. Однако уже современники заметили, что он поощрял удовольствия своего воспитанника, чтобы сохранить свое влияние. Известны их совместные посещения римских лупанариев (борделей) и другие сомнительные в воспитательном смысле приключения. Историк Тацит описывает это более скромно: Сенека «чтобы было легче удержать пребывавшего в опасном возрасте принцепса (императора), дозволил ему, если уж он пренебрегал добродетелью, некоторые наслаждения».
Все же, будучи философом, Сенека пишет для молодого Нерона сочинение «О милосердии», в котором рисует образ идеального государя. Однако сам моралист осознает, что служить следует не делу, а могущественным лицам (о чем и пишет в работе «О краткости жизни»). И на деле начинает цепь интриг, с целью установить единоличное влияние на молодого властителя, причем снова в ход пускаются уступки порокам юноши. Впрочем, скорее всего, это было все-таки воспитание пороков. Поначалу эта воспитательная метода себя оправдывает. В 57-м году стоик Сенека получает должность консула. Он принимает от своего воспитанника многочисленные и дорогостоящие подарки. Его богатство вырастает настолько, что становится источников слухов и легенд.
Вот что пишет о богатствах моралиста историк философии Б. Рассел в своем фундаментальном труде «История западной философии». «Сенека официально презирал богатство, но нажил огромное состояние, доходившее, как говорили, до трехсот миллионов сестерций (около двенадцати миллионов долларов – в ценах первой половины 20 века). Большинство этих денег он собрал, предоставляя займы Британии. Согласно Дио, чрезмерные проценты, которые он взимал, были одной из причин восстания в этой стране. Героическая британская королева Боадичея, если это правда, возглавляла восстание против капитализма, представленного философским апостолом аскетизма». (Несмотря на то, что сарказм англичанина Рассела можно объяснить его патриотизмом, история впечатляет).
Одновременно многие современники Сенеки в Риме выражали недоумение по поводу несоответствия философских поучений Сенеки в его произведениях и реалий его жизни. Сенека отвечает злопыхателям книгой «О блаженной жизни» в которой, не мудрствуя лукаво, заявляет, что богатство для философа – это вовсе не плохо, а, напротив – очень даже хорошо и полезно для общества. Ведь философ – сам по себе человек добрый и хороший. Можно надеяться также, что мудрый человек будет также и щедрым, так что богатство свое он может направить на служение другим людям. Конечно, поскольку богатство все же частная собственность, то все эти надежды могут и не исполниться… Однако разум, добродетель и совесть ведь должны в душе философа быть укоренены глубже, нежели чем в душе простого смертного… Мы не знаем исторически достоверных примеров того, что сам Сенека растратил свои несметные сокровища, нажитые лихоимством и подхалимажем, на нужды благотворительности.
Вскоре Сенека стал не просто человеком с нечистой совестью, а человеком, спровоцировавшим убийство. Причем убийство не простое. Нерон получил прозвище – «чудовище» главным образом после того, как обвинил и убил собственную мать Агриппину. Однако малоизвестным фактом остается тот, что именно Сенека написал для Нерона послание к сенату, в котором Агриппина обвинялась в покушении на своего сына. Историк Тацит пишет по этому поводу, что «в итоге ропот шел уже не против Нерона, чья чудовищность превосходила любые пени, а против Сенеки, облекшего в писаную речь признанье в преступлении».
Став, по сути, пособником матереубийства, Сенека так и  не понял, что дальнейшее пребывание у вершин римской власти становится для него нецелесообразным. «Что удерживало его: жажда ли власти, надежда ли хоть в чем-то обуздать Нерона, или страх перед опасностью слишком резкого разрыва с ним?» - риторически вопрошает биограф философа. Скорее, это было так – всего понемногу…
Однако после того как был казнен старый друг и сподвижник Сенеки (в том числе в деле воспитания тирана) – Бурр, философ ходатайствует об отставке и даже хочет вернуть Нерону все полученные от него богатства! Император принимать свои дары назад отказывается. Над головой стоика сгущаются тучи.
Сенека давно уже дискредитировал себя перед римской общественностью постоянными компромиссами; его считали лжецом и льстецом.
По приказу властителя учитель покончил жизнь самоубийством: вскрыл вены на руках и ногах. В последние минуты жизни Сенека призвал писцов и в страшных муках с неизменным красноречием «поведал много, что осталось тайной для потомков».
Что же, Аристотель тоже, по свидетельству некоторых современников, пострадал от своего воспитанника – Александра Македонского. Будущий завоеватель мира, говорят, побивал Философа колотушкой для ударных инструментов.
А вот как описывает последние минуты жизни стоика Сенеки Б. Рассел: «Наконец, он был обвинен, справедливо или нет, в подготовке широко распространенного заговора, целью которого было убить Нерона и посадить на трон другого императора, некоторые говорили — самого Сенеку. Принимая во внимание его старые заслуги, ему милостиво разрешили покончить жизнь самоубийством (65 год н.э.).
Конец его жизни был поучителен. Сначала, когда Сенеку уведомили о решении императора, он принялся составлять завещание. Когда же ему сказали, что для такого длительного дела у него нет времени, он обратился к скорбящей семье со следующими словами: «Неважно, я оставлю вам то, что имеет гораздо большую ценность, чем земные богатства, — пример добродетельной жизни», или что-то в этом роде. Затем он вскрыл себе вены и призвал своих секретарей, чтобы те записали его предсмертные слова; согласно Тациту, его красноречие не прекращалось до последней минуты. Его племянник, поэт Лукан, умер такой же смертью и в то же самое время; он испустил последний вздох, декламируя собственные стихи. В последующие века о Сенеке судили скорее по его восхитительным поучениям, чем по несколько сомнительной жизненной практике. Некоторые из святых отцов пытались сделать из него христианина, и предполагаемая переписка между ним и святым апостолом Павлом принималась как подлинная такими людьми, как, например, святой Иероним».

 Неуважение к философии после печальной гибели воспитателя Нерона дошло до того, что в 90 год н.э., император Домициан изгнал из Рима всех вообще "любителей мудрости".