Исповедь советского инженера...

Жанна Лабутина
Это, конечно, экспромт, мгновенное настроение одного, отдельно взятого человека, привыкшего быть полноценной частью общества, но выброшенного новой властью "на панель" ... (опубликовано в "СОВЕТСКОЙ РОССИИ")

Исповедь советского инженера, или кое-что о проблемах ландшафтной архитектуры

Странная у нас страна. Человек, окончивший два престижнейших ВУЗа: Радиотехнический, по курсу автоматика и телемеханика, и факультет журналистики Ростовского университета, стоит сегодня в Московском метро продает газеты! Да и у меня ситуация не лучше.
Вторую неделю семья, где два человека работают, а третий получает государственную пенсию, — сидит без хлеба. Дума наша и правительство решают: продавать или не продавать нам землю, а мы, с ужасом, ждем понедельника, — ехать на работу придется “зайцем”, и не потому, что не уважаем железнодорожников. Просто у нас нет денег!
Я - простой советский инженер-конструктор высшей категории. Когда-то много чего интересного конструировала. До сих пор наши "изделия" на парадах вижу, а один блочок коммутационный, на который я монтажку когда-то делала и вовсе на Луне где-то остался... Только вот последние годы перебиваюсь случайными заработками.
С тех самых пор, как оборонка с молотка ушла и в главный корпус нашего секретного НИИ народ теперь приглашают за покупками. Прихватизировали чиновники госсобственность под шумок пустых демократических лозунгов. Дочь менеджером работает, но стабильной, гарантированной ставки у работников фирмы нет, - заработок зависит от случая. Два месяца ни копейки дочь домой не приносит. А на работу доехать надо? Покушать менеджеру надо? А ведь мы самая обычная, среднестатистическая семья. Не алкоголики. Труженики. У всех дипломы об образовании имеются. У всех троих, какой-никакой, а заработок. А вот за свою однокомнатную квартиру, в которой мы как селедки в бочке живем, заплатить не можем! И без того на грани выживания балансируем. Получу зарплату и думаю, сижу: то ли коммунальные услуги оплачивать, то ли картошкой запастись, чтобы хоть как-то дожить до следующей!
Мы же как сегодня работаем? По "новому Трудовому Кодексу", то есть, обычно без оформления отношений. Бросят с барского стола тысчонку другую, - живи, как знаешь! Выживешь, или нет, твое дело. А я, между прочим, пытаясь выжить в новых экономических условиях, уже и курсы бухгалтерские окончила, и журналистом поработать успела, только вот тридцатипятилетний рубеж я уже давно миновала - не берут на работу моих ровесников...
Вот и получается, невелик выбор: либо совсем без заработка сиди, либо за копейки работай. Наши загорелые «братья» - уже давно контролируют абсолютное большинство рабочих мест в Москве и области. Им давно уже принадлежит все, что может приносить хоть какие-то деньги. Им принадлежат заводы, фабрики, учреждения здравоохранения, торговля, общепит...
И результат их "успешной" деятельности по всей стране мы видим воочию: коренные жители России сотнями, тысячами травятся тем, что производят эти наши "братья". Им уравнение Шредингера или принцип действия тунельного диода без надобности. Деньги наши, ресурсы, они и так сосчитать могут. Думаете очень жалуют "гости" хозяевов? Как бы ни так! Свела меня нужда с ними однажды. Хозяйка фирмы, торгующей нашими московскими конфетами,"беженка" из Грозного, так сразу и сказала, что недостачу она с помощью бандитов выколачивает, а паспорт "работника" у себя держит, пока тот не рассчитается с нею. На этой точке большая текучка кадров наблюдалась. Проверить вес выставленного товара так называемая "беженка из Грозного" не позволяла. Казалось бы, – шито белыми нитками, а люди в основном коренные москвичи, все равно попадаются. От безысходности хватаются и за эту гнилую соломинку...
Ладно, черт с нею, с этой чеченкой. Если правительство не озабочено, зачем мне о ней думать. Забот и без нее хватает. Задолженность по квартплате, наконец, в сентябре почти
ликвидировали. Всю бабушкину пенсию отдали. Вот и сидим теперь без хлеба...
Лето закончилось, а мы даже яблок ни разу купить не смогли! Не говоря о других фруктах - овощах! Впрочем, чтобы быть точной, скажу: однажды, соблазнившись низкой ценой, персиков три кило отхватила.
- Ну, думаю, объедимся! Наверстаем отсутствие витаминов в рационе. Когда по телевизору реклама натуральных соков крутят, у меня даже голова кружится.
– Черт с вами, – думаю, – у вас соки, а у меня – персики!
Как бы ни так! Персики оказались гнилыми. А поговорка про бесплатный сыр еще раз подтвердилась. Но жить без персиков можно, а вот как без хлеба прожить?
За газ с Черномырдиным с большим трудом рассчитались, а он опять цены поднял! Чубайсу – владельцу заводов, ГЭС и пароходов – пока еще остались должны. Ну, нету у нас денег! Не знаю, когда будут. А цены опять подскочили!
Я недавно с одной 80 летней женщиной разговаривала. Призналась она, что совсем перестала платить за квартиру. Всю жизнь платила исправно, старалась вперед успеть, а вот теперь перестала. После того, как ослабла от плохого питания настолько, что выходить из дому не смогла. Логику свою объяснила старушка просто:
– Если жить буду, то и платить смогу, а если помру с голодухи, так и платить не за что. Государство мне больше должно осталось!
У женщины той стаж трудовой - более сорока лет на одном-единственном Комбайновом заводе! А пенсия ниже самых скромных потребностей.
Да и дочь ее, бывшая в свое время одной из самых талантливых студенток архитектурного факультета Ростовского строительного института, пенсию по инвалидности получает после всех повышений 439 рублей. И зимуют они вдвоем, два инвалида в неприватизированной квартире вовсе без батарей.
- Как? - спросите вы
А вот так! Власти-то теперь нет. Дума Государственная занята решением очень важной проблемы: как продать побольше земли себе родненьким. Хотя там и продавать-то уже нечего. Вся земля уже и так на властьпридержащих, да на всю их родню разделена да оформлена.
Суббота. Есть хочется! А по НТВ Паша Лобков рассказывает нам о любителе изящных искусств, некоем очень удачливом адвокате, который и диплом очень удачно купил, и теперь в бабочке к клиентам своим ходит в Матросскую тишину. Они тоже в бабочках там сидят.
У Паши с удачливым адвокатом "жизнь растительная", и проблема, конечно, ну очень серьезная. Они с ландшафтным дизайнером думают, какими хризантемами закрывать канализационные люки на зеленом газоне адвокатской «фазенды»: корейскими или не корейскими. Я лично корейские хризантемы, от не корейских отличаю с трудом, - у нас телевизионная антенна еще до Останкинской трагедии лет десять не работала, но за адвоката в бабочке я рада.
Только вот есть все равно хочется! А переключить телевизор некуда: по ТВЦ "Дольче вита" мне вкус к роскошной жизни привить пытается, а пережить этот "урок" на голодный желудок это ох как не просто... Наконец, Пашу сменяет юная красотка, чтобы сообщить мне, и тысячам таких же, как я, где мы можем купить себе кожаные штаны и куртку...
Черт возьми, мне бы сотку перехватить, - накормить кошку и хлеба купить. Да жиру какого-нибудь раздобыть, чтобы несколько дней на картошке продержаться!
Сколько? Не знаю! Лучше бы эта красотка сообщила мне, где работу найти или, на худой конец, где деньги взять, а уж что с ними делать, я сама решу! Без кожаных штанов я пока обойдусь! Да и без «чудо-йогуртов» как-нибудь проживу, но вот как без хлеба прожить ума не приложу!
Растительную жизнь Паши Лобкова сменяет реклама туристического агентства. Меня приглашают по сходной цене на Кипр! Вот это жизнь!
На Кипре, наверное, и кормят неплохо. У тех, кто на Кипр отправляется, все остальное, наверняка, уже есть. И живут они не в одной комнате с больной матерью и взрослой дочерью. И спят не на раскладушке. И едят каждый день, а может быть, даже и не один раз…
Кстати, отработав всю жизнь на родимое наше государство и отстояв 20 лет в очереди на жилье, я квартиру так ни разу и не получила. Наш глава района на приеме почему-то начал подсчитывать, сколько тысяч долларов я должна ему заплатить, чтобы после своего многолетнего ожидания, получить, наконец, загаженную хрущебу после смерти какого-нибудь алкоголика. Новые квартиры в престижном доме он только своим детям, да любовницам раздает. И, что любопытно, любовнице, например, для этого даже прописка оказалась не нужна! Даже имеющаяся, вполне приличная квартира не помешала. Да, ладно бы, хоть человек она была бы хороший. Ни фига подобного, эта тетка просто патологически ненавидит весь мир! Тфу, это я с голодухи мерзость всякую вспоминаю. Пустая картошка уже в горло не лезет! Наверное, это я такая неприспособленная. Люди же как-то живут! Не жалуются! Приспосабливаются к ситуации.
Вот Наташе Андрейчено труднее. Она между тремя странами разрывается. Муж в одной стране, дети в другой, а она сама в Москве мается. Слетает на пару дней в Париж и снова сидит в Москве и плачет! И так чувственно об этом по телевизору рассказывает, что мне даже стыдно стало. Какой хлеб? Какая картошка? Какая раскладушка? Какая квартира? У людей-то,  во-о-н, какие проблемы серьезные!
Зашла я на днях к приятельнице своей, кандидату медицинских наук, пенсионерке, продолжающей работать врачом в туберкулезном стационаре, в Москве. В советские времена она своим друзьям регулярно праздники устраивала. Гостеприимный и хлебосольный этот дом многие тогда знали. Творческая интеллигенция не раз собиралась у нее, чтобы пообщаться, планами поделиться. Поговорили мы с ней, посетовали на жизнь невеселую. Призналась мне приятельница: “Есть хочется!” Время было обеденное. Суббота. Достала хозяйка батон хлеба белого, отрезала горбушку, налила чая несладкого и пообедала. К столу приглашать не стала. Постеснялась.А мне еще горше стало. Господа правители, что же вы с народом своим делаете? Кем править будете!? Вымрем мы скоро, как мамонты!
Я когда Сашу Починка слушаю, Иру Хакамаду, или из Думы передачу смотрю, мне кажется, что у них у всех совсем крыша съехала. Делят что-то, продавать или нет решают. Что продавать-то? Что делить? Народ-то из этой цепочки уже давно выпал! Депутаты сами себе законы пишут, сами эту землю покупать-продавать и будут. И все руководители в этом поучаствуют, все вплоть до сельских округов. Но народ-то здесь причем?
На НТВ ландшафтный дизайнер и ведущий Паша Лобков уже почти справились с задачей. Крышки канализационных люков скрыты экзотической зеленью. Интересно, а это не те ли крышки, что украдены с колодцев, перед фабрикой “Серп и молот”? В местной газете прошла информация, что новые русские крышки с люков утаскивают. Коттедж поставят, забор, а на крышку денег не остается! Но ландшафт на НТВ постепенно меняется к лучшему. Адвокат, защищающий интересы крупных корпораций, уже застегнул молнию на животе и теперь не видна крупная, вызывающая надпись “СССР” на красной майке.
Кстати, а “крупные корпорации” — это кто? Газпром, РАУ ЕЭС? Наверное, эти интересы отстаивать работа приятная! И денежная. А от кого защищает их “интересы” адвокат? От тех, кто не платит? От меня, от моего знакомого доктора? От той 80-летней старушки, что решила не платить больше, чтоб выжить?
Не надо было мне задолженность по квартплате отдавать! Права старушка! Если так питаться, то квартира скоро совсем освободиться может. А на лоснящихся физиономиях господ Черномырдина, Чубайса и Коха, мои долги, похоже, не отражаются.
Пытаюсь представить, как выглядел бы любой из них, будь у них моя зарплата!? Интересно, а стал бы грамотнее выражаться г-н Ченомырдин, будь у него такая же, как у инвалида 2-й группы, пенсия 438 рублей? А что сделал бы Чубайс, если бы на работу его как нас, принимали только с условием, что в деле будет подшито и заявление, с просьбой уволить его по собственному желанию?!
Мы не рабы, рабы не мы! Это мы в первом классе в букваре читали. А сегодня мы кто? Здесь, на своей земле? Все, что может приносить хоть какие-то деньги, гости из ближнего зарубежья и те, кто успел к раздаче, давно между собой поделили.
Одна моя знакомая, диплом писавшая в Лаборатории Ядерной физики при Ростовском Государственном Университете, (и защитившая этот диплом на отлично!) пошла работать уборщицей в Мосбизнесбанк. Она полы перед приходом клиентов мыла, туалет драила, а мимо нее “красавицы” длинноногие в расклешенных норковых манто шествовали. Образование у них неполное начальное. Десятилетка, и хорошо, если какие-нибудь курсы, - ликбез по финансам, зато мамы и папы “красавиц” курировали этот банк.
И дочки-внучки в подчиненных банках отделами заведовали.
Сидит эдакая «начальница», с трудом запомнившая две клавиши, на которые можно нажимать. Ни таланта ей не требуется, ни знаний особых. А диплом она и так со временем приобретет. За деньги!
Тьфу! Это у меня с голодухи мысли нехорошие лезут. Обида говорит. Вон, на экране, Паша и адвокат уже почти справились со своими люками. Забавная икебана у них получилась! А денег стоит! Наверное, столько, сколько мы всей семьей за год не проедаем.
Ну, что ж! Суббота продолжается! Я уже и “Марс” отведать не против. А от яблочного пирога из рекламы маргарина “Пышка” меня вообще тошнит! Словно объелась я этого пирога!
В принципе, я и против “сотового от МТС” ничего не имею, тем более что очередь на простой телефон уже больше двадцати лет не движется, только вот есть мне все равно хочется!
Была тут у нас последняя надежда все свои проблемы решить: немцы хотели заплатить моей больной матери марки немецкие за труд подневольный. И сумма по положению о фонде должна была быть не менее пяти, и не более 15 тысяч. Но теперь, после того, как в этом немецком огороде Починок побывал, надежда наша растаяла. Тем более что и до Починка 83 миллиона немецких марок по его же словам куда-то испарились. И немцы ничего сделать не смогли.
Вот чувство беспомощности и обреченности и не проходит.
Черт! Где же деньжат на хлеб перехватить на неопределенный срок? Ума не приложу, как будем жить,– квартплата опять поднялась! Транспорт, газ и электричество подорожали.
И как это объяснить кошке? Между прочим, все, сказанное выше уже нашло свое отражение в демографии. За 1999 год в нашем небольшом подмосковном городе родилось 1040 новых жителей, не родилось 1266, а умерло 2733 человека! То есть, даже если законодательно запретить женщинам делать аборты, число рожденных не превысит число умерших!
Вымираем мы, господа в соотношении 1 к 3! Скоро в стране одни руководители и останутся! Только руководить будет некем! Народ кушать хочет! И жить!