Ответ на 3 вопрос. Копьеносец Понтий Пилат

Ярослав Север
Копьеносец» - «пикадор»,
также знаменитой «Дорифор» (копьеносец). ...
Вацлав Пилат (1888 г.р.) – нападающий пражской "Спарты" 1900-1920-х годов, ... один из лучших английских форвардов довоенной поры, лучший бомбардир ...

Вацлав Пилат / Vaclav Pilat (V;clav Pil;t)
 
 
 
Творец и лучший исполнитель так называемой «чешской улички» - паса в разрез на выход набегающему форварду. Форвардом был «пешеход» Карел Када. Обычно Пилат играл на месте оттянутого центрального нападающего. Легенда пражской «Спарты». Восьмикратный чемпион Чехословакии.
Вацлав Пилат родился: 06 Мая 1888 года
Умер: 27 Января 1971 года
Чехия, Нападающий.
 
Сборная:
Всего сыграл 4 матча и забил 0 голов.


Командные достижения:
Чемпион Чехословакии 1909, 1915, 1917, 1919, 1920, 1921, 1922, 1923 годов

Ссылки:
Профиль игрока на сайте клуба

Выступления:

«СК Олимпия» Старо Место (1905-1909),
«Спарта» Прага (1909-1923, 443 матча, 323 гола),
ЧАФК Винограды (1923-1926).

Вацлав Пилат (1888 г.р.) – нападающий пражской "Спарты" 1900-1920-х годов, легенда клуба, восьмикратный чемпион Чехии, мастер диковинного по тем временам паса вразрез – так называемой "чешской улички".
http://footballplayers.ru/players/Pilat_Vaclav.html

Пика - это копье, которое использует в корриде пикадор
Ответ Тиверия Кесаря Пилату Понтийскому и в ответ воеводе Рахааву и с ним воинам числом две тысячи
ГАСТАТЫ (лат., ед. ч. hastatus - копьеносец, от hasta - гаста, короткое копье), воины тяжелой пехоты в составе римского легиона в 4 - 2 вв. до н. э. Первоначально - из бедного класса, были вооружены гастой и составляли 2-ю линию центурий. С 3 в. молодые воины, составлявшие 1-ю линию манипул; после 2-й Пунической войны ставились во 2-ю линию.


Иисусом происходит у Понтия Пилата, то есть у "понтийского копьеносца", так как слово "пилат" означает "копьеносец" [141],


Слово ХРИСТОС по-гречески означает помазанный, посвященный [141], т.1, с.109. Считается, что Христами называли людей, посвященных в тайны наук после обряда помазания их освященным маслом. Перевод греческого ХРИСТОС на еврейский дает НАЗОРЕЙ [141], т.1, с.109. Действительно, в Евангелиях Спаситель иногда называется Иисус НАЗОРЕЙ (Матфей 2:23). Кстати, Иисус, - якобы Иисус Навин [56], - похороненный на горе Бейкос на окраине Стамбула, называется также HAZRETI, то есть СВЯТОЙ, по-турецки [558]. Вероятно, НАЗОРЕЙ и HAZRETI означают одно и то же. См. нашу книгу "Империя" [434].

Напомним, кстати, что известный символ православной веры впервые был принят на Никейском соборе якобы 325 года н.э. (акты собора не сохранились), но редактировался и пополнялся на Константинопольском соборе якобы 381 года н.э. (акты этого собора тоже не сохранились). Это - как раз та эпоха, на которую налегает Иисус Христос из XI века н.э. (и его отражение - Григорий Гильдебранд) при сдвиге вниз на 720 лет. См. Главу 4.

Для истории культа представляют некоторый интерес сюжеты, собранные в "Четьи-Минеях". Мы цитируем их по [141], т.1.

Зададимся вопросом: каким святым начинается европейский новый год? На первой странице написано: "1 января. Святой ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ." Но ВАСИЛИЙ по-гречески означает просто ЦАРЬ = БАЗИЛЕВС. То есть, христианский год начинается со Святого Великого Царя. Кто он? Почему ему придано такое значение? Почему он - "великий отец церкви"? [199], с.176. Он родился якобы в 333 году н.э. Н.А.Морозов собрал любопытный материал, демонстрирующий параллелизм между Василием Великим и Иисусом Христом [141], т.1. Мы составили краткую таблицу, анкет-код этого сравнения.

1a. ИИСУС ХРИСТОС. Иисус - Царь Иудейский, как сказано в Евангелиях (Матфей 27:11), (Иоанн 19:21). Основатель новой религии.

1b. ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ. Василий Великий = Великий Царь. Василий или Базилевс переводится как Царь. Один из крупнейших святых христианства. На рис.d2 мы приводим изображение Василия Великого на иконостасе Благовещенского Собора Московского Кремля [*83/1], с.253. На рис.d3 показана икона первой половины XVII века, изображающая Василия Великого.

2а. ИИСУС ХРИСТОС. Известная легенда из Евангелия от Луки: "Через три дня нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их: все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его" (Лука 2:46-47).

2b. ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ. В детстве, в возрасте 5 лет, Василий постиг всю философию, с 12 лет обучался у книжников, изумляя их своим разумом. Цит. по [141], т.1.

3a. ИИСУС ХРИСТОС. Странствия Иисуса перед началом своего "служения". См., в частности, пребывание Иисуса в пустыне (Матфей 4:1-11), (Марк 1:12).

3b. ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ. Василий также ушел в Египет и жил там, "питаясь водой и овощами." Цит. по [141], т.1.

4a. ИИСУС ХРИСТОС. Из странствий Иисус возвращается с группой из двенадцати учеников - апостолов (Матфей 10:1-5).

4b. ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ. Великий Царь также возвращается из путешествий, окруженный учениками. Цит. по [141], т.1.

5a. ИИСУС ХРИСТОС. Проповедуя аскетизм, бедность, Иисус с учениками-апостолами вступает в Иерусалим (Матфей 21:10).

5b. ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ. Буквально то же самое делает и Василий с учениками. Они "роздали свое имущество неимущим и, надев белые

"Несправедливую и неправедную смерть навлек ты на Иисуса Назорейского, без суда предал его на погибель злонравным иудеям, и, не пожалев его искренне, но, омочив перо, жестокий дал ты ему ответ. И, истязав его, отдал невиновного на распятие и мзду взял за его погибель! На словах пожалел ты его, а сердцем предал беззаконным иудеям. Пусть приведут тебя сюда для ответа, и скажешь мне слово о душе неповинной, которую ты отдал на смерть.

Однако о безумии и лживости твоих я слышал от свидете-ля. Ко мне приходила некая женщина, ученица его, по имени Мария Магдалина, которая свидетельствовала, что он изгнал из нее семь бесов и чудеса, какие ни есть, сотворил. Рассказа-ла она мне, что слепым он даровал зрение, хромые стали ходить, глухие слышать, и мертвых он начал воскрешать и лю-бую болезнь словом единым исцелял. Ужасаюсь я тому, как это ты отдал безвинного (человека) на распятие! И не признал его ни Богом, ни врачевателем из-за исцеления, которое получали от него. Но однако после льстивого твоего послания, доставленного мне, я размышляю о твоих мучениях, как и из письма твоего видно. Был он могущественнее наших богов, в которых мы веруем, тогда как ты несправедливо предал его смерти. Вот и я так же предам тебя смерти, но справедливой! И не только тебя, но и всех советников и соумышленников твоих, от кого ты получил мзду за его смерть".

Отдал Тиверий кесарь письмо посланцам и в письменном ответе распорядился, чтобы весь род иудейский погубить и, связав, доставить в Рим. И осудить старейших местоблюстителей, и Архелая нечестивого, сына Ирода, и соумышленника его Филиппа и этих святителей - Каиафу и его тестя Анну - и всех главных иудеев. Когда Рахаав ушел со всеми воинами и с мужчинами иудейскими, то те оружьем погубили их, а всех скверных жен их отдали народу на блуд. И, восстав, проросло семя мерзкое, сатанинское. А Пилата, Архелая, Филиппа, Ан-ну и Каиафу, и всех главных иудеев схватили и связанными привели в Рим. И довелось им сильно страдать по дороге, так что жизнь их во злобе окончилась, и некоторых из умерших похоронили. Тело же Каиафы земля не приняла, но извергла из себя. Это видели многие и схватили камни, и собственными ру-ками кидали их в него, и таким образом покрыли тело его.

Существовал обычай у первых царей, что если кто виновен и осужден на смерть, но увидит лик царский, то внезап-но избавится от смерти, но будет заточен в некую башню, и там оставят его, так и случилось.
Анну же завернули в воловью шкуру, как повелел царь. И подвесили его на солнце, и от солнца шкура ссохлась и стянула его, и внутренности его изверглись изо рта, и вынужден был он изрыгнуть свою окаянную душу. И прочих иудеев кесарь предал смерти, прикончил их мечом.

Однажды царь отправился на охоту и погнал серну. Серна же, добежав до оконца башни, остановилась у него, желая, чтобы не губили и не убивали Пилата руки кесаря. Сказанное да исполнится!
И подошел Пилат к оконцу, чтобы увидеть царя, а серна встала напротив оконца, и кесарь пустил в нее стрелу. Но стрела пролетела сквозь оконце и попала в Пилата. Так он скончался.

С. Каифас Кипр Омония, Никосия, Кипр 39 Неизреченным твоим милосердием, Христе Боже, помилуй нас. Аминь.


Понтий Пилат
[править]Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к: навигация, поиск
 
Ecce Homo (Се, Человек!). На картине Антонио Чизери Понтий Пилат показывает подвергшегося бичеванию Иисуса жителям Иерусалима, в правом углу изображена скорбящая жена ПилатаПо;нтий Пила;т (лат. Pontius Pilatus) — римский правитель Иудеи c 26 по 36 годы н. э; римский всадник. Иосиф Флавий и Тацит называют его прокуратором, однако найденная в 1961 году в Кейсарии надпись, датируемая периодом правления Пилата, показывает, что он, как и другие римские правители Иудеи с 6 по 41 годы, носил, по всей видимости, титул префекта.

Правление Понтия Пилата ознаменовалось насилиями и казнями. Налоговый и политический гнёт, провокационные действия Понтия Пилата, оскорблявшие религиозные верования и обычаи иудеев, вызывали массовые народные выступления, беспощадно подавлявшиеся. По словам философа Филона Александрийского, жившего в I веке, Пилат был ответственен за бесчисленные жестокости и казни, совершённые без всякого суда.

Содержание [убрать]
1 Понтий Пилат в христианской традиции
1.1 Апокрифы о Понтии Пилате
2 Суд Пилата
3 Исторические свидетельства
4 Пилат в искусстве и культуре
5 Ссылки
 


[править] Понтий Пилат в христианской традиции
Согласно Новому Завету, Понтий Пилат приговорил к распятию Иисуса Христа, в смерти которого были заинтересован синедрион во главе с первосвященником Каиафой. По евангельскому рассказу, Пилат при этом «взял воды и умыл руки перед народом», использовав, таким образом, старинный иудейский обычай, символизировавший невиновность в пролитии крови (отсюда выражение «умыть руки»). После жалобы самаритян на кровавую расправу, учинённую над ними Понтием Пилатом, в 36 году римский легат в Сирии Вителлий (отец будущего императора Вителлия) отстранил его от должности и отправил в Рим. Дальнейшая судьба Пилата неизвестна.

Относительно последующей жизни Пилата и его самоубийства существует множество легенд, историческая достоверность которых сомнительна. Согласно Евсевию Кесарийскому (IV век), он был сослан во Вьен в Галлии, где различные несчастья в конце концов вынудили его к самоубийству. По другой апокрифической легенде, его тело после самоубийства было брошено в Тибр, и это произвело такое возмущение воды, что оно было извлечено, отвезено во Вьен и утоплено в Роне, где наблюдались те же самые явления, так что в конце концов его пришлось утопить в бездонном озере в Альпах. Впоследствии считалось, что Пилат стал христианином, и в Коптской и Эфиопской церквах он причислен к лику святых. Его жена, Прокула, была канонизирована Греческой церковью. По другим сообщениям, он казнён Нероном.

 
Христос перед Пилатом, Михай Мункачи, 1881 годИмя Понтия Пилата — одно из двух (кроме имени Иисуса), упоминающееся в христианском Символе веры: «И во единого Господа Иисуса Христа, …распятого за нас при Понтии Пилате, страдавшего и погребённого». По распространённому богословскому толкованию, слова «при Понтии Пилате» — указание на конкретную дату, на то, что земная жизнь Христа стала фактом человеческой истории.


[править] Апокрифы о Понтии Пилате
Первоначальная враждебность христианства к Понтию Пилату постепенно исчезает, и «раскаявшийся» и «обратившийся к христианству» Пилат становится героем ряда новозаветных апокрифов, а Эфиопская православная церковь даже канонизировала Пилата и его жену (жена Пилата нередко отождествлялась с христианкой-римлянкой Клавдией, упоминаемой в одном из посланий апостола Павла). По легенде, его жену звали Клавдия Прокула. Праздник святых Пилата и Прокулы отмечается 25 июня.


[править] Суд Пилата
Основная статья: Суд Пилата
Суд Пилата — описанный в Евангелиях суд над Иисусом Христом, которому Пилат, следуя за требованиями народной толпы вынес смертный приговор. Во время суда, согласно Евангелий, Иисус был истязаем (бичевание, возложение тернового венца), что стало причиной включения данного события в число Страстей Христовых.

 
Картина Николая Ге "Христос и Пилат" на марке России 2000-летие Рождества Христова
[править] Исторические свидетельства
Помимо Нового Завета, Понтий Пилат упоминается в сочинениях Иосифа Флавия, Филона Александрийского и Тацита. В 1961 году в средиземноморском порту Кейсарии, который был когда-то резиденцией римского наместника в Иудее, два итальянских археолога обнаружили известняковую плиту размером 82 х 100 х 20 см с латинской надписью, расшифрованной археологом Антонио Фрова как:

...]S TIBERI;UM
...PON]TIUS PILATUS
..PRAEF]ECTUS IUDA[EA]E
..;.
что, возможно, является фрагментом надписи: «Понтий Пилат, префект Иудеи, представлял Тиберия кесарийцам». Эта плита стала первой археологической находкой, подтверждающей существование Пилата.

Иосиф Флавий также упоминает имя Пилата в рамках так называемого Testimonium Flavianum (см. Историчность Иисуса Христа).

В целом, число исторических свидетельств о Понтии Пилате существенно уступает числу апокрифических текстов, связанных с его именем — начиная с «Донесений Пилата Тиберию», упоминания о которых встречаются уже у авторов II—III веков, и заканчивая подделками XX века — такими, например, как «Свидетельство грека Гермидия» (якобы служившего официальным биографом правителя Иудеи и записавшего подробности суда над Иисусом).


[править] Пилат в искусстве и культуре
Образ Пилата нашёл отражение в культуре нового времени: в художественной литературе (например, «Мастер и Маргарита» М. Булгакова, «Прокуратор Иудеи» А. Франса, «Кредо Пилата» Карела Чапека, «Смирительная рубашка» Джека Лондона), «Плаха» Чингиза Айтматова, музыке (например, рок-опера «Иисус Христос — суперзвезда» Эндрю Ллойд Уэбберa или песня группы «Ария» «Кровь за кровь») и в изобразительном искусстве (напр., «Христос перед Пилатом» Рембрандта, «Что есть истина?» Н. Н. Ге).

Апокриф — литературное произведение, созданное на основе другого. В отличие от сиквела, представляет собой новый взгляд на мир, описанный в оригинальном произведении.

Также, возможно другое значение: литературное произведение, по легенде приписываемое другому автору.


[править] Примеры литературных апокрифов
Марк Твен. «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура» — апокриф к серии легенд о рыцарях Круглого Стола
Чёрная книга Арды Натальи Некрасовой и Натальи Васильевой — апокриф к «Сильмариллиону» Дж. Р. Р. Толкина.
Книга Кирилла Еськова «Последний кольценосец» — апокриф к «Властелину колец» Дж. Р. Р. Толкина.
«Розенкранц и Гильденстерн мертвы» Тома Стоппарда — апокриф к «Гамлету».
Анджей Сапковский. «Золотой полдень» — апокриф к «Алисе в стране чудес» Льюиса Кэрролла

[править] См. также
Последний кольценосец
[править]Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия (не проверялась)Перейти к: навигация, поиск
«После;дний Кольцено;сец» — роман Кирилла Еськова, представляющий собой апокрифическое описание событий трилогии Джона Толкиена «Властелин Колец» и последовавших за ней событий. Впервые издан в 1999 г. Роман, смешивающий альтернативную историю, фэнтези и шпионский боевик, исходит из посылки, что текст Толкиена — «Красная Книга» — романтическая легенда народов-победителей, и при критическом подходе к нему как к историческому источнику может представиться иная картина событий Войны Кольца. Аналогичный приём Еськов применил к Евангелию в своем предыдущем романе, «Евангелие от Афрания».

Роман в 2001 году получил премию «Странник» в номинации «Меч в Камне» — фэнтези.

Содержание [убрать]
1 Образ мира
1.1 Научный базис
2 Сюжет
3 Внешние ссылки
 


[править] Образ мира
Автор пошёл на значительные отступления от канона Средиземья, пытаясь представить вымышленную сказочную вселенную в виде исторической в своём представлении; показать более реалистичные (чем в оригинале) причины событий и мотивировки главных героев. Многими сказочно-мифологическими элементами мира Еськов для этого пожертвовал: орки и тролли в этой версии оказываются лишь другими народностями, а вовсе не нечистой силой. Появление легенд о них связывается с желанием людей Гондора демонизировать своих врагов в памяти будущих поколений. Хоббиты также названы выдумкой. В мир вводятся новые элементы, такие, как спецслужбы, похожие на современные, хакимианская религия, отчасти похожая на мусульманство и т. п.

Мордор у Еськова — технологически развитое государство, сумевшее выжить и достичь величия усилиями своих учёных в условиях постепенного изменения климата, превращающего некогда зелёные равнины в бесплодную пустыню. Страны же Запада — обычные феодальные королевства, попавшие под влияние консервативных эльфов. Эльфы стремятся превратить Средиземье в бледную копию прекрасного, но статичного Валинора. Развитие новых технологий у людей угрожает величию эльфов, живущих знаниями прошлого. Война между Светом и Тьмой у Толкиена, у Еськова превращается в борьбу науки и технического прогресса с магией, причём автор открыто симпатизирует первому.


[править] Научный базис
По словам самого автора, исходной посылкой для формирования подобного мира было желание согласовать картографический материал Средиземья, представленный Толкиеном, с известными в настоящее время законами, управляющими механизмом дрейфа материков. С точки зрения современных научных воззрений, Средиземье Толкиена физически невозможно в том виде, в котором оно описано — география Средиземья, если бы оно было единственным материком планеты, должна быть совершенно иной. Чтобы сделать Средиземье возможным, автору пришлось «расширить» мир — сделать Средиземье лишь малой частью мира, за границами которой существует множество других земель и народов.

Мир, в котором располагается Средиземье, переживает период очередной аридизации климата — сокращение полярных шапок, изменение характера воздушных и морских течений, перераспределение тепла и влаги на планете приводит к тому, территория, где располагается Мордор, постепенно превращается в бесплодную пустыню. Неграмотная попытка наладить орошение приводит к катастрофическим последствиям, окончательно уничтожив земледелие. «Кузница мира», самое грамотное, промышленно и научно развитое государство Средиземья, имеющее парламент, университет, промышленные предприятия, вплотную подошедшее к использованию электричества и пара, уже начавшее создавать летательные аппараты тяжелее воздуха, становится зависимым от внешних поставок продовольствия.


[править] Сюжет
Сюжет книги представляет собой приключенческий шпионский боевик, для которого «альтернативное» Средиземье служит фоном.

Гондор и Мордор конкурируют из-за торговых путей через Итилиэн, в этом регионе начинаются столкновения. Про-эльфийски настроенный маг Гендальф смещает нейтрального Сарумана и ставит на повестку дня «окончательное решение мордорского вопроса» — требует воспользоваться неустойчивым положением Мордора и уничтожить его. В противном случае, как говорит предсказание находящегося в руках магов волшебного Зеркала, через пару веков Мордор подчинит себе такие силы природы, что никакая магия не сможет ему противостоять.

Организуя провокации на торговых путях, Гэндальф провоцирует войну, а в этой войне привлекает на свою сторону эльфов, до этого замкнуто обитавших на окраине Средиземья и не вмешивавшихся в его жизнь. Более того, по настоянию Гэндальфа эльфам передают Зеркало (чтобы с его помощью планировать боевые операции), нарушив тем самым баланс сил — эльфы получают возможность активно влиять на события в человеческом мире и тут же начинают ею пользоваться. Гэндальф помогает своему протеже, самозванцу Арагорну, получить гондорский престол. В последней битве, после того, как Арагорн выводит воскрешённых мертвецов в бой, Мордор терпит сокрушительное поражение в войне с Гондором и эльфами. В побеждённом Мордоре под руководством эльфов ведётся поголовное уничтожение населения и всех его культурных и научных достижений.

Власть эльфов над Западом скрепляется династическим браком нового короля с Арвен Ундомиэль; при этом о каких-либо чувствах со стороны эльфийки к человеку речь не идёт, фактически она выполняет роль эльфийского наместника в Воссоединённом королевстве. Задетый пренебрежением Арвен, король начинает свою партию: его секретная служба, сформированная из оживлённых мертвецов, абсолютно преданных хозяину, организует поиск и спасение оставшихся в живых мордорских учёных и инженеров. Спасённых уверяют, что им помогло мордорское сопротивление, озабоченное сохранением культуры и науки страны, и привлекают для продолжения разработок. Арагорн создаёт себе научно-техническую базу — единственное, что можно противопоставить магии эльфов.

Рассеянные остатки солдат востока блуждают по пустыне. Лейтенант-орк Цэрлэг и полковой врач Халаддин случайно спасают гондорского офицера Тангорна, изгнанного из собственной армии за невыполнение преступного приказа — попытку помешать своему отряду убивать мирных жителей Мордора. Халаддину является последний из назгулов, призраков-чародеев Мордора, и раскрывает тайный замысел эльфов, которые хотят превратить динамично развивающееся Средиземье в придаток застойного Заморья. Троице поручается уничтожить предмет, связывающий два мира — Зеркало Галадриэли. По словам назгула, после уничтожения Зеркала человеческий мир будет навсегда отделён от магического мира эльфов и продолжит развиваться дальше в русле технического прогресса. Оставшиеся в нём эльфы, потеряв все свои магические способности, уже не смогут претендовать на управление людьми.

Зеркало можно уничтожить только в вулкане Ородруин, но доставить его туда невозможно. Герои находят решение: нужно сбросить палантир, волшебный шар связи, в Ородруин, перед этим поместив другой рядом с Зеркалом и настроив их друг на друга. Пылающая лава вырвется из шара и сожжёт зеркало. Чтобы добыть второй палантир, герои отправляются в Итилиэн, где под почётным домашним арестом сидят гости-заложники победившего Арагорна: наместник Фарамир и принцесса Эовин.

Чтобы перенести палантир к Зеркалу, они решают шантажировать одну из фрейлин королевы Галадриэль, солгав ей, что держат в заложниках её сына. Тангорн отправляется в Умбар, где, лавируя между разведками и тайными полициями разных держав, наводнившими город, выходит на представителей эльфийского дома. Операция стоит ему жизни, но цель достигнута — информация дошла до адресатов и принята.

План Халаддина сработал: эльфийка поместила видящий шар рядом с Зеркалом, а врач и его друг Цэрлэг уже на вершине вулкана. В последний момент с героями связывается Саруман, глава Белого Совета, вернувшийся на свой пост, когда маги во главе с Гэндальфом, поняв своё бессилие, бежали. Он пытается отговорить Халаддина от его предприятия, упирая на непредсказуемость последствий и необратимость действий, но вмешивается случай, и Халаддин всё же сбрасывает шар в жерло. Всё происходит именно так, как предсказывал назгул: одновременно во всём мире детонируют все палантиры, после чего из мира мгновенно исчезает магия — превращаются в кости оживлённые заклинаниями живые мертвецы, перестают действовать чудесные эльфийские медицинские снадобья, магические предметы становятся никчёмными игрушками. А эльфы, оставшиеся в мире, превращаются в самых обыкновенных, пусть и необычно красивых, людей, безо всяких сверхспособностей.

Спустя много столетий Средиземье развивается по направлению обычного технологического мира, ничто не напоминает о прежнем влиянии эльфов, кроме старинных легенд.


[править] Внешние ссылки
Текст романа
Апо;крифы (от др.-греч. ;;;;;;;;; — «скрытый, сокровенный»), отрече;нные кни;ги — книги, искажающие идею того или иного общепризнанного религиозного течения. Апокрифы трактуют о предметах, содержащихся в священном Писании, но не признаются боговдохновенными и даже запрещаются Церковью. В общем смысле апокрифами называют книги неизвестного или сомнительного происхождения, чья боговдохновенность ничем не подтверждается. Такие книги хранили отдельно и не читали публично, поэтому их называли «скрытыми».

АПОКРИФ. Я ПИШУ АПОЕРИФЫ, АПОКРИФ 1 - текст на тему ВОЛЯ по рукописи, прекрасной, которая была уничтожена на жёстком диске и прислана мне по сети неизвестным мне автором...
Каиафа (вероятно с Арамейского смирение, по другим данным, исследователь) — первосвященник Иудеи с 18 по 37 г. н. э. О нём упоминает Иосиф Флавий под его полным именем Иосиф Каиафа (Иудейские древности, книга 18).

Архимандрит Никифор
Библейская энциклопедия
предыдущая глава     К оглавлению     следующая глава

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Сокращенные обозначения книг Писания

К
Каиафа
Каиафа (вероятно с Арамейского языка, смирение, но по другим, исследователь; Мф 26:3, Ин 11:49) — первосвященник Иудейский, во время общественного служения Господа, а также во время Его страданий и смерти. О нем упоминает Флавий под его полным именем Иосиф Каиафа (Древн. XVIII, II, 2). Анна, или Анан (Ин 18:13) был его тестем и, как видно, каким-то незаконным образом разделял вместе с ним правление (см. Анна). Вскоре после того, как Понтий Пилат был лишен правительства над Иудеею, Каиафа (около 36 г. по Р.Х.) также был лишен звания первосвященника и замещен Ионафаном. По сходству имени некоторые церковные писатели смешивают его с историком Иосифом Флавием, обратившимся будто бы впоследствии в Христианство; но едва ли это правдоподобно. Его замечательные слова, приведенные в Еван. от Иоанна (11:50) содержат в себе, так сказать, невольное из уст его пророчество об истинных, бесценных для человеческого рода плодах смерти Богочеловека. На совете первосвященников и фарисеев, собранном для решения вопроса — какие принять меры против Иисуса, который много чудес творит и в которого многие из Иудеев уверовали, Каиафа сказал: "Вы ничего не знаете и не подумаете, что лучше нам, чтобы один человек умер за людей нежели чтоб весь народ погиб. сие же он сказал не от себя, но будучи на тот год первосвященником, предсказал, что Иисус умрет за народ; не только за народ, но чтоб и рассеянных чад Божиих собрать во едино". Как в истории Валаама, и некоторых других лиц, Св. Дух невольно побудил его засвидетельствовать истину, хотя он лично вовсе не имел такого намерения, и сам мало разумел те знаменательные слова, которые в качестве первосвященника и вестника воли Божией, должен был произнести при означенном случае.

Смерть первосвященника
Алчный, жестокий, высокомерный перед иудеями и лебезящий перед римлянами, первосвященник Анания был достойным преемником Анны и Каиафы. Именно к этому человеку на суд попал апостол Павел, но не успел он еще сказать и нескольких слов, как «Первосвященник… Анания стоявшим пред ним приказал бить его по устам. Тогда Павел сказал ему: Бог будет бить тебя, стена подбеленная! Ты сидишь, чтобы судить по закону, и, вопреки закону, велишь бить меня» (Деян. 23:2-3). И эти слова апостола в точности исполнились через несколько лет.

В 66 году по Р. Хр. в Иудее начинается война, направленная против римского господства, но гнев измученного народа обрушился не только на иноземных угнетателей, но и на своих же сограждан, которые, пользуясь защитой римлян, нещадно грабили свой же народ. И к этой группе людей в первую очередь принадлежали многие священники, главным из которых был первосвященник Анания, застигнутый врасплох в Иерусалиме, в разгар восстания. «Царские отряды оказались в меньшинстве… они должны были освободить Верхний город. Тогда наступавшие вторглись туда и сожгли дом первосвященника Анании… На следующий день первосвященник Анания был вытащен из водопровода царского дворца, где он скрывался, и умерщвлен вместе с его братом Иезекией» [1].

Как изменилась ситуация! Когда-то гордый всесильный первосвященник, приказавший бить апостола Павла, и он же — дрожащий от страха, скрывающийся точно вор в водопроводе, откуда его извлекает ликующая толпа и избивает. Слова Христа: «…как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними…» (Мф. 7:12) с точностью исполнились в жизни Анании.

Первосвященник Анания, всю жизнь боровшийся с Господом, подтвердил Слова Спасителя. Его не спасли ни высокий духовный сан, ни служение в храме, которому он хотя на первый взгляд и посвятил свою жизнь, но оно было формальным, являясь для него просто выгодной доходной работой.

Приказав бить Павла, верховный предстоятель иудейской церкви избрал и свою собственную участь, добровольно подписав себе страшный приговор.

Из жизни первосвященника Анании каждый из нас может извлечь прекрасный урок для себя, и особенно те, которые являются духовными пастырями, служителями церкви. Можно таковыми называться, но в действительности не являться, можно убеждать себя и других в том, что они служат Богу, а на деле не иметь живой личной связи с Господом и быть очень далекими от Него.

Не подписываем ли сегодня и мы каждый себе трагический приговор, по примеру первосвященника Анании?..
48. ;; ;;;;;;;;;
В Евангелиях слово ;; ;;;;;;;;; — множественного числа: первосвященники; но это вовсе не означает, что в Иудее в одно и то же время было несколько первосвященников, ибо эту должность занимал только один человек. Если же мы обратим внимание на употребление в данном случае артикля, то поймем, что это слово означает семейство первосвященника, а точнее — семейство Ханана.

В Новом завете тесть первосвященника Каиафы именуется ;;;;; [h;ннас] (Ин.18:24; Деян.4:6), но при сравнении написаний имени этого человека в греческой форме (;;;;;;) у Иосифа Флавия и еврейской форме в Талмуде мы приходим к более точной передаче — ;;;;; [Ха-н;н].

Ханан бар-Шет был назначен первосвященником в 7 году Квиринием на смену Иоазару, который не смог поладить с народом во время переписи (Jos.AJ.XVIII.2:1). В 14 или 15 году Ханан был лишен первосвященнического сана наместником Валерием Гратом (Ibid.2:2), но сохранял авторитет до конца своей жизни (Jos.AJ.XX.9:3). Ханана продолжали называть первосвященником, хотя он уже не занимал этой должности (Ин.18:15-16,19,22; Деян.4:6). Более полувека, почти без перерыва, первосвященнический сан оставался в его семействе (Jos.AJ.XVIII.2:1-2; 4:3; 5:3; XIX.6:2; 8:1; XX.9:1): все пятеро его сыновей, не считая зятя, были в свое время первосвященниками (Jos.AJ.9:1; ср. Тосефта.Менахот.2). Почти все высшие должности Храма тоже принадлежали семейству Ханана (Jos.AJ.XX.9:3; Вав Талм.Песахим.57а). В сущности, он был вождем священнической партии, и все дела в ей производились с его ведома и одобрения. Семейство Ханана принадлежало к партии саддукеев (Jos.AJ.XX.9:1; Деян.5:17) и последовательно преследовало христиан, а младший сын Ханана, тоже Ханан, в 62 году был инициатором побития камнями Яакоба Ахмары (Иакова, брата Господня) (Jos.AJ.XX.9:1).

Зятем Ханана был первосвященник Иосиф Каиафа (;;;;;;;) (Ин.18:13), или, точнее, Йосэп Кайяп; (;;;;;; ;;;;;;;;)[1]. Квартус ошибочно называет его первосвященником «на тот год» (Ин.11:49; 18:13), ибо эта должность, в отличие от должности древнеримского консула, не была обязательно сменяема ежегодно. Первосвященником Каиафу назначил наместник Валерий Грат, а лишил этого сана в 36 году имперский легат Сирии Вителлий (Jos.AJ.XVIII.2:2; 4:3). О личности Каиафы в древних источниках сказано крайне мало, ибо, вероятно, его должность была лишь номинальной, а настоящим властителем духовенства был Ханан.

Незадолго до наступления Пасхи «первосвященники» и старейшины духовенства решили погубить Иисуса, «потому что боялись народа» (Лк.22:2; Мф.26:3-5; Мк.14:1-2; Лк.19:47-48). Примус и Секундус пытаются убедить нас, что мотив для осуждения Иисуса был чисто религиозный, и рассказывают нам о весьма сомнительном суде Санhедрина (Мф.26:59-66; Мк.14:55-64)[2]. Вот как передает этот эпизод Секундус: «Первосвященники же и весь синедрион искали свидетельства на Иисуса, чтобы предать Его смерти; и не находили. Ибо многие лжесвидетельствовали на Него, но свидетельства сии не были достаточны. И некоторые, встав, лжесвидетельствовали против Него и говорили: мы слышали, как Он говорил: “Я разрушу храм сей рукотворенный, и через три дня воздвигну другой, нерукотворенный”. Но и такое свидетельство их не было достаточно. Тогда первосвященник стал посреди и спросил Иисуса: что Ты ничего не отвечаешь? чт; они против Тебя свидетельствуют? Но Он молчал и не отвечал ничего. Опять первосвященник спросил Его и сказал Ему: Ты ли Христос, Сын Благословенного? Иисус сказал: Я; и вы ;зрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных. Тогда первосвященник, разодрав одежды свои[3], сказал: на что еще нам свидетелей? вы слышали богохульство; как вам кажется? Они же все признали Его повинным смерти». Итак, Санhедрин обвинят Иисуса в соблазне против культа Яхве — в меситизме[4].

Однако давайте посмотрим на этот эпизод критически. Против Иисуса якобы выступают «лжесвидетели», но хотя никто не подвергает их перекрестному допросу, а Иисус не отвечает на их обвинения, они ничего не могут сказать такого, что дало бы повод к Его осуждению. Иисус сам обвиняет себя, признав, что Он Мессия. Но тогда, спрашивается, для чего же нужны «лжесвидетели», если их показаний недостаточно для осуждения?.. Следовательно, «лжесвидетели», если они вообще были, являются обыкновенными свидетелями, а стало быть, Иисус говорил о том, что Он может разрушить Храм.

Талмуд, кстати, тоже представляет казнь Иисуса как чисто религиозное наказание. Правда, все факты в нем уже искажены до неузнаваемости и не имеют исторической ценности. «Ко всем виновным в смертных грехах не применяют мер тайного розыска, за исключением месита. А как поступают с ним? К нему поставляют двух[5] ученых мужей во внутреннем помещении, а он сидит в наружном помещении, и зажигают у него светильник, чтобы его видели и слышали его голос. Так поступили с Бен-Стадой в Луде (;;;;): назначили к нему двух ученых [мужей] и побили его камнями» (Тосефта.Санhедрин.10:11). «Cвидетели, которые подслушивали снаружи, приводят его на суд и побивают камнями. Так поступили с бен-Стадой в Луде, и повесили (по-видимому, после побития камнями; ср. Втор.21:21-23. — Р.Х.) его накануне Пэсаха» (Вав Талм.Санhедрин.67а). «Накануне Пэсаха повесили Ешу hан-Ноцри. И клич был объявлен за сорок дней: Ешу hан-Ноцри будет побит камнями за колдовство, и подстрекание, и отвращение Йисраэля; всякий, кто может сказать что-либо в его защиту, пусть придет и вступится за него. И не нашли ничего в его защиту, и повесили его накануне Пэсаха. Сказал Ула: Допустим, Ешу hан-Ноцри, наоборот, был бы оправдан; (но) он — месит, а Милосердный (;;;;;;;;;;;) сказал: “не жалей и не покрывай его”. Другое дело — Ешу: он был близок к царям» (Вав Талм. Санhедрин.43а; барайта изымалась).

Теоретически Санhедрин мог осудить Иисуса, обвинив Его в меситизме, ибо действия Основателя при желании могли быть истолкованы как нарушение предписаний Торы: «А пророк (;;;;;;;;;), который будет злоумышленно говорить слово от имени Моего, чего Я не велел ему говорить, и который скажет от имени богов других, — и мертвец пророк этот» (Д’барим. Шоп’тим.18:20 = Втор.18:20, РХ; ср., однако, Вав Талм. Санhедрин. 56а;).

Однако практически суд Санhедрина нельзя считать историческим фактом.

Представим на минуту, что Санhедрин действительно осудил Иисуса на смерть. Сразу же отметим, что хотя евреи и имели право выносить смертные приговоры, но сам приговор вступал в силу только после утверждения его римской властью — в частности, наместником (Ин.18:31; Jos.AJ.XX.9:1; Иер Талм. Санhедрин.1:1). Поэтому Санhедрин по окончании процесса передает Иисуса Пилату, но не ходатайствует почему-то перед наместником об утверждении уже вынесенного приговора, а обвиняет Основателя в том, что Он якобы хотел сделаться иудейским царем, т. е. освободить Иудею от римского владычества. Недурное обвинение со стороны иудейских патриотов!.. Понятно, что в смерти Иисуса виновны не зелоты и фарисеи, не патриоты-националисты, а лояльная к Риму иудейская аристократия.

Однако почему же мы не можем признать суд Санhедрина историческим фактом? Прежде всего нас должен насторожить тот факт, что Санhедрин, насколько нам известно, не осудил ни одного современника Иисуса из тех, которые выдавали себя за Мессию; все они были предметом интереса римской юстиции. Кроме того, и это самое главное, Санhедрин не мог собраться после захода солнца, ибо это запрещали иудейские предписания (см., напр., Деян.4:3; Вав Талм. Санhедрин. 35а), а Примус и Секундус как раз утверждают, что Санhедрин был собран сразу же после ареста Иисуса, т. е. ночью (Ин.13:30; 18:3; Мф.26:57,59,74; 27:1; Мк.14:53,55,68,72; 15:1). И наконец, Санhедрин заседал в Храме в зале Газит (;;;;;;; — отесанный камень)[6], а Храм на ночь закрывался и охранялся (Jos.CA.II.9; Мишна. Беракот.9:5; Вав Талм. Йебамот.6б). Причем смертный приговор Санhедрин мог вынести только на следующий день рассматриваемого дела (Вав Талм. Санhедрин. 17а).

Таким образом, суд Санhедрина над Иисусом вообще не имел места. В самом деле, если убрать из текста Евангелий отрывок об этом суде, остальная часть повествования становится вроде бы даже более убедительной. Впрочем, частная беседа Ханана с Иисусом вполне могла состояться, но это не была официальная судебная процедура, а, скорее, предварительный допрос проримского чиновника перед выдачей Иисуса наместнику.

Чтобы докопаться до истины, нам придется обратиться к Евангелию от Иоанна. В нем говорится, что иудейские старейшины собрались на совещание и решили, что если они не примут никаких мер против Иисуса, то Он многих увлечет своей проповедью, и тогда «придут Римляне и овладеют и местом нашим и народом». И в этот момент прозвучал приговор, который впоследствии стал истолковываться христианами как пророческие слова об искупительной жертве: «Лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб» (Ин.11:47-50).

Из этого повествования неопровержимо явствует, что арест Иисуса был вызван не религиозными, а политическими мотивами. Священническая партия, державшая в руках богатство и существенную власть, до ужаса боялась всяких народных волнений и смут, которые могли бы дать римлянам повод к репрессиям и поставить под угрозу привилегии «первосвященников». В глазах Ханана и его семейства Иисус был всего лишь одним из многих, которые выдавали себя за Мессию и пытались свергнуть римское владычество и которые то и дело появлялись в Палестине, вызывая беспорядки, кровопролитие и репрессии со стороны Рима.

Ну тогда как же в Евангелия и Талмуд проникла идея о чисто религиозном суде над Иисусом? Ответ на этот вопрос не так уж и сложен. Что касается антихристианского Талмуда, то эту идею он почерпнул из Евангелий и не имел никаких оснований от нее отказываться, ибо Иисус в глазах иудаистов является лже-Мессией.

Появление этой версии в Евангелиях тоже вполне объяснимо. До Нерона христианство не подвергалось крупным гонениям со стороны Рима[7], ибо в глазах столицы империи оно являлось всего лишь одним из течений культа Яхве. Христианство постепенно распространялось по всей Римской империи и носило космополитический характер, и поэтому оно, далекое от идей государственности, не хотело ссориться с римской властью. Христиане, вероятно, не участвовали в Первой Иудейской войне[8]; и во Второй Иудейской войне под руководством Бар-Кохебы они не принимали участия, как о том сообщает Евсевий в своей Хронике под семнадцатым годом правления Адриана (ср. Just.Apol.I.31; Orosius. Historiarum adversum Paganos.VII.13)[9]. Итак, для того, чтобы не вызвать к себе недоброжелательного отношения со стороны римской власти, христиане при составлении Евангелий должны были позаботиться, дабы римский чиновник — наместник Понтий Пилат — не выглядел бы как виновник смерти Основателя, а для этого нужно было представить силу, давившую на «бедного» Пилата и заставившую его казнить Иисуса. И в качестве такой силы была выставлена иудейская религиозность, которая в период Иудейской войны и по ее окончании представлялась римлянам главным врагом и причиной начала кровопролития.

Нас не должен смущать тот факт, что причиной смерти Иисуса были не религиозные, а политические мотивы, ибо это вовсе еще не означает, что Иисус вынашивал какие-то идеи политического плана. «Предусмотрительность» семейства Ханана, этой проримски настроенной партии, далекой от религиозной праведности, — вот главная причина осуждения и смерти Иисуса. Все консервативные партии от самого возникновения человеческого общества всегда были одинаковы: полагая, что наилучшим делом управления служит препятствование народным движениям, они считали себя обязанными предупреждать любыми средствами всяческие смуты и волнения. Смерть Иисуса была одним из многих примеров этой политики. И если нужно указать пальцем на главного виновника смерти Основателя, то перст следует направить не на еврейский народ, не на иудаизм, а на иудейскую аристократию, а точнее, на ХАНАНа.

http://barnascha.narod.ru/bn/48.htm

Ренан считает, что прозвище Каиафа тождественно прозвищу Симона Петра — Кифа (;;;;;;;) (Renan E. Histoire des Origines du Christianisme. Livre premier: Vie de J;sus. 22 ;d. Paris: Calmann L;vy, 1893. P. 155–156), то есть его семитское написание — ;;;;;;;;;, которое фонетически совпадает с написанием ;;;;;;;;.
Глава 4

Отец инквизиции
Одной из самых зловещих и отталкивающих фигур Нового Завета является первосвященник Каиафа. В то жестокое время многие прибегали к подкупу и насилиям для достижения своих целей. Но мало кто умел, подобно этому человеку, творить зло с видом благочестия и святости. Во многом он явился прообразом, своего рода «духовным отцом» средневековых инквизиторов, которые отличались особой «заботой и человеколюбием» и «боялись» пролить кровь, вследствие чего казнили человека, сжигая его на костре. Проповедуя аскетизм, занимались вопиющим развратом, рассуждая о нуждах церкви, клали деньги верующих в свой собственный карман, а служение в церкви было для них просто выгодной, хорошо оплачиваемой работой. Подобные Каиафе, мужи церкви дискредитировали как саму церковь, так и Бога, Которого они представляли на земле: «Ибо ради вас… имя Божие хулится у язычников» (Римл. 2:24).

Тогдашнее состояние церкви в Иерусалиме было крайне плачевным. Должности священников и первосвященников покупались за деньги или раздавались по знакомству. Именно таким образом в 18 году по Р. Хр. получил должность первосвященника Каиафа, благодаря тому, что был мужем дочери первосвященника Анны [1]. Последний, несмотря на то, что уже много лет не занимал официально первосвященнического кресла, фактически оставался «невидимой, теневой властью» [2]. Описывая это время, Иосиф Флавий в своих «Античностях» пишет: «Первосвященниками овладело такое бесстыдство и нахальство, что они посылали своих наглых слуг на гумна, чтобы получать десятины, принадлежащие по праву священникам, поэтому в эти дни те священники, которые когда-то питались от десятин, умирали голодной смертью». Поэтому понятен гнев Каиафы на Христа, когда тот публично говорил об истинном положении дел в церкви, о лицемерии священников и фарисеев. Его проповедь могла лишить Каиафу незаконных выгод. Поэтому первосвященник сделал со своей стороны все от него зависящее, чтобы уничтожить Христа. Для этого он использовал благовидный предлог, обвинив Спасителя в богохульстве.

В истории официальной церкви позднее подобные методы борьбы с правдой и истиной использовались бесчисленное число раз. К примеру, своих противников и конкурентов папы и митрополиты обвиняли в ересях, исключали из церкви, сжигали на кострах. Сегодня многие представители официальных, так называемых, государственных церквей также обрушиваются на тех, кто проповедует такие Божьи доктрины, как например, святость субботы, спасение верой, отрицание бессмертия души, ибо они подрывают человеческую основу их учений. Смертным приговором, который Каиафа вынес Иисусу Христу, он создал видимость, что действует в интересах иудейского народа: «…лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб» (Ин. 11:50). Вынося столь лукаво обоснованный приговор Спасителю, первосвященник полагал, что разделался и со своим врагом, и сохранил свое собственное лицо, не догадываясь при этом, что вынес приговор сам себе. Еще четыре года после смерти и воскресения Христа Каиафа занимал пост первосвященника, бессовестно продолжая грабить людей. Но все возрастающая к нему ненависть народа наконец дошла до римских властей, которые не меньше иудеев были возмущенны деяниями Каиафы. Разобрав его дело, римский консул Вителлий отстраняет Каиафу от должности первосвященника [3].

Гордец Каиафа заканчивает свою жизнь в безвестности.

Не находимся ли и мы в числе врагов христианства, Божьего десятисловного Закона, не является ли и для некоторых из нас церковь просто местом работы, а не служения Богу и людям? Верим ли мы сами в то, что проповедуем, к чему призываем других и живем ли мы сами согласно того, что мы исповедуем?

Не идем ли мы путем Каиафы, стремясь свести счеты с людьми только потому, что их слова и дела обличают наши грехи и не ставим ли мы знака равенства между своими корыстными интересами и интересами других людей и церкви, как это делал этот первосвященник?

Каиафа сознательно шел этим путем, и отвергнув Спасителя, он подписал сам себе приговор.

А какой приговор выносит сегодня себе каждый из нас?..

Я опять поселился во дворце и, к великой радости, нашел там Мириам.  Но
это  доставило  мне  мало  утехи:  разговоры только  и вертелись,  что около
нараставших событий. И было о чем говорить, ибо город шумел, как разозленное
гнездо  шершней!  Приближался  пост,  называемый   Пасхой,  и  тысячи  людей
стекались  из  провинции,  чтобы,  по   обычаю,  провести  этот  праздник  в
Иерусалиме. Разумеется, эти пришельцы все были очень раздражительный  народ,
иначе  они не так  легко склонились бы на такое  паломничество. Город битком
набит  был ими,  так что многие  расположились  лагерем за  его стенами. Что
касается  меня,  то  я не мог определить,  насколько  в  этом  брожении были
виноваты проповеди странствующего рыбака, а  насколько -- ненависть иудеев к
Риму.
     -- Только на  одну  десятую, а  может быть,  и меньше,  виноват  в этом
Иисус! --  ответил Пилат  на мой вопрос.  --  Главную причину волнения  надо
искать  в Каиафе и Ханане. Они знают, чего  хотят.  Они  заваривают  кашу --
трудно сказать, для какой цели, если не для того, чтобы наделать мне хлопот!
     -- Да, это несомненно,  что ответственны  Каиафа и  Ханан, --  говорила
Мириам,  --  но ведь  ты, Понтий Пилат, только римлянин и не  можешь понять!
Если бы ты был иудеем, ты бы понял, что в основе всего лежат более серьезные
вопросы,  чем несогласия сектантов или желание  наделать хлопот тебе и Риму.
Первосвященники и фарисеи, знатные и именитые евреи, Филипп и Антипа, я сама
-- мы боремся за самую жизнь!
     -- Может  быть, этот рыбак помешанный.  Если так, то в его безумии есть
хитрость. Он проповедует учение бедности. Он угрожает  нашему закону, а  наш
закон --  это наша жизнь, как ты недавно узнал. Мы бережем наш закон, как ты
берег бы себя, если  бы  чья-нибудь  рука  сдавила  тебе горло. Вот  за  что
борются Каиафа, Ханан  и  все  они: или  этот  рыбак,  или они!  Они  должны
уничтожить его, иначе он уничтожит их!
     -- Не странно  ли  это --  простой  человек, рыбак? -- воскликнула жена
Пилата.  -- Что он за человек, если обладает такой властью? Мне хотелось  бы
увидать  его.  Я  хотела  бы  своими   собственными  глазами  увидеть  столь
замечательного человека!
     Пилат  нахмурил брови, и  ясно  было, что возбуждение  его жены  только
усиливает его беспокойство.
     --  Если  хочешь  увидеть  его, обойди  городские  притоны,  --  злобно
усмехнулась Мириам.  -- Ты застанешь  его хлещущим вино в компании бездомных
женщин. Никогда еще в Иерусалиме не появлялось столь странного пророка!
     -- Что ж тут дурного? -- спросил  я,  против воли  становясь на сторону
рыбака. -- Разве я не упивался вином и  не  проводил  странных ночей во всех
провинциях? Мужчина  есть мужчина, и  повадки  его всегда и везде мужские --
иначе я сам помешанный, что я отрицаю.
     Мириам покачала головой.
     --  Он не  помешанный, много  хуже: он опасен. Его  эбионизм опасен. Он
разрушит  все   установленное.  Он  революционер.  Он  готов  уничтожить  то
немногое, что осталось нам от иудейского государства и храма.
     Но Пилат возразил:
     -- Он не политический деятель, я собрал о нем справки. Он -- ясновидец.
В нем нет ни капли бунтарства. Он даже признает налоги римлян.
     -- Но  я все же  не  понимаю,  -- стояла на своем Мириам. -- У него нет
революционных замыслов; революционером  его  делает  исполнение  его планов,
если оно удастся. Сомневаюсь, чтобы  он сам  предвидел последствия. Но  этот
человек -- язва, и, как всякую язву, его нужно истребить!
     -- Насколько я слышал, он  добрый, простой человек, не имеющий в сердце
зла, -- утверждал я.
     Тут  я  рассказал  ей  об  исцелении  десяти  прокаженных,  чему  я был
свидетелем в Самарии, по пути в Иерихон,
     Жена Пилата,  как зачарованная, слушала мой  рассказ.  До  нашего слуха
доносились отдельные вопли и крики собравшейся  на улице толпы, и мы поняли,
что солдаты очищают улицу.
     --  И ты веришь  в это чудо? -- спросил Пилат. -- Ты веришь, что в одно
мгновение гнусные язвы оставили прокаженных?
     -- Я видел их исцеленными, -- ответил я. -- Я последовал за ними, чтобы
удостовериться. На них не осталось проказы.
     -- Видел ли ты их больными? До этого исцеления? -- настаивал Пилат.
     Я покачал головой.
     -- Мне только так рассказывали, -- согласился  я. --  Когда  я их видел
впоследствии, все  они  имели вид людей,  некогда бывших  прокаженными.  Они
находились  в состоянии какого-то одурения. Один, например, сидел на солнце,
ощупывал свое тело  и все  глядел на гладкую  кожу,  словно не  мог поверить
глазам своим. Когда  я задал ему вопрос, он не мог  ни ответить, ни смотреть
на что-нибудь,  кроме  этой своей кожи.  Он был как ошалелый.  Он  сидел  на
солнце и все глядел и глядел на себя!
     Пилат  презрительно улыбнулся, и  я заметил, что  на лице Мириам  также
показалась презрительная улыбка. Но жена Пилата сидела как мертвая, еле дыша
и широко раскрыв свои невидящие нас глаза.
     Тут заговорил Амбивий.
     --  Каиафа утверждает -- только вчера он говорил мне об этом, --  будто
этот рыбак обещает низвести  Бога  на землю  и создать здесь  новое царство,
которым будет править Бог...
     -- И это конец римского владычества! -- вставил я.
     --  Таким  путем Каиафа  и  Ханан замышляют  впутать Рим,  -- объяснила
Мириам. -- Но это неправда! Это ложь, которую они выдумали.
     Пилат кивнул головой и спросил:
     -- Разве не имеется в ваших древних книгах пророчества, которое здешние
священники могли бы применить к намерениям этого рыбака?
     Мириам ответила  утвердительно  и привела  цитату.  Я  рассказываю этот
случай  в  доказательство  глубокого  знакомства  Пилата  с  народом,  среди
которого он с таким трудом поддерживал порядок.
     -- Я слышала,  -- продолжала  Мириам, -- что Иисус  предсказывает конец
мира и начало Царствия Божия не здесь, а в небесах.
     -- Мне об этом докладывали, -- заметил Пилат. --  Это верно. Этот Иисус
признает  римские налоги.  Он  утверждает,  что Рим  будет править,  пока не
кончится всякая власть вместе с концом мира. Теперь мне ясен подвох, который
подстраивает Ханан.
     -- Некоторые из его последователей утверждают даже, что  он сам Бог, --
вставил Амбивий.
     -- Мне не доносили, чтоб он это говорил! -- возразил Пилат.
     -- А  почему бы нет?  -- вмешалась  его жена.  -- Почему  нет? И раньше
случалось, что боги сходили на землю.
     -- Послушай,  -- сказал  Пилат. --  Я знаю из надежных  источников, что
после того, как этот Иисус сотворил чудо, накормив толпу несколькими хлебами
и рыбой, глупые галилеяне собирались сделать  его царем. Против его воли они
хотели сделать его  царем. Спасаясь от них, он бежал в горы. Это не безумие.
Он был слишком умен, чтобы принять участь, которую они настойчиво навязывали
ему!
     --  Вот это и  есть тот самый  подвох, который готовит тебе  Ханан,  --
повторила Мириам. -- Они требуют, чтобы он сделался  царем иудейским --  это
нарушение римского закона, за которое Рим должен разделаться с ним.
     Пилат пожал плечами.
     --  Король нищих или,  вернее,  король  мечтателей!  Он не  глупец,  он
ясновидец, но не властитель мира сего. Желаю ему владычества в грядущем, ибо
этот мир не подчинен Риму!
     --  Он  утверждает,  что собственность  --  грех,  --  вот  что  задело
фарисеев, -- опять вмешался Амбивий.
     Пилат от души рассмеялся.
     --  Однако   этот  царь  нищих   и   его   последователи-нищие  уважают
собственность, -- пояснил он. -- Недавно они завели  даже казначея для своих
богатств. Его звали Иуда, и говорят,  что он обворовал их общую казну и унес
с собою.
     -- Но Иисус не крал? -- спросила жена Пилата.
     -- Нет, -- отвечал Пилат. -- Украл Иуда-казначей.
     -- А кто Иоанн?  --  спросил я. -- Он появился впервые в  Тивериаде, но
Антипа казнил его.
     -- Это другой, -- отвечала Мириам. -- Он родился возле Хеврона. Это был
энтузиаст и отшельник. Не то  он, не то его последователи утверждали, что он
Илия, воскресший из мертвых. Илия -- это был один из наших древних пророков.
     -- Что ж, он бунтовал? -- спросил я.
     Пилат улыбнулся и покачал головой, потом произнес:
     --  Он  повздорил  с  Антипой  из-за  Ирода.  Иоанн  был  нравоучитель.
Рассказывать долго, но он заплатил за это головой.  Нет, в этом деле не было
ничего политического!
     -- Некоторые утверждают также, что Иисус называет себя сыном Давидовым,
-- сказала Мириам. -- Но это вздор: никто в  Назарете не верит этому. Видишь
ли, вся его семья, в том числе его замужние сестры, живут там,  и они  знают
его. Это простые люди, совсем простонародье.
     -- О, если бы таким же простым был доклад  обо всех этих сложных делах,
который я должен послать Тиверию, -- пробурчал Пилат. -- А теперь этот рыбак
явился  в Иерусалим, в город, битком набитый паломниками, готовыми на смуту,
а Ханан еще подливает м