Леонид Кулагин. Встречи

Жанна Лабутина
Кто-то знает Леонида Кулагина по телесериалу «Кулагин и партнеры», для кого-то это имя больше ассоциируется с нашими старыми, «рыцарскими» фильмами – «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго», «Приключения Квентина Дорварда»… А для кого-то он остался героем тонкой и печальной истории, рассказанной в фильме «Осень».
Представленные здесь фотографии были сделаны мною несколько лет назад, на репетиции нового спектакля в Московском театре имени Маяковского, во времена, когда режиссер Татьяна Ахрамкова ставила спектакль по пьесе Генрика Ибсена «Строитель Сольнес». Леонид Кулагин был приглашен на главную роль. Для актера это был первый спектакль после его шестилетнего отсутствия на экране и на сцене, совпавшего с годами безвластия и безвременья в стране. По телефону мы договорились с Леонидом Николаевичем об интервью. Чтобы упростить задачу, Кулагин пригласил меня на репетицию...
Кстати, главную женскую роль в спектакле исполняла юная тогда, шестнадцатилетняя дочь Владимира Машкова – Маша. Кажется, это был ее дебют…
Строитель Сольнес, — норвежский вариант нашего Лопахина. Талант и бабник, богоборец и трус, – так писали о герое Кулагина театральные критики. Актер играл героя, который никак не может смириться с тем, что мир несовершенен, а процесс старения и ухода для человека обязателен и необратим. Прожитая жизнь, опыт, позволяют ему легко расправляться с конкурентами по бизнесу, но заставляют мучительно искать спасительную соломинку для своей неудовлетворенной души. И кажется ему, что он находит ее. Появляется рядом с героем девочка…  «Ностальгия и надежда в одном бокале» — писали тогда критики…
Против подобного «коктейля» ни один мужчина не устоит…  Честно говоря, я мало верю в возможность каких-либо отношений между юной девушкой и пожилым мужчиной, даже если его роль исполняет такой замечательный актер, как Кулагин. Хотя, искушенный читатель может возразить, и привести множество примеров — от Лариной-Бухариной  до…  сегодня таких примеров можно привести множество, имена известные… Но обмануть можно только себя. Не время. Строитель Сольнес крепко и навсегда повязан семейными узами, обстоятельствами, грехами и долгами.  Всем, что уже было в его жизни. До этой встречи. Он давно принадлежит другой женщине… Он вообще из другого времени. Он говорит на другом языке, чувствует по-другому,  но… девочка настаивает, у нее свои резоны для этого, она говорит, жаждущему услышать: 
– Мой… Мой строитель Сольнес!.
Естественно, у мужчины едет крыша. Кажется ему, что он всемогущ, что смог остановить время, что время начало, наконец,  обратный отсчет…  В своей «лолите» видит он и несбывшиеся мечты — теперь они обязательно сбудутся, и несозданные шедевры — он опять готов творить!,  и нерожденных своих детей, — вот оно, его бессмертие!  Для него это все-таки надежда… хотя и иллюзорная.
— Мое счастье — видеть тебя великим!» — подыгрывает ему героиня…
Конечно, я не могу судить о спектакле как профессиональный, театральный критик. Но, как обычый, рядовой зритель, вполне могу говорить на уровне своего восприятия. На меня слова героини впечатления не произвели. Я не поверила ей. Может быть, потому, что именно в это время я как раз часто встречалась с теми, кто возвращался из чечни? Слушала рассказы участников чеченских событий.  Следила за идущими в Ростове на Дону судебными процессами, ставящими с ног на голову все складывавшиеся веками понятия о Добре и Зле?  Может быть. Но трагедия стареющего норвежского строителя  мне показалась фарсом, абсурдом на фоне того, что происходило в России. В финале спектакля строитель Сольнес  гибнет. Это закономерный финал. Человек переоценил свои силы, он обречен и должен уйти... Но, как в индийском кино, жалости, или хотя бы сожаления о трагической судьбе героев  я, помнится, не испытала. И вовсе не потому, что у меня сильно завышен порог чувствительности, — я видела немало потрясающих спектаклей. Во МХАТе,  в Малом…  Да в том же театре имени Маяковского, первое,  что приходит на ум — спектакль по пьесе  Теннеси Уильямса Трамвай «Желание» со Светланой Немоляевой в главной роли,… Когда вроде ничего особенного и не происходит на сцене, быт, жизнь, будни, и слова самые простые, а по спине мурашки бегут… Или «Валентин и Валентина» в дотабаковском МХАТе… Или спектакль «Глазами клоуна» по одноименному роману Генриха Бёлля в театре Моссовета…  с незабываемой, великолепной работой недавно ушедшего Геннадия Бортникова.
 
http://www.vilavi.ru/sud/260807/260807.shtml

Эти встречи были потрясением.  Правда, и время тогда было другое…  И общество.
Теперь, на фоне того, что творилось в этот момент на Кавказе, в стране, эти «страсти по Ибсену» всерьез не воспринимались…
После окончания репетиции, интервью состоялось. Разговор получился долгим, интересным, и … не очень оптимистическим. Он принадлежит своему времени. Что-то сбылось, что-то не сбылось, из сказанного тогда… и я не буду возвращаться к этому разговору.
А вот фотографии… в комментариях они не нуждаются. Тем более что мой собеседник человек не просто известный. Он — действительно интересен. Он — замечательный актер. Для тех, кому все же не знакомо это имя, напоминаю:
Леонид Николаевич Кулагин — замечательный русский, советский актер. Режиссер и сценарист. Сыграл более чем в 60-ти фильмах. Играл в телеспектаклях. Играет в телесериалах.
Родился Кулагин в 1940-м году. Театральную студию при Горьковском академическом театре драмы им. М. Горького окончил в 1960г. Служил в театрах Горького, Читы, Ярославля, Липецка, Брянска, Москвы. Народный артист РСФСР, Лауреат Премии РСФСР им. братьев Васильевых, Лауреат Государственной премии РСФСР им. Станиславского. Обладатель серебряной медали за театральную деятельность.