В поисках райского сада

Сабр Абдуллаев
Одна земля разделённая на четыре части, по которой всю историю человечества протекали четыре реки, земля за которую уже много тысяч лет идёт война. Война за обладание кусочком райского сада. Как ни странно и сейчас она разделена на четыре части: араратскую долину которая входит в состав Республики Армения, Нахичивань независимая автономная республика в составе Азербайджанской республики (далее АР), Карабах сепаратисткое государственное образование, неотъемлемую часть АР, и северный курдистан (часть южного Азербайджана) входящий в состав Ирана. Учёные Долгое время незнали название двух из четырёх рек протекающих по саду эдема, знали лишь про Тигр и Ефрат, по библии две другие назывались Гихон и Фесон. Как же назывались две другие реки? Раннее думали что это Инд и ганг и эдем это весь древний мир, сегодня же учёные считают что это две реки втекающие в персидский залив. Но это не точно по словам ведущего передачи о поисках эдена на канале Дискавери Сивилайзейшн. Военное положение не даёт учёным разобраться в этой проблеме, но по последним данным этими двумя реками являются Араз и кызылчай втекающих в каспийское море .. . А вы бы хотели свой кусочек рая? Знаю вы бы не скупились бы и на обладание им всем.
----
Вы когда нибудь видели чёрное небо? Нет не то небо которое я вижу каждый день в Москве не красновато-серое небо, настоящее чёрное небо. Небо смотря на которое можно замереть на некоторые мгновения и задуматься о чём-то необычном не повседневном. А когда за тьмой этого неба прячутся горы покрытые лесами и кажется что их вообще нет и они потерялись в той далёкой тишине, которая нарушатся лишь шумом реки которая течёт под вашими ногами. Нет наверно вы нигогда не видели такого неба и не были поглащены шумом его тишины. Горы так близки, а их как будто и нет, наверно они спрятались от людских глаз, людей пришедших так, как я сейчас, застыть в ночной тиши, ведь и им горам хочется побыть одним и насладиться здешней красотой.
А вы когда нибудь были на вышине горы? На самой её верхотуле? Где то там на горе стоит в вечной мгле старая Древняя церковь. Никто её не беспокоит и кажется и она никому не мешает. А это церковь Кавказской Албании. Древнего народа который проживал в прошлом на Кавказе. Кавказская Албания это не выдумка, и у неё нет никакой связи с нынишними Албанами. Такая церковь стоит в древней деревне Киш, которая спокойно живёт себе отделившись от другого шумного мира, которой нет дела до суеты и людских проблем. Это одна из сотен церквей древнего Албанского зодчества. Когда я зашёл в эту церковь я увидел в ней Норвежцев. Они мне рассказали что их народ и является потомком древних Албан, после прихода Ислама на эту землю в девятом веке они решили не предавать свою веру и ушли отсюда далеко в нынюшнюю Норвегию. Но потомки древних Албан известных на наше время это не только Норвежцы, но и Удины, это один из двадцати наций из союза которых состоял народ Албан. Когда находишишься в такой древности то волей не волей признаёшь то что ты лишь частичка чего то большого, необычного и духовного в этом мире, что то же сохраняет тишину в казалось бы бездушных неподвижных горах большого Кавказа, а ведь этой церки уже почти тысяча девятьсот лет. Христианство принёс на эти щедрые земли Елисей ещё в первом веке нашей эры.
Всю ночь шёл дождь. Были моменты когда я просыпался от шума падающих капель на крышу дома. Неподвижный старый трактор стоящий недалеко от реки вновь обрёл своё истинное предназначение и завёлся. Ещё вчера на этот трактор взбирались дети и играли в какие-то игры думая что он для этого и создан, но это оказалось не так. Когда я проснулся часов в одиннадцать, как обычно опоздав на завтрак, я услышал шум с улицы, как оказалось потом дождь не прекращавшийся всю ночь шёл и сейчас, началась сель. Тракторист всю ночь разъезжал на своём тракторе охранял дом от разрушения. Речка которую я вчера даже не заметил, которая была похожа на маленький ручеёк вышла из берегов и готова была уже затопить всё в округе, но маленький тракторист нас спас. Он занимался на этой базе отдыха практически всем, он разносил еду по комнатам для людей которые не хотели подняться со стула и дойти до столовой, он держал недалеко пасеку и продавал мёд. Женщина которая убиралась в комнате в которой мы жили сказала, что он похож на одного знаменитого французского актёра, подумав немного она вспомнила его имя и сказала это Лью Де Финес. Он постоянно бегал туда сюда и что-то делал, наверно эта его работа держала его на ногах уже столько лет и не смотря на свой возраст он казался ещё молодым. Паника на втором этаже нашего дома не прекращалась, люди видимо не привыкшие к таким условиям решили от сюда уехать, но они были огорчены словами, что сель разрушила мост при выезде из этой Базы отдыха и выехать они смогут от сюда только через шесть дней и им нужно подождать его восстановления. Но люди не успокаивались, они хотели вернуться к себе в город и заново влиться в шум и суету его населения. Несколько лет назад в Азербайджанской Республике был построен МЧС и было закуплено самое современное оборудование для спасения людей из самых опасных и сложных ситуаций, я уж думал что спасение придёт и люди успокоившись уедут к себе домой, но не тут то было, МЧС не было и не было. Ну какая им разница что тут происходит, в Шеки это происходит каждый год по несколько раз, и уже местные привыкли к происходящему и им уже не нужна была помощь, но бакинцы отдыхающие на этой базе не могли успокоиться. На этой базе селились все киношники баку, они покупали по дешёвке путёвки и их посылали тут отдыхать, конечно условия были не самые лучшие, но халява всегда вкусна и ещё тут кормили три раза в день, такого не найдёшь ни на одном другом курортном месте города Шеки, везде кормили только утром, а обед и ужин все кушали в ресторанах, а тут кормили, халява как же я люблю это слово. Но как понял в Москве халява это не самое лучшее, после той еды которую я ел в столовой своего института вся еда которую подавали в столовой вызывала мной отвращение, многие из ребят даже болели гастритом. Повара и некоторые ребята находили оправдание и говорили, что это же столовая и понятно на большое количество человек вкусно не приготовишь. Но оказалось всё не так, всё оказалось зависит как люди относятся к своей работе. Еда которая была в столовой этой Базы была так вкусна, что я даже не мог представить, что такое может быть. Что и в столовой могут так готовить? – спросил я у свой Мамы, да так получается что могут, она мне ответила. Да и на этой базе оставалось много народу, как в общежитии нашего института, а почему же тут вкусно, а там нет всё оставалось для меня загадкой. Конечно большую роль играли и продукты из которых готовили еду, конечно они отличались от Московских. В Конце концов за этими людьми приехал грузовик, они все сели в него большой дружной семьёй и эвакуировались. Мне тоже что-то стало немного скучно и мне захотелось отсюда уехать, я узнал, что сюда ещё осталась дорога через деревню Киш. Она вела прямиком к нашей Базе, которая называется «Гелерсен Гёрерсен», что переводится «придёшь и увидишь». Мне было интересно почему же она так называется. Оказывается на горе находится крепость под таким названием. Когда-то давным давно в этой крепости укрепился Хан Шеки Челеби, он оборонялся от Персидского Шаха ….. , в конце концов хан Шеки где то скрылся, в основном в деревнях и недалеко этой крепости оставались только женщины, они все спрятались в этой крепости. Когда армия грозного Персидского хана приблежалась, женщины спрятавшиеся в этой крепости нашли способ его напугать и изгнать из пока не объединившейся в единое целое Азербайджанской земли. Они собрали большое количество баранов, которое было у них на то чтобы выжидать и кормиться в крепости ещё несколько лет, они их всех вырезали и кровь их потекла с горы вниз. Увидев это войска Шаха испугались и повернули назад, «если эта крепость на столько гроздна и сильна, что с неё течёт столько крови то мы не в силах её захватить». Я заметил, что народ города Шеки любит свой город сильнее чем в Баку, хотя может быть это не так, в Баку люди такие, что сидя между собой в своём кругу ругают этот город, за все грехи на земле, но вы не найдёте человека скучающего по своем дому на столько сильно как скучают Бакинцы. Наверно это и хорошо, каждый город Азербайджанской республики отличается друг от друга, и люди каждого города тоже, наверно это потому что люди развивались и жили в отдельности друг от друга, потому что Азербайджан был разделён на ханства. Это и хорошо и Плохо, хорошо потому что в этой стране есть разнообразие, Б-г одарил эту землю 9 климатическими поясами, когда едeшь по стране ты не увидишь одну и ту же картину из берёз, которую можно увидеть в России, а плохо это с той стороны, что в Азербайджане никогда не было единства, даже сейчас половина бывшего необъединённого Азербайджана находится в составе Ирана, эту половину сейчас называют Южный Азербайджан. Представьте, что в северном Азербайджане, который находился двести лет составе Российской империи и семьдесят лет в составе СССР живёт восемь с половиной миллионов населения, а в Южном Азербайджане живёт где-то тридцать миллионов азербайджанцев, цифра значительная. Этот народ проживающий в составе ирана ещё с 1826 года, когда Азербайджан был поделён Российской империей и Ираном, туркменчайским мирным договором, очень сильно страдает. Его унижают и издеваются над ним, у южных азербайджанцев даже нет школы на своём родном языке, а в 2006 году, в иранской газете даже была опубликована издевательская карикатура таракана разговаривающего на азербайджанском языке, что повлекло за собой большие митинги, в результате которых много людей было убито и тысячи людей были посажены по тюрьмам. Америка решила дать независимость Южному Азербайджану после того как они восстановят в Иране демократию, якобы демократию, но каждому человеку понятно, что это лишь погоня за нефтью. Но и Иран это не Ангел, чего стоят высказывания иранского президента о том что Израиль нужно снести с лица земли. А Израиль для Азербайджана, хоть и является страной с чуждой религией, но является очень близким. Когда 20 января 1990 года русские войска вошли в Баку и начали убивать всех подряд ради того чтобы вернуть обратно союзную республику, а на самом деле колонию, из Израиля прилетали вертолёты и спасали раненых. Президент Азербайджана побывав в США в гостях у еврейского лобби, после своего возврата сказал, что все евреи наши друзья, а горские евреи наши братья. Да это правда. Я за новую мировую идеологию! Идеологию народа США, нет не за ту империалистическую идеологию. Я за различие нации от народа. Как в США, в Америке, все граждане являются народом Америки, независимо от их нации. Как любой стивен или Йосеф может с гордостью сказать я Американец, и каждый будет иметь право сохранять себя с своей нации. Так и в Азербайджане, Будь то Азери, будь то русский, будь то еврей и даже армянин, все являются Азербайджанцами. И это глупо говорить что ты бакинец а ты не бакинец и так делить себя на отдельную нацию, да нужно гордиться своим городом но надо стараться не затеряться в фашистской степи, фашизм не пройдёт.
Мы сидели и обедали в столовой, стоял уже второй день нашего пребывания на базе отдыха в городе Шеки. Да конечно есть большое отличие от Баку. Я это заметил только когда в первый раз прилетел из отдыха в дальних странах домой, ну или из моей жизни в Москве обратно в отчий дом, я заметил пустыню, да именно пустыню. Деревьев в Баку стало намного меньше, незнаю для чего нужна реставрация парков, но точно не для того чтобы вырубать там деревья и сажать траву, ну впринципе дело не в этом. Большое отличие от москвы, когда там приземляешься то видишь вокруг себя зелень, а когда приземляешься в Баку везде пустыня, нет не пустыня, а полупустыня перебивают меня мои друзья. Да я это понимаю, но что же сделали евреи в Израиле, в настоящей пустыне? Как они превратили пустыню в цветущий рай? А почему же и в Баку такое сделать нельзя? А Шеки…. Да тут просто невероятная природа, вокруг горы покрытые деревьями, речка, древняя архитектура, сразу видно что город намного древнее Баку. Понятно Шеки всегда была столицей Шекинского ханства, а Баку был всего лишь портовым городом Шемахинского ханства со столицей в городе Шемаха, через которую я проезжал по дороге в Шеки. Жаль что древности в этом городе не сохранилось потому что там практически всегда случалось землетрясение и город строился заного. Моя бабушка родом из Шемахи, потом уже она переехала в Баку после того как ей пришлось прятаться в городе Мара в туркмении прячась от резни устроенной ненавидящей тюрков нацией в 1918 году. Представте вы только что находитесь в пустыне потом вы проезжаете по степи и вдруг из земли начинают расти деревья их всё больше и больше и вдруг всё начинает утопать в зелени везде растут ореховые и другие деревья и наесться можно гуляя по улице. А Архитектура города Шеки тоже поражала своей красотой, все дома были построены из речного камня, красота, чувствуется древность. В архитектуру города никак не вписывались новые домики из белого кирпича. Самые дорогие дома в этом городе строятся тоже из речного камня. Гуляя по городу я попал в дворец Хана шеки, его недавно отреставрировали. Около этого дворца расли два старых чинара, моё самое любимое дерево, я не видел чтобы оно росло в России, этим двум деревьям было 500 лет, мне сказали что в Азербайджане есть деревья ещё древнее. Друг отца, тоже художник рассказал, что этот дворец был построен художниками и зодчими с разных краёв мира. А когда дворец был достроен хан спросил у одного из зодчих сможет ли он построить дворец красивее этого в другом месте. Тот по глупости ответил да. Это не понравилось хану и по легенде он повесил этого зодчего на одном из этих чинаров, хотя потом друг отца добавил что скорее всего его не повесили а выкололи ему глаза или отрезали руку. На русском языке эти деревья, чинары, называются платаны, но слово чинар мне больше нравится.
Вдруг мужчина, сидящий недалеко от меня начал с кем-то спорить. Повернувшись, я увидел, что этот мужчина ростом выше двух метров, а спорил он со старой женщиной наверно в два раза меньше его ростом. Больше всего я слышал когда он говорил «Азера Азера.. не хотят учиться торгаши, это плохо, лучше было в Империи, великой российской империи» Женщина же ему отвечала что во первых не Азера, а Азери, так на самом дели называется эта нация, и что есть нормальные люди, а то что ему не нравится как они разговаривают, то это неправильная позиция. У каждого народа свой язык, и англичанам тоже не нравится когда разговаривают русские, это вызывает чувство, что рядом с тобой варвар. Так же и у русских, когда слышат Азербайджанскую речь то чувствуют, что это варвары. Нет, это не так, если это язык на котором писал Низами Гянджеви, Насими, Физули, то этот язык не является варварским. То что многие незнают этих писателей не означает, что их никто не знает, тем кто надо те знают, не зря даже в Америке совсем недавно отмечали пятисотлетие Низами. Не зря в японии с упоением слушают бакинский джаз и даже смешно это писать официальная мелодия на нокиа 8800 была написана японским джазменом в стиле бакинского джаза. Потому что, что красиво это вечно. А разве может быть страна варварской если в этой стране есть такая музыка такое пение как мугам, в фильме Тарковского «сталкер» когда сталкер наконец то пришёл на зону и лежа на траве входил в гармонию с миром играл тар, играла мелодия Баяты шираз, это самое гениальное что я слышал за свою жизнь, это пение трогает все первоначальные духовные моменты человеческой души. На моём лице появилась улыбка, - «бакинцы» - сказал я и повернувшись стал есть дальше. Я и сам такой, да это вызывает улыбку когда говорят об этом свои, но это и наводит на глаза слёзы когда говорят другие. Потому что свои хоть и ругают, но это по любви, а другие по непониманию или по чему-то другому, но точно не по любви.
Погоня в которую превратилась моя жизнь в Москве вновь переходила в обычное мне русло с каждым глотком чая и звуком балабана который раздавался из моего ноутбука. Но неизменным оставался мой московский акцент, который у меня появился. До этого моего приезда в Азербайджан каждый раз мой акцент заново менялся на бакинский лексикон, но на этот раз этого не стало, я меняюсь, но это не важно все меняются, жизнь не может стоять на одном месте, главное сердце не меняется и я продолжаю оставаться бакинцем.
Этот вечер прошёл не очень, третий день на одном и том же месте меня угнетал, к тому же второе место в которое мы переехали было не столько комфортным как мне хотелось. Потом посмотрев на ключ я заметил, что комната в которой мы оставались была залом, вместо надписи комната 1, или чего-то в этом духе, было написано зал. В комнате было 8 кроватей и никаких удобств, летали всякие мошки и разные интересные живые существа. Я понял что больше на этой базе оставаться нельзя и нужно уезжать, куда нибудь в центр Шеки, погулять по городу, а потом уехать домой. Ещё хуже мне стало когда я узнал о войне. Всё внимание базы было направлено на вдруг возобновлённый Грузузино-осетинский конфликт. «Россия напала на Грузию! – кричали по телевизору». Моё мнение как и мнение каждого нормального человека такова, что каждая страна вправе защищать свои границы и восстановить свою территориальную целостность если ей придётся и никто не вправе помешать этому. Самое смешное было информационное различие между каналами. Когда я включил телевизор на одном из Российских каналов то узнал что Цхинвали был освобождён. Освобождён? А от кого? Я ещё не понимал почему РФ должна освобождать Цхинвали и от кого. Потом появились слухи, что Россия официально объявила войну Грузии. По телевизору показывали, что плохие грузины атакуют Южную Осетию и Россия лишь хочет мира. Когда я переключил на Турцию там транслировали  что всё на самом деле не так, оказалось что бомбят и Гори, город близ Тбилиси. Россия бомбит Гори и грозится побывать и в Тбилиси, я вспомнил слова Жириновского, когда он общался со своими друзьями братьями Саддама Хусейна, он сказал что надо вместе ударить по Тбилиси по Баку. Первое предсказание почти сбылось, надеюсь второе не сбудется. Я не хочу войны, все кричат о патриотизме о всём подобном, но на самом деле никто из них не знает что такое война, война это смерть, никому ненужная кровь, этому я научился с детства когда первый раз прошёлся по Аллее Шехидов, а вы думаете что шахиды это люди которые взрываются в терактах? Нет на самом деле это означает это люди которые погибли за свою родину за свободу, Аллея Шахидов в Баку, которая охватывает весь нагорный парк это памятник людям которые погибли за свободу АР в 1990 году. Никому не нужна война все хотят мира, кто виноват тому что политика грязная вещь и людям сидящим где то у себя дома и отдающим приказы нет ни какого дела о том что чувствуют люди в эпицентре военного конфликта, они сидят и кушают свой борщ или пьют вино киндзмараули и им больше ничего не надо.
Начался новый день мы узнали, что скоро за нами приедут и эвакуируют. Через несколько часов за нами приехал грузовик Урал, мне сказали что на грузовике приехало десять туристов. Это были европейцы и американцы, несколько англичан и граждан США, так же там была группа из азербайджанских девушек они помогали иностранцам в Азербайджане, эти девушки были из Американской мирной компании, они мне рассказали, что это волонтёры они приезжают и работают в школах и в разных организация узнают чем занимаются люди. Я познакомился с одной азербайджанкой и спросил есть ли у этих иностранцев в англии такая организация которая помогает освоиться и развлечься людям приехавшим из Азербайджана, она мне ответила, что они только тут так приветливы с тобой, а у себя дома ведут себя так как будто бы тебя не знают. Ну понятно люди приезжают сюда как будто приезжают в страну третьего мира думаю дать руку помощи туземцам дать горстку жвачек или картошку фри и народ сразу станет счастлив. Англичане приезжают в баку думая что в Баку ничего нет в надежде стать миллионерами но в конце концов становятся строителями подземных переходов и станций метро. В Шеки же они приезжают за не обычными впечатлениями, даже сама эвакуация была приключением, разве это не прекрасно? Нельзя постоянно сидеть на одном месте нужно постоянно двигаться ведь жизнь на столько мала, а хочется увидеть всё, понятно это происходит не в европейском сумасшедшем темпе жизни, а в медленном гармоничном восточном, где только на распитие чая тратятся часы. Ехать на Российском урале по речным камням было хоть тяжело но весело, мы также ехали по разрушенной дороге и собирали орехи прямо на ходу с самых высоких веток. Правда они были ещё молочные, но это не главное, не всегда же эвакуируешься на урале с горного курорта и собираешь фундук прямо с дерева. Экзотика!
Уже совсем скоро я покину свой маленький южный рай и буду выжидать 9 месяцев снега в моём северном раю, с угрюмыми облаками, которые я так сильно не любил раньше, но чувствуется что они уже превратились в свои, главное чтобы вторая мечта Жириновского осталась там далеко в его мечтах.
Я вспомнил что Г-сподь выгнал нас когда то давно из райского сада, дай мне Б-же силы купить сюда билет обратно и возможность ещё раз отдохнуть.
Баку, несколько дней назад. Я увиделся со своими друзьями, и друзьями друзей. Конечно многие мои друзья живут в Баку, но уже не все, их осталось очень мало. Однажды мы собрались в кругу бакинцев вернувшихся домой, кто после учёбы кто после более долгого времени жизни в другой стране. Например, один мой друг до недавнего времени которого я называл Аскер, вдруг стал Оскаром, он ушёл ровно год назад с третьего курса Бакинского медицинского университета и поступил в Риме в университет на медицинский факультет. Через несколько дней я решил выехать из столицы и отдохнуть несколько дней с родителями где то за городом время проведённое с ними это самое ценное время в моей жизни, ведь я и так вижу их очень мало.