Эхо пустоты вечного Аррана

Сабр Абдуллаев
Если бы я начал писать этот рассказ где полагается то он был бы совсем другим, но прошу вас понять, что я в холодной Москве, стоит 30 сентября и скоро уже пойдёт вечный снег, но пока что моя Москва живёт, и на небе светит солнце, наступил новый год и жизнь должна начаться заново, новая жизнь которая будет лучше чем в прошлом году. Новый год от сотворения мира это тот новый год который мы все потеряли, но свершилась такая удача, что я могу его праздновать, слава Б-гу, хоть на это я удачлив и мне попалась такая возможность.
Рассказ начнётся далеко от Баку примерно в трёх часах езды на машине, это город родина Моего отца, Нефтечала. На самом деле этот город был построен совсем недавно по историческим меркам, после второй мировой. Мои покойные дедушка и бабушка со стороны отца сразу же переехали туда после войны, потому что в этом маленьком городе только зараждалась жизнь, советское правительство переселяло туда военных и новые семья со всего союза. Мой дедушка вернулся с войны контуженым, война для него закончилась ещё на Украине. Хоть жизнь и текла своим руслом и вроде было всё хорошо, ведь у него были и семья и дети, но жизнь после контузии уже не та что была раньше. Самое страшное, хорошего места работы, для обеспечения полного достатка семьи после этого не найти. Работал он фельдшером, и умудрялся кое то как содержать свою семью. На большую радость родилось у него семеро сыновей и одна дочка, доля была не лёгкая, но сильно красящая жизнь. Рождаемость в те времена была намного больше чем в наши годы, в семьях было минимум три ребёнка. Жизнь людей была не легка, но не смотря на это жизнь текла и никто на неё не жаловался, было такое время у всех была одна судьба. В этот город переселили многих людей. В нём жили и армяне и русские и азери и евреи и все остальные, ну практически все нации населяющие советский союз. Ещё оставалось лет сорок счастливой, хоть не самой лучшей, но в какой то степени счастливой жизни вместе. Которой должен был придти конец, когда мы все должны были разъехаться по всем уголкам мира и поругаться друг с другом, когда слова Москаль, хохол, Азер, Жид и Хачик, должны будут принять уже не шуточное а ругательное значение, когда жизнь станет намного сложнее чем раньше, когда жизненные ценности прошлого земенят бесполезные вещи настоящего, созданные лишь для одурения народа и настраивания против других. Кто и что с этого выиграл полноценного ответа на этот вопрос я так найти и не сумел. Но что же выиграли мы? Что выиграл простой народ, которому нету дела до мировой политики и известного политического принципа «разделяй и властвуй»? Мы выиграли ничего. Мы только проиграли, поверьте мы потеряли тот маленький дворик, наш общий дворик по середине которого росло большое тутовое дерево с которого, собравшись все вместе, собирали Тут и ели с детского радостью. Кто-то срубил это дерево и его больше нет, больше нет этого дома и больше нет этого дворика, который был у нас раньше. Теперь на его месте большое многоэтажное здание с балконов которого смотрят чужие лица, которые не хотят общаться друг с другом, мы потеряли Бакинский дворик. Но пусть знают все, что этот дворик был не только бакинский. Он был во многих городах советского союза, в Баку, в Одессе, и в подобных им интернациональных городах. И что мы делаем сейчас? Мы только ругаемся и создаём нерешимые конфликты, мы ругаем нашего противника – Запад, но одновременно играем им под руку. Но то что им было нужно, то они и получили. Они нас разделили, они нас поссорили, они создали образ врага между нами, но и не стоит постоянно ругать запад потому что в чём то виноваты и мы, мы сами построили между собой эту стену и огородились друг от друга. Мы проиграли. То что было то не вернуть. То что было не вернуть старыми методами. Это уже не вернуть войной или созданием малых дестабилизирующих конфликтов или аннексией малой территории независимых государств. Это вернуть только любовью и дружбой только взаимо пониманием и доверием. Мы та другая Европа, мы тот другой европейский союз, который должен объединиться, мы то другое единое пространство, другие народы которые жили всегда вместе рука об руку, женились и разводились, рождали детей, праздновали новый год и горевали от потери ближнего. Мы одно целое, целое которое ещё можно восстановить.
Перед тем как поехать в Нефтечалу со мной произошла трагедия которая ни в коем случае не могла произойти в Москве. Ну а что же вы думаете это может быть? Меня стукнул солнечный удар.. да под жарой 45 градусов в тени, днём когда солнце достигает своего пика радиации, и замирает в самом зените я вышел в город. Да я вышел именно в «город». Так называют в Баку его центр. Не знаю почему, но это укоренилось у всех живущих в Баку. Не знаю может быть раньше городом были лишь центр, но сейчас центр уже достиг моего дома, хотя в моём детстве мой дом был в ареале спальных районов. Вышел я в город чтобы взять у друга свою гитару, её я оставил ему месяцев пять назад чтобы он научился играть. Просто последнее время меня начали мучить родители чтобы я её забрал, им важно, чтобы всё осталось для внуков, чтобы они читали все те старые книжки смотрели классические мультики и играли на этой гитаре. Так же и я читал книжки которые остались мне от моих старших двоюродных братьев, ну так получилось, что Б-г не наградил меня родными, но двоюродных у меня предостаточно. Всё хорошее остаётся по наследству, культура передаётся от поколения в поколения. Хотя её можно принять даже если ваши прадеды были трактористами но шанс на это больше, что ваши прадеды были из интеллигенции, попутчиками, как говорили в СССР. Я задумался, что было бы если построить в баку другие культурные центры кроме центральной кроме торговой кроме улицы фонтанов и пассажа, бульвара думаю туда бы никто не пошёл, ну по крайней мере в первое время. Потому что в головах людей уже укоренилось, слова пойдём в город стали уже классикой, а город это только одно место только центр.
Когда я встретил этого человека и забрал у него гитару уже было 4 часа, получается что если я вышел в пол второго и только в четыре с ним встретился, то я два часа был под солнцем. Кепку которую я постоянно носил я потерял. На ней был нарисован крестик на красном фоне и сбоку было написано Switzerland, которой я себя успокаивал, когда шёл вечером к тёте на первом курсе. Эта кепка якобы скрывала мою смуглую внешность, когда только приехал в Москву я был начитан националистических сайтов и у меня было такое впечатление что все меня вокруг ненавидят, потребовалось много времени чтобы отогнать этот страх. Её я потерял пару дней до этого, когда отправился к друзьям, чтобы с ними вместе поехать на море. Кепку, по своей большой невнимательности, я забыл в автобусе и наверно её сейчас носит какой то счастливый кондуктор или шофёр. Солнечный удар вообще ужасная штука, во первых у меня поднялось давление 160 на 120. Я вообще не мог встать с места, и мне было очень плохо. После этого я решил выпить лекарство. После того как я его выпил всё вроде прошло, но не тут то было вдруг у меня поднялась температура до 38, 39. Я вообще не мог понять в чём дело, ведь у меня никогда не было солнечного удара, раньше в Баку не было такой жары, это всё изменение климата вызванное, во первых загрязнением атмосферы, а во вторых выросшие из неоткуда новостройки не дают прохода ветру и в центре города его уже практически нет. Баку от невыносимой жары спасает только ветер, но он сохранился только за центром, в моём районе Ясамал, в окраинах, и на бульваре, поэтому когда идёшь с «бакинского арбата» к бульвару то вдруг становится прохладнее. Этим днём я решил повременить и поехать в Нефтечалу как-нибудь потом.
Прошло несколько дней и я всё таки решил поехать в этот город. Дело в том что там живёт один очень хороший человек, которого я постоянно посещаю. Для меня это уже превратилось в традицию, правда не в ту традицию, когда вещи, которые тебе важны проходят по-распорядку и ты уже не относишься к ним как к должным. То что я посещаю этого человека даёт мне и многим другим большой заряд положительной энергии. Эта женщина ясновидящая, да на самом деле это так. Но дело в том, что это не такая ясновидящая, которая махает всякими травами или читает какие-то заклинания. Это не простое надувательство, которое у нас сейчас повсюду, даже в интернете можно увидеть «это не обман прочитав это вы действительно сможете заработать много денег», это совсем другое, во первых потому по моей вере стоит очень осторожно относиться к таким вещам, и то что я поверил этому человеку это уже даёт большую гарантию, что всё, что она говорит это правда. Поверить можно не в каждое слово, и не каждому человеку, быть может я иногда не верю даже самому себе, но она я знаю одно, что она направляет меня с детства и уже есть где то пятилетний опыт общения с этим человеком и всё что она говорила всё приходило в реальность. Дело в том что я хожу к ней даже не за какими-то вопросами, мне это не  важно, лучше не знать своего будущего и жить с постоянным оптимизмом в завтрашнем дне, чем с испугом его ждать, зная что произойдёт что-то неладное, ведь как пройдёт день и что в нём произойдёт зависит во многом от нашего состояния  и от морального настроя. Не надо смотреть на будущее через пелену неуверенности в завтрашнем дне. Каждое посещение, то что я сижу в комнате в которой она принимает своих гостей, именно гостей а не посетителей, даёт мне какую то энергию и заряд позитива. Не хочу рассказывать про то что она мне предсказала, это не имеет значения, но если у вас какие то важные вопросы которые сидят у вас глубоко в душе и вам их некому задать, вам надоели психиатры и всякие лже-гадалки то я бы посоветовал бы к ней сходить, если конечно у меня была бы такая возможность вам это посоветовать. это не реклама, это лишь повествование о городе и его жителях, реклама бывает у продукта который пока не имеет нематериальной ценности и ему нужна прокрутка, а это не продукт, ценность этой информации уже нашла свой круг.
Когда я выехал из Баку мне пришлось опять быть участником постепенного изменения климатических поясов. Из полупустыни я выехал в большую степь. Если вы когда то учили историю то может быть вам что-то говорят слова низменность Аранна. Но я знаю что эти слова точно что-то говорят людям, которые изучали времена возникновения апостольского христианства. Действительно по дороге в Нефтечалу ничего интересного нет, везде степь, тут даже нет деревьев, одна пустошь и только злые колючие кустарники облепили землю по обеим сторонам дороги. Что же зато здесь можно увидеть верблюдов и джейранов. Джейраны это небольшие оленята, они живут в Азербайджане, они настолько красивы и милы, что сильный пол в этой стране называет словом джейран девушек, которых они любят. Через пару часов поездки в «нигде» мы переезжаем по мосту, который воздвигнут над рекой Кура, и попадаем в город Сальян. Это слово созвучно с армянскими фамилиями, но по случайности с ними созвучно также слово кальян и нехорошее слово грубиян, думаю это никак к ним не относится. На дороге опять появляется густая зелень. Правда по выезду из этого города и по дороге в Нефтечалу деревья начинают заметно редеть, сразу же понимаешь что деревьев в городе Сальян не было и они все посаженные раннее.
В Нефтечале я заметил множество изменений, которые произошли за несколько лет. Ещё совсем недавно, этот город был никаким не городом, а деревней. Сейчас же многое поменялось. Начала восстанавливаться промышленность, которая остановилась после распада СССР. В Нефтечале заново построили йодо-бромный завод, в котором работало почти всё население города во времена советского союза, совместно был построен завод по производству соли. Оказалось Нефтечала занимает 4 место в мире по залежам йода. Так же Нефтечала всегда славилась своими осетровыми, своей икрой, но за дикие девяностые почти все осётры были истреблены браконьерами, я не говорю, что браконьеров больше не осталось, просто сейчас открылась ферма-фабрика по разведению осетровых и эта сфера тоже заново заработала. Помню в детстве, когда я отдыхал в Нефтечале, я ел чёрную икру столовой ложкой. Сейчас же вообще её не ем, хоть и по другим причинам, но надеюсь, в скором времени мне опять представится такая возможность. Так же недалеко от Нефтечалы находится пляж с самой чистой водой в Азербайджане. На берегу этого пляжа строится новый курорт. Теперь у этого города большие перспективы на развитие и на будущее. Надеюсь в ближайшем будущем жителям этого города не придётся ехать в Баку на заработки из-за отсутствия работы, думаю она будет в самой Нефтечале. В стране не должен быть один большой показушный центр, а всё остальное разлагалось и погибало в собственной безысходности. Каждый город должен что-то из себя представлять. Конечно это только мечты, но я вижу, что эти мечты постепенно воплощаются в реальность. Так же хорошо было бы чтобы и эта реальность не была показушной. Так сказать есть завод, есть рабочие места, но завод производит некачественную продукцию, а зарплата на заводе ниже минимальной заработной платы. Не хочу верить в этот застопорившийся стереотип у меня в голове, что будущего у СНГ больше не будет. Не хочу верить, потому что не хочу быть везде чужим. Убежим в Европу там мы чужие, убежим в США и там мы чужие. А живя здесь, мы внушаем себе, что мы созданы для жизни не в таких условиях. Просто хорошо там где нас нет. И мы сами себе внушаем, вот это Европа, там конечно лучше и там мы сразу заживём как короли. Это сказка, которую мы сами себе рассказали и поверили в неё.
К заходу солнца начался вечер воспоминаний. Такое происходит часто при тяжёлой жизни. «Помню в прошлом году приезжал один мой друг детства, - русский азербайджанец, - как назвал бы его я, а не этот человек, - давно я его не видел, уж столько лет прошло после того как он уехал из Нефтечалы. Он приезжал обратно в Азербайджан на экономическую конференцию. После того как в Баку прошла конференция и уже решили как это подобает в восточных странах всех накормить до сыта и послать домой, он решил поехать туда где он родился, в свои родные пенаты. Сейчас он большой человек, директор завода в Нижнем Новгороде, но знаешь он заплакал когда я его назвал не Виталий Александрович, а Витька, как он говорил, уже очень давно его никто так не называл.» Думаю никто его так не назовёт и после его возвращения в Нижний. И меня уже никто не называет по старому как в детстве, так сладко, Сабуля. Называет меня так только Мама и самые близкие друзья из далёкого детства, когда мне было лишь шесть лет, когда мы все капались в одной песочнице и все спотыкались о те же грабли. Ещё несколько лет назад мне было неприятно когда меня мама так называла, всем хочется казаться старше, и кажется что это как то унизительно. Но потом приходит время когда вам хочется чтобы вас так назвали, хоть кто-нибудь, но вас больше так никто не назовёт. Хочется чтобы сказали «Сабуля вернись пораньше на ужин, я приготовила вкусную долму» или даже как мне часто говорил отец «Сабуля! Когда переходишь дорогу вначале посмотри влево, а потом на право». Помню я в детстве плохо знал азербайджанский язык, его я выучил во дворе и от постоянного просмотра мультфильмов на турецком языке. Когда учительница по азербайджанскому языку в начальных классах сказала мне чтобы я произнёс какую-нибудь поговорку или пословицу, я так и сказал «Когда переходишь дорогу вначале посмотри влево, а потом на право» Она сказала что это неправильная пословица и откуда я вообще ещё взял. Пословица на азербайджанском это «аталар сёзю» что в переводе «Слова отцов». Когда учительница спросила у меня что же это за пословица я сказал что так постоянно говорит мой отец. В классе раздался громкий смех. К счастью эта история обошлась без двойки в дневнике. «Помню у нас по соседству жила армянская семья. У отца их Сетрах было двое сыновей, такие высокие их звали Арам и Арсен. Помню мы играли в футбол, я был в нападении, мы каждый день его играли, и вот мы играем, вдруг выходит их отец Ашот и кричит. Араааам!! Иди домой помоги отцу. И этому большому мальчику приходилось уходить домой. Действительно он уже был очень большой, по размерам, а не по возрасту. Чтобы ни было и где бы он ни был ему приходилось идти домой, даже если он был в другом конце города. А не то его отец выходил и искал его по всему городу, а потом не найдя возвращался домой, и после прихода арама его шлёпал»
 «Ну тоже самое было и у нас в семье!» - сказал другой – «нас же было семь братьев! Как нашему отцу одному и ещё в послевоенной контузии можно было справиться со всеми? Дааа было тяжело, а особенно тяжело доставалось матери, ну и нам. А его методы наказания тоже были не одни из самых адекватных. Помню он нас всех загнал голышом в холодную комнату и мы всю ночь там сидели голые, только за то что мы плохо учились.»
«А я помню что он однажды взял тебя и бросил в канаву, тоже за непослушание. Да было смешно когда ты вышел из канавы а у тебя на одном ухе была лягушка. … помню только после этого долго плакала мама»
«да я это тоже помню. Помню, она плакала, когда отец сжёг много моих картины и запретил мне заниматься моим любимым, но не достойным, по его мнению, делом. Он хотел, чтобы и я был врачом, как наш старший брат, который к тому времени уже поступил в медицинский институт. Он запрещал мне рисовать и выбрасывал мои краски и все холсты. Но я всё равно продолжал рисовать. Когда я закончил художественное училище мама отдала мне всю свою пенсию и сказала чтобы я поехал за своей мечтой. По приезду в Москву я понял что меня не возьмут в московскую художественную академию. В это время туда принимали только по знакомству. Но я не сдался, ну не возвращаться же домой с пустыми руками, мой путь продолжился по маршруту Москва -Киев. Когда я приехал в Киев, то понял, что опоздал на экзамены. Оставаться на ночь было негде, я уже решил что всё, конец…. я шёл по академической площади назад от академии и вдруг меня по дороге остановил какой-то взрослый мужчина и спросил кто я и что тут делаю. Это оказался преподаватель, который принимал экзамены. Я ему ответил, что я абитуриент из далёкого солнечного Азербайджана и хочу заниматься живописью. Он оказался добрым человеком и не смотря на то что приём закончился, он отвёл меня в приёмную комиссию. Они посмотрели мои картины и сразу же сказали, что я принят. Моё настроение сразу же поднялось, правда, в эту ночь я не попал в общежитие и мне пришлось ночевать на вокзале, но главное что мечта осуществилась и я поступил, я могу заниматься тем чем хочу. Я, ещё молодой парень из маленького городка из АССР поступил в Художественную академию в Киеве. Это был восторг и невероятное счастье. Я тут же бросился к ближайшей будке и потратил последние деньги на звонок домой. Когда мой отец услышал о моём успехе, единственная его реакция была то что он заплакал… это мне запомнилось на всю мою жизнь. Я любил своего отца больше всего на свете»
Мы уже ехали домой в Баку у меня в кармане лежал новый мобильный телефон, такой бакинский, со всякими прибамбасами, который совмещал в себе и качественную камеру и много памяти для прослушивания музыки, который совмещал в себе всё что надо, и всё равно был обычным, потому что точно такой же был почти у всех моих друзей и они всё равно ругали его тем что он дурацкий. Надев наушники, я слушал музыку, а именно постоянно прокручивал одну и ту же песню Акифа Исламзаде – Алагёзлюм (кареглазая). Эта песня отождествляла всё моё состояние на это время. «чичэклерин чякир гёзю интизар, айрылыгда бетяр дюнйа дэнэ вар» «твои цветы, затягивают мои глаза в ожидании, для расставания и одного мира хватит» но хватит ли мне целого мира, для расставания с собой, со своей любовью, для расставания с тем что мне так дорого? Хватит ли целого мира для того чтобы я всё забыл? Мне кажется не хватит и его. Конечно я не потомок того знаменитого человека который сказал «M;nd; s;;ar iki cahan, m;n bu cahana s;;mazam» «В меня вместилось б оба мира, но в этот мир я не вмещусь» это слова Насими. Действительно мне не забыть моего детства и думаю никому его не забыть. Не знаю как вам, но посмотрев фильм Адмирал, я почему то почувствовал в себе какое-то чувство гордости, правда пока не знаю за что, быть может за то что мы 270 лет чувствовали своим домом. Быть может если бы я жил в те далёкие времена, то я бы так не думал, но уже прошло столько лет, столько воды утекло, образовалось столько перекрёстков на наших дорогах. Но всё идёт верно, нас только затронуло гуманное разделение, быть может в ближайшем, даже если нет пускай хоть в далёком будущем нас затронет эта долгожданная эволюция которая уже прошла в Европе, и наступит нереволюционное осознанное объединение, ведь мы один регион и с этим ничего не поделаешь.