Круиз - живая музыка для живых людей

Жанна Лабутина
(неопубликованное интервью)

В свое время встреча с музыкантами легендарной группы «КРУИЗ» произвела на меня неизгладимое впечатление. Особенно если учесть место и время встречи с этими замечательными музыкантами - 13- летие Байк-Центра НОЧНЫХ ВОЛКОВ. Интервью же было записано несколько позже, в Лыткарино, на базе «КРУИЗА» для некогда популярного еженедельника... Мало того, в очередном номере нашего еженедельника  этот материал был уже сверстан, проиллюстрирован фотографиями группы... И я, как автор уже вычитала сверстанную страницу... При сдаче очередного номера в набор это обязательно, но...  Сегодня мало кто знает, что, после государственного переворота 1991 года газеты уже никогда не публиковали материалов, за которые никто не заплатил... Нигде и никогда. Вне зависимости от того, насколько интересен публикуемый текст читателю. Содержание, и идеологию публикации всегда определяет заказчик, то есть, тот, кто платит...
Вот и в нашем случае,  в последнюю минуту пришел материал, за который платили... Кажется, это был какой-то очередной скандал во властных структурах... И сверстанный уже материал материал был снят.
Распечатанная страничка осталась мне на память.
Теперь предлагаю этот материал Вам.



Тем, кому сегодня за сорок, не нужно объяснять, что такое – «Круиз», потому что для своего времени «Круиз» – коллектив культовый. Я познакомилась с музыкантами в Московском Байк-Центре, на праздновании 13-летия клуба «Ночные волки». Это был фантастический вечер, фейерическая ночь, время удивительных и незабываемых встреч. Правда, сначала, за бездонным «стаканчиком» фирменного пива мы нашли общий язык с супергитаристом группы Григорием Безуглым. Потом Григорий представил меня другим музыкантам коллектива, а ближе к утру, я получила приглашение в святая святых «Круиза», - на их студию в Лыткарино, где и было записано это интервью.

В былые времена музыканты собирали до 10 тысяч зрителей. Во время гастролей по стране залы не могли вместить всех желающих, люди слушали концерт, стоя на улице. Это называлось «биток». «Круиз» включали в сборные концерты, чтобы «собрать кассу». И, сколь бы ни были известны артисты, выступающие в первом отделении, сколь бы ни был официален повод, по которому их собрали в эту «солянку», зал орал, гудел, топал и хлопал, требуя выхода любимой группы. Скандировал: Круиз! Круиз! Многие, известные ныне имена – Николая Расторгуева, Владимира Кузьмина, да и многих других взошли благодаря музыкантам «Круиза». Сегодня «зал-биток» в России не собирает ни одна группа, ни один исполнитель, а «Круиз», между тем, отлученный от большого экрана, продолжает плодотворно работать: выступает на рок фестивалях, записывает новые диски…

– Григорий, сегодня «Круиз» нечасто можно увидеть на экране, однако те, кто знает Вас, остались Вашими верными поклонниками. Напомните нашим молодым читателям, как и когда, была создана группа?

– О, эта история началась еще задолго до того, как я пришел работать в коллектив.
А «Круиз» был одной из первых групп, начавших у нас в стране играть настоящий хард-рок. По тем временам это можно было назвать подвигом. Рок был под негласным запретом. Организовал группу автор многих популярных тогда песен, талантливый гитарист Валерий Гаина. В 1978 г. поработав к этому времени в нескольких Вокально-инструментальных ансамблях, Гаина пришел в «Молодые голоса», которым руководил тогда Матвей Аничкин. Вместе Гаиной в коллектив пришли трое: басист Александр Кирницкий, ударник Всеволод Королюк, и наша суперзвезда – вокалист Александр Монин. Через год, когда был принят еще один музыкант – клавишник Сергей Сарычев, при ВИА «Молодые голоса» организовали экспериментальную группу, которая и стала называться «Круиз».
В 1980 года появилась первая профессиональная запись «Волчка», мгновенно распространившаяся по всей стране. С этого момента популярность группы достигла фантастических размеров.
Со временем, ВИА «Молодыхе голоса», исчерпав себя, перестал существовать.
А группа «Круиз» в 1981-м по опросам сразу нескольких газет была признана лучшей группой года. Запас прочности коллектива был настолько велик, что даже персональные перемены в составе практически не влияли на рейтинг.
 
– А чем в это время были заняты Вы? И как вы сами попали в «Круиз»?
 
– У меня своя богатая история. Я же родом из Лыткарино, то есть я и есть та самая люберецкая шпана, о которой ходили легенды. Я был маленький, очкастый, очень юркий, и очень крутой, потому что самым главным люберецким «бандитом» был мой старший брат. Брат у меня необыкновенно сильный, и я страшно гордился им. К этому времени я уже хорошо играл на гитаре, и с середины 70-х начал работать в ресторане в Люберцах.
Коллектив был очень профессиональный, поэтому многие музыканты хотели у нас работать. Я сам принимал Володю Кузьмина в качестве саксофониста. Кстати, именно с этого времени он и начал играть на саксофоне.
На лето мы уезжали на юг, в Сочи, играли там в ресторане. В Сочи, я жил в гостинице «Чайка», где познакомился однажды с интересной девушкой. Чтобы пообщаться с нею, но при этом не нервировать администратора на этаже, я просто перелез к ней в соседний номер по балкону восьмого этажа. А когда разговорились, оказалось, что это и есть жена очень известного гитариста Валерия Гаины. Она и познакомила меня с ребятами из «Круиза».
В 80-м году моя ресторанная жизнь завела меня в первый и единственный в СССР ночной ресторан при гостинице «Солнечной», что расположена в Битце на Варшавском шоссе.
В «Солнечном» всего 80 посадочных мест. Попасть туда было сложно, практически невозможно. Публика спецефическая – сливки общества. Каждую ночь в «Солнечном» в собирались члены советского правительства, их детки, детки партийной элиты. Да и сами партийные лидеры были не прочь оттянуться в ресторане. Нередко бывала у нас Галина Брежнева. Люди в Союзе жили в основной массе своей скромно, а эта публика могла себе позволить посидеть в дорогом ресторане, посорить деньгами. Правда, и мы - музыканты, за вечер зарабатывали не меньше 500 рублей. Это в то время, когда инженер получал порядка 140 рублей в месяц, а летчик - 400.
 
– Как же все-таки вы попали в «Круиз»?

– В 1982 года из группы ушел Сарычев, чтобы создать свою «Альфу». В этот момент Валерий Гаина и предложил мне, как супергитаристу нашей страны работать с ними.
Зарабатывали музыканты копейки - по 15 рублей с концерта. После ресторанных денег это было, конечно, чувствительно, но это был мой выбор. С тех пор с Мониным мы не расставались.
Да, еще я помню, как услышал о «Круизе» впервые. Пришел как-то к Саше Барыкину. Он играл тогда в «Карнавале», а у него висит плакат с группой «Круиз». Спрашиваю: – Кто такие?
Кузьмин, Барыкин уже тогда были звездами первой величины и никого не уважали.
А тут вдруг Саша говорит:
– Запомни, это супергруппа!
А вскоре, я попал к ним на концерт в Лужники, и то, что увидел, немало удивило меня. Группа играла хард-рок, и одно это уже по тем временам было подвигом. Но ребята к тому же были еще и действительно, классные музыканты. Мне тогда они очень понравились, а поскольку мы уже были знакомы, я пригласил их к нам в «Солнечный».
Был и еще один очень интересный момент в нашей истории, когда мы, можно сказать, повлияли на вкусы всей страны.
Наш ансамбль, в котором я тогда играл, в 70-м году подготовил итальянскую программу, после чего на нее подсела вся страна, и даже телевидение. Мы год «работали» эту программу, а потом сделали мировые хиты – роковые, хард-роковые. Короче, и мы были не из худших. Послушав нашу музыку «Круиз» обалдел от нас, в то время, как мы были в восторге от «Круиза».
Так что морально я был уже готов к переменам, и, когда Валера позвал меня, я почти не раздумывал. У нас получился лихой дуэт. Мы подготовили тогда очень хорошую программу, но именно с этого времени и начались самые тяжелые времена для всей рок-музыки в нашей стране. Да и вообще в стране начались тяжелые времена.
Группы типа «Аквариума» сидели по кухням, записывались самодеятельно, а группа «Круиз» была в авангарде этого движения, потому что по мастерству мы были несоизмеримо выше всех других групп. Наверное, поэтому самые болезненные удары мы принимали на себя.
 
– Вас не принимало Министерство Культуры?

– Официального признания не было. Ни на телеэкран, ни на радио нас не допускали, но куда ни придешь, в ресторанах, идешь по улице, из всех окон несутся наши записи: «Не позволяй душе лениться», «Как скучно жить без светлой сказки», «Музыка Невы».
Многие наши песни стали супер хитами. И даже то, что мы считали отстоем: «Крутится волчек». С нами было то же, что с Владимиром Семеновичем Высоцким. Не народные, не заслуженные, зато народ ломится.
Система не позволяла признать нас официально, а вот американские газеты неоднократно выходили с нашими большими цветными фотографиями. На Западе нас вообще называли «Русским пинк-флойдом». Уже тогда у нас было 30 человек обслуживающего персонала.
Помню, что после приезда ансамбля «Спейс», показавшего лазерное шоу, казалось, что у нас некому конкурировать с подобными представлениями, но очень скоро мы переплюнули и «Спейс». Взяли тогда два военных лазера, с Лыткаринского оптико-механического завода, - люди принесли нам две такие призмы, что «Спейсу» и не снилось!
Иногда с нами ездили цирковые ребята, помогавшие нам устраивать какие-то интересные трюки.
На одном из представлений у нас был номер с «паутиной», когда меня цепляли тросом, и я вместе с гитарой летал метров на 20 под купол вверх. И все это в дыму с обалденной подсветкой.
А был еще был десятиметровый воздушный шар, наполненный светом, на котором демонстрировались слайды, и вообще проделывались всякие интересные трюки. Если честно, этот номер с паутиной я подсмотрел на одной Новогодней елке на совместном концерте в городе Белгороде. Мы поговорили тогда с Матвеем Аничкиным, и взяли трюкачей к нам в шоу. С них мы и начали обрастать всякими интересными цирковыми номерами. Вместе это все смотрелось в сто раз круче, чем когда мы выступали отдельно. И мы и они от этого только выигрывали.

– В это время Вас записывали какие-то студии?

– Чаще писали сами на хороший магнитофон, на 38-й скорости, и потом уже это все тиражировалось неограниченно. Пираты писали наши концерты, причем на широкую ногу этот бизнес был поставлен в Прибалтике. Одна из записей концерта в Риге, спустя 15 лет вышла в концертном варианте, с хорошим звуком. Никаких помарок, никакой лажи на наших концертах не было. Но, к очень большому сожалению видео было тогда для России экзотикой, ни одной видеозаписи наших шоу не сохранилось. А сидюшки начали выходить сразу на Мороз-рекордс.
Ни один раз бывало и такое: мы играем, одновременно идет запись на 15 магнитофонов, но нам, чтобы получить свою же фонограмму, как исполнителям, приходится платить деньги. Кстати, спустя 15 лет мы нашли этих дельцов, отобрали свои записи и выпустили пластинки.

– Как складывались Ваши отношения со средствами массовой информации?
 
– Мы были у власти в загоне, и поэтому не светились ни на газетных полосах, ни, тем более на экране. Зато народ нас знал, и мы были действительно, звездами. Кстати, многим это помогло найти свой путь. Представляете, маленький Володя Пресняков, в пионерском галстуке выходил на сцену вместе с такой супер звездой, как Саша Монин. Стоило публике его с нами увидеть и мальчик становился звездой автоматом. Это был очень сильный посыл для маленького мальчика. Пресняков младший выезжал с нами на гастроли, а Пресняков старший, и его мама Лена, бывшие нашими друзьями, были очень довольны, что сын все летние и зимние каникулы проводил с нами. Мы же избороздили с концертами всю страну. Правда, зачастую, наши концерты заканчивались запрещением. Дома, в России, нас не замечали. Пнуть, разгромить, дать критическую оценку выступлениям, считалось, чуть ли не единственно возможным упоминанием о нас в прессе. Зато зарубежные компании нас снимали постоянно. Помню, приехали на гастроли в Таллин, а нас там крутят по TV финское телевидение. В Эстонии «Круиз» хорошо знали, и поэтому во время гастролей начинался страшный ажиотаж: вся Эстония рвалась посмотреть нас вживую. Кстати, это особенность группы: мы никогда не работаем под фанеру. У нас всегда живой звук. И если принимали в Гор-холле, то нам было совсем неважно, где выступать: в Эстонии, Благовещенске или в Питере. И везде, неизменно, был полный «биток». Работаем неделю, и всю неделю публика ломится. В мае 1983 года с «Круизом» расстались Королюк и Кирницкий. На их место пришли — ударник Николай Чунусов (экс-«Аракс») и басист Олег Кузьмичев, появился клавишник Владимир Капустин из череповецкого «Рок-сентября». Записала мини-альбом «Полет на Монгольфере». Но состав опять изменился и уже весной 1984 г. «Круиз» работал квартетом: Гаина — Монин — Кирницкий — Чунусов.
 
– Ваша слава имела несколько скандальный оттенок. Почему отменялись некоторые концерты?

– Мы приезжаем в Одессу на Новогодние праздники, сливаем первый концерт, а «заряжены» на четыре концерта в день. Обычно так бывало в праздники. В будничные дни обычно работали в городе неделю по два концерта в день. Все это было до 1984 года, когда нас разогнали. Почему нас запрещали? Потому что мы пели свои песни. Таких групп было всего три: «Машина времени», «Воскресенье» и мы. Тогда был жив Эдуард Михайлович Смольный – самый крупный концертный администратор, который возил еще Утесова, Шульженко, Муслима Магомаева и вообще всех суперзвезд. Он работал от тамбовской филармонии. «Круиз» тоже работал от Тамбовской филармонии. Так вот, о наших концертах. Вы когда-нибудь видели, что делалось на концертах «Роллинг Стоун» или «Битлз»?
То же было у нас! Мы выходим. Зал – полный биток. На второй вещи народ в экстазе срывается со своих мест, и ломится на сцену. Концерт снимают тут же. Эдуард Михайлович нас собирает, платит деньги за все дни, которые мы должны были отработать. Говорит:
– Ребята, работать не надо. Вот вам деньги, отдыхайте. Встретимся в другом городе. Он был порядочный человек, крутой администратор. Он понимал, что мы не виноваты. Ажиотаж вокруг группы был такой, что современным суперзвездам и не снился. Я уже не говорю о таких «фанерных» группах, как «Ласковый май-8», который приехал сюда в Лыткарино. Состав – непонятно кто. Ни играть, ни петь. Перед началом концерта ставится кассета и голосом Разина говорит: дорогие лыткаринцы, я не могу приехать к вам, потому что попал в аварию, где-то на съемках на меня упал фонарь, прошу принять наш ансамбль… Все хлопают и хавают фанеру. В зале биток. Девочки плачут. Кто-то подсчитывал бабки, а сами ребята, изображающие «Май», ходили постоянно голодные, помню, что наши лыткаринские ребята их подкармливали колбасой. А ведь был не только «Масковый май-8», был и 20-й. Представляете, какие бабки с них снимали? Мы были в шоке от всего этого. Это было при Горбачеве а человек, проворачивавший все это, утверждал, что он внебрачный сын Горбачева, а публика все хавала подряд. Кто и с кем, там был в доле, не знаю, только все эти люди и сегодня в полном порядке. А тогда, при Горбачеве сиротская тема эксплуатировалась на полную катушку. Устраивались суточные марафоны по сбору средств в пользу сирот, только вот до сирот все это никогда не доходило. 
 
– А вы принимали когда-нибудь участие в благотворительных акциях?

– Мы не любим об этом говорить... Но мы – Саша Монин, я, другие наши ребята много ездили по Советскому Союзу, по разным городам без всякого там телевидения, без шума, делали свое дело тихо. В марафоны и сборные концерты нас в какой-то период приглашать уже боялись. Это означало бы наше официальное признание. Ведь «Круиз» - группа не Московская, и даже не Питерская группа. Это была сборная СССР. Кирницкий из Тирасполя, Гаина из Молдавии – сегодня он уже больше 10 лет живет в Америке. Сергей Сарычев был из Волгограда. Звезда наша - Александр Монин родился вообще в Венгрии, где служил его отец. По время путча в Венгрии в 1956 году маленького Сашу Монина отправили домой в Россию, а папа был там, восстановливал порядок. Кстати, теперь уже можно рассказать и о нашей благотворительной акции. Мы еще никогда и никому об этом не рассказывали.
Так вот,мы дружим с Маргаритой Пушкиной, а папа Маргариты был во время войны командующим. Позже, он стал начальником летной школы, вырастил очень много российских асов, летчиков-истребителей. Лет 8-10 назад, когда еще у власти в армии был Паша-мерседес, произошло одно важное, на мой взгляд, событие: в Китае решили поставить памятник советским летчикам, погибшим там в тридцатых годах. Естественно, что китайцы и американцы, деньги на памятник нашли, а Паша мерседес денег не дал. Помню, папа Риты Пушкиной, очень расстроился тогда по этому поводу. Потому что в могиле той его боевые друзья лежат, они жизнь отдали за Родину, а Генштаб во главе с Пашей вдруг не может найти денег на памятник!
К счастью, у «Круиза» в тот момент было немного денег на кармане. Мы взяли, да и поделились. Дали денег, но просили тогда Риту не афишировать этот случай. Сегодня уже можно об этом рассказать, дело сделано, времени прошло много, поэтому и можно говорить. Это я так, о справедливости в этой жизни, и не важно, о ком речь идет, о погибших и забытых летчиках, или о живых музыкантах.
 
– Григорий, на одном из праздничных концертов, кажется, Новогоднем, звучала исполняемая Вами песня «Замыкая круг». Как Вам удалось прорвать блокаду? И почему , например, «Машина времени» все-таки светится на ОРТ, а «Круиза» не видно совсем?

Что бы ни говорили люди об их трудностях, «Машине времени», всегда было значительно легче, чем другим группам. Секрет я открывать не буду, разжевывать не хочу. Умный, может, догадается, вообще-то не так трудно догадаться, что им хорошо помогают. Поэтому они и сегодня себя неплохо чувствуют. Лица их популярны. А вы знаете, например, что «популярное лицо» у нас в России стоит больших денег. А, уж если это «лицо» еще и петь умеет, если может взять гитару, и спеть свои прекрасные песни, артист может положить хорошую энную сумму в карман за это свое популярное лицо. «Круиз» же экран не допускают, потому что лица наши сегодня уже не так популярны и больших денег не стоят. Вернее, чего то, конечно, стоят, и кто-то нам эти деньги платит, но популярными нас не назовешь, с тем, что было уже не сравнить.
Вы вспомнили песню «Замыкая круг». С нею связан один неизвестный широкой аудитории фактик. Вы помните этот концерт? Так вот, весь припев там пела вовсе не та тусовка, – звезды, которые изображали пение на сцене, и на экране. За всех этих ребят пели мы с Сашей Мониным. Итоговая запись, которая пошла в эфир, это многоголосие, была сделана путем многократного наложения звука. А реально все артисты тогда спели по одной строчке, а на припеве звезды только рты открывали. Когда же очередь дошла до нас, – петь свои строчки, Крис Кельми сказал нам:
– Да ладно, ребята, вы же и так фактически всю песню спели! Короче, нам дали тогда самый маленький кусочек песни. В итоге, на экране нас опять не было. Зато все артисты «поимели» свою картинку. Это говорит не столько о нашей скромности, сколько о том, что: для того, чтобы быть хорошим музыкантом вовсе не обязательно часто мелькать на экране, и наоборот, если ты часто мелькаешь на экране это вовсе не означает, что ты музыкант.
 
– Но ведь вот Вас пригласили на свой день рождения "Ночные волки", и вообще я не раз видела Вас на байк-шоу, Вы участвуете практически во всех рок-фестивалях, а над чем еще сегодня работает «Круиз»?
 
– Мы выпустили восемь пластинок, вошли в антологию «Легенда российского рока». Работаем над новыми альбомами и сборником своих старых хитов в новом современном звуке. Ну и, как всегда, участвуем в фестивалях рок музыки, выступаем, на байкерских слетах, где, кстати, собираются действительно лучшие рок музыканты страны. Короче, мы продолжаем работать и полны творческих планов: концерты в Москве и Петербурге, частые туры по стране, работа над новым материалом.
 
– Спасибо Григорий, спасибо, ребята! А «Круизу» желаю новых записей, новых дисков, новых концертов, и много много новых поклонников!