Обыкновенный волшебник

Жанна Лабутина
Анатолий Сергеевич ШАГ-НОВОЖИЛОВ (1910 - 2007)

Мне повезло встретиться с этим удивительным человеком при его жизни. Тогда, в 2002-м году, Юрий Куклачев так и представил его: Анатолий Сергеевич Шаг-Новожилов – ОБЫКНОВЕННЫЙ ВОЛШЕБНИК. Иллюзионист. Постановщик многих трюков, демонстрировавшихся в разное время в российских цирках. Режиссер-постановщик новогодних представлений, в том числе и в Олимпийском. Человек, сотворивший в фильме Марка Захарова все «чудеса» за графа Калиостро. Автор невероятных превращений в постановке «Руслана и Людмилы» в Большом театре. Удивительный Мастер, отметивший свой 92-й день рождения незадолго до нашей втречи, и на тот момент еще продолжающий трудиться. Признаюсь, Мастер с супругой пригласили меня к себе не без некоторых колебаний. Страницы газет пестрели скандальными материалами, криминальной хроникой. Журналисты, словно ошалев от вседозволенности и отсутствия каких-либо ограничений соревновались, кто откопает что-нибудь погрязнее... И только рекомендация уважаемого Юрия Куклачева, близкого друга Анатолия Сергеевича позволила мне преодолеть этот барьер. Так и состоялась эта встреча с человеком, знавшим многие секреты Дэвида Коперфильда.

Магами не рождаются

Анатолий Сергеевич Новожилов (творческий псевдоним - ШАГ), родился 21 ноября 1910 года в Финляндии, однако с победой Великой Октябрьской Революции в 1917 году семья перебралась в Россию, - отец Анатолия симпатизировал новой Советской власти. В России, где семье  пришлось все начинать заново, было голодно, шла гражданская война, свирепствовал тиф...
Сегодня трудно сказать, как могла бы сложиться судьба рано осиротевшего мальчишки, если бы не случай. Тетя Анатолия работала билетером в цирке, и все свободное время он проводил там. В 1927 году Анатолий Новожилов с отличием окончил ФЗУ, став модельщиком пятого разряда, и ровно 75 лет назад, Анатолий Новожилов впервые вышел на цирковую арену. Семнадцатилетним пареньком, он начал выступать в номере «Акробаты-эксцентрики 2-ШАГ-2». Название номера, ставшее позже псевдонимом Мастера, составили инициалы его старшего партнера:  Швецова Алексея Григорьевича.
Куда только не забрасывала судьба молодого артиста. К двадцати годам он объехал полмира, успел поработать во многих цирках Советского Союза.  Шаг уже был не просто акробатом.  Он стал униварсалом.  Заполняя паузы,  выходил на арену как коверный клоун.  Выступал в роли конферансье. Работал в жанре музыкальной эксцентрики, ассистировал известному иллюзионисту Бен-Бахару. ШАГ теперь и сам нередко придумывал и изготавливал реквизит для постановки сложнейших иллюзионных номеров и аттракционов.
Однажды, в 1929 году, во время гастролей в Бердичеве, когда, расклеенные по всему городу, афиши  обещали жителям самые невероятные чудеса и превращения, а  все билеты на все представления были проданы,  иллюзионист Бен-Бахар решил в одностороннем порядке изменить условия контракта. Он потребовал половину кассового сбора. Конечно, труппа отказалась принять эти условия, и Бен-Бахар, недолго думая, собрал весь свой реквизит и уехал. По городу поползли слухи об отмене представления.  У касс, толпилась жаждущая зрелищ публика, а представление оказалось на грани срыва


Выручил всех Шаг. Молодой артист всего за одну неделю воссоздал и заново поставил номер маститого мага. Все представления были отработаны  по полной программе, публика не была разочарована.  А сам Анатолий Сергеевич  приобрел еще одну цирковую специальность – иллюзиониста-волшебника.  Со временем, профессия быть волшебником станет для него основной.

Иллюзионист с пулеметом

В июне 1941 года в Москве, в театре им. Вахтангова, проходил Всесоюзный конкурс артистов эстрады. Участвовал в нем и Шаг. Однако итоги конкурса так и не были подведены: началась война. И вскоре, бывший иллюзионист уже шагал с пулеметом на плечах в составе морской бригады воздушно-десантных войск. Начав войну рядовым пулеметчиком, он закончил ее в звании капитана. Сегодня о том времени фронтовику напоминают боевые награды, именные золотые часы, подаренные командованием, и… три ранения.
Он демобилизовался в 1946 году инвалидом второй группы. Дорога в цирк, казалось, закрыта навсегда, но Шаг скрыл свою инвалидность, чтобы вернуться на арену.

«Главный конвейер»

Цирк стал его семьей, его домом, смыслом его жизни. В 1954 году приказом по «Союзгосцирку» Шага вместе с его новым аттракционом «Фокусы на международной и цирковой арене» переводят в Москву. Как тогда говорили, «на главный конвейер».
В 1957 году, когда вся страна готовилась к приему Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве, Шаг-Новожилов получил задание от руководства «Союзгосцирка» придумать и соорудить на цирковой арене что-нибудь эдакое, чтоб удивить весь мир.
И Шаг удивил. Работая со своим коллективом, по двенадцать часов в сутки всего за три месяца он создал грандиозное зрелище.
В самом финале заключительного представления Московского фестиваля, откуда-то из-под купола, неожиданно появлялась огромная «люстра», состоявшая из 120 фонарей с гербами стран-участниц.
Картину завершал огненный фонтан фейерверка, бьющего из середины наполненного водой манежа!
Механизм этого грандиозного зрелища, как и фейерверк, мастер с ассистентами делали своими руками. В самом конце представления по замыслу автора, под купол взмывали триста белых, голубей. Покружив над манежем, голуби садились, но садились так, что появлялся ими созданный единый рисунок – символ мира руки Пикассо.
Многие соратники Шаг-Новожилова, участники этого проекта, получили тогда высокие звания, правительственные награды.
«Забыли» только автора и главного его исполнителя …  Но обиды на власть предержащих цирковой режиссер не держал,  –  продолжал работать. Для известной в шестидесятые годы воздушной гимнастки Е. Аванесовой Шаг придумал и соорудил оригинальный воздушный аппарат, «носимый» под куполом цирка настоящим, живым орлом.
С этим номером Аванесова объехала весь мир, обрела не только известность, но и почетные звания. Правда, труд изобретателя и на этот раз остался незамеченным.

Заслуженный артист Белоруссии

В 1960 году 50-летнего Шага приглашают для создания Белорусского циркового коллектива.
В его новой программе, представленной Белорусским цирком в Москве во время проведения декады белорусского искусства, на манеже неожиданно появлялось колосистое поле ржи, которое сменял цветущий, яблоневый сад. Этот яблоневый сад мгновенно «распускался» на глазах изумленных зрителей, и происходило это так естественно, так натурально, что зрителям казалось, что они слышат запах цветущих деревьев. Зрелище было волшебное и труд Мастера, наконец, получил достойную оценку. Именно тогда Шагу было присвоено звание Заслуженного артиста БССР, а этот его «коронный трюк» вошел в историю не только российского, но и мирового цирка.

Вы должны его спасти!

В 1972 году Главный режиссер Борис Покровский ставит в Большом театре оперу «Руслан и Людмила», и ему срочно потребовался «волшебник». Кто, кроме Новожилова мог заставить «исчезнуть» на глазах зрителей Людмилу? Привести в действие скатерть-самобранку? Превратить озеро в цветущий луг? А луг в прекрасный дворец Черномора?
Это было время очень напряженной работы, когда спектаклю отдавалось все: время, эмоции, жизнь. Причем жизнь автор чудес отдал в прямом смысле слова. В самый напряженный момент подготовки спектакля, Шаг… умер. Отказало сердце. Наступила клиническая смерть.
Волшебника увезли в реанимацию. Сегодня Анатолий Сергеевич вспоминает с улыбкой, как влетел в отделение перепуганный главреж Большого театра, крича в голос:
– Вы должны его спасти! У меня опера пропадает!
Его спасли. Опера прошла с большим успехом.
Опыт оказался настолько удачным, что оживший Шаг, решил поставить пантомиму-феерию «Руслан и Людмила» силами циркового коллектива на базе Ленинградского цирка, при участии режиссера Алексея Сонина.
Более семи лет цирковой вариант сказки не сходил со сцены. Дважды труппа выезжала на гастроли за рубеж. Представление, наконец, заметили советские чиновники. Министр культуры Петр Демичев выразил благодарность коллективу и выдал премию: 3 тыс. рублей на весь коллектив. Режиссер-постановщик Анатолий Шаг-Новожилов и директор цирка Евгений Милаев получили по 300 рублей.

Босиком по воде

Зная, что ответит мастер я, все-таки, не удержалась от вопроса:
- А вы знаете, как летает Коперфильд? Как, на глазах тысяч людей, исчезает статуя Свободы?
– Знаю, но раскрывать чужие секреты не буду. Существует профессиональная этика. Нечто подобное я когда-то демонстрировал сам. У меня тоже есть трюки, которые по сей день, никто не разгадал. С известным режиссером Арнольдом на водном стадионе мы ставили «Загадочный кристалл». Стреляли из пушки «живым» человеком, после чего он оказывался на 10 метровой вышке. Был в этом представлении и такой трюк. Я исполнял его с ассистенткой. Сначала, девушка лежала горизонтально в воздухе, опираясь только на кинжал, затем, я накрывал ее тонким покрывалом, брал на руки и нес, медленно ступая по поверхности воды. Пройдя метров восемь, я вынимал из-под нее руки, а она оставалась лежать, теперь уже без всякой опоры. Я делал руками разные манипуляции, и тело укрытой девушки, повторяло все мои движения.
Свободно плавая в воздухе. Потом, я срывал покрывало, но под ним уже никого не было. Я начинал медленно погружался на глубину, а с вышки, один за другим, прыгали ныряльщики, доказывая зрителям, что жесткой опоры в воде нет.
Это был грандиозный трюк и до сих пор его никто не повторил.

– Неужели нельзя открыть хотя бы один, из ваших номеров? Из тех, что сегодня не востребованы? - не удерживаюсь я от вопроса.

- Ну, разве что, один, улыбается Мастер.
- Вот вы видели, как на арене отрубают голову живому человеку? Тут важно зрителя подготовить к зрелищу. Для этого, я сначала обращался к публике с просьбой слабонервных покинуть зал. Потом спрашивал ассистента, не страшно ли ему участвовать в опыте. Затем закрывал ему голову куском цветной бумаги, стягивал эту бумагу на шее шнурком. Это делалось, чтобы придать сходство подменной и настоящей головам.
«Несчастного» укладывал на стол, привязывал ему руки, и ноги к столу. Когда ассистенты, как бы дезинфицируя шею, накрывали настоящую голову белой скатертью, происходила замена: настоящую голову прятали под стол, а поддельная оказывалась на ее месте. Я брал секиру и рубил.
Кровь хлестала фонтаном, и это шокировало зрителей. Никому и в голову не приходило, что для постановки этого номера я с самого утра мчался на местный рынок, где покупал кусок свежего, без костей и жил, мяса, и баранью трахею. Заворачивал трахею в мясо, затем, чтобы придать ему вид человеческой шеи, надевал него женский капроновый чулок телесного цвета. Все остальное: пустить кровь, нагнать на зал страха, для профессионала, особого труда не представляет.

Жизнь продолжается

С 1990 года Шаг трудится в театре кошек Юрия Куклачева. Сейчас он работает над уникальной аппаратурой для постановки нового, необыкновенного спектакля, где кошки будут крутить сальто-мортале, выполнять другие акробатические трюки. Кроме того, Мастер не забывает и про родной цирк. Сегодня в работе у Шаг-Новожилова макеты для Эмиля Кио и молодого иллюзиониста Анатолия Сокола. Кстати, два года назад, техническую документацию и действующий макет одного из аттракционов, изготовленный руками 90-летнего Мастера и его жены, приобрели американцы. Они звали Мастера за океан. По их словам, в Штатах, Шаг уже давно стал бы миллионером. Но Шаг от приглашения отказался…