Женское и мужское сознания

Олег Басин
ЖЕНСКОЕ И МУЖСКОЕ СОЗНАНИЯ.

Уважаемый читатель, данный труд является частным выводом от общей фундаментальной теоретической работы «СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ И ПРОЦЕССЫ СОЗНАНИЯ» (http://www.proza.ru/avtor/olegbasin), которую можно найти по указанному выше адресу.

           Женское и мужское сознания, безусловно, отличаются друг от друга.


           Конечно же, основы всех сознаний совершенно одинаковы независимо от  их социальных условий, степени развития и принадлежности к тому или иному полу. Всегда одинакова их структура и состав, т.е. набор их компонентов. Это естественно, также как естественно и сходство в физических телах мужчин и женщин. Читатель недоумённо спросит: как это сходство в строении физических тел, разве между ними нет существенных анатомических различий, относящихся к полу? На самом деле, как это ни покажется парадоксальным, нет никакого различия в составе органов, именно в составе. Различия касаются лишь акцентов развития. Сознания также как и тела, у мужчин и женщин различаются между собой отнюдь не наборами своих компонентов, а тоже акцентами их развития и нюансами их функций. Этими дополнительными акцентами и создаются соответственно мужской и женский типы, мужская или женская конституция.

           Что касается физических различий и особенностей физического труда у мужчин и женщин, это давно известно и даже отражено законодательно, но различиям мужского и женского сознаний не уделено должного внимания, что значительно понижает рациональность учёта и управления в общественной жизни, а это серьёзно тормозит прогресс общества. В вопросах различия мужского и женского сознаний мы сможем разобраться с точки зрения «анатомии» сознания или его «механики».

           У любого сознания существуют две его глобальные сферы: действующая, в которой формируются образы и действия индивидуума; а также связывающая, которая предоставляет сознанию связи для формирования его образов и позволяет интегрировать их между собой в образы ещё более крупные. Все уровни сознания попеременно принадлежат к соответствующим сферам, только что названным здесь.



                УРОВНИ СОЦИАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ: 

   

    ДЕЙСТВУЮЩАЯ СФЕРА        СВЯЗЫВАЮЩАЯ СФЕРА

                1. рассудочный               
                2.  ассоциативный
                3. поведенческий               
                4.  мотивационный
                5. деятельностный               
                6.  смысловой
                7. ролевой               
                8.  ценностный
                9. личностный

           Да, эти две сферы сознания находятся в тесной зависимости друг от друга, но в их работе также присутствует и относительная самостоятельность, а, следовательно, и возможность некоторого преобладания (доминирования) одной сферы над другой. То или другое преобладание или доминирование в той или иной степени в основном и создаёт отличия друг от друга женского и мужского типов сознаний.

           Читатель наверняка уже догадался, что левый столбец, отражающий действующую сферу, обладает некоторым преимуществом при развитии мужского сознания, тогда как правый, являющийся связывающим, отмечен скорее некоторым женским акцентом, хотя, как уже говорилось, в любом сознании обязательно полноценно функционируют обе его сферы.

           Образ всегда конкретен, действенен и завершён. Образ обладает чёткими границами и наделён определёнными внутренними взаимоотношениями. Неправда ли, сразу бросается в глаза мужское начало, мужская конституция. Но для формирования образа необходимы условия, которые, прежде всего, заключаются в наличии связей, с помощью которых из одних образов собираются другие, более высокого порядка. Именно наличие связывающей среды соединяет одни образы между собой, чтобы из них получились другие, более крупные, более масштабные, более стратегические. Важна потенциальная возможность связывания образов и действий в любых направлениях, иногда даже в весьма парадоксальных. Это уже акцент и преимущество женского сознания.

           Сборка любого образа, хоть изначальная, хоть повторная, начинается с предварительного подбора образов в совместное облако, которое существует некоторое время за счёт множества внутренних связей. У такого облака нет структуры, нет абсолютно чёткой границы, и оно не может действовать само по себе, но это и есть та маленькая внутренняя среда в большом пространстве сознания, та «плацента», в которой формируется «зародыш» нового образа, нового действия. Действие-образ, в конце концов, завершает своё формирование в этой микросреде и выходит в мир в качестве самостоятельной единицы, но принципиально отвергнуть среду, родившую его, он не может. Во-первых, его повторная сборка тоже нуждается в такой же обеспеченной замкнутости, а во-вторых, нельзя принципиально подрывать тот тип среды, в которой должны рождаться следующие поколения таких же образов. Сохранение этой среды в целости и сохранности есть оплот действенной успешности.

           О взаимоотношениях образа и рождающей его среды можно говорить не только в контексте индивидуального сознания, но и в социально-общественном смысле. С такой позиции становится очевидным, что мужская половина человечества акцентирована на действии, тогда как женская — на формировании связующей среды, обеспечивающей это действие всесторонне.

           Следует признать, что мы порой не отдаём себе отчёт о роли в нашей жизни той среды или микросреды, которая обеспечивает предпосылки к действию. Успешность действия в мире зависит от полноценности сборки этого образа в сознании, от его правильной сформированности и от того, с какими другими образами он соседствует, сотрудничает. Это всё тоже указывает на значимость связывающей среды, на которой акцентирована женская конституция, как в индивидуальном сознании, так и в обществе.

           Конечно же, всегда и везде несравнимо заметнее проявляет себя образно-действенная фаза, чем подготовительно-формирующая. По этой причине мужское сознание и обрело существенный социальный приоритет. Слишком поверхностный взгляд на человека и на общество позволяет видеть одни только лишь результаты, а не причины, приводящие к ним. Поэтому-то действия везде и всюду могут получать свои неоспоримые общественные поощрения, а функция подготовки и формирования, производимая с помощью организующей связывающей среды, остаётся в тени, в силу своей неизбежной расплывчатости. Женское сознание, являющееся как раз создателем и носителем именно такой среды, не обладает чёткостью, завершённостью и направленностью, что весьма характерно для всех связующих систем, зато может поддерживать постоянный потенциал определённого качества и назначения. Это можно аллегорически сравнить с двумя типами мускулатуры: скелетной и гладкой. Первая обладает способностью резкого, но короткого действия, тогда как вторая действует медленно, но долго держит напряжение в необходимых местах. Это можно сравнить и с моделью электрического поля, в котором при определённых условиях возможен электрический разряд. Разряд, как водится, мы заметим, а поле — нет.

           Помимо разницы в действиях на основе мужского и женского сознаний, можно говорить и о несколько различных подходах к жизни, зависимых от склада личности.

           Личность тоже является разновидностью образа сознания, образа очень крупного масштаба. Личность, как образ сознания, сформирована с помощью определённых связей из образов предыдущего порядка, что видно из вышеприведённой уровневой схемы, и в данном типе образа для его сборки значимы именно ценностные связи. Из этого следует, что мужская личность с её формированием, с её действиями и функциями во многом зависима от женских ценностей, ценностей женского сознания. Очень значимо, чтобы мужская личность обрела всесторонний ценностный статус, ценностное отражение в женском сознании в целях её более полноценного формирования. Да, достижение конкретного успеха в конкретно сформированных делах — это мужская возможность, но она не могла бы быть реализованной без тщательной и всесторонней поддержки в определённой микросреде, сформированной специально для формирования и поддержания данных функций. Личностный образ формируется из нижележащих ролевых образов, объединяемых с помощью ценностных связей, поэтому очень необходимы именно те ценностные связи, которые направлены и на всю личность мужчины в целом, и на отдельные её аспекты, связанные с конкретным делом. Отсюда ясно, что занятие мужчины, входящее в ценностные приоритеты женщины, с большей вероятностью будет сформировано под успех в силу его более качественного и всестороннего формирования, пусть даже косвенным путём. Свойство любого объекта формирует его судьбу, конечно же, не абсолютно, не однозначно, но во многом определяя его реакцию на всевозможные внешние случайности. Так и личностные действия мужчины, а следом за ними и ролевые, деятельностные или даже поведенческие, сформированные под влиянием женских ценностей, обретают гораздо большую дееспособность и всесторонность, чем без них.

           Ценности невозможно сформировать путём усилий, не говоря уже о насильственных действиях, поэтому дружба с женщиной является средством формирования у неё тех самых ценностных связей, что направлены на формирование успешного действия у мужчины. Пусть читатель не подумает, что именно дружба, а не любовь и прочие взаимоотношения важны при этом. Дело в том, что дружба является необходимым компонентом среди остальных, параллельно сосуществующих с ней. Нельзя признавать ложную идею о том, что якобы дружеские отношения несовместимы с сексуальными, с деловыми и с семейными. Наличие дружеских связей со своей женщиной позволяет мужчине формировать в женском сознании те ценностные связи, которые нужны для формирования его же дела, его же успеха, его же комфорта. Таким образом, женская и мужская формы сознания являются равноценными и равноправными компонентами единой общественной функции.



РАЗЛИЧИЯ В САМОУТРАПВЛЕНИИ И В САМОКОНТРОЛЕ СОЗНАНИЯ.



           Другой немаловажный аспект женского сознания связан с функциями самоуправления и самоконтроля сознания. Поскольку сознание обладает двумя принципиально различными функциональными сферами: действующей и связующей, то и функция самоуправления с функцией самоконтроля распределены независимо на две этих сферы. Так самоконтролем поведения является мышление, наиважнейшей и особенной частью которого является интеллект, тогда как роль самоконтроля для него выполняет восприятие, формирующее впечатления в качестве своей наивысшей и особенной формы. Проще говоря, поведение, как функция внешнего выражения, управляется мышлением, и особенно интеллектом, а контролируется восприятием, особенно создающим впечатления.
          
           Связывающая сфера сознания обладает уже своими функциями самоуправления и самоконтроля: это соответственно воля и чувства. Воля — это способность направлять наше внимание, т.е. всю совокупность связей нашего сознания в определённое русло и удерживать его какое-то время. Особенно это удаётся осознанной части нашей воли, которая обычно называется ответственностью. Контролирующая же функция связывающей сферы сознания — это чувства, позволяющие нам оценить состояние наших связей, чтобы определить возможность или невозможность нашего поведения в данном аспекте. Особенной и наиболее чёткой формой чувственной функции является интуиция.

           Теперь, опять же, говоря о различии мужского и женского сознаний (различия не принципиального, конечно же, а акцентуального), мы можем отметить приоритеты мужчин в сторону развития мыслительно-интеллектуальных функций на основе впечатлений, и приоритеты женщин в пользу ответственно-волевых тенденций, а также чувственно-интуитивных. Но опять же, мы должны понимать, что это не абсолютизированные различия, что все эти функции работают полноценно у представителей обоих полов (при условии их достаточного развития, конечно же), но некоторое смещение акцентов у каждого своё.

           Понятно, что мыслительно-интеллектуальный акцент развития, принадлежащий больше мужскому типу сознания, способствует ещё более чёткому и конкретному формированию образов и действий, зачастую доводя их до однозначности и схематичности. Женская же форма сознания предпочитает осуществлять волевой контроль через внимание как глобальную связывающую сферу, что способствует большей настойчивости и стабильности, чем мужская форма сознания.

           Различия контролирующих функций у действующей и связывающей сфер тоже существенны. Контроль через восприятие, доводимого до его особой формы — впечатления, усиленно развитый у мужчин, весьма конкретен, тогда как чувственно-интуитивный способ ориентации, более доминирующий у женщин — расплывчат. Но при всей расплывчатости последнего свойства сознания, оно позволяет определяться и находить решения несравнимо быстрее, чем при мыслительно-интеллектуальном способе решения задач, хотя и менее точен. Да, для сдачи любого объекта «под ключ» необходима строгая интеллектуальная форма решения, но эскизная фаза, с которой следует начинать любое мало-мальски сложное дело, по большей части использует чувственно-интуитивную функцию сознания.

           Чувственно-интуитивная атмосфера, создаваемая женской половиной социума, позволяет формировать стабильные настройки, которые с лёгкостью могут быть использованы другой, т.е. мужской половиной социума, предпочитающей чёткую конкретизацию приблизительному охвату и не вполне ясному настроению. Выходит, что интеллектуальная конкретизация решений всевозможных задач весьма зависима от чувственно-интуитивной настройки, существующей в макро- или в микро-социальной среде (в обществе или в семье) как постоянный фактор, обеспечиваемый отнюдь не любителями однозначной конкретики.

К ОСНОВНОМУ ФУНДАМЕНТАЛЬНОМУ ТРУДУ : http://www.proza.ru/avtor/olegbasin