Никомедийский мученики. Правда и вымесел ч. 2

Владимир Бровко
                ч.2

            В. Асмус так же и  не упорминает о  убийстве 20 000 христиан в г. Никомедии в 302 году!
      Только  бегло упомянув о «наличии против дворца императора в малоазиатском городе Никомидии, где Диоклетиан имел свою резиденцию, возвышалась большая христианская церковь».
      Вот тут  для нас  встает и другой не менее  важный и интересный  вопрос:
      А насколько  большая ( по вместимости) была церковь в г. Никомидии?

      Это важный  вопрос, поскольку  историками РПЦ  доводится до сведения  своих прихожан  следующая  информация:

          «В праздник Рождества Христова 302 года, когда в Никомидийской соборной церкви собралось около 20000 христиан, император послал в храм глашатая, который передал его повеление всем христианам выйти из церкви и принести жертву идолам, в противном случае он угрожал сжечь храм вместе с молящимися.

         Однако все присутствовавшие поклониться идолам отказались. Пока мучители готовились поджечь церковь, совершавший Богослужение епископ Анфис (память 3 сентября) крестил всех оглашенных и всех причастил Святых Тайн.
         Все 20 000 молящихся скончались в огне.»

         Из этого  вытекает, что  храм вмещал 20000  человек.
         Тут  так же возникает и новый  связанный  с предыдущим   вопрос: А могла ли быть построена  такая  церковь в те времена?!

         Потому как в таком случае,  Никомидийская церковь   должна быть по размерам в полтора раза больше чем нынешний Иссакиевский  собор  в г.Ст. Петербурге, расчитаный только на 14 тысяч молящихся.

        И прошу учесть тот факт,  что  Иссакиевский  собор   является третьим в мире среди христианских  храмов, по вместимости, после католического собора апостола Петра в Риме и англиканского собора апостола Павла в Лондоне!

       Вот и получается, что мы имеем можно сказать скрытое историей « чудо» архитектуры! И это в  еще полностью  языческой Римской империи! Спрашивается, да кто ж  дал денег  христианам и  особенно разрешил постройку такого величественного собора прямо перед дворцом всесильного Рымского  императора Диоклетиана!

             Этот собор  должен был бы  быть самой большой  постройкой в городе и о нем  наверно бы  написали  римские историки!

              Но никакого упоминания о  Никомидинской  церкви  нет. Про храм богини Кибелы есть, а про христианский  храм нет, не говоря  уже о  женском монастыре.

          А вот пришло время, и разобраться с монастырем! Тем более женским да   в начале 302 года.
 
           И тут  снова  автор задет  риторический  вопрос: «А существовали  ли женский монастырь в Никомедии или хотя бы ее пригороде?

           Тут ведь такая  история, что первые христианские монастыри возникли как поселения отшельников -мужчин (3-4 вв. в Египте)!

           Но  для объективности процитирую солидный по размерам отрывок из книги  О.М. Ленцевич « ЖЕНСКОЕ СЛУЖЕНИЕ В АНТИЧНОМ ХРИСТИАНСТВЕ:  МОНАШЕСТВО И МУЧЕНИЧЕСТВО»
« Первой исторически достоверной личностью среди отцов-пустынников считается Антоний (251—356 гг.).
 Свою сестру он отдает на попечение девам, и вскоре она становится начальницей и учительницей.
        В ее общежитии девы руководствуются наставлениями Антония. Сам же аскет 20 лет провел уединенно в пустыне, а образ его жизни, как утверждает автор "Жития Антония" Афанасий Александрийский, повлиял на формирование «иноческих обителей» (Athan. Vita Antonii).
       На самом деле вряд ли Антоний был  первым и единственным. Но в источниках не встречается более ранних примеров.

      Хотя А.И. Еланская предполагает, что  первым отшельником являлся Павел Фивейский (234—347 гг.) [5, c.12], который во время гонения Деция ушел в Аравийские горы, где и прожил в одиночестве. Похоронил его Антоний, впервые посетивший Павла в 270 г.
Отшельники и отшельницы уходили от мира, запирали себя в пещерах и гробницах, оставались в пустынях (еще ученица Павла Фекла долгое время жила в пустыне на горе близ города Селевкия).

     Однако факты  женского  анахоретства единичны и не дают права утверждать, что для женщин  первая  стадия формирования монашества играла существенную роль.
Одна из  первых   христианских   женских общин была основана в Низибийской пустыне (Месопотамия) диакониссой Платонидой. Жилищами для дев здесь были пещеры.

      Эта община к 300 г. насчитывала уже 50 человек и отличалась очень строгим уставом: пищу девы принимали один раз в день, в пятницу не занимались никаким трудом, а с утра до вечера молились, пели и читали Святое Писание [6, c.130]. После смерти основательницы (308 г.) во время «великого гонения» это поселение было уничтожено.
Однако многие исследователи считают основательницей пустынножительства для жен и дев преподобную Синклитихию.

      После смерти богатых родителей она продала свое имущество и поселилась в гробнице родственников вместе со слепой сестрой. Носила одежду философoв: черную хламиду и головное покрывало, которое опускалось на лицо при виде мужчин.
      Вскоре вокруг нее стали собираться женщины, которых она объединила в общину, основанную у города Александрия в Египте.

       Ее поучения,  отрывки из которых записывались дошли, до наших дней В них — размышления девы о нестяжании, болезни, страхе согрешить, о нерадении монахов, сердечном смирении, человеческих помыслах.

       В поучениях прослеживается одна интересная закономерность: свое общежитие Синклитихия называла киновией.

        А если учесть, что основание собственно киновитийного монашества относится лишь к 20-м гг. IV в., (свое общежитие отшельница основала на рубеже III—V вв.), то александрийская подвижница в некотором роде предвосхитила Пахомия.

       Но первенство может заключаться только в употреблении термина, которому был позднее придан общеупотребительный смысл. В подтверждение данной гипотезы польский историк-религиовед Я.В. Ковальский утверждает, что египетский аскетизм касался прежде всего мужчин, а восточная монашеская литература была решительно антифеминистской [7, s.371-372].

       Еще в середине IV в. было очень мало женщин, которые проводили бы свою жизнь в специальных общинах. Большинство из них давали обет девства (разрешенный с 17 лет) и продолжали жизнь в доме родителей.

       Об этом говорит нам «Послание о девстве» Афанасия Александрийского, которое он посвятил вопросам образа жизни таких дев.
 
        Им предписываются смирение, воздержание, послушание, пост, молитвы, пение псалмов, дела милосердия. Они должны также носить специальный наряд: черную верхнюю одежду и головной убор без бахромы, полностью покрывающий все участки тела. Свой обет и образ жизни девы не должны были афишировать, чтобы избежать греха тщеславия.

        Подобные рекомендации дает Иероним в письме к Евстохии. Он советует ноннам — посвященным девственницам — не посещать дома вельмож, не знакомиться со светскими женщинами, слушать родителей, общаться только с постящимися и молящимися женщинами, бодрствовать ночью, питаться умеренно, много читать, не быть гордыми и тщеславными, не общаться с монахами-ремоботами, которые живут в городах и замках и не признают над собой никакого начальства (Epist. 21).
Официальное оформление  христианского  киновитийного монашества приходится на начало IV в.
        Местом его рождения считается Египет. Но сирийский писатель  Aфраат  (23 его поучения написаны в промежутке между 336/337 и 345 гг.) описывает еще одно довольно своеобразное явление аскетической жизни персидских христиан сирийского происхождения — как женщин, так и мужчин:  "вместо детей они получают имя, лучшее сыновей и дочерей, и вместо воплей дочерей Евы они поют песни Жениха.

       И тогда как брачный пир дочерей Евы продолжается семь дней, ваш жених не удалится вовек”.

       Афраат называет их “дочерьми завета”. Наряду с “сынами завета” они выступают как самостоятельно развившийся клерико-монашеский институт.

        В документе, изданном антиохийским патриархом Игнатием Ефремом II Рамани в Риме в 1899 г. —  Acta Sanctorum Confessorum Guriae et Shamonae exarata sуriara lingua a Teophilo Edesseno anno Christi 297 эта должность (bh;th Q’у;m;) выделяется параллельно с монахинями [9, c.418], что дает право утверждать об них неидентичности.
Союзы сынов и дочерей завета в Сирии находились под управлением епископа.
Они носили специальные траурные одежды.

        Правила эдесского епископа Роббулы указывают, что они не жили в  монастырях , а, скорее всего, в домах своих родителей или же отдельно со своими родственниками по духу (№54); они не давали обета бедности, и в случае необходимости о них должны были заботиться священники и диаконы (№ 44); с другой же стороны, им запрещалось жить с мирянами (№ 37) [9, c.426-430].
          Анализ сирийских источников позволил Анатолию сделать вывод, что сыны и дочери завета “дают нам соединительное звено аскетизма  первых трех веков, всегда жившего в церкви, с отшельничеством и собственно-монашеской жизнью” 
         Эта гипотеза, довольно весомая, естественно, имеет право на существование.
Но нельзя забывать, что это явление описывалось только применительно к сирийской церкви начала IV в. и не имеет адекватных аналогов в других восточных провинциях и на Западе.
          Очевидно, в Сирии монашество развивалось автономно, и, по утверждению Г.В. Флоровского, не имело египетских корней [10]. В то же время образ жизни дев эпохи Афанасия Великого дает некоторую возможность провести параллели с сирийскими отшельницами.
       Последним этапом формирования античного  христианского  монашества стали киновитии.  Первая была организована на берегу Нила в Тавенне в районе 320— 325 гг. Пахомием.
        Через несколько лет там же, на противоположном берегу реки, в месте Мень для его сестры Исидоры была основана  женская обитель. К середине IV в. она насчитывала около  400  сестер (Pallad. Laus. 34).
         Вообще Пахомием были организованы 7 мужских и 3  женских  общины.
На  первых порах они занимались в основном хозяйственной деятельностью. Женщины Тавенны ткали лен и шерсть. В своем распорядке дня они руководствовались правилами, которые  Пахомий разработал для мужских обителей.

         Одно из них касалось непосредственно женщин: “Никто не должен ходить в  женский   монастырь, чтобы посетить там кого-нибудь, исключая определенных на сие старцев и назначенных на служение монахиням” (Pachom. Reg. 49). 
Как  видно, мужчины, скорее всего, в  женском   монастыре  выполняли некоторые работы, с которыми женщинам было трудно справиться. Встречи с мужчинами инокиням запрещались. Их могли навестить только родственники.
         Беседы с ними проходили в присутствии настоятельницы. А священник и диакон посещали  женский   монастырь  только по воскресеньям на время службы.
Публия (ум. в 363 г.), диаконисса антиохийской церкви, собрала вдов и дев и вместе с ними проводила подвижническую жизнь [6, c.175-180]. Мать Василия Великого Эммилия (ум. в 368 г.) и сестра Григория Нисского  Макрина (ум. 379) жили в  монастыре  и занимались, по всей вероятности, воспитанием девочек. Они построили обитель в пустынной местности [6, c.207-226].
          Известной фигурой в истории  женского  монашества стала римская вдова Павла.
          Во время своего паломничества в Вифлеем, куда она отправилась с дочерью Евстохией около 385 г., она строит мужской, а затем и  женский   монастырь  (объединив три ранее созданные  женские  общины), где проводит 20 лет (Hieron. Epist. 88).
 
В открытии  женского  монастыря  Павле помогала другая богатая римлянка, Мелания Старшая.
          Образ жизни в этой обители описывает  Иероним, который был настоятелем мужского  монастыря . Строгая дисциплина, затворничество и бедность, рукоделие, забота о ближних и общее богослужение — основные принципы этих общин.

           Иерусалим стал центром монашества уже под влиянием Запада во  второй половине IV в. Вообще монашество на Западе — более позднее явление. И все исследователи сходятся во мнении, что образцами западных обителей стали монастыри  Востока. Но Л.Х. Офм выделяет в римской церкви IV в. Специфические женские   домонашеские формы аскезы.
 
          Это римские аристократки, члены “аскетических дамских кружков”, духовным руководителем которых был Иероним в римский период его жизни (382-384 гг.) [2, c.62]. Элитарный характер монашества в Италии подчеркивает и Я. В. Ковальский [7, s.384].

          В это же время известна и первая женщина на Западе, давшая обет монашества. Ею была римлянка Марцелла, которая под влиянием проповеди Афанасия Александрийского основала женскую общину, посвятила себя помощи бедным и погибла от ран, нанесенных ей воинами Алариха во время взятия и падения Рима.

           В 386 г. Павла пишет Марцелле, своей подруге, письмо из Вифлеема, где к этому времени она уже основала   женскукю общину.
         
 Вероятно, «Общество женщин» было создано Марцеллой около 380 г. В него вошли состоятельные римлянки, давшие клятву: "подавлять в себе естественные желания и побуждения, отказываться от жизненных благ и удовольствий посредством принятия временных или постоянных обетов целомудрия, бедности и послушания" [14, c.53].

            К концу IV в. женское  монашество  как на Востоке, так и на Западе приобрело массовый характер».
           Исходя из  этого получается, что  на 302г. женское монашество  только  зарождалось в  самых примитивных формах  и  только на окраинах империи, в частности  в Египте, Месопотамии или Иерусалиме, но никак ни на  территории нынешней  Турции, где  находится  г. Никомедия!

           И отсюда следует  неприятный  для православия, но единственно верный  вывод, о том, что в январе 302 г.   небыло  в Никомидии  или в ее пригороде,  женского монастыря, где бы  спасались игуменья Агафия  и святая Феофила!

          Не говоря уже о том,  что попытка сжечь одновремено  20 000 верующих в каменном соборе, требует  такого количества горючего материала- дерева, которое  не воможно было бь собрать со всей провинции Никомедия!

          Да и где находится  братская могила жертв   этих  «никомедийских»  масовых  убийств?
          А то, что  происходило в 302 г. в Никомедии, и что могло  послужить основанием для  возникновения  церковной легенды об убиении 20 000  христиан, читатель узнает в следующей  части.
              ( конец  2  части)