Кто такие ангелы и чего они от нас хотят?

Майя Андреева
Гуляя по просторам современной прозы, я все чаще встречаю слово "ангел". И часто задаю вопрос: как люди представляют себе ангелов? Что они вкладывают в это слово, описывая, например, встречу ангела с человеком? Почему ангелы стали так популярны? Почему авторы - не буду приводить примеры - все чаще посвящают им стихи?

И не только стихи. Ангелов можно встретить чуть ли не в каждой квартире. Их вырезают из бумаги и подвешивают за ниточку к лампе. На днях я гуляла по художественному сайту и встретила вот этих ангелов (см. картинку). Они тоже выполнены из бумаги (ангелы, как мы знаем, должны быть легкими, воздушными и с крылышками), но эти ангелы склеиваются в виде скульптуры и ставятся на стол, они могут стоять, сидеть и разговаривать. Каждый такой ангел - это необычайно выразительное, трогательное, ну и конечно, абсолютно безгрешное существо.

У каждого свой индивидуальный, даже сверх-индивидуальный жест, который как бы застыл и повис в воздухе. Ангел весь в этом жесте, вся его душа развернута наизнанку. Все, что внутри, то и снаружи.

И что же говорит нам этот жест? О чем хотят сказать ангелы? Может быть, о том, как людям стать такими же чистыми и бесгрешными, как они? Мы считаем, что это невозможно, а ангелы, наоборот, считают, что это очень просто и реально, стоит только не делать того или этого. То есть, они знают секрет, как уберечься от зла. Да, это главное: они знают, КАК НЕ ДЕЛАТЬ ЗЛА!

Как Вы думаете: для чего ангелу служат крылья?
Чтобы свободно передвигаться в пространстве? - Нет. У ангелов крылья для того, чтобы вовремя остановиться, чтобы своевременно не допустить зла. Они для того, чтобы тормозить крыльями о воздух, зависать. Ангелы абсолютно безынерционные существа. Они приходят в движение от малейшего душевного импульса, могут мгновенно воспламеняться идеей и без остатка отдаваться чувству. И так же мгновенно могут затормозить и остановиться.

Я считаю, что совершенно правильно делают те художники и скульпторы, которые изготавливают ангелов из такого тонкого, легкого и неподатливого материала, как бумага. Чтобы слепить ангела надо экспериментировать, и никогда не знаешь наперед, что получится. Склеиваешь один за другим клочки бумаги, и вдруг словно из ничего возникает существо с таким сильным выражением, с такой грациозной миной, что в изумлении замираешь и задумываешься. Или долго смотришь на непонятные очертания бумаги, и вдруг видишь идеальнейший образ, какой мечтала найти всю жизнь. Что это? Игра воображения?

Ангелы не такие как люди. Они более совершенные существа. Более совершенные в смысле неизмеримо большей проникающей способности мысли и чувства. Мысли и чувства у них не замкнуты на себя, ангелы мыслят и чувствуют свое окружение и нас, людей, в том числе, подобно тому, как мы, люди, воспринимаем свое окружение при помощи глаз и ушей. Ангелы не видят нашего тела, но зато они хорошо видят наши мысли и чувства. Это у них вместо зрения.

Что делаем мы, когда нас посетила мысль? Эта мысль переходит у нас в волю, мы принимаем решение что-то сделать. Иначе мысль просто теряется, уходит от нас безвозвратно.
А что делают ангелы, когда видят нашу мысль? Они не просто видят и переживают мысль, но они видят весь наш будущий жизненный путь, начиная с этой мысли. Видят, как я принимаю решение, как затем это принятое решение ведет меня через все превратности и случайности бытия, как потом это все заканчивается, порой, огорчением и разочарованием. Я не вижу результата моей мысли, мне приходится проходить через трудный многолетний опыт физической жизни, прежде чем я смогу увидеть результат и сказать, хороша эта мысль или дурна. А ангел промысливает весь мой будущий путь мгновенно и сразу. И он сразу может сказать: надо мне это или нет. И чаще всего он мне говорит: "Стой!"

Ангелы - это останавливающие движение существа. Скульптура - это остановившееся, застывшее движение. Поэтому ангелы так хороши в скульптуре. Мы, люди, импульсивны, мы действуем по первому зову сердца. Из трезвого ли расчета или из вдохновения, из жгучего желания или из страха за свою жизнь - но мы никогда не знаем, чем все закончится. А ангелы, наоборот, никогда не следуют слепым импульсам. Они анализируют каждый зов сердца, каждое движение души. Мы вынуждены влачить нашу жизнь в теле - мучаться, хотеть, страдать, убивать, раскаиваться, ликовать, ошибаться и рисковать, пока не осознаем, как же все есть на самом деле. Ангелы же могут проверить наши импульсы и идеи мгновенно, и они мгновенно могут сказать нам: "Это хорошо, делай!" или "Нет, не делай этого, это зло!" Чаще они говорят "нет", чем "да".

Ангел не подсказывают человеку, КАК ему быть и ЧТО делать. Он не шепчет на ухо, как это делают демоны, и не искушает. Он не вторгается в нашу свободу. Он только отвечает на наши мысли и наши решения своим четким "да" или своим четким "нет". Ангел хорошо понимает, что мы, увы, не слышим его предупреждений, и он глубоко сочувствует нашей непонятливости. В каждый момент времени он делает одно и то же: присутствует рядом (так сказать, кружится над нашей головой) и старается ответить на все наши мысли своим ясным предвидением будущего. Он наш ангел-хранитель, он охраняет нас от еще несовершенного зла, которое мы по неведению затеваем каждую секунду. Если бы мы только знали, что рядом с нами всегда невидимо присутствует такая идеальная и преданная вычислительная машина! Если бы мы могли слышать ангела! Сколько бы мы сэкономили на злых, ошибочных, ненужных и тщетных поступках!

Вы видите на картинке этот характерный жест - "Остановись, человек!" В этом жесте весь ангел. Жест существа, просчитывающего будущее.

На иллюстрации: Жумагазиева Гульнара "Разговор", материал - бумага, 2007 г.
http://artnow.ru/ru/gallery/0/8508.html