Морская семья

Феликс Цыганенко
   На снимке: провожают папу в море...

   Наблюдая счастливых коллег, которых встречали жёны с детишками, Юра Пушкарёв чувствовал, как щемило сердце. Надоело одиночество, очень уж хотелось домашнего уюта. И чтобы из рейса ждали, как всех порядочных, семейных моряков. Слава Богу, за тридцать с лишним годков перевалило, пора и определиться.

   И вот, наконец, свершилось…

   В очередном отпуске электромеханик  Пушкарёв встретил свою судьбу по имени Елена. Сердце бывалого моряка  подсказывало: именно эту молодую женщину ждал он всю свою беспокойную, морскую жизнь. Леночка вполне отвечала взаимностью, так что семейный союз, созданный уже довольно зрелыми людьми, обещал быть прочным. Елена ждала мужа Юрия – электромеханика Мурманского морского пароходства – из походов по морям, океанам. В начале замужества Лена тяжело переносила отсутствие Юрия и  не была готова к долгой разлуке. С рождением дочери Варвары стало ещё сложнее: уход за ребенком, работа и учёба в Университете легли на хрупкие плечи Леночки. Спасибо бабушке, что во многом помогала дочери…

   В Таллиннском порту молодожёны должны были встретиться после продолжительного  рейса  мужа  и длительной разлуки. Мурманский  рудовоз - теплоход типа «Джанкой» - прибыл из-за океана в начале 80-х годов с грузом зерна. Об  Эстонии моряки говорили по-разному.  Одни с восторгом вспоминали уютные кафе и узкие симпатичные улочки старого Таллинна. Другие рассуждали о холодных и неприветливых эстонцах. Однако у Лены с Юрой было своё мнение. Прибывшую в Таллинн из Киева молодую супругу моряка приветливо встретили в Трансфлоте и устроили в гостиницу. Так что «лучше раз увидеть, чем сто раз услышать». Несмотря на длительный переход и ввиду занятости причала, рудовоз бросил якорь на рейде Таллинна.

   Воспользовавшись услугами рейдового катера, Юра встретил продрогшую Лену у проходной порта. Хотелось поскорее попасть на судно, однако погода подвела и выход на рейд был под вопросом. Суровый с виду, пожилой эстонец, капитан катера, глядя на промокшую парочку, пригласил в небольшой кубрик. Там и пришлось отметить встречу, да вместе с капитаном. Леночка, хоть и в первый раз прибыла встречать мужа, но догадалась прихватить бутылочку доброго коньячку. Если бы в жилах эстонца, как поговаривали о них, текла холодная северная кровь, мог ли он сделать так, как поступил в создавшейся ситуации. Догадавшись, что молодым, испытавшим радость встречи пассажирам  катера, хотелось  поскорее уединиться, капитан запустил двигатель своего быстроходного плавсредства. 

   Супротив стихии и рекомендации порта, он повёл катер наперекор ветру, волнам и холодному злому дождику. К борту судна катер прибыл с включённым ревуном, давая понять, чтобы быстрее опустили парадный трап. На прощание эстонец пожелал парочке счастья, а в случае необходимости посетить берег,  вызывать его по радиотелефону. Ступившей на палубу судна семейной паре,  оставалось выразить благодарность,  наделённому морскими и человеческими качествами, эстонцу! Выходит, что зря о них иногда судили, как о холодных  и неприветливых прибалтах…

      Не мешкая, молодожёны добрались до небольшой, но уютной каюты электромеханика. Покачиваясь на морской зыби, рудовоз приютил в своём стальном чреве влюблённых…

   Всё исчезло для них в окружающем мире: ненастная погода за бортом, постукивание дизель-генераторов в машинном отделении и пройденный путь к желанной встрече. Ведь это был первый рейс, после того,  как Юра с Леной стали мужем и женой. Эмоции переполняли душу и тело, так не терпелось обнять свою половинку! Где, в каких трактатах о любви можно найти слова, чтобы описать ту божественную нежность и порывы бурной страсти, царившие в каюте! Как хорошо, однако, быть молодым, сильным, здоровым и… влюблённым!..

   Однако, согласно диалектике и богатому опыту Юра Пушкарёв чувствовал: жди подвоха, так уж устроена жизнь. Постоянно быть счастливым – удел блаженных. Так и случилось. Если на семейном фронте, слава Богу – порядок, то в заведовании электромеханика – ЧП! В самое неподходящее время сгорела обмотка большого электродвигателя палубного шпиля (швартовная лебёдка с вертикальным валом). Капитан судна шумит, корму нечем будет швартовать при постановке к причалу! Как ни печально, - теплоход не может простаивать по причине аварии с кормовым шпилем…

    И забегали на судне…
   
   Тяжёлый, в несколько сот килограммов электродвигатель, отправлять пришлось ночью, на рейдовом катере. За борт грузили судовым краном. Суетится Юра, а за ним Алёнка следует, не желает даже на минуту отпустить муженька.
   - Поеду, - говорит, - с тобой на берег для моральной поддержки.

   Так что вместо любовных утех, семейная парочка носилась по ночному причалу порта в поисках крана и автокара. Ловкий, однако, Юра моряк – и мотор грузил, и Лену успевал целовать! Молодой эстонец, водитель автопогрузчика, глядя на них, добродушно улыбался. А злополучный двигатель доставил прямо к дверям  электроцеха порта и не взял вознаграждения за ночной, непредвиденный труд.
    На другой день Пушкарёву удалось договориться с мастером электроцеха - два молодых парня: русский и эстонец трудились в субботу и воскресение. Пришлось менять сгоревшую обмотку  фазного ротора. Береговые электрики с честью выполнили свою работу, и рудовоз швартовался к причалу без проблем.

   …Провожал Юра свою половинку в новом Таллиннском аэропорту. Небольшое здание красноватого оттенка было  удивительно тихим и уютным. Немногочисленные пассажиры скучали в ожидании рейсов. Притихшие от горечи предстоящей длительной разлуки, Юра с Алёной забились в уголочке фойе. Держась за руки, они смотрели друг на друга влюблёнными глазами, стараясь запомнить и унести с собой образ любимого человека.
   В эту минуту электромеханик Юра Пушкарёв искренне думал, что сходит в канадский рейс, подкопит деньжат и вернётся к своей Леночке, уволившись из пароходства…
  Увы, подобные мысли посещали супругов при расставаниях ещё 16 лет, пока Юрий пересекал на судах океанские широты и меридианы. Случалось, что верная жёнушка Алёна прилетала из Киева к приходу судна в Ленинград из Дальнего Востока, в Мурманск - после арктической навигации, порты Калининград, Ригу, Клайпеду, Керчь, Одессу. Дочка Варвара с нетерпением ждала  маму… с заморскими подарками от папы. Находясь на попечении бабушки, самый младший член морской семьи Варенька росла и крепла с каждым днём…