Немножко о боксе

Виктор Свиридов
   Про спортзал в Инте середины пятидесятых рассказано выше.
   Так вот, в числе прочих спортивных секций там была секция бокса. Не помню фамилию тренера этой секции, хотя помню его лицо и помню, что это был весьма известный боксёр, не раз занимавший призовые места на чемпионате СССР. Желающих заниматься у него в секции было очень много. Как потом оказалось, в этой секции занимался парень из соседней квартиры. Звали его Станислав Богданский. Со мной и моими сверстниками- шестиклассниками он не общался, т.к. был старше на четыре года, (а может и более).   
 
   Богданский по национальности еврей. А бытовой антисемитизм – грустная реальность нашей родины. Поэтому Стаса и его родителей многие недолюбливали. Порой в след Станиславу неслись обидные словечки, а иногда бывало, что к нему проставала местная шпана… Может быть именно это побудило Стаса заняться боксом. Он не афишировал своё увлечение, даже соседские мальчишки долгое время не знали, что Стас боксирует. Например, я хоть довольно часто посещал спортзал, но Стаса до поры там не встречал, наверно потому, что боксёры всегда занимались в отдельном маленьком помещении.

   Однажды все тренировки в большом зале отменили, и стали строить посреди него высокий помост, очень похожий на лобное место…
   Уместно отметить, что месяца два назад в этом зале проходил открытый показательный суд над убийцей, которому был вынесен смертный приговор… Было много разговоров на эту тему… Поэтому странное сооружение посреди спортзала вызвало нездоровый интерес и неправдоподобные слухи. А в те времена люди были готовы верить всему, чему угодно. (А теперь не так???)

   Но очень быстро туман рассеялся.
   Ура! Первый чемпионат Коми АССР по боксу будет проводиться в нашей Инте, в нашем спортзале! И строится не помост для казни, а самый настоящий ринг!

   И вот чемпионат! Хлеба и зрелищ! Но попасть в зал всем желающим было практически невозможно…   

   Трибуны спортзала, т.е. зрительские места расположенные лесенкой, вмещали немного зрителей. Окон (реальных окон) в спортзале не было. Лишь под самой крышей шёл ряд узких наклонных окошечек… Летом до них добраться было невозможно. Однако зимой снег практически достигал крыши спортзала. Этому способствовало и то, что снег к стенам спортзала сгребали с футбольного поля, залитого под каток…  Поэтому в период боксёрских баталий окошки под крышей были облеплены зрителями, как мухами, и за право прильнуть к ним шли не мене горячие бои, чем на ринге. (Кстати, точно так же было и во время показательного суда…)

   Поскольку я занимался в нескольких спортивных секциях, то имел возможность проникнуть в зал, чтобы с трибун лицезреть этот узаконенный мордобой... Иначе это тогдашнее зрелище и не назовёшь. Дело в том, что многие боксёры, приехавшие на соревнания из других городков Коми республики, были технически очень плохо подготовлены. Выходят на ринг два "амбала" и начинают просто драться, с трудом соблюдая элементарные правила. Кстати, публике это нравилось.
   Интинские спортсмены выгодно отличались отточенной техникой, полученной благодаря их тренеру.
 
 Зрители, разумеется, были наши - интинские, и конечно же, болели за интнских боксёров. Однако эта публика была «ещё та»… Крики с трибун были самые дикие… «Делай его, уделай! Дави! Добивай, добей! Убей!»  Ну и мат, конечно…
Наверно так же древние римляне наслаждались боями гладиаторов и требовали крови…

   И вдруг на ринг неожиданно для многих вышел Стас Богданский. Небольшого роста, худощавый... Против него мордоворот с кулаками-арбузами. По залу прошелестел ропот: зачем тут этого еврея выставили… опозорит нашу Инту…
    Неудачи Стаса в первом раунде ещё больше разозлили наших болельщиков. Удары, которые пропускал Стас, воспринимались публикой чуть ли не с удовлетворением: «Так ему – еврею - и надо!»
   Однако успех Богданского в следующем раунде, и победа блестящим нокаутом, в корне переломила настроение публики. Зал восторженно ревел! Это уже был не «какой-то еврей», а «наш Стасик!»
  Второй, третий и следующие дни соревнований приносили Стасу блестящие победы. Он клал на помост одного соперника за другим, и публика, уже уверовав в него, и полюбив его дружно скандировала: «Бог-дан-ский, Бог-дан-ский!..»   
  Стас стал единственным чемпионом республики в своей весовой категории, победивший во всех боях нокаутом. Он стал кумиром нашей интинской публики и, тем более, местных пацанов.
  (А я уже тогда, с каким-то осадком в душе, подумал: неужели сила кулака скорее всего вызывает уважение толпы и даже её любовь?)

   После этих соревнований мальчишки валом записывались в босёрскую секцию. Это увлечение коснулось и меня. И я записался в секцию бокса (мало мне было других видов спорта?). Парень я был неслабый, уважаемый... Никогда не задирался, но и никогда не давал себя в обиду. Дрался крайне редко, только для защиты. Но с самого раннего детства папа учил, что в серьёзных обстоятельствах надо драться до конца, т.е. ориентироваться на полное поражение противника. И это мне удавалось. Поэтому (после нескольких случаев) в Инте меня не трогали.
   Громкая победа моего соседа Стаса на соревнованиях казалась такой естественной. «Вот и я позанимаюсь в боксёрской секции – и меня зауважают ещё больше», думал я, записываясь в секцию бокса.
 
   Наконец, после долгой общей подготовки (типа битья «груши») меня поставили на первый тренировочный бой с реальным партнёром… Против меня Доронин - парень, который в нашем мальчишечьем кругу всегда был почти аутсайдером. Робкий такой паренёк, которого я и рядом с собой не ставил. И вот он в перчатках передо мной и явно робеет. Начинаем «танцевать». А я не могу его ударить. Ну не мог и всё тут. Одно дело на улице в драке, другое дело просто так ударить невинного парня, которого считаешь слабее себя…  В бестолковом топтании прошла целая минута …
 
   Тренер говорит: «Так дело не пойдёт! Это бокс! Тут надо бить! Тут надо забыть, что вы друзья… на ринге перед тобой враг! И только тогда победишь! Ну, начали!!!»   
 Начали… Не могу я ударить (тем более в лицо) ни в чём не виноватого человека. Бью по перчаткам, по корпусу, и то вполсилы. А Доронин после речей тренера окрысислся и как врезал мне по роже и правой, и левой! Больно!!! И башка загудела, крУгом пошла… (Голова болела ещё несколько дней)
 Это был мой первый и последний бой на ринге… Больше я в секцию бокса не ходил. Не люблю бить людей, и не люблю, когда бьют меня. Тем более по голове.
 
   Я, конечно, понимаю полезные стороны бокса, но... но ещё с тех пор не люблю смотреть бои боксёров – все эти узаконенные драки, где мужчины (и даже женщины) избивают друг друга в угоду публике, которая платит за это зрелище деньги, и вопит от удовольствия…
Наверно поэтому мне нравится песенка В.Высоцкого:

              «Неправда, будто бы у концу
              я силы берегу –
              Бить человека по лицу
              я с детства не могу…»