Программерская рождественская сказка

Котян
Я в этом деле с самого начала. То есть, я начал заниматься программированием раньше, чем у отдельно взятых личностей появились в собственности писишки, отчего их дети становились в классе дико крутыми. Кооперативы, возглавляемые бывшими комсомольскими работниками, норовили тогда их (компьютеры, а не детей) втюхивать крупными партиями государственным организациям. И, конечно, им нужны были такие люди, как я. Лудить, паять, эмэсдос починять. 

С благополучным окончанием Перестройки пошли в рост и частные предприятия. Тем уже понадобился продукт посерьёзнее – бухгалтерские и складские программы. Ясное дело, на рынке их по-первости не было вообще. И тут мне пошли нормальные бабки. Дошло до того, что я открыл свою фирму. Но организатор бизнеса из меня никакой, а взять себе в компаньоны торговку с базара я не догадался. Вобщем, нового Майкрософта из моего предприятия не получилось.   

Клиентов, правда, хватало всегда. Тут на судьбу грех жаловаться. Одним слово, лет восемь назад я устроился во вполне приличной фирме. Торговля бытовой техникой, сеть магазинов по области и я у них отвечаю за всё программное обеспечение. Зарплата вполне приличная, машина служебная, оплата мобильного. Халтурка на стороне, как водится. Живи – не хочу. И я на это купился.

Собственно, многие в последние годы решили, что жизнь наладилась окончательно. В нашем городе особой модой у приличных людей стало обзаведение собственным домом. Недвижка бойко росла в цене, банки беспрекословно выдавали ипотечные ссуды. Казалось, празднику жизни не будет конца и надо торопиться сделать выгодное приобретение. Сказано – сделано, правда теперь мне надо выплачивать за наш чудесный домик с банькой и огородом восемьсот бакинских в месяц. Немного, скажете вы. Вот и я так думал.

Полтора года назад хозяин моей фирмы зафиксировал, так сказать, прибыль - продал бизнес москвичам. Насколько это у него получилось добровольно – тёмный вопрос. Даже за рюмкой, а мы с ним в нормальных отношениях, он предпочитает отмалчиваться. Москвичи, кстати, прибрали к рукам ещё две сети аналогичных магазинов и всё хозяйство объединили в одну компанию.

Гроссбоссом стал, как ни странно, местный. Бывший владелец магазина бытовой техники, старый конкурент наш. Странно, потому что обычно (а у нас уже много предприятий перешло к москвичам) присылается их собственный надсмотрщик. Но тут они задумали несколько реорганизаций и, видимо, решили, что нужен человек, знакомый с местной спецификой.

Одно из изменений касалось непосредственно моей работы. Запало им перевести базу данных фирмы с Навижна на Аксапту.

Я, честно говоря, не понимаю, зачем это им понадобилось. Считается, что Навижн поддерживает до трёхсот одновременных пользователей, а Аксапта до полутора тысяч, но если у тебя не планируется в обозримом будущем больше двух сотен сотрудников, то на хрена огород городить? Я хоть в бизнесе и слабо разбираюсь, но то, что при реорганизации можно не только потерять объёмы, но и вообще загубить предприятие, это я знаю. Наблюдал примеры.

Ну ладно, чего мне с ними спорить, хозяевам виднее. Может они к нам головную контору собрались перевести?

Прихожу я к новому директору и говорю:
- Послушай, Вадим, давай я буду делать всё. И на Аксапту переводить, я хоть с ней и не работал, но у меня есть опыт внедрения Навижна, поэтому я хоть не сделаю общих ошибок, через которые всё равно придётся продираться. И всю остальную программерскую работу. Да и присоветовать кой-чего смогу, я ж в этой фирме не один год работал, знаю кое-что. Но ты мне плати половину своего оклада.

Он так поморщился, то ли ему не понравилось, что я в советчики набиваюсь, то ли ещё что. Ушёл от ответа. Сказал, типа, сам не знает, сколько будет получать. Это он, кстати, зря мне соврал. Какие от меня, админа, могут быть секреты. Я в ближайшую же получку узнал во сколько его способности оценивают москвичи. В восемь с половиной штук в условном эквиваленте.

А через неделю появляется у нас дамочка вполне репродуктивного возраста, ноги от ушей, симпатичная довольно шатенка и перфектное знание трёх языков. Её оклад я узнал сразу – шесть. Я не очень разбираюсь в расценках ВИП эскорта, но ей зарплату предполагалось платить только за решение одной задачи – внедрение Аксапты!

Всякое бывает. По внешнему виду нельзя определить, а вдруг это, действительно, дико крутой специалист? Но уже через две недели я знал, что она – полный ноль. Везде. 

Вот характерный пример. Разбираясь с программами одной из присоединённых фирм я поменял админский пароль на их серваке. Тут же частично зависла ихняя главная прога. Удалённые пользователи продолжали работать, а оффис упал. Когда до меня докатился шум, я сразу понял, что какие-то процессы завязаны на этот пароль и быстро всё восстановил. Ещё часик попил кофе и иду к главбуху.

- Всё, - говорю, - Надежда Николаевна, работает.

- А я знаю, - отвечает она, - мне ещё час назад Света позвонила, она что-то там поменяла на Файерволле и все заработало.

Я иду к Свете.

- Ты чё, - говорю, - причём тут Файерволл, неужели ты не знала, что проблема внутри?
Хлопает ресницами.

И мне стало немножко непонятно. По какой причине ламеру платят в полтора раза больше, чем я попросил и только за часть той работы, которую я обязался выполнять?

Нет. Не так. Я понял, что в моих услугах здесь скоро не будут нуждаться.

Тем более, что на такие мысли наводили происходившие кадровые перестановки. В основном это были увольнения - кризис уже потихоньку начал стучаться в двери. Странный был у них принцип: избавлялись от людей плохо владеющих иностранными языками. Для примера, был у нас дедок-пенсионер. Золотые руки. Занимался ремонтом этой самой бытовой техники. Он реальный доход приносил фирме, но ни в английском ни в немецком ни в зуб ногой. Проводили с почётом на давно заслуженный отдых. У меня тоже с разговорным английским небольшой напряг...

Тем временем работы по Аксапте понемногу движутся. Внешние, привлечённые специалисты пограмотнее Светочки, но тоже не ахти. Нет, они работают в приличной фирме, которая имеет уже с десяток внедрений. Но, как это часто бывает, договор заключают мэтры, а работать присылают подмастерьев ни разу в руках рубанок не державших. Я поначалу немного помогал им, но потом вижу – они все мои ошибки повторяют и ещё новых много делают.

Для примера. Устанавливают они программу в Задрючинских магазинах. Я им говорю «у вас будут проблемы с кассовыми аппаратами». Я в своё время через это уже проходил. Дело в том, что при подсчёте НДС и всяких скидок-накруток происходит округление. Но округлять можно по разному. Можно как в школе учили, можно в большую сторону, можно в меньшую, можно, наконец, по-бухгалтерски (это, когда последняя цифра сумм после округления на единицу не совпадает). Порядок операций здесь играет далеко не последнюю роль – сначала округлил, потом сложил или наоборот. А производители кассовых аппаратов не знают и знать не хотят как там будет происходить округление в программах потребителей. И ставят на машинки свой алгоритм.

- Нет, - говорят ребятки, - у нас всё будет пучком.

Запустили. Расхождения показаний кассовых аппаратов и магазинных компьютеров доходят до трёхсот рублей.

- Счас мы к производителям сбегаем, пущай переделывают свои настройки, - бодрятся бойцы, - у нас то все по инструкциям министерства финансов.

- Не надо идти к ним, - отвечаю я. - Они вас пошлют и, может быть, даже прямым текстом. А если наши программы дают расхождения с кассой, то это у нас, а не у них будут проблемы с фининспекцией. Поэтому перезатачивайте свою программу под их алгоритм.

Короче, посмотрел я на эти кувыркания и понял, что проект они завалят. И потихоньку стал из него выползать. Тем более, что деньги за эту работу другому человеку платят.

А пару месяцев тому обратно приняли на работу ещё одного ламера. И хотя Гена немного больше соображал, чем Света, платили ему всего штуку. Работал он над неким проектом суть которого мне не разъяснили. Это я сейчас понимаю, что проект заключался в подсиживании меня. А все эти два месяца я как дурак вводил его в курс дела.

Наконец 8 декабря Вадим решил, что фирма вполне обойдётся без меня и довёл это решение до адресата. Подписали бумаги: они мне – оклад за декабрь и выходное пособие, я им – к пятнадцатому сдать все дела, машину, а также обязательство не устраивать диверсий.

И теперь представьте себя на моём месте. Нет, я понимал, что меня всё равно выпрут, но думал, что это произойдёт ближе к весне. И за это время надеялся подыскать себе приличное место. А тут – нате вам. На улице кризис, программеров безработных, готовых работать за похлёбку, как собак нерезаных. А мне чтобы семью с домом и кредитом тянуть надо не меньше полутора зелёных шкурок в месяц.

Сослуживцы бывшие меня утешают, некоторые не без подначки спрашивают: «надеюсь, ты подложил им бомбу?». «Я бумагу подписал не гадить. Да и не надо ничего подкладывать, у этих ребят максимум через полгода само всё рухнет.» - отвечаю я почти пророчески.

Вот тут то и началась мистика из разряда «Бог – не фраер».

Света с Геной снимают отовсюду мои логины. Как нетрудно понять, по дороге сами напарываются на проблемы с оффисной сетью. Я потихоньку собираю своё железо. И тут вспоминаю про такую деталь. Я-то человек с богатым опытом, чего только не случалось. Поэтому у меня стоял робот, который каждый день после окончания рабочего дня делал копии текущей базы данных фирмы. Робота вместе со всеми древними копиями я отформатировал, потому как всё равно загнулся, бедолага, без админских прав. Но не очень хорошо оставлять людей совсем без страховки. И я говорю Гене:

- Я тут робота снял, имейте в виду. У вас только одна копия осталась, да и та не первой свежести. – И запускаю ручками копирование базы данных.

- Ага, - занимаясь чём-то своим, отвечает Гена. И тут его что-то привлекает на экране. Ни слова не говоря он выходит из нашего кабинета. Через три минуты админ выбрасывает меня из сети. Всё понятно, настучал Вадиму: смотри, мол, какая змеюка пригретая, не иначе конкурентам инфу слить собирается. То, что у меня недельной давности копии базы могут быть, им в голову не приходит.

Ну нет, так нет. Не особо мне ваша база и нужна была. А копию сами сделаете, раз такие умные.

15 декабря утром я сдал ключи от машины и пошёл на встречу с потенциальным работодателем. Честно говоря, его условия не шибко мне подходили, всего штука убитых енотов, но зато оставалось время для халтуры.

А в ночь с двадцать третьего на двадцать четвёртое база данных моей бывшей фирмы рухнула. Начисто пропала. Исчезла. Копий же так никто и не удосужился сделать.

Представляете? Все договора, клиенты, поставщики, склад, зарплаты, дебиторские и кредиторские задолженности, данные о товарах. Всё это накрылось медным тазом.

И вы, конечно, на меня подумали? Что это я диверсию устроил? То, что мои логины сняты – не проблема. Я же все пароли знаю. Это снаружи очень трудно проникнуть в систему, а когда ты внутри (а я внутрь до последнего времени имел доступ) ставишь на любой понравившийся логин генератор перебора символов и масимум через три дня пароль у тебя в кармане. Это любой программер знает. Мог получить, значит, имеешь. 

Но я что, похож на самоубийцу? Да от меня, прослышав про такую беду на бывшем месте работы любой потенциальный работодатель шарахаться будет. Да и не диверсия это, потому что не выгодна никому. Значит – ошибка. А какая это ошибка я думаю, что знаю. На 98% уверен.

Когда копируешь файлы из командной строки, да ещё и туда, где такие уже есть, имеет место такая ловушка. При подстановке параметров надо не перепутать в какие места их нужно записывать. Старый слева, новый справа. Если файлов много, а перепутать хоть один раз, то информация не попадёт в новый набор файлов и не сохранится в бэкапе. Кто это сделал, Света или Гена, я не знаю. Впрочем, такая ошибка не особо страшна, когда есть в запасе копия базы.

Но копий не было. И сто пятьдесят человек в магазинах и оффисе вот уже вторую неделю сидят сложа руки.

Вы спросите, а где же сказка?

Ну как же? Приехала команда москвичей разбираться. Разобрались. Меня берут обратно. Думаю, скоро базу мы подымем.