Петр Петрович и чёрт

Юрий Солей
     Вскоре после того, как у Петра Петровича умерла жена, он тяжко запил. Это было неслыханное … для такого человека, как Петр Петрович. Все, знавшие его люди, жалели его, мол, какое горе у человека. Говорили: «Вот, жили два человека душа в душу всю жизнь, и вдруг один умер…. Что делать другому, как справиться с таким горем?».  Но постепенно причина забылась, и стали просто говорить: «Вот, хороший был человек, пока жена его держала в руках, а как не стало жены, то спился и скоро совсем пропадет».  И жалеть его перестали. Все прежние друзья, с которыми они дружили семьями, от него отвернулись, и здороваться даже перестали.
     Петр Петрович имел трезвый ум, в те редкие минуты, когда не был пьян. К несчастью, в те минуты он тяжко страдал похмельем и, очнувшись после очередного запоя, не мог думать ни о чем другом, кроме как о похмелье.  А похмелиться было чем, пока водились деньги. Петру Петровичу даже ходить за спиртным не надо было, так как новые друзья всегда рады были услужить и принести бутылочку-другую. За его деньги, конечно. Друзей у Петра Петровича появилось много, и все были вполне интеллигентными людьми. Правда, бывшими…. 
    Вначале приятно было поговорить с ними о политике, об экономике, о женщинах, в конце концов. Приятно было пофилософствовать о Боге, о Добре и Зле, поспорить, есть ли Абсолютное Зло или его быть не может….
    Через время бывшие интеллигенты как-то незаметно заменились на каких-то совершенно незнакомых подозрительных личностей, с которыми Петр Петрович никак не мог ни о чем поговорить. Их лица и рожи сменяли друг друга как в калейдоскопе. В какие-то неуловимые моменты у Петра Петровича возникала мысль: «Надо выгнать их ко всем чертям!». Но кто-то подносил ему стакан….
    Первый раз Петр Петрович протрезвел, когда у него кончились некогда обширные запасы денег. Почему-то и друзья куда-то пропали…. Приподнялся Петр Петрович и, опершись на дрожащий локоть, осмотрел помещение, где он находился. Непонятно ему стало, как он попал в эту незнакомую пустую комнату. Но, присмотревшись, он распознал среди ужасающего мусора и грязи знакомый и дорогой некогда шкаф с резьбой ручной работы. И понял он, что находится у себя в квартире. Голова нещадно болела и кружилась, но он смог всё же осознать всю тяжкость своего положения.
     А положение было такое: жены, по-прежнему, нет, а денег и мебели уже нет. Работу и хорошую должность он потерял, и желание работать – тоже.

   
    Совершенно пустая комната. И только дорогой, резной шкаф, стоял уже возле выхода, подготовленный кем-то к полной эвакуации. Но не это привлекло пристальное внимание Петра Петровича…. Привлекло его внимание нечто, находившееся на шкафу. Он ясно видел голову небольшого чёртика, который, как котёнок, осторожно вытягивая шею, пугливо осматривал окружающую обстановку. Петр Петрович пристально смотрел на него, всё еще надеясь увидеть в нем характерные очертания кота или собаки, на худой конец. Но, нет…. Это был чёрт. Окончательно и бесповоротно…. Как только Петрович понял это, страх пронзил его от пяток и до макушки…. Протрезвел Петр Петрович моментально.
    То, что это был черт, Петр Петрович теперь нисколько не сомневался. Это был слишком типичный чёрт, чтобы ошибиться….     Что это означало для него? Это означало только одно – сейчас за ним придут…. Только вот вопрос возникает…. Почему черти, а не ангелы? Всю свою жизнь Петр Петрович жил честно. Работал, не покладая рук. Жене не изменял. Никого не обидел, не обругал…. И не пил ведь никогда раньше. Ну, да, сейчас он пьет…. Так все пьют….
«Правда, - подумал он – от пьянства я потерял человеческий облик. Квартиру превратил в свинарник. Ну, так пьянство - не такой уж смертный грех»…. Не так уж давно, собутыльники-интеллигенты, методом мозгового штурма, решили таки этот очень важный для человечества вопрос….

«А-а» – догадался Петрович – «Этот чёрт, наверное, не хочет ножки запачкать. Поэтому на шкафу сидит. А может он просто выпить хочет? Так тогда он сильно опоздал. Разве что шкаф поможет загнать»…. От этой мысли о выпивке страх у него вдруг прошел, и мысли потекли в другую сторону: «Боже! С какими свиными рылами я только не пил и не братался в последнее время. Осталось только с чёртом…. А что? Он, пожалуй, интересный собеседник. Наверное, много сможет рассказать»…. Смешно стало Петру Петровичу – представил он, как с чёртом пьет, чокается и разговаривает.
  И вдруг, как молнией ожгла мысль: «Так я же душу зелёному змию фактически продал!… Сколько я без души прожил, себя не чувствовал?  Месяц? Год? Два? Даже не могу сказать, сколько…. Наверное, с каждым приемом алкоголя душа отнимается на время и переходит к змию. Иначе как объяснить, что человек как бы из жизни выпадает? Как объяснить, что нормальный человек, в пьяном состоянии совершенно бездушным становится, совершает дикие, уму непостижимые поступки? Значит всё таки грех это смертный! Ай-яй! Выходит ошиблись тогда они на интеллигентском совете». Сия внезапная мысль потясла Петровича. Выходит, что грешен он. Ой, как грешен….
  Чёрт всё еще на шкафу, всё еще осторожно смотрит вниз, как кот, ищет место почище, чтобы спуститься.
 - Так, вот почему ты здесь! За душой моей явился…. Да, пожалуй, с зелёным змием вы одного поля ягодка. Может, змий проиграл тебе мою душу? Может, сказал, иди, бери, Петрович уже готов, дошел до кондиции….
    Прислушался к себе Петр Петрович – всё вроде на месте. Только голова сильно болит, да тошнота и слабость. Но душа-то еще на месте.
    Посмотрел он снова на чёрта и увидел, как тот брезгливо и пугливо смотрит вниз, и озорная мысль мелькнула у Петровича: «А вот вам хрен, обоим!»  Затем глубоко вдохнул, набрался внутренней силы и, как когда-то в глубоком детстве, резко и громко сказал: «Гав!»