Вендетта Земфиры Рамазановой. Музыкальный прорыв

Наталия Май
«Вендетта» Земфиры Рамазановой.         Музыкальный прорыв.

Последний альбом Земфиры – это повод поговорить о том, как подлинному таланту становится тесно в рамках одного жанра, стиля, направления музыки.
Когда речь идет о жанрах академической музыки, то исследователям понятно, о чем идет речь. Мазурки, вальсы, полонезы Шопена – это не просто танцевальная музыка. Хотя жанр заявлен как танцевальный. В рамках этого жанра Шопен создает драматические, трагические, философские, эпические музыкальные полотна. И эта глубина сочетается с танцевальной структурой, не противореча ей. Песни Шуберта, Шумана и многих других композиторов-романтиков XIX века – это не песни в упрощенном понимании с однотипной структурой куплета и припева. Это музыкальные композиции, в которых авторы ищут новые формы, гармонии. И содержание этих музыкальных миниатюр выходит за рамки только лирики. Это вокально-инструментальные произведения, в которых авторы идут на творческий эксперимент, внутри которых возможны контрасты – трагические и комические музыкальные темы, своеобразно сочетающиеся, создавая драматургический конфликт или трагический контраст. Содержание этих вокально-инструментальных миниатюр именно благодаря музыкальному решению, а не глубокомысленным словам, становится философским.
Такое гораздо реже встречается в эстрадной музыке и тем это драгоценнее. The Beatles, Scorpions, a-ha – это примеры именно таких творческих поисков, в западной музыке они более распространены, чем у нас, и Земфира в этом смысле, конечно же, уникальна. Потому что она идет по пути музыкального решения своих творческих задач, в отличие от большинства популярных отечественных музыкантов (не важно, именующих себя рок-музыкантами или поп). Они усложняют слова, Земфира усложняет музыку.
Ее творчество выходит за рамки современной эстрады, приближаясь по своему звучанию, стилю и духу к вокальной лирике Шуберта и Шумана. (Можно найти параллели и в русской музыке –  Мусоргский и его вокальное творчество.) Это романтика XXI века, окрашенная более современной и менее «причесанной» интонацией по сравнению с салонными певцами той эпохи.
«Вендетта» - это не сборник песен, их песнями трудно назвать. Это вокально-инструментальные композиции, в которых автор ищет индивидуальное музыкальное решение для каждой миниатюры. «Красота» и «Самолет» сделаны очень изящно при кажущейся простоте и прозрачности  звучания. Лирический или даже, точнее сказать, лирико-философский дар у Земфиры проступает все более явственно. Это отражается и в инструментальных решениях. С ее лирической музыкой лучше сочетаются струнные инструменты (та же арфа, а могла быть и виолончель), чем традиционно «роковое» гитарное звучание. Потому что ее нынешняя музыка – это уже не рок, это выход за его рамки и стремление к новым музыкальным высотам. В перспективе она, наверняка, будет экспериментировать с разными инструментами – может быть, и с органом. Даже в такой кажущейся «роковой» песне, как «Прогулка», в мелодии и гармонии есть черты, присущие баховской эпохе и самому Баху. И это ощущение пронизывает меня не только в этой песне, а и в «Бесконечности» и в других ее произведениях. И интересно сочетание таких музыкальных ассоциаций разных эпох – барокко, романтизм и западное рок-направление.
Если говорить о недостатках, то, на мой взгляд, они касаются именно вокала. Не везде интонация кажется мне идеальной – когда вокалист точно попадает в ноты, не фальшивя ни на четверть тона, ни на полтона. Причем не в «живом» звучании, а в записи. Иногда это кажется небрежным, не выверенным. Хотя, может быть, это сделано намеренно. Хорошо звучит голос в песне «Дыши», вокал мне понравился больше всего в этой песне, но не всегда у меня ощущение безупречного вокального исполнения на альбоме. Хотя в этой безыскусственности есть своя прелесть, но, на мой взгляд, лучше бы этих шероховатостей не было. Тогда не было бы претензий к профессионализму. Тем более что законченный вокальный факультет музыкального училища к этому обязывает. И в голосе от природы есть свои краски, пронзительность, возможности интересного звучания – не только повествовательного или страстного, но и нежно-лирического, что в песне «Дыши» получилось очень красиво.
В целом «Вендетта» - это музыкальная сокровищница, и это не громкие слова и не преувеличение. Поклонники таланта Земфиры могут выбрать песни, которые ближе каждому из них. Для меня такой стала песня «Самолет». И только за одну нее можно выразить благодарность автору.