Остановимся на наведении дум. И правда интересно - на кого что наводит? Под воздействием какого внешнего сигнала появляются думы. Не реакции типа: голод -еда, удар-отскок, машина-опасность, деньги-товар, а именно думы.
От звона будильника никаких дум нет. От телефоных звонков взятых самих по себе - тоже нет. От новостей телевизионных, да и вообще от передач ТВ - нет и не может быть. Ни в коем случае!
А звон колокольный наводит. Что резонирует, что пробуждается в человеке? Смею утверждать, что от классики типа Бах, можно ожидать наведенных дум. От джазового кула - можно. От картин Шагала - за милую душу. Окуджава - наводит, в частности на меня. Если поразмышлять, повспоминать - найдем еще кого-нибудь.
Интересно, что далеко не все великие писатели, поэты, композиторы, художники наводят думы. Только очень некоторые. А колокольный звон, даже самый простой и бесхитростный - наводит. Еще аквариум с рыбками может сгодится для этой цели.
Колокол, как инструмент музыкальный, по своим звуковым возможностям далеко превосходит все струнные, ударные, клавишные и иные инструменты. Дело здесь в том, что колокол, в отличии от одномерной струны, есть фигура вращения. И при вибрации колокола образуются и резонируют все гармоники, совпадающие с собственными частотами колокола, которых очень много.
И все гармоники слышны. В отличии от струны, которая резонирует на первой гармонике. Таким образом, при одном ударе, колокол звучит многообразно и разнопорядково. Может в этом дело. В объемности и полигармоничности звука. В этом проявляются его завораживающие, гипнотические свойства, побуждающие или наводящие (слово -то какое точное) думы.
Или все-таки вопрос о том по ком он звонит - библейский , может быть даже сакральный вопрос - сразу переключает слышащего на размышления о вечном. Может быть и то и другое вместе. А может быть одно -есть следствие другого .В звуке колокола мы слышим и ощущаем зов вечности...