Мордобой фараонов

Геннадий Москвин
"Лед тронулся, господа присяжные заседатели!"
(Остап Бендер, "12 стульев", Ильф и Петров).


     Зафиксированная неизвестным художником драматическая сцена «Мордобой фараонов» (Рига, 13.01.2009 г., первая четверть XXI-го века) близка по манере исполнения «нелицепрятных» сюжетов, выставленных на всеобщее обозрение на стендах вернисажа  «Их разыскивает полиция». Произведение искусства воспринимается не как гротеск, а как обычная развязка акции протеста против деградации власти и необоснованных социально-экономических реформ.

     В драматической композиции автор отражает действительность, то есть, накаленную атмосферу взаимоотношений народа и власти, противостояние народных масс своему собственно избранному правительству и парламенту. Недовольство толпы принимает радикальные формы и переходит в кулачную драку, как бы перекликаясь с нравами средневековой эпохи разгула реакции и инквизиции. Утверждая связь времен в форме гротеска, автор как бы намекает нам на то, откуда взялась варварская привычка размахивать кулаками и швыряться подручными предметами в голову оппонента. 

     Замысел этого произведения глубок, необычен и его масштаб. По сравнению с бессмертными полотнми «Иван Грозный убивает своего сына», или «Утро стрелецкой казни» картина автора является не просто драмой одного исторического лица (через которую раскрывается философская тематика власти, преступления, совести и возмездия), а уже своего рода «безличной» историософской драмой, в которой, в отсутствие ярко выраженного «центрального» персонажа, характерного для стандартной живописи нашего времени, раскрываются целые пласты народной жизни и поднимается тема духовной трагедии всего прибалтийского народа, совершающейся при сломе его традиционного исторического и жизненного уклада, вызванного тотальной коррупцией, экономическим кризисом и разрухой.

     Подчеркивая жанровую направленность содержания картины и остроту драматизма разворачивающихся кровавых событий, автор дает ей название «Мордобой фараонов». Картина являет собой выражение бунтарского духа народа, доведенного до отчаяния коррупцией, непомерными налогами и беспросветной нищетой.