Под тенью древа экономики

Алишер Таксанов
Находятся как страны с переходной фазой развития, так и уже развитые

---------------------------------------
4.02.2003. «Параллельная», «теневая», «черная», «серая», «вторичная», «неофициальная» – по-разному называют экономику, которая скрыта от государства и живет по своим законам. Откровенно говоря, живет-то она по объективным экономическим и подчинена логике историко-общественного процесса, и активно проявляется тогда, когда государство пытается втиснуть ее в рамки своих догматических схем. Но разве можно в яичной скорлупе удержать быстрорастущий организм? Вспомните, как в 1920-х годах в США пытались провести «сухой закон», но в итоге правительство проиграло «войну» с мафией, которая заработала огромные средства на алкоголе, и потребителями «горячительного», которые всякими путями пытались найти спиртное. Возьмем в пример другой континент - в период Советского Союза население в поисках товаров и услуг обращалось на нелегальный рынок, в то время как отечественная промышленность производила или некачественную продукцию, или в таком малом объеме, что ее не хватало на целую страну, этим самым порождая коррупцию и теневой бизнес.

Тогда многие эксперты утверждали, что теневая экономика живет по рыночным законам, что противоестественно планово-командной, и поэтому несет в себе разрушительную силу для социализма, с ней нужно бороться исключительно репрессивными механизмами. Но ни ОБХСС, ни комитет народного контроля, ни партия и комсомол не могли изжить эту «бяку»: с каждым годом все больше и больше теневая экономика набирала обороты, порой же официальная подстраивалась под нее (вспомним хотя бы, как предприятиями выбивались фонды, давались лимиты, доставались резервы – через «подарки», неофициальные переговоры). В контексте этого следует сказать, что «тень» в тот период несла больше позитивного момента, так как изымала из оборота необеспеченные товаром и услугами «лишние» деньги, предоставляла людям необходимые услуги и товары (пускай по «спекулятивным» ценам), давала приработок тем, кто не мог прожить на официальную мизерную зарплату. Речь идет не только о так называемых «цеховиках», которые на государственных предприятиях и за счет госресурсов выпускали товары народного потребления, «валютчиках» – обеспечивших иностранными деньгами советских покупателей, но и о сотни тысячах простых гражданах - учителях, занимавшихся репетиторством, машинистках, печатавших диссертации, водителях автотранспорта, «левачивших» на дорогах, слесарей ЖЭКов за «десяточку» варивших протекшую трубу… Таким образом, в этом смысле теневая экономика была стабилизирующей, и как не смешно, поддерживала советскую систему. 

Но в то же время «тень» жила за счет неэффективности социализма. На ней расцветали и паразитировали другие формы нелегальной деятельности – хищения, взяточничество, очковтирательство, приписки. Особым ракурсом стояла уголовная экономика – проституция, мошенничество, рэкет, грабежи, сбыт украденных вещей. Естественно, подобные формы «бизнеса» представляли угрозу для любой экономической системы. На Западе теневой сектор расцветал за счет ухода от налогообложения и нелегального предпринимательства, но общий объем «тени», по разным оценкам, достигал от 5 до 20% валового национального продукта. Некоторые специалисты утверждают, что нелегальная отрасль должна быть всегда, ибо и она обеспечивает смягчение экономических кризисов. Другое дело, что ее размер не должен превышать 6-8% ВНП, более высшие показатели свидетельствуют о критической ситуации в стране. В Советском Союзе этот показатель достигал 40% национального дохода страны.

Первый удар по «тени» нанесли перемены середины 1980-х годов – кооперация, индивидуальная трудовая деятельность, аренда, которые легализовали ту сферу, которая по своей сути несла только позитивный заряд, и лишь по догмам коммунизма являлись пережитками прошлого. Вновь возникла частная собственность и частное предпринимательство, которые были элементами объективного развития общества. Другое дело, что в рамках этого процесса коррумпированные чиновники стали перетаскивать государственные ресурсы в частный сектор, в котором они сами же неофициально «подрабатывали», получая на этом огромные доходы. Поднялась организованная преступность, которая быстро осознала выгодность легализации теневых капиталов. В настоящее время во многих странах СНГ под ее контролем находится значительная часть национального богатства. Сейчас много судачат о результатах ваучерной приватизации в России, акционировании предприятий, в результате которой «контрольный пакет» находится у криминальных структур, уголовной «крыше», осуществляющей поддержку малым бизнесменам в их проблемах с официальными структурами и пр. По оценкам статистических органов Содружества, доля «тени» в бывших советских республиках достигает не менее 25% ВНП, а по другим расчетам – и 50%. То есть это выше критического порога, что свидетельствует о неуправляемости правительствами национальной экономики.

Узбекистан не избежал «теневого» фактора, и это предопределено многими причинами. Естественно, немаловажную роль сыграл и переход от старой системы к новой, при которой возможны всяческие ошибки в управленческом решении, в применении законодательной базы. Например, последние решения по реорганизации оптовых рынков и увеличения таможенных ставок привело к потере рабочих мест тысяч людей и переориентации спроса на рынки соседней республики. Утекает валюта, профессиональные кадры ищут занятость за пределами Узбекистана. Психологический климат и сохранившиеся административные методы управления экономикой также способствовали укреплению теневого сектора. Нельзя скидывать со счетов и имеющиеся репрессивные меры по отношению к частному сектору, что также вынуждают предпринимателей уходить из сферы любого контроля, или переезжать в страны с более «мягким» хозяйственным режимом. Несомненно, теневая экономика чутко реагирует на все искажения и диспропорции в светлой экономике, этим самым порождая мнение у некоторой части населения, что лучше жить и работать неофициально. Стремясь защитить свои интересы, такие бизнесмены предпочитают часть своих доходов тратить на взятки, на откуп, на неофициальные отношения с чиновниками, которые обещают «крышу» и поддержку, например, при тендере или аукционах. Создается псевдопредпринимательский климат и соответствующая психология, что бизнес лучше решать в «тени». Но ведь от этого страдает не только государство, которое недосчитывается определенной суммы от налогов, но, прежде всего, сами люди, не получающие вовремя зарплату, переплачивающие за товары или приобретающие некачественную продукцию, нелегально ввезенную в страну...

Нужно сказать, что международные финансовые и политические организации внимательно следят за ситуацией в этой сфере, выставляя так называемый индекс коррупции. Именно по нему судят об экономическом благополучии и инвестиционном климате в стране. Так, в конце 90-х годов, согласно данным «Интернешнл Трансферети», Узбекистан занимал пятое место среди 98 государств мира в рейтинге коррупции. Впереди нас «отметились» Нигерия, Камерун, Азербайджан… Некоторые эксперты изучали «тень» через показатели налогового потенциала и бремени, в результате чего цифра составила около 40% ВВП. Более точных расчетов по объему теневой экономики не существует, возможно, это связано с отсутствием статистической базы и методами изучения. Но дело не только в цифрах, сколько вообще в сложившейся обстановке. Мне приходилось слышать различные жалобы не только от отечественных бизнесменов, но и зарубежных, относительно трудностей, которые порой создаются некоторыми ведомствами и органами. Другой аспект, свидетелями которого становятся многие узбекистанцы, - десятки тысяч человек покидают свои села и уходят в города, где за мизерную плату пытаются заработать на жизнь. Естественно, этот труд не контролируется и никакой социальной защиты нелегальным трудящимся не предоставляется, не говоря при этом, что государство не досчитывается налогов. Еще один «свежий» пример благоглупостей правительства: запрет играть в бильярд приведет к тому, что криминальные структуры просто предложат эту форму досуга и спорта в нелегальной сфере – об этом говорит опыт американского «сухого закона».

Безусловно, такой «статус» играет негативную роль для республики, поскольку отпугивает инвесторов, разрушает морально-психологический климат в обществе, способствует тому, что развитые страны стремятся дистанцироваться от такого партнера. Видимо, пока не будут приняты законы о борьбе коррупции, о государственной службе, не созданы универсальные нормативные акты (которые не меняются каждый месяц) для всех форм хозяйствования, «тень» будет оставаться важным довеском к официальной экономике, а население считать ее благодетелем жизни.