Телеведущий Александр Гордон в передаче «Школа злословия» на этот вопрос
ответил Татьяне Толстой так: наш мир возник в результате ФЛУКТУАЦИЙ,
то есть, с л у ч а й н ы х колебаний материи.
Но возможно ли это?
Проведем мысленный эксперимент. Представим, что разобрав будильник
(были такие настольные будильники с блестящими чашечками звонка),
мы все его шестеренки и другие части положили в пакет
и начали этот пакет встряхивать.
Сколько времени потребуется для того, чтоб эти части
с л у ч а й н о правильно соединились и будильник снова пошел?...
Но даже, если бы через миллион лет это с л у ч а й н о произошло,
что совершенно невероятно, то, все равно, остается вопрос, кем или как
были созданы эти шестеренки, которые так точно подошли друг к другу?
Не говоря уже о пружинке, которая приводит их в движение,
и для этого сама должна перед этим сжаться?
Отсюда простой вывод: чем больше мы знаем об окружающем нас мире
(который неизмеримо сложнее какого-то будильника),
тем больше мы убеждаемся в том, что т а к а я « с и с т е м а » -
потрясающе сложная и вместе с тем поразительно прекрасная –
случайно возникнуть не может.
А это значит, что совершенно реально существует Творец,
который, «предпринимая» создание этого мира, изначально заложил
в первичную субстанцию или материю
все необходимые для ее саморазвития свойства,
«предусмотрев» во всех деталях направление
и, может быть, даже цель этого развития.
С человеческой точки зрения это кажется совершенно невероятным,
более того, совершенно невообразимым и запредельным.
Но… посмотрите, например, на скульптуру Микельанджело.
Разве вам не кажется невероятной сама возможность высечь
из бесформенной каменной глыбы то прекрасное, что вы видите?
На вопрос: как он это делает, скульптор обычно отвечал – очень просто –
отсекаю все лишнее. Причем, в камне-то «отсекать» надо безошибочно.
А для этого перед тем, как начать вот так «безошибочно отсекать»,
скульптору надо было представить себе в этой глыбе,
и при этом представить совершенно отчетливо,
Моисея со скрижалями, сидящего, но уже готового встать,
или так свободно и уверенно с пращой стоящего Давида.
Творец создал человека «по своему образу и подобию»,
следовательно, Он создал творца,
а, по формуле Булеза, французского композитора,
«Творчество – это создание непредсказуемого (и, значит, невероятного),
становящегося необходимым».
Гений Микельанджело – это реализованная в человеке, и затем гениально
этим человеком воплощенная в камне, творческая мощь Творца,
бессмертная и всегда невероятная и поражающая.
Егора Гайдара, выступавшего на каком-то собрании, спросили из зала:
«Вы верите в Бога?» - «Я – агностик» - ответил Гайдар, уверенный в том,
что его правильно поймет человек, задавший ему этот,
может быть, самый главный вопрос.
Для просвещенного человека этот вопрос: «Верите ли вы в Бога ?»,
означающий, видимо, верите ли вы в то, что Бог есть на самом деле,
– вопрос риторический.
Потому что для просвещенного человека существование Бога – о ч е в и д н о .
Просвещенного человека его кругозор, его знания о себе и об окружающем мире,
постоянно на каждом шагу делают восхищенным свидетелем
поразительной творческой мощи Творца,
независимо от того,
может или не может он Его представить…