Глава третья. Нана Татишвили

Влада Рябинина
Право, приятно,
Когда приготовишь, бывает,
Тушь да бумагу, —
И будто сами собой
Под кистью ложатся слова.
Татибана Акэми

Мне легко писать свой театральный роман, поскольку посвящён он одному из интереснейших Театров нашего времени. Таганка удивляет всякий раз, стоит только переступить её порог: многогранностью сценической жизни, глубиной проникновения и полной самоотдачей актёров. Потому и герои мои раз от раза открывают всё новые, каждый раз — новые, грани своего театра. Героиня новой главы поразила не только творческим потенциалом, умением владеть голосом и телом, но и умом, и целеустремлённостью. У неё на сцене Таганки — единственная пока роль. Зато какая! Электра в античной трагедии Софокла. Нана Татишвили, 23 года. Выпускница РАТИ 2008 года, специальность — актёрское мастерство.

Я очень люблю актрису Нану Татишвили, вообще, люблю людей её склада, они не так часто встречаются, а Нана — из лучших. Она — необыкновенно одарённый человек, прекрасная актриса, её природа наделила талантами щедро, это редкое дарование: вокальное и актёрское. Она труженица, умеет и любит работать. Нана — умный человек, она всё понимает, всё слышит. Ей 23 года, а она уже завоевала первые места на больших зарубежных вокальных конкурсах, и я ей предвещаю блестящее будущее с её данными, её талантом, и трудолюбием, это счастливое, золотое сочетание. Просто Бог её благословил при рождении.
И есть у неё ещё одно качество, которое я ставлю очень высоко в актёрской профессии: она, такая красивая девушка, и вот на сцене не боится быть страшной, ужасной, искажённой до неузнаваемости. Так она играет в «Электре», со сверхнапряжением, которого требует эта очень непростая роль в греческой трагедии, без передышки, ведь она постоянно на сцене. И недаром господин Судзуки — великий японский мастер — именно её пригласил на главную роль, она блестяще справилась. Я очень ценю Нану, актриса с таким огромным потенциалом не часто встречается, это радость, находка и для режиссёра, и, я уверен, для театрального и оперного искусства.
Юрий Любимов

Часть первая. Электра
Что же такое театральная правдивость? Это соответствие действий, речи, лица, голоса, движений, жестов идеальному образу, созданному воображением поэта и зачастую ещё преувеличенному актёром. Вот в чём чудо. Этот образ влияет не только на тон, — он изменяет поступь, осанку. Поэтому-то актёр на улице и актёр на сцене — люди настолько различные, что их с трудом можно узнать.
Дени Дидро. Парадокс об актёре.
Пять минут тишины на сцене… Пять минут беззвучного кругового движения полуобнажённых мужчин на инвалидных креслах вокруг молчаливой барабанной установки. Недоумение зрителя возрастает от круга к кругу. Что это? Зачем? В зале начинает нарастать тихий гул голосов, изредка слышится нервический смех. Наконец, мужчины на сцене прерывают своё безмолвное вращение, выстраиваются в линейку и кричат во всю мощь своих лёгких, сопровождая свои крики ритмичным стуком ног о сцену. Потом они снова приходят в движение, выполняя какой-то завораживающий танец. Они снова выстраиваются в линейку, и вот только тогда на сцену в инвалидном кресле вывозят её — совершенно дикого вида женщину, глядящую в зал змеиным, полным страстной ненависти взглядом. Она, словно высеченная из камня статуя Мести, как будто ищет там, в темноте, среди публики виновника своих бед. Так начинается моё знакомство с режиссёрским пониманием Тадаси Судзуки трагедии великого Софокла «Электра», и вот такой я впервые увидела на сцене Нану Татишвили.
На встречу со мной пришла какая-то совершенно другая женщина: зеленоглазая пери, с роскошной гривой чёрных кудрей, а в глазах… и ум, и огонь. Дочь двух народов: грузинского (папа) и русского (мама). Если бы я просто встретила Нану на улице — никогда бы не подумала, что именно эта красавица совсем недавно, безобразно брызжа слюной, с искажённым от гнева и жажды крови лицом яростно выкрикивала слова ненависти в лицо вечной сопернице — матери-убийце Клитемнестре.
— С первого курса института у меня была проблема — бесконечное любование собой. Какой бы этюд не показывала, я всегда хотела быть красивой, обаятельной, хотела нравиться. В профессии это необходимо преодолевать. Мама считала, что я не смогу стать актрисой, потому что на сцене я слишком увлечена собой.
Но здесь очень многое зависит от режиссёра. Настолько была интересна работа с Тадаси Судзуки. Он очень легко меня изменил. Я настолько ушла в работу, что забыла о себе. Это происходит, когда режиссёр точно знает, чего он хочет. Сначала Суздуки-сан поставил физические задачи: перекаты, мосты. Потом к техническому каркасу присоединились актёрские задачи, чтобы понять: откуда рождается именно это движение. Потом добавилось слово. А самое интересно случилось за день до премьеры, когда, казалось, всё уже было сделано, Суздуки-сан начал расставлять со мной дыхание. Он объяснял, что «когда ты делаешь вот это — ты дышишь, здесь — вдыхаешь, а тут — выдыхаешь». Процедура очень точная, но выполнить всё вместе — очень сложно. Ты настолько выключаешься, что забываешь, как выглядишь: глупо или смешно. А когда ты осознаёшь всю глубину роли, понимаешь, что о внешней красивости не может быть и речи. Когда человек настолько разрушен изнутри, то всё идёт в надрыв. Меняется лицо и тело.
С этим спектаклем Таганка ездила на гастроли в Японию, только его играли смешанной труппой: женский состав был российский, а мужской — японский. Теперь Тадаси Судзуки планирует поставить «Электру» с Наной в главной роли в Корее. А в августе театр повезёт «Электру» в Японию на фестиваль.

Часть вторая. Дорогу осилит идущий
Электра
Ты знаешь: без труда удачи нет.
Хрисофемида
Да, знаю, и труда жалеть не буду.
Софокл. Электра.
Творческая натура Наны с детства не знала преград: родители поощряли в дочери любое занятие искусством. Будь то рисование (она иллюстрировала детскую книжку в родном Челябинске), или уроки джазового вокала (у Наны — меццо-сопрано), или занятия в театральной студии под руководством талантливого педагога Ларисы Сергеевны Козаковой (первой разглядевшей в девочке талант актрисы). Но жизнь диктует свои условия. Родители настояли на поступлении в педагогический университет на факультет иностранных языков и поставили условием поездки в Москву в театральный вуз хорошую учёбу и досрочную сдачу сессии. Никто не рассчитывал, что Нане удастся «завоевание столицы»: здесь у семьи Татишвили не было ни родных, ни знакомых, которые могли бы поддержать девушку. Но родители решили дать дочери шанс, чтобы потом она их не укоряла, что это они не позволили ей стать актрисой.
Нана приехала поступать на эстрадно-джазовое отделение Гнесинки, а поступила на музыкальный факультет РАТИ (ранее — ГИТИС), в актёрскую группу. Для поступления приготовила 3 произведения: арию, народную песню и романс.
— Я остановилась на ГИТИСе, потому что решила, что это здорово: в одних стенах можно заниматься и актёрским мастерством, и вокалом, и танцами. Мой мастер Александр Александрович Бармак как-то сразу дал мне почувствовать, что собирается меня брать. Он ничего не говорил, но я сердцем поняла, что поступила. И с момента поступления стала заниматься оперным вокалом. А мой мастер поверил в меня и многому научил. В жизни и в искусстве.

Часть третья. Синяя птица удачи
Природа наделяет человека личными качествами, лицом, голосом, способностью суждения, тонкостью понимания. Изучение великих образцов, знание человеческого сердца, знакомство со светом, упорная работа, опыт, привычка к сцене совершенствуют дары природы.
Дени Дидро. Парадокс об актёре.
Юрий Ардашев, выпускник Юрия Петровича Любимова, с которым Нана была знакома по ГИТИСу, делал на Малой сцене Таганки экспериментальную работу. Она к нему напросилась работать в его спектакле. Когда в ноябре 2006 года результат был показан Юрию Петровичу, тот сразу предложил Нане работать на Таганке. Для студентки театрального вуза это было великой удачей и счастьем.
— Я слышала, что Юрий Петрович сразу даёт молодым актёрам роли. Верилось с трудом. Но, действительно, я получила кроме эпизодов в разных спектаклях и участия в массовке две большие роли: Пеппи в «Замке» и Лизы в «Горе от ума».
Но после полугода работы Нана почувствовала, что театр занимает так много времени, что ей не хватает его для занятий вокалом. Тогда она подошла к Юрию Петровичу и призналась честно, что ничего не успевает. Любимов с пониманием отнёсся к метаниям молодой актрисы и отпустил её из театра.
— Я очень переживала: правильный ли сделала выбор? Не многим молодым актёрам удаётся попасть на большую сцену, а уж тем более — на сцену Таганки. Что уж говорить о студентах? Каждый день, проходя мимо театра в институт, думала: «Боже, что я натворила!» Но прошло 2 недели, и, на моё счастье, Юрий Петрович сам позвонил мне и сказал, что есть такой проект — «Электра» режиссёра Тадаси Судзуки, нужно ехать на тренинг в Японию. Конечно, я согласилась.

Часть четвёртая. Записки на манжетах
***
«Когда имеешь дело с Любимовым или Судзуки — это шанс, который даётся очень редко. И нельзя им не воспользоваться. Это большое счастье и большое везение для артиста. Мне всего 23 года, а мне уже оказали такую честь».
***
«Было несколько предложений от других театров. Но после такой работы, как «Электра», я не спешу соглашаться. Когда я думаю, что мне досталась такая роль, то внутренне понимаю, что не надо спешить. Это уже уровень, который я не могу ронять. Мне бы хотелось работать очень избирательно. Грамотно строить свою карьеру, чтобы она была,  действительно, профессиональной».
***
«Я бы не хотела быть только драматической актрисой. Но это невероятно полезно для меня, как для будущей оперной певицы. В оперном искусстве я бы тоже хотела работать избирательно. При том, что я безумно хочу петь и мечтаю стать оперной певицей. Но хорошая и, действительно, талантливая драматическая работа лучше, чем плохая оперная».
***
«Всё возможно совмещать. Я бы хотела стать настоящей артисткой, а это не всегда подразумевает популярность или модность. Я хотела бы стать самодостаточной, чтобы уважать себя за ту работу, которую делаю… Я не против популярности. Но… к ней нужно придти, не ставить её главной задачей путём выбора каких-то работ. И я не хочу её во что бы то ни стало и не подразумеваю широкую медийность. Если есть хороший режиссёр, если интересный материал, я готова взяться за любую работу».

Часть пятая. Парадокс об актёре
50 минут длится «Электра». Это 50 минут ураганных страстей и наэлектризованной тишины. Это сумасшедшая волна энергетики, накрывающая зал и держащая его в постоянном напряжении. В центре событий две фигуры — Электра против Клитемнестры: дочь против матери, честь против предательства. И неважно, что, по замыслу режиссёра, местом действия выбрана психиатрическая клиника. И всё, что происходит, возможно, происходит в голове бедной, помешавшейся Электры. Наверное, каждый из нас каждый день выдерживает бои светлой и тёмной сторон своей души.
Клитемнестру играет «трагически опытная» Любовь Селютина. А вот как удаётся Нане, молодой, ещё начинающей актрисе выдерживать такой бешеный ритм спектакля? Сама Нана объясняет, находя подтверждение своим словам у великого французского философа Дени Дидро, что это — её работа, обычная работа.
— Как любит говорить Юрий Петрович: «Великие артисты могли 8 раз в неделю играть Гамлета. Но отличить эти работы друг от друга было невозможно. Потому что вдохновение может придти или не придти, нужно просто уметь работать по-настоящему». Хорошо, если вдохновение пришло, а если нет? Надо научиться вызывать его каждый день к 19.00. Иначе, зачем нужен спектакль, который ничего не даёт зрителям? Я верю, что искусство не должно развлекать, оно должно воспитывать или рождать что-то новое в человеке.
Спектакль — это работа не только для актёра, но и для зрителя. Душевная работа. Иногда, бывает, чувствуешь, что публика выключилась или не понимает, что происходит на сцене. Но мне это нравится, когда сначала публика начинает смеяться, а в конце она выходит из зала совсем другая. Кому-то нравится, кому-то — нет, но все они меняются. Это самое ценное.
Актёр устал, а вы опечалены, потому что он неистовствовал, ничего не чувствуя, а вы чувствовали, не приходя в неистовство. Будь по-другому, звание актёра было бы несчастнейшим из званий, но он не герой пьесы, — он лишь играет его, и играет так хорошо, что кажется вам самим героем: иллюзия существует лишь для вас, он-то отлично знает, что остаётся самим собой.
Дени Дидро. Парадокс об актёре.
Трудно судить об актёре по единственной роли, но, посмотрев «Электру», я поняла, что одной хорошей актрисой на российском театральном Олимпе стало больше. И я обязательно пойду на концерт, чтобы услышать Нану Татишвили–певицу. А ещё… пожелаю удачи. Потому что в будущем году её ждёт ещё один фестиваль оперной музыки (в 2006 году она уже получила первую премию в номинации «оперный вокал» международного фестиваля искусств «Le Paon Lumineux», проходившего в Болгарии) и ещё одна работа в Театре на Таганке. Только на этот раз это будет сказка.
Продолжение следует…