Мы не были трусами

Зинаида Королева
Щербаков Анатолий Максимович родился в 1923 году 15 сентября в пригороде Кирсанова Тамбовской области в семье военнослужащего.  В двухлетнем возрасте они с сестрой остались без матери и воспитывались у бабушки с материной стороны, так как у отца появилась вторая семья. Рос болезненным, слабым и поэтому только в девять лет пошёл в школу на станции Кирсанов. После окончания семи классов поступил в педучилище, проучился два года, перешёл на третий курс, и тут началась война. Анатолий Максимович вспоминает:
–– 20 октября 1941 года я был призван в ряды Красной армии и попал в 705––й БАО (батальон авиационного обслуживания) авиации дальнего действия. В середине мая 1942 года нас, группу бойцов (одно отделение) направили на Ленинградский фронт. Мы участвовали в обороне Ленинграда, в прорыве блокады Ленинграда в январе 1943 года и в окончательном снятии блокады в конце января 1943 года.
Я трижды подавал докладную командованию с просьбой об отправке на фронт. Просьбу мою наконец-то удовлетворили и отправили на пересыльный пункт и дальше –– на первый Украинский фронт. Участвовал в боях за освобождение Польши, был ранен и отправлен в госпиталь г. Львова. Целых три месяца пришлось пролечиться. После выздоровления  попал в 16––ю Краснознамённую ордена Ленина, орденов Суворова, Кутузова, Богдана Хмельницкого механизированную бригаду шестого корпуса четвёртой танковой армии. В её составе я участвовал в боях в Восточной Пруссии, а с середины апреля 1945 года в героическом штурме Берлина. К весне 1945 года ход Великой Отечественной войны окончательно определился –– наша армия заняла почти всю Пруссию –– Восточную часть Германии, наиболее агрессивную часть, где в течение нескольких столетий главенствовала завоевательная политика. Для полного разгрома Германии необходимо было взять её столицу –– Берлин. И именно нашей армии надо было взять его, потому что основную тяжесть войны легла на плечи советского народа. Верховное командование вместе с командующими фронтов разработало план Берлинской операции. Согласно этому плану в операции должны были участвовать 1––й Белорусский фронт во главе с генералом Жуковым, 2––й Белорусский фронт во главе с генералом Рокоссовским, 1––й Украинский фронт во главе с Коневым. Задача состояла в том, чтобы не дать северной фашистской группировке объединиться с южной и громить их по частям. Наша армия находилась от Берлина в в 60 километрах, а войска союзников в 100––150 километрах. Для наших войск создалась благоприятная обстановка для наступления, тем более, что мы имели численное превосходство в вооружении и живой силе. Фашистские войска хорошо подготовили оборону Берлина: были сооружены глубоко эшелонированные укрепления, созданы доты и дзоты, многокилометровые рвы, окопы, заминированные поля и т. д. Используя благоприятную для обороны местность в районе Зееловских высот, немцы создали глубокоэшелонированную оборону, и нашим войскам не сразу удалось прорвать её. В наших войсках были большие потери. Сейчас на Зееловских высотах есть кладбище погибших советских воинов и создан музей.
Наступление на Берлин наша армия начала 16 апреля 1945 года, а уже 21 апреля наши войска вели бои на окраине Берлина. Гитлер отдал распоряжение снять все войска на западном фронте и бросить их на оборону Берлина. Фашисты принимали все меры, чтобы как можно дольше оборонять Берлин. Они стремились договориться с англо––американским командованием, заключить перемирие или даже мир и совместно ударить по СССР. Но это им не удалось. Опасаясь расплаты за свои злодеяния, Гитлер 30 апреля покончил жизнь самоубийством.
Основными объектами в Берлине были рейхстаг и Бранденбургские ворота. Бранденбургские ворота были взяты войсками 1––го Украинского фронта, с которыми в 16––й мехбригаде 4––й танковой армии участвовал и я. С союзниками наши войска встретились в конце апреля 1945 года в Торгао.
В результате героического штурма нашими войсками 2 мая 1945 года Берлин был взят. 8––го мая представители германского командования, признав своё полное поражение, подписали акт о безоговорочной капитуляции. Но миллионная группировка, действовавшая на юге, отказалась признать этот акт, и двинулась на Прагу. Она стремилась сдаться американским войскам. В Праге вспыхнуло восстание, но своими силами защититься чехи не могли и обратились за помощью к войскам Красной армии. 4––я танковая армия была брошена на освобождение Праги. И хотя акт о полной капитуляции Германии был подписан, велись кровопролитные бои по разгрому и уничтожению пражской группировки. Как же было обидно погибать в эти дни, зная, что войне конец. А потери были большие.
20 ноября 1945 года я был демобилизован из рядов Советской армии. По прибытии домой сразу же пошёл работать в Кирсановскую контору связи счетоводом. Проработал там до сентября 1946 года, затем восстановился на третьем курсе педучилища. После окончания училища сразу же поступил в Тамбовский пединститут на исторический факультет, который окончил в 1951 году. В этом же году женился, создал семью. Вместе с женой начали трудовую деятельность в железнодорожной школе № 53, в той самой школе, где учился я сам. После получения открепления из Белоруссии, куда была распределена жена, нас направили в Верхнее––Ярославскую среднюю школу Ламского (ныне Сосновского) района. Там я был назначен завучем школы. В 1953 году по семейным обстоятельствам мы вновь вернулись в отдел учебных заведений Московско––Рязанской железной дороги и были направлены в школу № 18 станции Черусти, где проработали четыре года, а затем меня перевели директором школы рабочей молодёжи № 4 станции Ряжск. Через два года нас перевели в Тамбов в школу строительных мастеров завучем, где я проработал десять лет, а затем был назначен директором сменной школы рабочей молодёжи № 7. Эта школа имела классы в учебном комбинате бытового обслуживания, автоколонне пассажирского транспорта и 12 классов на заводе «Электроприбор». С этого времени началась моя связь с заводом.
В 1983 году я ушёл на заслуженный отдых, но как––то непривычно было сидеть без дела, и через полгода я устроился мастером ЖКУ завода «Электроприбор», где проработал до сентября 1991 года. когда мне дали вторую группу инвалидности ВОВ, я ушел с работы.
За ратные подвиги в годы войны был награждён орденами Красной Звезды и Отечественной войны 2-йстепени, медалями: «За оборону Ленинграда», «За взятие Берлина», «За освобождение Праги», «За победу над Германией» и ряд юбилейных медалей. За трудовую деятельность имею 15 благодарностей.
В мае 1998 года при областном совете ветеранов войны, труда и правоохранительных органов при участии Щербакова Анатолия Максимовича была создана комиссия по героико––патриотическому воспитанию молодёжи. В настоящее время, являясь заместителем председателя комиссии, он ведёт активную работу с молодёжью на общественных началах.
2005 г.