Койаанискатси Жизнь вне баланса

Александр Капустин
Койаанискатси: Жизнь вне баланса

Как меня удивил товарищ, порекомендовав посмотреть этот фильм, даже , скорее не фильм, а послушать музыку из него. Получилось посмотреть именно фильм.
Режиссер –  Реджио Годфри
Композитор – Филипп Гласс
Прдъюсер – Френсис Коппола
Режиссер - не от мира сего…В возрасте 14 лет юный будущий режиссер осознает, что мир абсурден, уходит в монахи и на 14 лет, присоединияется к католическому ордену «Братья во Христе»,принимает обет молчания.
Материал для «Коянискацци» снимался на протяжении 7 лет — это 35 километров отснятой пленки.

Мои ощущения во время просмотра :

В фильме вначале идет природа ,  человека нет, есть наскальные рисунки и есть вода , воздух , облака…..потом Появляется рой мотыльков , как предвосхищение роя людей, машин, зданий, и гамбургеров.
Режиссер и композитор мыслят одинаково, поэтому и съемка и написание музыки велось 7 лет….Есть полное ощущение , что съемки под музыку не делались. Но и музыка не писалась по снятому материалу. Они, как бы родились вместе….
Появляется грузовик номер которого "№6". Уж не знаю, специально ли авторы выбрали такой номер «от дьявола» , но у меня аллегория предвосхищения чего-то ужасного была…Цивилизация началась с прокладки бесконечных ЛЭПов (линий электропередач), понятно , что самая доступная с цивилизацией ассоциация – искусственный свет, электричество….Потом 2 –м эшелоном чадящие заводы, потом в огне появляется деталь под молотом-штампом и сноп искр превращается в …ядерный взрыв. От доброй цивилизации, от простого труда по изготовлению детали, до ее разрушения – один шаг, имя ему прогресс…Потом идут прекрасные пляжи, а на их фоне уже чадящие заводы – это как Байкал и Целлюлозный комбинат….Цивилизация – хочешь валяться на  пляже с бокалом прохладного напитка – где-то будет чадить завод…..Когда-то,  в Риге,  один латыш убежденно доказывал мне, что нужно закрыть целлюлозный комбинат под Юрмалой, его аргумент - …Юрмала , это жемчужина, ее надо беречь , твои же дети будут сюда ездить. Я ему тогда ответил, а почему мои дети должны ездить к вам в «жемчужную» Юрмалу отдыхать на неделю-две, а все остальные 340 дней в году жить за забором целлюлозного комбината? Чтобы у тех , кто живет в Юрмале была бумага? Кто прав??? Тогда в 80-е история рассудила по-своему, к закрытию комбината подключились все латышские корреспонденты, комбинат закрыли. На другой день после закрытия не вышла ни одна Латышская газета, всех корреспондентов уволили. Т.к. не было бумаги, а все что производилось в России уже распланировано и разлимитировано с учетом Юрмальского завода.

…..потом в фильме появляется самолет…возникла ассоциация такая – что это как бы порождение дьявола, он постепенно проявляется из марева…. И мне почему-то показалось что это лицо, чего-то страшного и слезы на щеках…. Не знаю, специально ли авторы так подрисовали , или это мое воображение….Затем идет бесконечный конвейер по производству благ  цивилизации – автомобилей, перерастающих постепенно в ряды танков…, причем,в тех же каньонах, где вначале были только наскальные рисунки ,  появляются ракетные точки….Итог – плутониевая атомная бомба   «Fat Man» («Толстяк») сброшенная на Нагасаки
 

Потом идет Нью Йорк …..кладбища домов. Америка центр цивилизации, дома сносятся и строятся. В России сносят редко …пока,  пока панельные дома не рушатся сами….Я такое видел только в Еман-Елге (место в Башкортостане)  , где кладбища пустых с черными глазницами окон деревянных хуторов, поселенцев заключенных, которые рубили лес во время отечественной войны…
…..кладбища домов и кадры их сноса, ассоциируются с каньонами первоначальных кадров и их, каньонов, разрушением, приходит мысль, может каньоны это тоже кладбища какой-то более ранней цивилизации?
Американский город сверху….Он, город, квадратный – авеню пересекают авеню….Во всем мире города в основном круглые – они разрастались от центра. В Америке рационально – квадратные, чтобы сносить и строить было проще…цивилизация….Далее идут бесконечные конвейеры колбасы, еды , и.т.д. по созданию благ цивилизации. Мне вспомнились фабрики звезд. Как звезду можно делать на фабрике. Оказывается можно, только для этого нужно и тех , кто смотрит на эту звезду сделать на фабрике, вот и делают наших детей (не физически, а производственно , после рождения)на фабрике. Особенно преуспела Америка – со времени сидения на горшке, детям показывают по телевизору то, что превращает их в одинаковых, удобных, квадратных, как улицы американских городов людей. Надо есть попкорн, сразу можно посчитать сколько его вырастить этого попкорна , сколько нужно квадратных людей, чтобы упаковать, распространить. Один мой друг , проведя в Америке некоторое время и предложив продавать в Америке какой то наш , действительно хороший товар, удивился, когда на него все замахали руками, и в один голос закричали, что продавать это можно только после того, как этот товар будет показывать по всем каналам телевидения блондинка с шикарным бюстом, в мини-юбке и не менее 3-4 лет, чтобы подросло новое поколение , встало с горшка, и, начало покупать ставший родным товар. Чтобы. Только при одном виде этого товара перед глазами возникал бюст блондинки и текли слюни. Как его не купить? Он же при каждом походе на горшок должен маячить перед глазами. Иначе дискомфорт. Итак, везде конвейер. ЦИВИЛИЗАЦИЯ – это конвейер везде, в искусстве , детеделательный конвейер, пищепоглотительный (макдональдс) , в образовании (Pink Floyd – The Wall), деньги тоже конвейер. ПРИЗНАК ЦИВИЛИЗОВАННОГО ЧЕЛОВЕКА – быть как все. Как все – висят на деревьях. Получается, что прогресс и цивилизация ведут назад к каньону, к висению на деревьях!?

Фильм шокирует не тем КАК ЭТО ПРОИСХОДИТ и С КЕМ ЭТО ПРОИСХОДИТ, а тем что КТО-ТО ЕЩЕ ЗАДУМЫВАЕТСЯ ОБ ЭТОМ. Причем в течении7-ми (!!) лет….огромный кусок, в общем-то, не такой длинной человеческой жизни.
У нас уже тоже конвейер. Дети теперь с пеленок смотрят Петросяна, Симпсонов, теперь еще камедиклабы. На телевидении исчезает понятие искусство, зато в полной мере работает новое понятие «рейтинг передачи». И модное словечко -…..ЭТО ФИШКА. Как итог , фишек и рейтингов много, искусствао почти исчезло. Завалило искусство фишками на высоту рейтингов. Рейтингов ОТ квадратноголовых , уже привставших с горшка цивилизованных жителей. В фильме идут лица – именно оцивилизованные, озабоченные добыванием попкорна и созерцанием этого же попкорна в руках блондинки по телевизору. Иногда они сравнивают - то ли им дают в магазине , что показывают по телевизору. В конце фильма, вдруг стремительность бега кадров останавливается, вид сверху , ЧТО это? Взгляд создателя? Или прозрение? Задуматься некогда. Опять конвейер лиц – хитрое лицо чернокожего, почему хитрое? Потому что за их права белые доборолись так, что они , никогда и не будут ничего делать, кроме игры в баскетбол и покупки лимузина на собранные целым кварталом средства, и последующим катанием вокруг этого же квартала по строго расписанной очереди….ЭТО тоже цивилизация…. Дальше, лицо бреющегося посреди толпы пофигиста….Зачем думать КТО вокруг, мне нужно побриться….Счастливая бабушка, пенсионер с абсолютно дебильным не понимающим взглядом , от того, что уже не может угнаться за ритмом цивилизации….Пожарный, привычно, и уже без всяких эмоций руководящий спасением и тушением….Он это делает каждый день. В ритме цивилизации....
Наконец, цивилизация развивается до такой степени, что взлетает в космос, ракета достигает взлета , разваливается и главный обломок долго догорает в агонии ….ПИК цивилизации, агония цивилизации….Что дальше? Каньоны с наскальными рисунками – все, что осталось от цивилизации.
Койаанискатси: Жизнь вне баланса

Зачем я записал свои эмоции не знаю……рука сама чиркала почему-то…..
Кстати позже я посмотрел его фильм "Душа Мира" , остальные два так руки и не дошли, но!!! Реджио Годфри настолько велик., что зная по первым 2 фильмам его манеру, я уже по названию понял КАК и о чем пойдет речь....на днях посмотрю и сравню. Талант, он на то и талант, что может и визуально и виртуально передать свои мысли.....

Позже эта же команда сняла еще 3 фильма :
Повакаци   (Powaqqatsi, Трансформация жизни)
Накойкацци (Naqoyqatsi,  Жизнь как война
И удивительный фильм "Anima Mundi" - Душа мира, созданный на уникальных кадрах животных