Жизнь за ангела Часть 10-я

Наталья Соловьева 2
Глава 33
В НКВД, полковник вызвал к себе майора. В дверь постучали.
- Разрешите товарищ полковник? Можно войти?
В кабинет зашел человек среднего роста, холеный, полноватый, крепкой комплекции.
- Да, да. Заходите Александр Петрович.
- Вызывали, товарищ полковник?
- Вызывал. Проходите, присаживайтесь.
- Что за дело?
- Да, есть тут одно. Из штаба центрального фронта передали, я его тут рассматривал вместе с остальными.
- И что?
- Тут пленный, немец один попался, разведчики его взяли. 
- Подумаешь? Пачками их берут ну и что? Отправляют потом в лагерь.  А почему нам дело в особый отдел передали? Этим общий отдел занимается.
- Разведчик он, а это уже наше дело, под нашим контролем.
- Из разведки? Ну да…
-Лейтенант, русский знает. Родственники у него даже оказывается здесь в Советском Союзе.
- Хм? Вон оно что?
- Сначала думали, врет, может предатель, какой. Утверждает что точно немец, по отцу. Дед поляк, а вот бабушка у него русская, из Одессы, некая Новацкая Анна. Замуж вышла за поляка и в 17-м году эмигрировала в Польшу.
Апраксин внезапно побледнел, но пытался совладать с собой, чтобы не выдать волнения.
- Новацкая? Анна?
- Да, одна из дочерей ее Татьяна здесь осталась, вышла замуж за красноармейца, а другая, уехала в Польшу, вышла замуж за немца.
- Выходит, что она ему тетя?
- Верно.
- А фамилию он ее знает?
- Нет, точно не знает, в том то и дело.
Майора аж пот прошиб. Представьте себе такого родственничка! Пусть не родного, но все же, с его сыном они были двоюродные братья.
- Ничего себе племянничек! Откуда он взялся на мою шею? Черт бы его побрал! – думал он в мыслях. -  Е-ть всех этих Новацких!
- Александр Петрович, что с вами? Вы меня слышите? – спросил полковник.
- А? Да… - он ответил рассеянно.
- Вам плохо?
- Нет, все в порядке. Денек сегодня выдался жаркий, не выспался я со вчерашнего дня, устал. Дел слишком много, пока со штрафниками разбирался.
- Адъютант! Чаю принесите!
- Слушаюсь!
- Сахару положите побольше.
- Дайте мне документы посмотреть.
- Пожалуйста, – полковник дал ему папку.
Адъютант подал чай.
- Угощайтесь, не стесняйтесь, – предложил полковник.
Майор рассматривал фотографии, на которых Ганс был с Алексом.
- Который из них?
- Вот этот, который слева, – полковник указал.
- Это тоже он? – майор отхлебнул чая.
- Да.
- Тут девка, какая-то с ним…Ладно.
- С его слов он окончил берлинский университет, факультет иностранных языков и журналистики. Владеет четырьмя языками, из них тремя в совершенстве. Родился в Штеттене, дальше  ознакомитесь с его биографией. Надо бы подумать, что с ним делать. Возможно, нам целесообразно привлечь его на свою сторону, слишком умен. Он может нам пригодиться с его мозгами.
- Вы уверены?
- У него два пути, либо мы его используем, либо, если он не согласен, мы его уничтожим. Вы должны будете поехать на место, разобраться во всем и провести с ним переговоры. Вам ясно?
- Где он сейчас?
- Пока находится в распоряжении одной из наших дивизий 13-й армии, центрального фронта. По нашим сведениям он был тяжело ранен, поэтому содержали его в санчасти. Сейчас его жизнь в неопасности, идет на поправку. Мы не могли его забрать, только из-за угрозы его здоровью. Сначала вообще не могли сказать, выживет он или нет, поэтому пришлось ждать две недели.
- Хорошо. Разрешите, я пойду к себе.
- Идите.
Апраксин вышел из кабинета. Полковник задумался.
- Нет, здесь что-то нечисто. Как-то странно вел себя майор. Почему он занервничал? Я давно с ним знаком. Подожди… Его жену не Татьяна случайно зовут? Черт, он же сам из Одессы! Ну, Петрович! – он снял трубку, – позовите мне капитана Григорьева!
В кабинет зашел капитан.
- Вы майора Апраксина знаете?
- Знаю.
- Мне надо бы найти его жену. Кстати, ее не Татьяна зовут?
- Татьяна.
- Тогда найдите мне ее, во что бы то не стало и доставьте мне. Срочно!
- Слушаюсь товарищ полковник.
В своем кабинете майор явно нервничал и барабанил пальцами по столу.
- Что мне теперь делать? Если узнают что это мой племянник, что будет? Конец всему! Последствия могут быть непредсказуемы! Нет надо его уничтожить, стереть в порошок, чтоб следа не осталось от этого гаденыша. Я найду способ как это сделать, – он подошел к окну, закурил сигарету. - Ладно, я поеду туда, а потом скажу, что не согласился сотрудничать, подпишу приговор и дело с концом, и концы в воду.
Так дядя решил избавиться от нечаянно свалившегося на него, невесть откуда взявшегося племянничка, который встал ему как кость в горле, бельмо в глазу. Ганс же, находившийся в то время в санчасти, вряд ли подозревал, какие тучи над ним сгустились.
- Когда я могу туда поехать? - спросил Апраксин.
- Я свяжусь со штабом дивизии, думаю через неделю, – ответил полковник НКВД.

Глава 34
В этот день, Катя и доктор, майор Соколов, куда-то отлучились, оставив с наружи охрану, солдата с ружьем, очевидно уехали в госпиталь по каким-то делам. Я остался в помещении один. Солдат сидел у двери на крыльце и курил, перед этим он заглянул в палату, убедившись, что все в порядке и я на месте, вышел.
Делать было нечего и я слонялся по помещению, подойдя к столу, хотел налить себе воды, вдруг на видном месте увидел какие-то корочки. Рассмотрев их как следует, я слегка обалдел, это оказался военный билет! В билете была фотография Кати, ее полное имя, фамилия, звание, номер подразделения и воинской части! Я присел, почесал в голове.
- Вот дура!
Такого бардака и безалаберности я представить себе не мог! Там же важная информация! К тому же еще и секретная.  Теперь я знал, что нахожусь в 15-й стрелковой дивизии, командиром которой являлся А.Н.Слышкин.
Девушка вернулась примерно через час, вместе с доктором Соколовым, зашла в палату и вышла как ни чем не бывало. Спустя две минуты, доктор снова ушел, сказав, что скоро вернется. Катя стала переодеваться, надела халат.
- Здравствуйте! Пани Трапезникова, Екатерина Ивановна. Младший сержант медицинской службы, – поздоровался я. – Что делать с вами будем?
Катя застыла на месте, удивленно открыла рот.
- А ты откуда мою фамилию знаешь и отчество? Я тебе этого не говорила.
- Вы ничего не забыли? Документы ваши где?
Она спохватилась, полезла в карманы, потом побледнела.
- Забыла кто я? Разведчик вражеский, а ты?
- Где мои документы?! Ах ты сволочь, гадина! Отдай сейчас же!
Я достал ее корочки, помахал перед нею, подразнил и спрятал за спину,
- Поцелуешь, отдам!
Девчонка набросилась на меня.
- На, возьми. Так недолго все секреты узнать. Я уже номер дивизии знаю, и фамилию командира, а это секретная информация.
Катя заплакала.
- А если я доктору скажу? - сказал я.
- Не скажешь, тебе самому попадет.
- Мне? Я здесь ни причем, ты сама документы оставила, так что попадет тебе. Скажешь еще кое-что? Например, где склад расположен с боеприпасами? Нет, не надо, лучше сама мне отдайся! Отдашься?
Катя уже заревела навзрыд.
- Попалась? Вот видишь, я уже могу тобой манипулировать. Господи! – схватился за голову - Ну что это такое?! Все бабы дуры!!! И ты такая же! Наберут девчонок в армию. Ладно. Не плачь, успокойся, сама виновата. Надо было тебя научить, чтобы умнее была. Следующий раз осторожнее будешь. Тоже мне партизанка! Бери ее голыми руками и сношай как хочешь.
- Ненавижу! Какая же ты все-таки сволочь, скотина!
- Я скотина? Если бы я ей был, ты представляешь, что бы  я мог с тобой сделать? Не надо быть такой простой, глупой, понимаешь?
Мне стало жалко ее. Я к ней подошел, вытер слезу.
- Все, хватит плакать, – сказал ей спокойно, – перестань. Доктор сейчас зайдет, как ты ему объяснишь? А ну улыбнись! Видала бешеную корову? Му-у-у! – я состроил  смешную рожу, состроив рога и собрав в кучу глаза.
- Дурак! Клоун несчастный!
Что-что, а корчить рожи я умел. У меня очень здорово получалось изображать из себя придурка, иногда я прикидывался идиотом.
Понимая, что все больше привязываюсь к Кате, и она привязывается ко мне, но при этом развитие наших дальнейших отношений невозможно, я попытался покончить с этим и оттолкнуть ее от себя.  Как мне было больно! Я хотел ее забыть, выкинуть из сердца, убить свои чувства, но не мог!
- Катя.
- Что?
- Подойди пожалуйста, мне больно.
- Где?
- Ай! Здесь, – схватился за сердце, которое было изранено, - Сердце болит…
Она присела рядом, я взял ее руку и положил на грудь.
- Слышишь? Стучит…
- Слышу.
- Оно у меня не железное, понимаешь? Такое же человеческое, живое…
- А я думала каменное.
- Нет!  И любить я тоже умею.
Не удержавшись, я снова ее поцеловал, и мы поддались внезапному порыву. На этот раз пощечины не последовало, и девушка совсем не сопротивлялась, ей наверное нравился  мой поцелуй. Я чувствовал сбивчивое  дыхание, тепло ее тела, которое дрожало от волнения и внезапно нахлынувшего на нее желания. В тот момент мне страстно хотелось ей обладать и чувство страха, что нас могут внезапно застать, еще больше все обостряло. Она отстранила меня.
- Хватит, не надо…
- Я не хочу с тобой расставаться, - продолжая, я обнимал ее, гладил по голове, ласкал ее волосы…
- Почему?
- Я не знаю, я не могу без тебя. Я люблю тебя, люблю! Понимаешь? Ты бы вышла за меня замуж? - я вдруг задал ей неожиданно вопрос.
Катя посмотрела на меня очень внимательно, прямо в глаза, и растерявшись в конец ответила:
- Не знаю!
- Но я же люблю тебя!
- Ганс не надо, ты же знаешь что это невозможно.
- Знаю.
- Но почему?
Вдруг оба услышали голос доктора:
- Что это такое? - мы даже не заметили, как он вошел. – Как это понимать?!
- Ничего не было, клянусь!
- Мы просто разговаривали. Гансу было плохо, я пыталась его утешить, и он просто по дружески обнял меня… Больше ничего!
- Катя! Выйди пожалуйста на минуту.
- Но, не надо.
- Выйди!
Девушка подчинилась.

Глядя на доктора Соколова, я подумал, что сейчас он начнет кричать на меня, но он говорил спокойно, при этом серьезно и внушительным тоном.
- Вы что, не понимаете, что это может плохо для вас закончиться? Я вас предупреждаю, так что учтите. Еще раз, что-нибудь подобное увижу, пеняйте на себя! Не смейте к Кате даже прикасаться, вам ясно?
Я виновато опустил глаза, при этом чуть не заплакал.
- Любить это тоже преступление?
- Да, любить врага преступление, а для советского человека измена Родине и жестоко карается, по закону военного времени.
- Простите, это я виноват, только Катю не наказывайте, пожалуйста. Я больше не буду, клянусь! Я только обнял, ее больше ничего не было!
Между нами была стена, преодолеть которую нельзя, и сделать это мы были не в силах. Мне пришлось забыть. Больше дотронуться до Кати я не осмеливался.

Глава 35
Когда мне стало скучно, я снова попросил у Кати карандаш и листочек бумаги. От нечего делать принялся за рисование.
В это время в санчасть заглянул майор Савинов, видимо он снова пришел, чтобы меня по проведать и заодно спросить у доктора, когда меня можно выписывать. Наверное, с НКВД позвонили и спросили, когда меня можно забрать.
- Здравствуйте, Алексей Константинович, – поздоровалась Катя, находясь в процедурной.
- Здравствуйте! Григорий Яковлевич где?
- Вышел ненадолго, скоро придет.
- Где пленный?
- Здесь... А где ему быть? Там, в палате…уже выздоравливает.
Он зашел. Увидев это, я растерялся и хотел, было спрятать рисунки, принялся комкать листочек.
- Что вы делаете? – спросил майор.
- Ничего. Я просто рисую.
- Рисуешь? А ну дай посмотреть, что за художества? – майор выхватил  у меня бумагу.

Надо признать, что я абсолютно не опасался, откуда мне было знать, что в самый не подходящий момент кто-то зайдет. Дверь плотно была заперта, и я не услышал.
На листе была нарисована карикатура, где русский солдат держал за горло пойманную птичку, которая была похожа ни то на орла, ни то петуха. Она истошно орала, а в сторону летели перья.  На пикнике у костра сидели еще товарищи, которые намеревались ее зажарить и съесть.
- Это еще что? Я вас спрашиваю! Что за птичка?!
- Не знаю, орел наверное.
- Да нет, на орла не похожа, петух какой-то! Что, долеталась птичка? Ну-ну, хороший супчик из нее сварят. Все правильно! – майор внимательно посмотрел на меня. - Постой, подожди, кого-то она мне напоминает? На тебя похожа, точь-в-точь! – он засмеялся.
Я засмеялся, глядя на него.
- Только вот извини, но это художество я вынужден у вас изъять. Пусть другие полюбуются, какой талант пропадает.
Улыбка сползла с моего лица.
- Ха! Художник! - забрав мои рисунки, Савинов закрыл дверь и вышел.
Тот час же они попали комдиву.
- Вот! Полюбуйтесь, чем пленный у нас занимается. Журналист недоделанный! Карикатуры рисует!
- Что? Ну-ка, ну-ка! Что это такое? Это он петуха рисовал?
- Что вы, это же орел!
Комдив засмеялся, все офицеры принялись ржать истерическим хохотом.
- На орла не похож, петух ощипанный. Птичка! Это он что себя рисовал? - предположил Джанджгава. - Ай да Ганс, у него еще и чувство юмора есть? 
Немного подвыпив, полковник Джанджгава решил позабавиться.
- Вы еще его не видали?
- Нет, - ответил Слышкин.
- Так давайте я вам его покажу! Мы сейчас на него полюбуемся, на зверинец, заодно позабавимся. А ну приведите мне его сюда!
Послали сержанта. Тот дошел до санчасти, поздоровался с доктором и медсестрой.
- Я за пленным.
- А что случилось? Его что уже забирают куда-то? – спросил Соколов.
- Приказано доставить в штаб, – он зашел в палату, обратился ко мне. – Собирайтесь.
- Куда?
- Не задавайте вопросов.
Я натянул ботинки.
- Руки за спину. Вперед…
- Все, мне конец! – думал  я -  Сейчас меня наверное расстреляют. Хотя? А что я такого нарисовал?  Интересно, какое настроение будет у командира дивизии? Господи! Он сегодня добрый или нет? А если он еще не ел? Тьфу…
Меня доставили в штаб дивизии.
- Товарищ комдив пленный…
- Вольно, – махнул он рукой. – Идите сержант.
Я огляделся. В помещении сидели офицеры, у них был накрыт шикарный стол, так называемая «поляна», на котором были консервы банки тушенки, сало, картошка, соленые огурцы…
- Ничего себе! – появились мысли, - Вполне прилично. Сытый и пьяный…  Фу, слава Богу! Это уже лучше…
Джанджгава показал на мои рисунки.
- Ваши художества?
Я опустил глаза и молчал.
- Я спрашиваю. Отвечайте!
- Мои.
- Ишь, ты, мы еще и рисовать умеем? А ты не боишься, что за эти художества я могу тебя  расстрелять?
- Нет, не боюсь. Мне терять уже нечего. Солдата можно убить всего один раз. У вас даже пословица есть: «Двум смертям не бывать…»
- А одной не миновать. Верно! Глядите, он даже еще и пословицы русские знает?!  - комдив возмутился, - Нет, он слишком даже умный. Его точно пора убивать!  Вот что бывает, если русскую породу с немецкой скрестить. Черти что, чума получается!!! И что мне с ним делать, голову открутить?
Офицеры смеялись. Нет, ржали как кони!
- Хороша птичка! А Гитлера нарисовать сможешь?
- Не знаю.
- Значит так, вообщем тебе задание. Нарисуешь своего фюрера, так чтобы портрет был вылитый - будет тебе награда, так и быть помилуем. А нет - голова с плеч, капут! Суп сварим и съедим. Ясно? Ферштейн?
- Ясно.
- Не слышу. Что за писк? Отвечайте, как солдат отвечать должен!
- Так точно!
- Во-о-о! – зам. комдива поднял брови, потом вздохнул, – Все, уйди!  Вон!!! С глаз моих долой! Убирайся! – крикнул на взводе. - Уведите его отсюда!
Под конвоем меня увели.
Надо мной позабавились, посмеялись как над зверушкой и выгнали. Ладно, что этим еще обошлось, у комдива видимо было хорошее настроение.
- Черт! Надо же опять вляпаться, по самые уши! Что теперь делать?

В штабе полковник Джанджгава просто был в бешенстве, возмущался и явно негодовал.
- Откуда он выискался только, умник на мою шею? Так бы и прибил бы его, задавил бы на раз, щенок же паршивый! Ведь ненавижу. Нет же! Еще и самое интересное, что он мне все же нравится! И смелости ему не занимать, некоторым нашим солдатам даже у него поучиться.
- Да уж, я бы сказал действительно отчаянный, – вставил Савинов.
- Ну, Володя, ничего не скажешь! - посмеялся комдив. - Ладно, не кипятись, хрен с ним, пацан ещё сопливый. Но умный, согласен!
- Пусть только попробует, не нарисует мне портрет, точно голову оторву! Сколько я их повидал, первый раз вижу «Фрица», который меня ни черта не боится!

Ганс не мог знать кто из командиров есть кто(поскольку никто ему не докладывал), но общался с ним непосредственно полковник Джанджгава Владимир Николаевич. Во многом разбираться с пленным и решать все вопросы возникающие по этому поводу, тогда ещё, как заместителю командира дивизии было поручено именно ему.

При всем, что полковник Джанджгава меня ненавидел, он относился ко мне с какой-то симпатией, мог испытывать ко мне все что угодно, но оставаться равнодушным не мог! То, что я не был глуп, раздражало советского командира, а порой  доводило до бешенства. Кто я такой? Пигмей просто, мальчишка сопливый, а вот ума пожалуй чересчур много, не столько даже ума, сколько хитрости. Поскольку был я тонким психологом, то хорошо понимал и видел его насквозь. Не мог он меня расстрелять! Соображал же я, что если занялись мною в НКВД, то участь мою будут решать они.

Утром я встал как обычно, Катя принесла мне завтрак.
- Есть будешь?
Я кивнул головой.
- На, – подала мне тарелку и ложку.
Едва я успел проглотить, как за мной пришли, один из солдат.
- Я за пленным.
- Куда его? – спросил доктор.
- Мне приказано его забрать.
Зайдя в комнату, он обратился ко мне.
- Собирайтесь, пойдете со мной.
- Куда?
- Мне приказано вас доставить.
И снова меня увели…
Завели меня в небольшое деревянное помещение, возле здания бывшей сельской школы. Там была комната, в которой стоял стол, лежали плакаты, учебные пособия, ватман,  карандаши, кисточки, краски, вероятно там была художественная мастерская.
- Рисуй.
Солдат оставил меня одного, запер дверь, и сам остался охранять снаружи. Делать было нечего! И пришлось мне малевать карикатуру на Гитлера, высших немецких чинов и немецкое руководство.
Я осмотрелся, нашел чистый лист ватмана, взял карандаш, ластик, устроился на полу и начал работу.  Сначала сделал набросок, потом раскрасил гуашью. Как ни странно, но мне все это показалось даже забавным, я изрядно повеселился, придумывая портреты, изобразив все в виде веселого зверинца. Гитлера изобразил в виде орла, министра пропаганды Йозефа Геббельса, с ушами, похожим на обезьяну, Мартина Бормана в парадном мундире, с пятаком как у поросенка. Надо сказать, что портреты получились на славу, в конце концов, уставший, перепачканный краской, я остался доволен своей работой.
Вечером меня снова доставили в штаб, где собрались офицеры, снова была накрыта поляна…
Владимир Николаевич улыбался.
- Хм? Ну что ж, заданием вы справились.
- Я старался.
- Я обещал тебе презент, значит, слово свое сдержу. Не знаю как у вас, а у нас в Красной Армии, командир своих слов на ветер не бросает. - Налил стакан водки, взял черный хлеб с салом  и протянул мне, - На, заслужил.
- Спасибо, я не пью.
- Одну можно. Глядите, какой скромный, не пьет он! Че, шнапс нравится больше, чем русская водка?
- Я шнапс тоже не пью.
- А что тогда пьешь?
- Пиво, вино, шампанское…
Полковник развеселился.
- Ты гляди, гурман какой. Пиво ему и вино подавай! – снова мне протянул стакан водки, – Пей!
Пришлось пить! Я изрядно поморщился, закусил бутербродом, при этом меня так перекосило, как от не знаю чего.
- Ну вот! Это уже по-нашему! Ну что за немчура хилая! Да же пить толком не умеют! – завернул кусок хлеба, сала, дал банку сгущенки, протянул мне, – Бери.
- Это мне? – я спросил недоверчиво, явно несколько обалдев, от барской щедрости. – Спасибо!
- Ладно, иди, – махнул рукой полковник. – Проводите его.
Пленного проводили в санчасть.
- Хорошая полит беседа, – сказал комдив. – Глядишь, перевоспитаем!
- Вы что, приручить его хотите? – спросил майор Савинов?
- А почему бы и нет? Зверей же приручают! А этого что, не выдрессировать? Не глупый к стати, а нам лишний переводчик в дивизии не помешает с немецкого. Да и еще, кое-где можно было бы использовать, - предположил Джанджгава.
- Вы действительно так считаете? – спросил подполковник.
- А идея не плохая, - задумался Слышкин. - Вы думаете из этого что-нибудь получится?
- А почему бы и нет? - сказал Савинов. - Я лично с ним беседовал, так что уже изучил.
- С политруком поговорить бы надо, пусть он с ним еще побеседует, проведет агитацию.
- А НКВД? – вставил слово Шмыглёв? - Они все равно его заберут.
- Разберемся, – оветил Слышкин.

Глава 36
Проснулся утром рано.
- Катя! – в ответ тишина.
Заглянул в процедурную – никого.
- Они так беспечно оставляют меня одного! Вероятно, вышли совсем ненадолго.
Я вышел в прихожую, выглянул на улицу, охранника не было. Погода была ясная, было еще прохладно, но день обещал быть жарким. Щебетали ранние пташки, я услышал, как заливается соловей.
- О птичках. Вот это песни! Господи, как красиво поет! На улице такая погода, хоть бы воздуха свежего глотнуть.
Осторожно я сел на крылечко, на ступеньку у двери.
- Закурить бы сейчас! – подумал я. – Сигарет нету.
Подпер рукой подбородок, приняв задумчивую позу.
Вокруг было много народу,  мимо строем проходили солдаты, вероятно на завтрак. Недалеко стоял грузовой фургон, в который что-то грузили. Я за всем наблюдал.
Теперь  я понял, почему меня оставили без охраны, уйти незамеченным было невозможно. Формы у меня не было, а в белой рубашке и в штанах, каких я был, далеко не убежишь.
На крыльцо зашел серый кот, с любопытством смотрел на меня.
- Кыс, кыс, кыс.  Каце, каце! Ком! Ком! – кот сидел на месте.– Ты же по-немецки не понимаешь. Иди ко мне.
Я взял кота, погладил, принялся с ним играть.
- Тебя как зовут? Вася?
Мимо проходил один офицеров, который был в штабе.
- Вы что здесь делаете? Кто вам разрешил выходить?
- Я же никуда не ухожу, я только воздухом подышать хотел.
- Немедленно зайдите и вернитесь обратно!
Тут подошли доктор и Катя.
- Тебе кто разрешил выходить? Я же говорил, чтобы на улицу без спросу ни шагу! Бегом в санчасть! – обратился к офицеру, – Спасибо, я разберусь.
Мы зашли в помещение.
- Ты понимаешь, что тебе нельзя выходить? – отчитывал меня доктор. - Мне тоже из-за тебя попадет, что оставляем тебя без присмотра. Хочешь, чтобы охрану к тебе приставили! Тогда еще хуже будет. Пора тебя отсюда выписывать, здоров уже!
Вскоре пришел майор Савинов.
- Как он? Какого его состояние?
- Здоров уже, бегает как лось! Пара его выписывать.
- Вот и я о том же. Сколько можно его здесь держать?
Позже зашел лейтенант вместе с солдатом.
- Пленного приказано забрать.
- Хорошо, – ответил Григорий Яковлевич.
Они зашли в палату. Меня подняли.
- Собирайтесь, пойдем.
- Куда?
- Вас выписывают из санчасти, переводят в другое помещение. Скоро за вами приедут. Одевайтесь.
Я послушно оделся.
- Руки за спину, – скомандовал лейтенант. – Пошел!
Под конвоем меня увели. Оглянувшись, я еще успел посмотреть на Катю, наши глаза на мгновение встретились.

В санчасти я был двадцать дней, меня продержали там три недели, а потом перевели в другое место. Пока я там лежал, это было не самое худшее время, я хотя бы мог выспаться, меня лечили и сносно кормили.  Но все хорошее когда-то должно было кончиться
Меня поместили в каком-то сарае или стайке для скота, в котором соорудили подстилку из соломы, снаружи приставили охрану. Свет я мог видеть только через маленькое узенькое окошко, которое находилось вверху. Теперь я вынужден был сидеть часами один, без какого либо общения. Для меня не было ничего страшнее, чем камера одиночка, где я просидел в гестапо и этот сарай. Единственное различие, что в нем были деревянные стены.
Терпеть это было тяжело. Если бы меня заставили работать, это было бы лучше, я уже согласился бы на любую работу, лишь бы не сидеть взаперти без дела общаться и быть среди людей. Я готов был общаться даже с врагами, лишь бы не быть в одиночестве, настолько я его не выносил! У меня был такой характер. Я был из тех, кого хоть в стан врагов, а он и там друзей найдет! Да и были ли русские для меня врагами?  Злости и лютой ненависти я к ним не испытывал, скорей понимал, что не они войну эту начали, и мы к ним не в гости пришли. Если бы меня убили, то имели на это право. На сердце была какая-то тоска, что-то меня тянуло, какое-то необъяснимое было чувство. Я чувствовал нечто родственное с этими людьми. Наверное, это был зов крови, русской крови, которая была во мне перемешена. Я любил свою бабушку, и долгое время она была самым близким для меня человеком, даже русский язык был для меня таким же родным, как немецкий и польский.

Глава 37
В штабе комдив разговаривал по телефону, и докладывал обстановку.
- Да, да, обстановка, пока стабильная, готовимся к обороне товарищ командующий армией. Наша дивизия уже получила, дополнительно часть боеприпасов и вооружения.
В дверь постучали, вошел капитан, заместитель командира полка по политической части. Комдив продолжал.
- Да я знаю, что противник, вероятно, готовится наносить удар в стыке между нашей и соседней 70-й армией… Хорошо, будем докладывать обстановку. Пока товарищ командующий, – положил трубку.
- Разрешите доложить, капитан Синицкий  по вашему приказанию прибыл, – доложил капитан.
- Проходите...- ответил комдив.
- Присаживайтесь, дело у меня к вам есть, - сказал полковник Джанджгава.
- Слушаю вас товарищ  полковник. Какое?
- Знаете пленного, которого наши разведчики взяли?
- Это тот, который из немецкой разведки? Тогда наши разведчики уничтожили разведгруппу противника из шести человек. Одного взяли раненым?
- Да. Ему оказали помощь и оставили в нашей санчасти.
- Его не отправили в тыл?
- Нет, сначала решили вылечить, потом сказали что заберут. Сами приедут из НКВД.
- Хм?
- Можете его обработать?
- Предложить перейти на нашу сторону?
- Именно. Мне кажется это, возможно, думаю, что вам удастся его уговорить.
- Нет вопросов.
- Дело в том, что этот парень не глупый, даже слишком умен. По образованию журналист, со знанием иностранных языков, хорошо владеет русским. Такое редко встретишь. Мне жаль просто так отдавать его в руки НКВД. Его можно было бы использовать как консультанта, дополнительного переводчика с немецкого, помощника, проводника…
- Понимаю. Как зовут его?
- Краузе Ганс. Подожди, – зам комдива достал карикатуры.
Увидев их, капитан посмеялся.
- Это его работа?
- Это я заставил рисовать его карикатуру на свое руководство.
- Не плохо. Вы сами с ним уже поработали товарищ полковник, провели беседу по политической части! Подождите, у меня идея! А что если?
Политрук что-то начал нашептывать на ухо полковнику. Зам комдива  засмеялся.
- Интересно конечно. Вы что, позабавиться решили? Не знаю. Ладно... - Обратился к комдиву, - Хочет на занятие его пригласить, для беседы с бойцами…

Не выдерживая заточения, я постучал в запертую дверь.
- Эй!
- Чего надо? – спросил голос из-за двери.
- Слышишь? Тебя как зовут?
- Вася.
- Вася, курить хочу, дай сигарету.
- Не положено.
- Пожалуйста. Умру сейчас!
Курить после ранения я бросил, но поскольку приходилось постоянно нервничать, то мне снова захотелось.
- Ладно, – он открыл дверь, дал прикурить сигарету и снова закрыл.
Я затянулся махоркой, но не ожидал что она такая крепкая. Во рту почувствовал горечь, першение, резко закашлялся. Втянув дымок, откинулся явно балдея, крышу немного снесло.
- Слышишь? Крепкий табак у вас большевиков, голова кружится, я уже пьяный. Спасибо! – лег на подстилку, подогнул под себя ноги, устроился поудобней и задремал.
Проспал на я наверное часа два. Проснувшись, снова постучался.
- Что надо?- ответил голос, уже другой.
- Я пить, есть хочу!
- Мало ли что тебе хочется, сиди!
- Меня что кормить не собираются? Я есть хочу!
- Заткнись! Сиди и жди, когда принесут.
- Пить дай! Воды! – закричал я истошно.
- Достал!
Солдат открыл дверь, дал мне фляжку.
- На!
Я принялся жадно глотать, так что влага стекала у меня по губам, проливаясь мимо.
- Все, давай, – он отобрал у меня флягу и снова запер дверь.
Я опять стал стучаться.
- Сиди фашист!
- Я фашист? Я не фашист! Не фашист! Слышишь! Не смей называть меня так! – стал пинать в дверь ногами.
- А кто ты?
- Я солдат! Я простой немецкий солдат!
Меня почему-то обидело это слово, я словно чувствовал на себе клеймо, как будто вляпался в дерьмо или грязь, от которой хотелось отмыться.
Вскоре за дверь я услышал шаги и голос Кати.
- Впусти, я еду для пленного принесла, его тоже кормить надо.
- Не положено. Давай, я сам ему передам. Иди.
Дверь открылась, и охранник вручил мне сверток.
- На, жри.
Дверь снова закрылась.
Я развернул сверток, заглянул в корзину. Там лежала банка с молоком, горбушка черного хлеба с салом, вареная картошка и яйцо. Явно проголодавшись, я накинулся на еду, уминая за обе щеки. Насытившись, я немного успокоился и какое-то время сидел молча, пока  не приспичило в туалет. К счастью, солдат карауливший меня оказался понятливым и проблем не возникло. Как я понял, они менялись каждые два часа.
Поскольку у меня не было часов, я даже не знал сколько времени, ориентировался по солнцу, которое заглядывало в окно. Иногда спрашивал у солдата.

Глава 38
Ближе к вечеру ко мне зашел один из офицеров, в чине капитана, приятной внешности, лет тридцати, двадцати пяти, как оказалось заместитель командира по политической части.
- Здравствуйте. Меня зовут Александр Васильевич. Мне надо бы с вами побеседовать.
- О чем?
- Есть о чем. Я хотел бы сделать вам выгодное предложение.
- Какое?
- Если вы согласитесь, вас не отправят в лагерь для немецких военнопленных, поставят на довольствие, будут хорошо кормить, мы обеспечим вам приличные условия.
Этого я почему-то не ожидал. Что же на этот раз от меня надо?
- Что вы от меня хотите?
- Согласится на наши условия.
- Условия? Какие?
- Вы должны перейти на нашу сторону, и всячески нам помогать, в меру своих возможностей, выполнять все наши просьбы, распоряжения и приказы, беспрекословно им подчинятся.
- Я и так уже сделал для вас все что мог. Я сказал все что знал.
- Я вам верю. Вы же умный человек. Неужели вы все еще верите в победу Германии и вашего фюрера?
- Нет, не верю.
- Я тоже так думаю. Разве можно верить немецкому командованию, которое бросило на произвол судьбы 6-ю армию под Сталинградом? Сотни тысяч погибших и раненных, десятки тысяч попавших в плен. Им ничем не смогли помочь.
- Я знаю.
- Это была наша сокрушительная победа, и будет еще. Мы на этом не остановимся. За что погибают немецкие солдаты? Ваша война будет проиграна рано или поздно, все планы немецкого командования абсурдны и бессмысленны. Подумайте об этом. Я знаю, что в ваших жилах течет русская кровь, пусть даже смешанная. Ваша бабушка действительно была русской?
- Да, это правда. Она с моим дедом приехала в Польшу, в 17-м году, когда у вас была революция.
- Где вы родились?
- В Штеттене, это недалеко от границы с Польшей. Мой отец немец и я тоже имею немецкое гражданство.
- А где сейчас ваш отец?
- Он погиб.
- На фронте? Простите если так, – на лице капитана отразилось некоторое замешательство, поскольку это могло осложнить дело.
- Нет. Его убили, давно уже. Я тогда еще маленький был, мне было четыре года. Мама вышла замуж за другого. У меня с ним не лучшие отношения. Я с ним поссорился, он мать мою обижал. Я за нее вступился, а он сдал меня в гестапо
- Вот даже как?
- Я его ненавижу, он служит в «СС». Меня в гестапо, сломали. Четыре дня держали без воды и без еды, а потом сказали, что расстреляют за большевистскую пропаганду, заберут мою дочь. Перед этим в тюрьму водили, там людей показывали, сказали, что со мной будет, если я не соглашусь, и что они делают с коммунистами и евреями. А у меня жена умерла! У моей дочери кроме меня почти никого нет.
- Я вам сочувствую. А где сейчас ваша дочь?
- У бабушки. Не знаю, я два года ее не видел. Меня отправили в разведшколу, а оттуда на фронт.
- Так вы окончили школу разведки?
- Да.
- Почему же вы сразу не  сдались в плен? Не перешли на нашу сторону – спросил он меня.
- Я боялся. Я не знал, что будет со мной в плену. После всего, что я видел! Я думал меня расстреляют. Нам говорили, что русские пленных расстреливают или отсылают в лагерь, в Сибирь, где не кормят, содержат в ужасных условиях, заставляют работать, и люди умирают как мухи от голода и холода. Я готов был лучше умереть, чем сдаться в плен. Что мне делать?!
- Ну, я думаю,  у вас есть выход. Он есть из любой ситуации, безвыходных положений не бывает. Насколько я знаю по образованию и по профессии вы журналист?
- Да.
- Значит, судя по всему, вы грамотный и образованный человек. Сколькими иностранными языками вы владеете? Хотите закурить? – предложил сигарету.
- Да, спасибо не откажусь, – закурив, я немного закашлялся, - Простите, я давно не курил, отвык. В совершенстве тремя, немецкий, польский и русский. Немного английский и французский, плохо.
- Вы меня поражаете! Конечно, понимаю, что досталось вам от нас, ну уж извините! Сами понимаете, война есть война, не мы ее развязали, не можем мы врагов своих жаловать. Так вы согласны сотрудничать с нами?
- Да, согласен.
- Что ж хорошо, считаю, что мы договорились. А карикатура на Гитлера ваша работа?
- Да.
- Мне пора, но мы с вами еще встретимся.

В штабе дивизии, полковник Джанджгава спросил капитана Синицкого
- Ну, как, поговорили с пленным?
- Так точно, поговорил. Побеседовали по душам. Сложная у него ситуация. Вообще он много чего мне интересного рассказал.
- Вот как? Что именно?
- Родился в Штеттене, бабушка у него действительно русская, мать наполовину полячка, а отец немец. Отца у него убили, правда он тогда еще маленький был, мать вышла замуж за его отчима, а тот конечно матерый нацист, подался в «СС». Со слов нашего Гансика, если ему верить, отношения у них не заладились, повздорили они, тот мать его обижал. Гансик наш за нее вступился, а тот сдал его в гестапо. Вообщем там его… Вот так.
- Хм? Да, – полковник задумался. – Так он согласился с нами сотрудничать?
- Да.
- Хорошо. Только если приедут с НКВД, про то, что отчим в «СС» пока молчи.
- Хорошо, я понял.

Глава 40
Проснувшись утром,  я снова постучался в запертую дверь.
- Откройте! Есть, кто-нибудь?
- Чего надо?
- Выпустите меня!
- Не положено. Велено тебя охранять, ты пленный и находишься под арестом.
- В туалет хочу! – стучал кулаками.
- Это твои проблемы.
- Мне что, прямо здесь?
- Мне все равно. Будешь нюхать свое дерьмо.
Этот был ненормальным. Опять идиот!
- Я же прошу тебя, будь человеком! Не хочу, надоело мне здесь, я что, в тюрьме?
- Замолчи! Закрой рот и сиди смирно.
Я сел на пол, на корточки, и что есть сил заорал, цитируя Пушкина:
- Сижу за решеткой, в темнице сырой, вскормленный в неволе орел молодой…
Солдат снаружи засмеялся. Я снова начал пинать в дверь ногами.
- Офицера позовите! А-а-а!!!
В дверь вошел старший лейтенант.
- Чего буянишь?
- Надоело, не могу я так больше! В туалет хочу, а он меня не пускает.
- Своди его в туалет, – офицер обратился к солдату.
Тот подчинился.
- Слушаюсь. Пошли!
Через пять минут мы вернулись.
- Товарищ лейтенант, я не хочу больше так сидеть, лучше дайте мне работу, пожалуйста! Я вас очень прошу!
- Хорошо, я спрошу разрешения.

Меня отвели на кухню. Там наряд, четыре человека чистили картошку. Повар Ахмед с засученными рукавами, в запачканном фартуке, перьях, держал в руках курицу, которую не успел еще до конца ощипать. Это был дюжий хлопец, почти метра два ростом, кажется из Кавказа. По сравнению с ним я был явно мелковат, при своих 172-х сантиметрах.
- Вот, помощника тебе привели, – сказал лейтенант. – Ты его тут Ахмед займи, чем-нибудь, дай задание, пусть работает. Но смотри за ним в оба! Понял?
Повар, молча на меня косился, оглядывая с ног до головы, я смотрел на него.
- Тэбя как звать?
- Ханс.
- Работать значит хочэшь? Да? Ну, пойдем. Ты вообщэ картошку когда-нэбудь чистил? Да?
- Да.
Он показал мне на мешки.
- Ну, вот тэбэ работа. Смотри, чтоб на совэсть, а то зарэжу, как эту курыцу и суп сварю понэл? – при этом он размахивал той курицей, которую готовил.
Зрелище не для слабонервных! Я посмотрел на него округлившимися глазами, при виде ножа мне опять стало плохо.
- Ик, – у меня открылся рот. – П-понял, – произнес заикаясь.
- Тогда давай! Ну, чего смотрышь? Работай, работай! Мнэ целую дэвизию накормыть надо!
Раздался общий хохот.
Я подсел к остальным и начал работать. Какое-то время сидели молча, русские хлопцы искоса поглядывали на меня. Наконец один из них решился со мной заговорить:
- Ты откуда такой?  Чего-то я не понял. Тебя как зовут, ты сказал?
- Ханс.
- Ты что, пленный? Ребята, выходит к нам «фрица» что ли сюда подсадили? Чего ему здесь делать?!
- Ничего, пусть работает, какая нам разница. Не без дела же ему сидеть. Кормят его, пусть свой хлеб отрабатывает, не даром же его кормить.
- Правильно.
- Ты старайся, старайся, лучше картошку чисть, а то повар Ахмед тебя точно зарэжет, он шутить у нас не любит. Ферштейн? Ты по-русски вроде хорошо понимаешь?
Два дня я помогал на кухне, чистил морковку, капусту, картошку, драил котлы, убирался. Потом меня отправляли с лопатой, копать окопы, строить оборонительные укрепления. Кормили вполне сносно, из общей кухни, вместе со всеми, так что свой хлеб я зарабатывал.
Русские во всю готовились к обороне, проводили связь, строили блиндажи, укрепляли оборонительные сооружения. На много километров протянулись траншеи, соединенные между собой ходами, по какой-то специальной системе, так придумали военные инженеры, всего их было три линии. По крайней мере, было нечто, чего у нас я еще не видел. Постоянно выгружались машины, подвозились снаряды, и другие боеприпасы.

Глава 41
В помещении бывшей сельской школы, где был когда-то кабинет географии, политрук проводил занятия по политической подготовке.
- И так, кто мне скажет какими методами можно морально воздействовать на противника? Рядовой Стаценко?
- Агитация через громкоговорители, распространение листовок…
- Верно. Еще? Работа партизан в тылу является устрашающим фактором для противника, оказывающим на него моральное давление?
Бойцы хором:
- Так точно!
- Наши крупные военные и тактические победы, такие как под Сталинградом, сила нашего оружия, смелость советских солдат, являются фактором, влияющим на противника? 
Снова хором:
- Так точно!
- Среди вас есть те, кто только что прибыл на фронт и еще реально не встречались с живым противником?
Несколько человек подняли руки.
- Так, ясно. Вот что, сидите пока, я скоро приду. Но приду не один, приведу вам пленного, вы сможете задать ему вопросы.
Замполит вышел.
Из рядов раздалось несколько возгласов.
- Что немца?! Живого?!
- Настоящего?!
Один из бойцов, видимо более бывалый.
- Нет, поддельного! Гитлера вам приведут на веревочке, прямо из резиденции, волчьего логова, собственной персоной!
Весь взвод заражается смехом, похожим на дикое ржание.
Дверь открылась и вошли трое: Капитан, Ганс и солдат при оружии охраняющий пленного. Воцарилась полная тишина, солдаты устремили свои взгляд на немца.
Мы вошли в помещение, я смутился,  увидев кучу народа и уставившихся на меня около тридцати пар глаз.
- Ну, что? Вы готовы к общению? – спросил капитан. – Вы можете задавать свои вопросы, – обратился ко мне, – Вы готовы отвечать?
- Да.
- Как видите, наш гость хорошо понимает по-русски, так что можете задавать ему вопросы на родном языке. Не стесняйтесь.
- А как его зовут? Как к нему обращаться?
- Ханс.
- А полное ваше имя, – спросил политрук.
- Краузе, Ханс Вильгельм.
- Сколько вам лет?
- Двадцать три.
- Ваше воинское звание? - снова задал вопрос Александр Васильевич.
- Лейтенант.
- Где вы родились?
- В Штеттене.
Он продолжал.
- С какого времени вы на фронте?
- С 41-го года.
- Кто вы по военной специальности? Где служили?
- Разведчик.
- При каких обстоятельствах вы попали в плен?
- Наша группа попала в засаду.
- И была уничтожена. Так?
- Да.
- Ганс был ранен, наш доктор спас ему жизнь. Это пример гуманного обращения к немецким военнопленным. Вы согласны? – спросил капитан.
- Да, я благодарен вашему доктору.
- Задавайте вопросы.
- Почему ваш Гитлер напал на нашу страну?
- Не знаю. Лучше об этом спросить его самого…нашего фюрера. Я всего лишь солдат, и исполнял приказы своего руководства. Разве вы не поступили бы также?
- А если Гитлер прикажет вам прыгнуть с крыши или с моста и утопится?
Этот вопрос меня развеселил, я улыбнулся, пожав плечами.
- Пришлось бы подчиниться. Если не спрыгнешь, тогда расстреляют, пришлось вы выбирать что лучше, утонуть или получить пулю. Приказы в армии не обсуждаются, они исполняются, вам это известно.
- А разве вы не по собственному желанию взяли в руки оружие? Пошли в эту самую армию.
- Меня не спрашивали. Была объявлена всеобщая воинская мобилизация. Обязаны служить в армии все, кому исполнилось восемнадцать лет. Я и так уклонялся от призыва на военную службу, как мог. Я жить хочу, мне совсем не хочется умирать в двадцать лет. У меня есть ребенок, дочь.
- Как вы относитесь к тому, что вас побили под Москвой и Сталинградом? – один из солдат задал мне вопрос.
Он бы несколько подковыристый, с явной издевкой. Я решил на него ответить достойно.
- Как я к этому отношусь? Как солдат должен относиться к просчетам своего руководства? Молодцы! Это ваша победа, вы ее заслужили.
- Я сейчас покажу вам портреты, – сказал капитан, - вы должны ознакомить наших солдат с высшим военным немецким руководством.
Капитан достает и показывает плакат с нарисованной карикатурой. Раздается общий дружный, веселый хохот и истерический смех. Не удержавшись, я засмеялся вместе со всеми.
- Тихо! – я пытался собраться. - Каждый уважающий себя  русский солдат должен знать наше высшее военное командование в лицо! Я рисовать не умею, только зверушек, поэтому нарисовал как мог. Извините, конечно, – обратил я все в шутку.
Солдаты продолжали смеяться.
- Кто мне скажет,  кто это? – задал я вопрос.
- Гитлер! – ответил голос.
- Правильно. А это? Кто знает? – я едва сдерживался от смеха. - Это Йозеф Геббельс, министр пропаганды! Нет, не могу больше говорить, – махнул рукой. – Ну вас!
Мы весело пообщались, настроение у всех поднялось.
- Все, ладно! Конференция окончена! – сказал замполит. – Спасибо, вы можете идти.
Меня увели.
Если в начале мне было неловко, то к концу встречи, я освоился, и напряжение которое у меня было пропало.
- Ну что? Пообщались? – спросил  капитан. - Что вы можете сказать о нем? Этот немецкий офицер адекватно оценивает обстановку?
- Да. Вполне!- бойцы ответили хором.
- А он ничего себе, – сказал один из солдат - не плохо держался. Завидное чувство юмора! Я вообще не думал, что у немцев еще и чувство юмора есть.
- Откуда он русский так знает?
- Бабушка у него русская, – ответил замполит.
- Он что сынок эмигрантов? Выходит он наполовину русский что ли? Толи я вижу даже рожа на немецкую не похожа!
- Выходит что да. Кто мне скажет, стоит ли привлекать противника на нашу сторону? Рядовой Петров?
- Думаю, что это возможно, в некоторых случаях. Только нужно учитывать некоторые характеристики и индивидуальные особенности данного человека.
- Верно! Я бы вам поставил пятерку. В некоторых случаях противника можно и нужно использовать, если это идет нам на пользу. Игра стоит свеч. Как видите там тоже не дураки, нам приходится иметь дело с умными, образованными, хорошо обученными и подготовленными людьми. Это не надо недооценивать, но и бояться противника не стоит. Это такие же люди и ничто человеческое им не чуждо. Им тоже присуще чувство страха, голода, жажды, усталости, потребность во сне и.т.д., и.т.п.

Продолжение следует...
К части 11-й перейдите по ссылке:
http://www.proza.ru/2009/01/12/7