В потоке жизни

Александр Звягин
Авторы:
Александр Звягин
Александр Ананьев



КАРТИНА 1

Комната. Сквозь сигаретный дым прорисовывается лицо молодого парня лет 25. В его взгляде, устремленном в одну точку, ощущается глубокое разочарование жизнью, которое можно часто видеть у тех, кто зашел в тупик, и не видит никакого выхода из сложившейся ситуации. За окном осень, вечереет.
На столе творческий беспорядок: на краю небрежно лежит любительская камера с открытым экраном, к ней подключены соединительные провода, разбросаны маленькие кассеты от камеры, помятые, исписанные листы бумаги, открытый мобильный телефон.
Герой медленно поворачивает голову и смотрит в окно. Он видит Новый Арбат (или любую другую оживленную улицу): непрерывно движущийся поток машин и людей. Лицо героя показывается крупным планом, и мы видим, как в его глазах отражаются огни проносящихся автомобилей.
Герой полушепотом, без эмоций, словно констатируя факт, произносит слова: «Движение». (Пауза) «Жизнь». И вдруг, словно уловив в этом какой-то знак, и пытаясь разгадать его тайное значение - как ключ к решению своей проблемы, произносит эти слова еще раз, но уже более отчетливо, пытаясь определить их смысл: «Движение. Жизнь». А затем еще раз и еще: «Движение – жизнь. Движение – это жизнь. Жизнь – это движение!» (Внутренний ритм героя ускоряется, одновременно с этим ускоряется и ритм музыки, накаляясь до предела). Его взгляд переходит на экран монитора, и он видит на нем движущуюся заставку: вид Москвы со спутника. (Такую заставку можно часто видеть в ночном эфире телевидения. Заставка на экране компьютера – это взгляд Бога сверху, который видит движение каждого из нас). И это подтверждает правильность его догадки. Он принимает знак, который подала ему жизнь, и начинает действовать.
Решительным движением руки, словно ставя точку, он тушит сигарету, открывает настежь окна, (дым сигарет рассеивается) со стола взлетают пыль, пепел, и помятые бумаги. (Этот фрагмент показан с видеоэффектом «ускоренный ритм» с замедлением скорости движения в конце действия).
В ускоренном ритме он движется в коридор. Остановка. И в обычном ритме он одевает куртку и кепку. В ускоренном ритме он съезжает на лифте, в обычном ритме он выходит из подъезда. (Каждое его движение влечет за собой энергетический световой шлейф, который отражается на экране монитора, будто кто-то сверху следит за ним).
Он выходит из подъезда. Порыв свежего осеннего воздуха, срывая с деревьев листву, словно волна, охватывает его и вздымает его плащ. Он жадно вдыхает этот воздух полной грудью и ощущает свежесть и бодрость. (Все это происходит с эффектом ускоренного движения, но сам вдох происходит в замедленном режиме).
На его бледном безжизненном лице появляется здоровый румянец.


КАРТИНА 2

Город. Спешащие люди. Потоки машин. Камера находит среди толпы нашего героя. Он движется в общем потоке по реке жизни.
Кто-то из прохожих слегка задевает его плечом, и герой меняет направление. Он останавливается, заглядевшись на электронный рекламный щит, на котором идет какая-то реклама, и вдруг, картинка видоизменяется, и он видит ту же самую заставку, что и на мониторе его компьютера, с небольшим изменением: на ней появилась пульсирующая белая точка. Подхваченный толпой, он продолжает двигаться дальше, не отрывая взгляда от экрана, и видит, что точка тоже движется так же, как и он. Герой понимает, что эта точка на экране – и есть он.
Поток движения выносит его на обочину, и перед ним оказывается нищий в клетчатой кепке, старом потертом костюме и рваных башмаках. Он сидит, прислонившись к столбу: оперев руку на колено, он смотрит в сторону, взгляд устремлен в бесконечное пространство. Он словно ждет кого-то. И за мгновение до того, как толпа выносит на обочину героя, нищий переводит на него взгляд, как будто зная, что тот сейчас появится. Глубокий взгляд философа меняется на веселый и озорной. Шепелявя что-то под нос, почесываясь, и шмыгая носом, он встает, направляясь к герою. Он отводит обе руки от груди и протягивает их к нему, раскрывая ладони (жест, который можно понимать двояко: то ли он что-то дает, словно протягивает нечто невидимое, то ли, наоборот, просит). Парень находит мелочь в кармане и кладет ему монеты в ладони. На лице старика появляется крайнее изумление. Он с интересом разглядывает монеты и, переводя взгляд с них на парня, полушепотом, то ли в шутку, то ли всерьез, задает непростой для героя вопрос: «А что это?!». Парень пытается ответить на этот вопрос, но не находит слов. Сомневаясь в правильности обычного ответа, он под конец, просто пожимает плечами. Толпа вновь подхватывает его и уносит дальше.
Вид сверху: поток людей водит его по разным улочкам, и он следует в общей массе, меняя направление и скорость вместе с ней. Камера медленно погружается внутрь толпы, где меняются краски и лица (эффект ускорения с каждой последующей секундой нагнетается). Толпа выносит героя на обочину (обычный режим). Он проносится мимо ночного бара, и за его стеклом он видит длинный плоский телевизор, на экране которого идет показ мод. И вдруг, картинка начинает меняться, и он видит ту же самую заставку, что и на мониторе своего компьютера. Но на нем уже не одна, а две светящиеся движущиеся белые точки. Не останавливаясь, парень оглядывается по сторонам, и вдруг замечает недалеко от него, движущуюся в противоположном направлении девушку. Она тоже смотрит на телевизор в баре, и он понимает, что она видит то же, что и он. Взгляды их встречаются, но толпа тут же уносит их в разных направлениях. На экране телевизора в баре, мы видим, как точки тоже расходятся в разных направлениях.
Толпа выносит героя на обочину. Рядом стоит такси. Облокотившись на машину, стоит таксист в клетчатой кепке и темных очках. Дверь машины открыта. Таксист делает пригласительный жест: «Вас подвести?» Парень садится в машину. Он удобно располагается на заднем сидении. В кабине водителя приглушенный мягкий свет и мерцающая огнями приборная панель. Работает монитор GPS, на нем показана карта улиц города. Машина трогается. Парень смотрит по сторонам. За окном проносятся огни ночного города: люди, машины, витрины магазинов, рекламные щиты… Герой переводит взгляд на экран GPS. На нем знакомая ему картинка, которую он уже видел на мониторе своего компьютера (вид города со спутника). На экране светящаяся точка. И он понимает, что это он. Неожиданно, на экране GPS появляется еще одна светящаяся точка. Он понимает, что кто-то находится где-то рядом, резко поворачивает голову, и взгляд его выхватывает из толпы лицо молодого парня, такого же, как он, в глазах которого поиск. Машина едет дальше. На экране появляется еще одна точка, теперь с другой стороны. Он оборачивается вправо, и, вглядываясь в толпу, видит человека чуть старше, лет 35, с небольшой бородкой и одухотворенным взглядом философа. В пути он замечает появляющиеся точки на мониторе GPS, и новых людей - то с одной стороны дороги, то с другой. И он чувствует какую-то родственную связь с ними, они все ему, почему-то очень знакомы.
Он смотрит на экран. Экран GPS постепенно наплывает, заполняя всю картинку. Музыка выходит на первый план. Она завораживает и как бы разговаривает со зрителем, раскрывая секреты мироздания. Точки двигаются в определенном ритме, соответствуя вибрациям музыки, кружатся, сближаются, расходятся. Они образуют то галактики, то новые созвездия. Точки появляются, некоторые исчезают, некоторые едва мерцают, а некоторые вдруг неожиданно ярко вспыхивают. (Действие происходит около 3-5 минут. Это фильм внутри фильма. Гипнотизирующая, завораживающая, действующая на подсознание зрителя музыка и заставка). Постепенно светящиеся точки начинают выстраиваться в круг, в котором не хватает одной точки. Неожиданно резкий оклик, как бы за кадром, как встряска, выводящий зрителя из сна: «СТОЙ!» Музыка прекращается. Герой кладет руку на плечо водителя, и тот останавливает машину. Из-под тёмных очков водитель смотрит в зеркало на парня. (Взгляд тёплый, понимающий - взгляд друга! Эти глаза мы уже видели. В конце картины станет понятно, кто он такой).
За окном уже рассвет. (Символизирующий начало нового этапа, новой жизни. Звуки воркующих голубей. Бодрящий осенний воздух. Скользящие, согревающие лучи солнца, пробивающиеся сквозь деревья. Утренний ветерок, играющий с маленькими листочкам на тротуаре). За окном герой видит кафе. Рядом с кафе, на улице, за круглым столом, сидит небольшая группа людей, которая что-то вдохновлено обсуждает. Среди них особенно выделяется человек в клетчатой шляпе, коричневой замшевой куртке, светлой рубашке, и ярко-красном шарфе, перекинутым через плечо. Он, как видно, - режиссер. И, судя по всему, разговор идет о будущем кинофильме. Герой выходит из автомобиля и направляется к ним.


КАРТИНА 3

Голос героя за кадром: «Жизнь – это поток, и лишь отдавшись его течению, ты познаешь всю мудрость божественного пути». (Голос героя за кадром с эффектом искажения. Приятного тембра. Это одновременно его голос, и не его, его мысль и чья-то еще).
Он подходит к группе людей, и садится за стол. Его появление никого не удивляет, как будто все его уже ждали. Он пытается вникнуть в разговор. Все лица ему знакомы – это те люди, которых он видел этой ночью. На столе какая-то бумага - чертеж какой-то декорации или схемы. Режиссер что-то говорит, объясняет.
Герой пытается вникнуть, склоняясь над чертежом. Он включается в разговор, и уже все вместе они обсуждают съемку нового фильма. Подняв голову, герой вдруг встречается глазами с девушкой, которую вчера увидел в толпе, и чей взгляд он так хорошо запомнил. Мимолетный взгляд между ними дает понять зрителю о зарождающемся чувстве. Оживленный разговор продолжается.
Вид стола сверху. Камера наезжает на чертеж (в его центре круг, над ним написано название будущего фильма – «В потоке жизни»). Круг превращается в знакомую нам заставку со светящимися точками. На этот раз они уже образуют полный круг. Точки начинают светиться, своим светом заполняют пространство, отделяющее их друг от друга, и соединяются в яркосветящийся круг. Круг уходит. (Ощущение что фильм закончился. Затемнение, которое держится несколько секунд).
(Резко включилась камера, будто кто-то случайно нажал на кнопку). Утро того же дня. Воркуют голуби. Мы видим нищего, который сидит на скамеечке. Камера приближается к нему, и мы видим крупным планом уже знакомые нам глаза. Он смотрит на нас и улыбается такой искрящийся улыбкой, которая может быть только у Бога.
Звук воркующих голубей в утренней тишине.

28.10.2007