Это Солнце пишет мои картины!

Соловьева
От эскиза до осуществления картины очень далеко. За это сколько творческих задумок, идей, озарений и догадок переживает художник!
Даже ошибки, идущие от души, идут от Бога! Заблуждения художника часто говорят нам о том, насколько он человечен, любит ли людей, как относится к своей жизни.
Владимир Ильич  Витко – человек, несомненно, талантливый, добрый, жизнелюбивый , щедрый : около ста картин Владимир Витко  дарит Витебску, около 200 картин - любимому  Слуцку, городу, от которого художник недалеко родился.
Недавно в зале современного искусства  на ул. Белобородова состоялась выставка В.И. Витко, празднующего свой 75-летний юбилей!
На этой выставке были представлены работы в разных жанрах и в разных техниках :  от инсталляций с глубоким философским смыслом до широких полотен на космические и исторические темы.

Вот, например, «Кинетическая инсталляция»: на фоновом квадрате серого цвета расположился ещё один квадрат из проволоки, а ведь квадрат- это знак мироздания, дома, Родины. В белорусском орнаменте  квадрат символизирует  хату.
Вбитые в квадрат гвозди образуют крест, да, тот самый, который мы все несём. Гильза от снаряда превращена в колокол, который плачет по нас! Огонь в парафиновых стаканах напоминает нам о том, чтобы мы хранили память и очищали душу!
«Если мы забудем прошлое, - говорит художник, оно может повториться: тот же фашизм, та же война!»



Не может не впечатлить и инсталляция «Чёрная карусель»: на каждой спице перевёрнутого зонта подвешено по деревянной фигурке, напоминающей  человека.
Зонт-  грозовая туча войны, а люди- игрушки фортуны!
В центре выставочного зала был расположен триптих: «Поклонение», «Отрицание», «Наказание»- математическим и духовным центром картины является Иисус Христос,- фигура                Бога-сына настолько упрощена, что напоминает свечу. Фигуры людей, склонённые к Христу, тоже упрощены.
Но поскольку вся наша жизнь строится на  противоречиях, то другая картина, в противовес «Поклонению» , называется «Отрицание»: фигуры в ужасе отшатнулись от Христа. Всех, кто не принимает Бога, ждёт наказание. На картине же «Наказание» ввиду того, что все люди грешны, Бог толкает их в ад! Они низко склонили головы, словно тянут груз ошибок или покорно несут свой крест.
Некоторые работы В.Витко поражают своей упрощённостью и статичностью, некоторые- сочностью красок и мощью ритма, но все работы заставляют зрителя задуматься.
Часто В.Витко ритм своих картин подчёркивает белыми арабесками.
«Белый цвет,- говорит Владимир Ильич,  -это  нарядность пространства: белые облака, белые валуны, белые берёзы . Почему на моих  картинах, -задаёт  сам себе риторический вопрос Владимир Витко,- нередко встречается и серый цвет? Серый цвет- это цвет страха. Я жил в сталинские времена , когда людей нередко увозили чёрные «вороны» Этот страх преследует меня на протяжении всей моей жизни Конечно,  художник должен жить в большом городе, способствующем его развитию. Но что-то изменить в своей жизни мне мешала нерешительность».
Многие картины В. Витко построены по принципу спирали: а ведь спираль- это символ движения воды, колёс, облаков,- всё движется вокруг ядра своей клетки.
-Кстати,- признаётся В.Витко,- я поклоняюсь  не Богу, а Солнцу. Отчего идут войны? Оттого ,  что  Бога не могут поделить! Пусть лучше, как я , Солнцу поклоняются! Это не я пишу мои картины, это Солнце их пишет! А если у меня что-то не получается, значит, клетки не созрели.
-Правда ли, что  быт мешает художнику рисовать? Творец должен быть одиноким и свободным?- интересуюсь я.
-Нет, - возражает Владимир Ильич, -мне  жена никогда не мешала, наоборот, только способствовала, во всём помогала. Отрекись от жены - и сам  себе готовь щи? Оставь супругу - и сам себе стирай? Нет уж,  пусть всё будет  по- человечески: и дети, и жена, и внуки…
-Каждый мозг неповторим,  -считает художник. -Ничьё восприятие не совпадает с моим : либо оно гораздо ниже моего,- тогда мне этот человек совсем неинтересен, либо- гораздо выше, и тогда уже этот человек становится для меня  недоступным.
-Владимир Ильич,- почему на Ваших картинах часто появляется образ чёрной дыры?- спрашиваю я.
Чёрная дыра - гигантская планета, огромнейшая энергия. Она засасывает Галактику и может даже забрать всю Солнечную Систему.
В.Витко  любит писать картины на контрастах .Вот «Деревня»- одна из самых лучших работ художника: сельцо, забытое и Богом, и людьми, но и там есть жизнь, и там светятся жёлтенькие окошечки.
Какие великолепные оттенки серого цвета,- их  так много! В серых, палевых и голубых тонах создана и картина «Космический дождь» .Очень необычен сюжет картины  «Белое солнце»- о человеке, у которого нет лица, потому что идёт  энергетический распад!
Как любит Владимир Ильич эклектику, как ему нравится смешивать разные техники и направления: рядом с космосом картина в стиле наивного реализма:  в лиловой машине, стилизованной под детскую кроватку, едут жених и невеста! Сколько радости и счастья,- пронести бы через всю жизнь это высокое чувство влюблённости друг в друга .А вот вполне реалистическая картина «Детство»: на тёмно-зелёном фоне, сгущённом  до черноты, как на картине «Лунная ночь на Днепре» А.Куинджи,
видны удары светло-зелёного цвета. Но центром картины является лошадь, нарисованная в особенном ракурсе: на фоне лошади стоит малыш с самодельной машинкой и его отец, возвращающийся с косьбы. И рядом «Фуршет»-картина абстрактного плана : рюмка и рыба взаимно проникают друг в друга.
Хотя в творчестве Витко преобладают картины» сурового» стиля и печальных сюжетов, Владимир Ильич считает, что на выставке должны быть и весёлые, и грустные картины , потому что так ближе к жизни.
Никого не может оставить равнодушным картина «Братья по разуму», как неповторимостью идеи, так и оригинальностью композиции.
-Владимир Ильич, как родился замысел этой картины?
-Я был на съезде художников, -рассказывает Владимир Ильич, и в третьем ряду увидел знакомого скульптора, читающего газетную статью «Дельфин и человек». Оказывается,  после наступления ледника человек вынужден был жить у воды, у него появились плавники и хвост, и он превратился в дельфина.
Решив создать картину «Братья по разуму», я построил необычную композицию: человек и дельфин плывут рядом, прижавшись лицом к лицу.
Я стремился к тому, чтобы ни один цвет не вырывался из колорита. В художественном произведении всё должно быть гармоничным: идея, композиция, свет, мысль.
Но главная изюминка здесь в том, что человека и дельфина разделяет только одна линия : у них по одному глазу смотрят на нас, по одному уху слушают нас.
-  Я никогда ни у классиков, ни у современников не видела такой работы, как Ваш «Крест».
-По канону,  -говорит Владимир Ильич,- человек кладёт свой крест на плечо,
а я сделал наоборот: человек стоит вначале креста.
Красный цвет креста символизирует кровавый путь человечества в истории, белый-  бесконечность, чёрный- безграничность Вселенной.
Творчество В.Витко очень разнообразно по тематике: тут и поцелуй Иуды как выражение мысли:»Лучше не родиться, чем стать предателем», и «Газовая атака» как обострённая отзывчивость на события в современном мире, и «Грешница», наказанная молнией, и «Глаз» как подача идеи:»Не глаз видит, а мозг», и «Памяти Высоцкого», и «Больница» и многие другие.
-Я написал столько работ в разных жанрах и  разных техниках, но никогда ничего не выдумывал, не высасывал из пальца, темы видел в окружающей среде, сюжеты брал из жизни.
Когда мы шли с художником из мастерской на остановку, Владимир Ильич несколько раз останавливался  и фотографировал то трещину на асфальте: увидел в ней бегущую девушку; то облупившуюся штукатурку, потому что в ней обнаружил группы людей, обсуждающих взволновавшее их событие.
-Боже мой!- подумала  я.- Какое это счастье иметь в 75 лет такую молодую, отзывчивую и постоянно развивающуюся душу! Как важно уметь так видеть, чувствовать и жить!